Невероятно, но факт!

Часть 13

Были усовершенствованы нагрузочные костюмы «Пингвин», которые очень полюбились космонавтам. В этих костюмах они не только работали «днем», но и спали «ночью».

Особые приборы — электростимуляторы с помощью слабых электроимпульсов заставляли сокращаться различные группы мышц и тем самым поддерживать их высокий тонус. Был создан и такой агрегат, как «вакуумная емкость», который вызывал отток крови от головы к ногам и помогал сердечнососудистой системе человека работать более или менее нормально, принимая этот отток за вес крови. Были разработаны и другие эффективные средства борьбы с нежелательными последствиями влияния невесомости на человеческий организм.

Вскоре после завершения работы, связанной с полетом космического корабля «Союз-9», всем, кто участвовал в ней, был предоставлен очередной отпуск.

Получили отпуск и мы с Алексеем Елисеевым и решили провести его в туристской поездке по стране вместе со своими семьями на своих автомашинах.

Маршрут выбирали на объединенном семейном совете. Решили побывать в Прибалтике, посетить такие замечательные города, как Таллин, Рига, Вильнюс. Далее собирались перебраться в Белоруссию и побывать в Минске, Бресте, заехать в Беловежскую пущу. Планировали также поездку в Ленинград, а по дороге познакомиться с историческими памятниками Пскова, Новгорода, обязательно завернув в село Михайловское — к Пушкину, а если позволит время, после Ленинграда очень хотели посетить Петрозаводск и Кижи.

Каждый член семейного совета предлагал свой маршрут, свои пункты, называл свои заветные цели путешествия. Хотелось удовлетворить всех, потому и маршрут получился несколько сумбурный, сложный и, может быть, не самый оптимальный.

Первым пунктом нашего путешествия был Таллин. Там проводились соревнования по подводной охоте. Как вицепрезидент федерации подводного спорта, я должен был открыть эти соревнования.

В Таллин мы прибыли вовремя, как раз к моменту открытия.

Как и было предусмотрено протоколом, я объявил о начале соревнования, а потом не выдержал искушения и сам облачился в спортивные доспехи, которые всегда вожу с собой во время отпуска. И тут же ринулся в воду. Однако, чтобы рассчитывать на победу, нужно хорошо знать местные условия. Я их не знал. Но к финишу хоть и с трудом, но все же добрался. И не с пустыми руками. Это позволило мне занять скромное место в середине таблицы. Но я был доволен. Ведь главный олимпийский принцип не победа, а участие.

В ходе нашей поездки мне еще раз удалось поохотиться под водой — на Тракайском озере. Тут моим трофеем была солидная щука весом почти в полпуда, и я пожалел, что не попалась она мне в ходе соревнований под Таллином. Вот тогда бы мой авторитет вицепрезидента был бы значительно выше. Ну да, как говорится, лучше поздно, чем никогда…

Путешествие нам удалось на славу. Как договорились, мы не связывали себя заранее разработанным маршрутом. Ехали туда, куда хотелось, задерживались на длительное время там, где было особенно интересно. Предпочитали остановки делать на лоне природы, избегали гостиниц, обед готовили на костре.

В поездке встретили много хороших людей, гостеприимных и внимательных, без забот которых мы не смогли бы за столь короткое время так много увидеть, узнать, пережить.

Для членов наших семей эта поездка осталась приятным воспоминанием на всю жизнь. Для нас с Алексеем это путешествие было еще и проверкой на совместимость перед новой совместной работой в космосе. И эту проверку мы выдержали. Это был редкий отпуск, который удалось провести так, как хотелось.

Вернувшись в Москву, в Звездный, мы с новыми силами и еще большим энтузиазмом включились в подготовку к новым космическим экспериментам, связанным с запуском долговременной орбитальной станции «Салют» и транспортных кораблей «Союз».

Общий план их был таков: сначала выводится на орбиту станция «Салют», несколько дней она летает в автоматическом режиме, и с помощью телеметрии проверяется ее надежность и работоспособность.

Затем к «Салюту» летит космический корабль «Союз-10».

Одна из основных задач этого полета — проверка модифицированного корабля «Союз-» как транспортного средства доставки экипажа на борт орбитальной космической станции «Салют».

Этот полет должен был явиться как бы генеральной репетицией и проверкой всего комплекса перед началом длительной работы станции в пилотируемом варианте. Предполагалось, что «Союз-10» совершит посадку на Землю в ночное время. Отработка ночной посадки и системы поиска корабля была необходима, поскольку во время длительной работы станции могла возникнуть «нештатная» ситуация, требующая немедленного спуска экипажа на Землю, и лучше было проверить все его особенности предварительно, в условиях, когда экипаж не устал от длительного полета.

После некоторого перерыва к станции должен был стартовать корабль «Союз-11», перед экипажем которого ставилась задача перейти из корабля на станцию и работать на ней в течение 20—24 суток.

Этот план был утвержден, намечены точные сроки его проведения и составлены экипажи — основные и дублирующие.

Нам с Алексеем Елисеевым было предложено войти в состав первого экипажа корабля «Союз-10». Третьим назначался инженер — Николай Рукавишников.

Новый член нашего экипажа — Николай Николаевич Рукавишников очень быстро сработался с нами. Грамотный и толковый специалист, инженерконструктор, человек весьма любознательный и увлеченный своим новым делом, он был рационализатором, как говорится, до мозга костей. Ни минуты не мог обойтись без того, чтобы не внести какое-либо предложение по улучшению техники или методики работы с ней. Его способность мастерить была уникальной. Из чего угодно он мог смастерить любую, особо нужную в данный момент вещь.

«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов

Часть 14

Честный, добросовестный, предельно откровенный и очень общительный, он сразу полюбился нам и органично влился в наш маленький коллектив. После двух-трех тренировок мы все трое уже понимали друг друга с полуслова, а еще через некоторое время и вообще обходились без слов, только обменивались выразительными взглядами… Нам предстояло хорошо изучить не только модифицированный корабль «Союз», но и…

Часть 15

На партийном собрании космонавтов и тружеников космодрома мы с Алексеем и другими нашими товарищами рассказывали о работе XXIV съезда партии, о его исторических решениях. Привычная деловая обстановка космодрома сразу заставила нас перейти на жесткий предстартовый режим. Появились вновь марлевые повязки на лицах всех тех, кто нас окружал. Контакты со специалистами были сведены к необходимому минимуму….

Часть 16

Рисковать не стали, да и хотели проверить потщательнее — почему так произошло с мачтой? На другой день старт корабля состоялся секунда в секунду. Ракета пошла вверх, и уже ничто не могло ее остановить. В третий раз переживал я старт в космос. Чувствовал себя уверенно. Не сомневался в надежности нашей космической техники. Верил в товарищей по…

Часть 17

Мы доложили на Землю о выполнении первой части нашего задания и приступили к работе по второй части — проверили состояние соединительных цепей, всех рабочих систем станции. Экипаж наш работал собранно, слаженно, напряженно, мы с Алексеем старались облегчить работу Николая Николаевича, пытались освободить его от выполнения некоторых операций. Он быстро разгадал нашу хитрость. — Что вы…

Часть 18

Свечение за бортом усиливается, теперь мы видим настоящее пламя, но это горит уже теплозащитная обшивка корабля. Наверное, со стороны наш спускаемый аппарат похож сейчас на летящий болид. Перегрузки усиливаются. Дышать становится трудно. Вокруг что-то шипит, гудит, аппарат наш дрожит, на стеклах иллюминаторов играют оранжево-красные отблески пламени. Впечатление куда более сильное, чем в момент дневного спуска…

Часть 19

Георгий Тимофеевич Добровольский — летчик-истребитель. Перед приходом в отряд космонавтов был начальником политотдела авиационного полка. Прекрасно знал свое дело, умел общаться с людьми, был требовательным и серьезным начальником. В отряд мы пришли с ним одновременно. Вместе проходили медицинскую комиссию. Вместе приступили к занятиям. Вместе прыгали с парашютом и сдавали зачеты по летной подготовке. Георгий очень…

Часть 11

Перед участниками экспедиции на корабле «Союз-9» ставилась главная цель — получить всесторонние данные о воздействии на человеческий организм более длительной невесомости, чем подвергались космонавты в полетах до сих пор. А также и необходимые материалы для дальнейшего совершенствования систем жизнеобеспечения космических кораблей и будущих орбитальных станций. Полет корабля «Союз-9» планировался на 18 суток. До 1 июня…

Часть 12

Фотографии, выполненные космонавтами во время этого полета, позволили ученым уточнить геологические карты некоторых районов нашей страны, направление течений в Мировом океане, помогли в разработке новых методов долгосрочного прогнозирования погоды. Николаев и Севастьянов провели несколько интересных метеорологических экспериментов, в том числе и комплексный, совместно с научноисследовательским судном «Академик Ширшов» и метеорологическим спутником системы «Метеор». Он заключался…

Часть 1

Летом и осенью 1969 года у нас в Звездном и на космодроме Байконур шла усиленная подготовка к последовательным стартам трех кораблей «Союз». 11 октября мы проводили в космос Шонина и Кубасова. На следующий день стартовали Филипченко, Волков и Горбатко. Особенно все радовались за Виктора Горбатко. Он был «последним из могикан» — из тех, кто пришел…

Часть 2

И вот старт! Отрабатывают двигатели первой, а затем и второй ступени. Пауза мне кажется значительно короче, чем в первом полете, и снова нарастают перегрузки. Третья ступень выводит нас на орбиту… Следим за открытием панелей солнечных батарей, антенн. Корабль приводится в рабочее состояние. Нас поздравляют с выходом на орбиту, и сразу же мы слышим голоса друзей….

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!