Часть 15
На партийном собрании космонавтов и тружеников космодрома мы с Алексеем и другими нашими товарищами рассказывали о работе XXIV съезда партии, о его исторических решениях.
Привычная деловая обстановка космодрома сразу заставила нас перейти на жесткий предстартовый режим.
Появились вновь марлевые повязки на лицах всех тех, кто нас окружал. Контакты со специалистами были сведены к необходимому минимуму. Спортивные «азартные» игры, даже такие, как волейбол или теннис, не говоря уж о баскетболе или футболе, во избежание травм были нам противопоказаны. И я занимался бегом. Даже в день старта вместо зарядки пробежал свою новую норму — 10 километров.
19 апреля мы проводили в полет орбитальную станцию «Салют». А через пять дней подошла и наша очередь. Нас провожали наши друзья — Алексей Леонов, Валерий Кубасов, Георгий Добровольский, Вадим Волков, Виктор Пацаев и другие.
И вот мы уже в кабине готового к старту корабля «Союз-10». Все идет по плану. Каждый из нас выполняет свои обязанности по проверке бортовых систем. Часы мерно отсчитывают минуты и секунды, оставшиеся до старта. Голос оператора по громкой связи предупреждает нас и всю стартовую команду о часовой готовности… получасовой… пятнадцатиминутной…
Мы уже приготовились услышать команду «Ключ на старт», но вместо нее нам выдали — «Ремни затянуть потуже, приготовиться к эвакуации. Старт откладывается на сутки!».
Знакомая команда. Я ее уже слышал один раз, когда готовился к старту на «Союзе-4». Тогда она страшно меня огорчила, а сейчас даже и не расстроила… Обеспокоенно посмотрел только на Николая Николаевича Рукавишникова — это его первый старт.
Вижу, переживает, наверное, думает — все пропало. Захотелось подбодрить его: «Не вешай носа, все будет в порядке! Завтра полетим обязательно!»
Рукавишников промолчал. Алексей добродушно пошутил:
— Вечно с тобой происходят неприятности. Все люди как люди. Улетают с первого раза. А у тебя то одно, то другое. Понятное дело — тринадцатый номер!
Так, обмениваясь репликами, мы ожидали, когда снова будут сведены фермы и стартовики поднимутся к нам, откроют люк и мы покинем наш корабль.
Конечно, чувствовали мы себя неважно. Но я был твердо уверен: как и в первый раз, все будет хорошо. Наш полет состоится обязательно.
Когда мы спустились вниз, нам объяснили причину задержки — одна из мачт по команде оператора не отошла от ракеты. Можно было дать старт и в таком положении — в момент подъема ракеты мачта отошла бы сама. Но подобное явление наблюдалось впервые.
«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов
Георгий Тимофеевич Добровольский — летчик-истребитель. Перед приходом в отряд космонавтов был начальником политотдела авиационного полка. Прекрасно знал свое дело, умел общаться с людьми, был требовательным и серьезным начальником. В отряд мы пришли с ним одновременно. Вместе проходили медицинскую комиссию. Вместе приступили к занятиям. Вместе прыгали с парашютом и сдавали зачеты по летной подготовке. Георгий очень…
Честный, добросовестный, предельно откровенный и очень общительный, он сразу полюбился нам и органично влился в наш маленький коллектив. После двух-трех тренировок мы все трое уже понимали друг друга с полуслова, а еще через некоторое время и вообще обходились без слов, только обменивались выразительными взглядами… Нам предстояло хорошо изучить не только модифицированный корабль «Союз», но и…
Рисковать не стали, да и хотели проверить потщательнее — почему так произошло с мачтой? На другой день старт корабля состоялся секунда в секунду. Ракета пошла вверх, и уже ничто не могло ее остановить. В третий раз переживал я старт в космос. Чувствовал себя уверенно. Не сомневался в надежности нашей космической техники. Верил в товарищей по…
Мы доложили на Землю о выполнении первой части нашего задания и приступили к работе по второй части — проверили состояние соединительных цепей, всех рабочих систем станции. Экипаж наш работал собранно, слаженно, напряженно, мы с Алексеем старались облегчить работу Николая Николаевича, пытались освободить его от выполнения некоторых операций. Он быстро разгадал нашу хитрость. — Что вы…
Свечение за бортом усиливается, теперь мы видим настоящее пламя, но это горит уже теплозащитная обшивка корабля. Наверное, со стороны наш спускаемый аппарат похож сейчас на летящий болид. Перегрузки усиливаются. Дышать становится трудно. Вокруг что-то шипит, гудит, аппарат наш дрожит, на стеклах иллюминаторов играют оранжево-красные отблески пламени. Впечатление куда более сильное, чем в момент дневного спуска…
И вот старт! Отрабатывают двигатели первой, а затем и второй ступени. Пауза мне кажется значительно короче, чем в первом полете, и снова нарастают перегрузки. Третья ступень выводит нас на орбиту… Следим за открытием панелей солнечных батарей, антенн. Корабль приводится в рабочее состояние. Нас поздравляют с выходом на орбиту, и сразу же мы слышим голоса друзей….
Наиболее сложным этапом было осуществление сближения в полосе тени Земли. Однако световые маяки позволяли нам хорошо контролировать расстояние между кораблями. Дальность их видимости оказалась гораздо большей, чем видимость корабля на освещенной части Земли, особенно на пестром фоне поверхности нашей планеты. Надо сказать, что день 14 октября был самым сложным и трудным в нашем полете, заполненным…
Последующий анализ фотографий, полученных из космоса и с самолета, показал высокую эффективность космической съемки. На фотографиях, сделанных из космоса с высоты 200—300 километров, исчезают мелкие детали земной поверхности, но зато более явственно выступают глобальные явления — тектонические разломы земной коры, сбросы, трещины, складчатые, кольцевые и купольные структуры, которые на снимках, сделанных с самолета, обычно не…
Мы внимательно вслушивались в доклады Шонина и Кубасова и хорошо представляли себе, что происходит на корабле в данное время. Вот космонавты заняли свои места перед пультом управления кораблем. Закрыли переходной люк в орбитальный отсек и проверили его герметичность. Сбросили давление из орбитального отсека. «Открыли дверь» в космос и выждали некоторое время, чтобы убедиться в том,…
Прошли еще сутки. Пора было готовиться к посадке. Имея уже достаточный опыт, мы быстро справились с выполнением штатных работ. Используя небольшой резерв времени, я решил укрепить спицу штурвала переходного люка, которую так неосторожно повредил перед стартом. Большой необходимости для такого ремонта не было, но… лишняя гарантия никогда не вредит… Внимательно осмотрел место поломки и занялся…