Невероятно, но факт!

Часть 16

Рисковать не стали, да и хотели проверить потщательнее — почему так произошло с мачтой?

На другой день старт корабля состоялся секунда в секунду. Ракета пошла вверх, и уже ничто не могло ее остановить.

В третий раз переживал я старт в космос. Чувствовал себя уверенно. Не сомневался в надежности нашей космической техники. Верил в товарищей по полету.

Так уж получилось, что первый раз я стартовал один, во второй — вместе с Алексеем Елисеевым, а вот сейчас нас трое в кабине космического корабля.

Нам с Алексеем было интересно наблюдать за реакцией Николая Николаевича. На его лице можно было легко прочитать и удивление и восторг…

Он без конца повторял:

— Здорово! Ух, как здорово!

После выхода на орбиту проверили все системы корабля, а затем начали готовиться к сближению с орбитальной станцией «Салют».

Для этого необходимо было после анализа фактических траекторий полета корабля и станции произвести необходимые расчеты и получить данные от нашего Центра управления полетом, координационно-вычислительного центра, командноизмерительного комплекса. По их данным мы в расчетное время провели необходимые операции по ориентации корабля и включению его двигательной установки с целью перехода на орбиту встречи с орбитальной станцией «Салют».

Когда расстояние между станцией и кораблем сократилось до определенного предела — три-пять километров, мы приступили к следующему этапу сближения с использованием автоматической системы. Алексей вел необходимые расчеты, Николай Николаевич контролировал точность работы двигательной установки, я наблюдал за динамикой сближения.

И вот до «Салюта» осталось всего около 150 метров.

Станция была хорошо видна, сближение шло по графику. Мы отключили автоматику и перешли на ручное управление. Настала моя очередь вновь выполнить этот ответственный элемент задания — стыковку корабля, только на этот раз не с таким же кораблем, как наш, а с огромной станцией.

Эта операция выполнялась впервые, и я старался проделать все как можно точнее, ювелирнее. Алексей и Николай Николаевич помогали мне, контролируя работу систем корабля, измеряя дальность и скорость сближения, сравнивая результаты с показаниями приборов.

Размеры станции быстро увеличиваются. В космосе она кажется огромной, намного больше, чем на Земле. Подошли к ней совсем близко. Алексей и Николай Николаевич внимательно осматривают стыковочный узел станции, антенны, панели солнечных батарей.

Я включил двигатель на разгон и осуществил причаливание и стыковку. Маневр был знакомый, проводился он по той же схеме, что и стыковка двух «Союз-ов». Я действовал на этот раз еще более спокойно и хладнокровно. Да и все операции по самой стыковке и контролю за всеми системами корабля втроем осуществлять было значительно легче, чем одному. В момент касания корабля и станции мы почувствовали легкий удар и услышали трение металла о металл. Ощутили покачивание корабля. Но скоро все успокоилось. Сработали замки сцепления, произошли стягивание и жесткая стыковка корабля и станции.


«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов

Часть 14

Честный, добросовестный, предельно откровенный и очень общительный, он сразу полюбился нам и органично влился в наш маленький коллектив. После двух-трех тренировок мы все трое уже понимали друг друга с полуслова, а еще через некоторое время и вообще обходились без слов, только обменивались выразительными взглядами… Нам предстояло хорошо изучить не только модифицированный корабль «Союз», но и…

Часть 15

На партийном собрании космонавтов и тружеников космодрома мы с Алексеем и другими нашими товарищами рассказывали о работе XXIV съезда партии, о его исторических решениях. Привычная деловая обстановка космодрома сразу заставила нас перейти на жесткий предстартовый режим. Появились вновь марлевые повязки на лицах всех тех, кто нас окружал. Контакты со специалистами были сведены к необходимому минимуму….

Часть 17

Мы доложили на Землю о выполнении первой части нашего задания и приступили к работе по второй части — проверили состояние соединительных цепей, всех рабочих систем станции. Экипаж наш работал собранно, слаженно, напряженно, мы с Алексеем старались облегчить работу Николая Николаевича, пытались освободить его от выполнения некоторых операций. Он быстро разгадал нашу хитрость. — Что вы…

Часть 18

Свечение за бортом усиливается, теперь мы видим настоящее пламя, но это горит уже теплозащитная обшивка корабля. Наверное, со стороны наш спускаемый аппарат похож сейчас на летящий болид. Перегрузки усиливаются. Дышать становится трудно. Вокруг что-то шипит, гудит, аппарат наш дрожит, на стеклах иллюминаторов играют оранжево-красные отблески пламени. Впечатление куда более сильное, чем в момент дневного спуска…

Часть 19

Георгий Тимофеевич Добровольский — летчик-истребитель. Перед приходом в отряд космонавтов был начальником политотдела авиационного полка. Прекрасно знал свое дело, умел общаться с людьми, был требовательным и серьезным начальником. В отряд мы пришли с ним одновременно. Вместе проходили медицинскую комиссию. Вместе приступили к занятиям. Вместе прыгали с парашютом и сдавали зачеты по летной подготовке. Георгий очень…

Часть 12

Фотографии, выполненные космонавтами во время этого полета, позволили ученым уточнить геологические карты некоторых районов нашей страны, направление течений в Мировом океане, помогли в разработке новых методов долгосрочного прогнозирования погоды. Николаев и Севастьянов провели несколько интересных метеорологических экспериментов, в том числе и комплексный, совместно с научноисследовательским судном «Академик Ширшов» и метеорологическим спутником системы «Метеор». Он заключался…

Часть 13

Были усовершенствованы нагрузочные костюмы «Пингвин», которые очень полюбились космонавтам. В этих костюмах они не только работали «днем», но и спали «ночью». Особые приборы — электростимуляторы с помощью слабых электроимпульсов заставляли сокращаться различные группы мышц и тем самым поддерживать их высокий тонус. Был создан и такой агрегат, как «вакуумная емкость», который вызывал отток крови от головы…

Часть 1

Летом и осенью 1969 года у нас в Звездном и на космодроме Байконур шла усиленная подготовка к последовательным стартам трех кораблей «Союз». 11 октября мы проводили в космос Шонина и Кубасова. На следующий день стартовали Филипченко, Волков и Горбатко. Особенно все радовались за Виктора Горбатко. Он был «последним из могикан» — из тех, кто пришел…

Часть 2

И вот старт! Отрабатывают двигатели первой, а затем и второй ступени. Пауза мне кажется значительно короче, чем в первом полете, и снова нарастают перегрузки. Третья ступень выводит нас на орбиту… Следим за открытием панелей солнечных батарей, антенн. Корабль приводится в рабочее состояние. Нас поздравляют с выходом на орбиту, и сразу же мы слышим голоса друзей….

Часть 3

Наиболее сложным этапом было осуществление сближения в полосе тени Земли. Однако световые маяки позволяли нам хорошо контролировать расстояние между кораблями. Дальность их видимости оказалась гораздо большей, чем видимость корабля на освещенной части Земли, особенно на пестром фоне поверхности нашей планеты. Надо сказать, что день 14 октября был самым сложным и трудным в нашем полете, заполненным…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!