Невероятно, но факт!

Часть 17

Мы доложили на Землю о выполнении первой части нашего задания и приступили к работе по второй части — проверили состояние соединительных цепей, всех рабочих систем станции.

Экипаж наш работал собранно, слаженно, напряженно, мы с Алексеем старались облегчить работу Николая Николаевича, пытались освободить его от выполнения некоторых операций. Он быстро разгадал нашу хитрость.

— Что вы меня жалеете? — набросился он на нас. — Дайте мне вдоволь наработаться!

Он заявил, что чувствует себя прекрасно и просит использовать его на все сто процентов. Состояние невесомости пришлось ему по душе, и он к нему быстро приспособился.

Временами Николай Николаевич отрывался от работы, заглядывал в иллюминатор, и тогда мы с Алексеем слышали уже привычное: «Ух ты, здорово-то как!»

Наш полет в состыкованном состоянии со станцией продолжался примерно 5 часов. Расставались с ней с грустью, позавидовали тем, кому придется поработать на самой станции, поработать хорошо, по-настоящему и довольно долго — более трех недель!

Вторую космическую ночь в корабле спали только мы с Алексеем. Николай Николаевич, как и когда-то Евгений Хрунов, провел всю ночь у иллюминатора —¦ работал и набирался впечатлений.

Назавтра впервые в практике пилотируемых полетов испытывалась новая схема посадки — включение тормозной двигательной установки и приземление в условиях темноты.

Весь заход на посадку космического корабля в ночное время напомнил мне посадку самолета в сложных метеорологических условиях — работали только по приборам, полностью доверяя их показаниям.

Молча поглядывали друг на друга в ожидании прохождения той или иной команды. Мы с Алексеем еще на Земле рассказывали Николаю Николаевичу о наших ощущениях при предыдущих спусках. И сейчас, чтобы избежать неожиданностей, предупреждали его о том, что ждет нас в следующую минуту.

Впрочем, даже приобретенный опыт в двух полетах не давал оснований быть равнодушными наблюдателями происходящего. После отработки тормозного двигателя все трое напряженно ждали момента, когда же на пульте управления зажжется транспарант «разделение».

Слышим сильный хлопок — это сработали пиропатроны и отделили от спускаемого аппарата орбитальный отсек и двигательную установку.

Пока все тихо и в иллюминаторах чернота. Но что это? Вокруг нас вдруг все начинает светиться. Невольно взглянул на часы, неужели приземляемся не в расчетное время и уже начался рассвет?

Нет, все правильно, спуск идет по графику, за бортом должна быть ночь. Почему же тогда так светло? Ведь перегрузок нет, значит, в плотные слои атмосферы еще

не вошли, и теплозащитный слой не горит. Что же это такое? Такого еще никто не наблюдал при спуске. Потом мы поняли — это светились ионизированные частицы разреженного воздуха. Днем их слабый свет не заметен, а вот ночью… удивительное зрелище!

Наконец послышался гул, и мы почувствовали, как нас вдавливает в кресла.

«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов

Часть 14

Честный, добросовестный, предельно откровенный и очень общительный, он сразу полюбился нам и органично влился в наш маленький коллектив. После двух-трех тренировок мы все трое уже понимали друг друга с полуслова, а еще через некоторое время и вообще обходились без слов, только обменивались выразительными взглядами… Нам предстояло хорошо изучить не только модифицированный корабль «Союз», но и…

Часть 15

На партийном собрании космонавтов и тружеников космодрома мы с Алексеем и другими нашими товарищами рассказывали о работе XXIV съезда партии, о его исторических решениях. Привычная деловая обстановка космодрома сразу заставила нас перейти на жесткий предстартовый режим. Появились вновь марлевые повязки на лицах всех тех, кто нас окружал. Контакты со специалистами были сведены к необходимому минимуму….

Часть 16

Рисковать не стали, да и хотели проверить потщательнее — почему так произошло с мачтой? На другой день старт корабля состоялся секунда в секунду. Ракета пошла вверх, и уже ничто не могло ее остановить. В третий раз переживал я старт в космос. Чувствовал себя уверенно. Не сомневался в надежности нашей космической техники. Верил в товарищей по…

Часть 18

Свечение за бортом усиливается, теперь мы видим настоящее пламя, но это горит уже теплозащитная обшивка корабля. Наверное, со стороны наш спускаемый аппарат похож сейчас на летящий болид. Перегрузки усиливаются. Дышать становится трудно. Вокруг что-то шипит, гудит, аппарат наш дрожит, на стеклах иллюминаторов играют оранжево-красные отблески пламени. Впечатление куда более сильное, чем в момент дневного спуска…

Часть 19

Георгий Тимофеевич Добровольский — летчик-истребитель. Перед приходом в отряд космонавтов был начальником политотдела авиационного полка. Прекрасно знал свое дело, умел общаться с людьми, был требовательным и серьезным начальником. В отряд мы пришли с ним одновременно. Вместе проходили медицинскую комиссию. Вместе приступили к занятиям. Вместе прыгали с парашютом и сдавали зачеты по летной подготовке. Георгий очень…

Часть 10

Многие страны, в том числе и Советский Союз, Англия, Франция, предложили правительству США свою помощь. Морские корабли этих стран были готовы принять участие в спасении астронавтов, если посадка «Аполлона» произошла бы в тех районах Мирового океана, где не было поисковоспасательных средств США. В момент посадки во избежание радиопомех по всему миру был объявлен период «радиомолчания»…

Часть 11

Перед участниками экспедиции на корабле «Союз-9» ставилась главная цель — получить всесторонние данные о воздействии на человеческий организм более длительной невесомости, чем подвергались космонавты в полетах до сих пор. А также и необходимые материалы для дальнейшего совершенствования систем жизнеобеспечения космических кораблей и будущих орбитальных станций. Полет корабля «Союз-9» планировался на 18 суток. До 1 июня…

Часть 12

Фотографии, выполненные космонавтами во время этого полета, позволили ученым уточнить геологические карты некоторых районов нашей страны, направление течений в Мировом океане, помогли в разработке новых методов долгосрочного прогнозирования погоды. Николаев и Севастьянов провели несколько интересных метеорологических экспериментов, в том числе и комплексный, совместно с научноисследовательским судном «Академик Ширшов» и метеорологическим спутником системы «Метеор». Он заключался…

Часть 13

Были усовершенствованы нагрузочные костюмы «Пингвин», которые очень полюбились космонавтам. В этих костюмах они не только работали «днем», но и спали «ночью». Особые приборы — электростимуляторы с помощью слабых электроимпульсов заставляли сокращаться различные группы мышц и тем самым поддерживать их высокий тонус. Был создан и такой агрегат, как «вакуумная емкость», который вызывал отток крови от головы…

Часть 1

Летом и осенью 1969 года у нас в Звездном и на космодроме Байконур шла усиленная подготовка к последовательным стартам трех кораблей «Союз». 11 октября мы проводили в космос Шонина и Кубасова. На следующий день стартовали Филипченко, Волков и Горбатко. Особенно все радовались за Виктора Горбатко. Он был «последним из могикан» — из тех, кто пришел…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!