Часть 4
Последующий анализ фотографий, полученных из космоса и с самолета, показал высокую эффективность космической съемки. На фотографиях, сделанных из космоса с высоты 200—300 километров, исчезают мелкие детали земной поверхности, но зато более явственно выступают глобальные явления — тектонические разломы земной коры, сбросы, трещины, складчатые, кольцевые и купольные структуры, которые на снимках, сделанных с самолета, обычно не просматриваются.
«Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии», — сказал поэт. Только по фотографиям, сделанным из космоса, удалось проследить широкую полосу разломов земной коры, перерезающую почти всю Африку с юга на север, определить, что складчатая структура Уральских гор не заканчивается Мугоджарами, а продолжается еще дальше к югу в сторону среднеазиатских пустынь. Только из космоса удалось четко различить структуру Горного Алтая, что позволило более целенаправленно вести там разведку рудных ископаемых, которые, как правило, размещаются вдоль границ и на пересечениях этих разломов. Таких примеров можно привести много.
Из расчетов ученых следует, что только результаты геологических исследований, проведенных из космоса, очень скоро могут окупить все расходы по созданию искусственных спутников Земли и орбитальных станций. Один из специалистов НАСА считает, что отчисления от эксплуатации месторождений, обнаруженных из космоса, в ближайшее время могут составить более двух миллиардов долларов в год…
Но не меньшую прибыль смогут принести работы по картографированию земной поверхности из космоса.
Уже первые экспериментальные наблюдения с орбиты космонавтов — не таких уж больших специалистов в области геоморфологии — показали перспективность поиска из космоса наиболее экономных трасс для железных и шоссейных дорог, газо и нефтепроводов, площадок для строительства новых заводов и фабрик, поселков и городов, выбора речных створов для создания плотин и строительства гидростанций. Космонавты могли также зафиксировать во время полета очаги лесных пожаров, районы особенно сильного загрязнения воздушной среды, участки морей и океанов, покрытые нефтяной пленкой.
На фотографиях, которые были сделаны космонавтами с борта космических кораблей, специалисты сумели распознать участки земной поверхности, которые подвергаются интенсивному разрушению водной и ветровой эрозией, леса и поля, страдающие от нашествия больших масс насекомыхвредителей, и т. п.
Все это позволяет надеяться, что создание орбитальных станций поможет наладить на Земле еще более эффективную службу охраны природной среды.
Но я отвлекся и хочу вернуться к нашим наблюдениям во время полета на корабле «Союз-8».
После окончания основных экспериментов по проверке надежности автономных средств и различных методик сближения корабли были разведены на значительные расстояния друг ог друга, чтобы иметь возможность наблюдать и фотографировать одни и те же земные объекты через короткие промежутки времени. Это должно было позволить получить опыт наблюдения за развитием какоголибо интересного явления в атмосфере Земли. Ведь одиночный корабль или метеорологический спутник имеет возможность пролетать над одним и тем же объектом только одиндва раза в сутки.
После выполнения маневра на расхождение с включением основной двигательной установки мы стали свидетелями необычного явления. Когда я перешел в орбитальный отсек и взглянул в иллюминатор, то увидел на фоне черного неба яркую длинную белую полосу, протянувшуюся за нашим кораблем на несколько километров, она состояла из крупных светящихся частиц величиной до сантиметра в диаметре. Это светились, повидимому, пары и крупные капли несгоревшего топлива. Двигатель выключался до выхода из тени, и солнечные лучи, еще не появившиеся из-за горизонта, ярко освещали наш «хвост». Зрелище было изумительным и совершенно для меня необычным — такого я никогда ни раньше, ни в будущем уже больше не наблюдал.
Немедленно позвал Алексея, и мы некоторое время вместе любовались этим явлением. Однако след этот довольно быстро исчез, растворился…
15 октября экипаж «Союза-6» готовился провести уникальный эксперимент — сварку металлов в открытом космосе различными способами. В орбитальном отсеке на корабле была установлена сварочная камера «Вулкан».
«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов
Честный, добросовестный, предельно откровенный и очень общительный, он сразу полюбился нам и органично влился в наш маленький коллектив. После двух-трех тренировок мы все трое уже понимали друг друга с полуслова, а еще через некоторое время и вообще обходились без слов, только обменивались выразительными взглядами… Нам предстояло хорошо изучить не только модифицированный корабль «Союз», но и…
На партийном собрании космонавтов и тружеников космодрома мы с Алексеем и другими нашими товарищами рассказывали о работе XXIV съезда партии, о его исторических решениях. Привычная деловая обстановка космодрома сразу заставила нас перейти на жесткий предстартовый режим. Появились вновь марлевые повязки на лицах всех тех, кто нас окружал. Контакты со специалистами были сведены к необходимому минимуму….
Рисковать не стали, да и хотели проверить потщательнее — почему так произошло с мачтой? На другой день старт корабля состоялся секунда в секунду. Ракета пошла вверх, и уже ничто не могло ее остановить. В третий раз переживал я старт в космос. Чувствовал себя уверенно. Не сомневался в надежности нашей космической техники. Верил в товарищей по…
Мы доложили на Землю о выполнении первой части нашего задания и приступили к работе по второй части — проверили состояние соединительных цепей, всех рабочих систем станции. Экипаж наш работал собранно, слаженно, напряженно, мы с Алексеем старались облегчить работу Николая Николаевича, пытались освободить его от выполнения некоторых операций. Он быстро разгадал нашу хитрость. — Что вы…
Свечение за бортом усиливается, теперь мы видим настоящее пламя, но это горит уже теплозащитная обшивка корабля. Наверное, со стороны наш спускаемый аппарат похож сейчас на летящий болид. Перегрузки усиливаются. Дышать становится трудно. Вокруг что-то шипит, гудит, аппарат наш дрожит, на стеклах иллюминаторов играют оранжево-красные отблески пламени. Впечатление куда более сильное, чем в момент дневного спуска…
Георгий Тимофеевич Добровольский — летчик-истребитель. Перед приходом в отряд космонавтов был начальником политотдела авиационного полка. Прекрасно знал свое дело, умел общаться с людьми, был требовательным и серьезным начальником. В отряд мы пришли с ним одновременно. Вместе проходили медицинскую комиссию. Вместе приступили к занятиям. Вместе прыгали с парашютом и сдавали зачеты по летной подготовке. Георгий очень…
Перед участниками экспедиции на корабле «Союз-9» ставилась главная цель — получить всесторонние данные о воздействии на человеческий организм более длительной невесомости, чем подвергались космонавты в полетах до сих пор. А также и необходимые материалы для дальнейшего совершенствования систем жизнеобеспечения космических кораблей и будущих орбитальных станций. Полет корабля «Союз-9» планировался на 18 суток. До 1 июня…
Фотографии, выполненные космонавтами во время этого полета, позволили ученым уточнить геологические карты некоторых районов нашей страны, направление течений в Мировом океане, помогли в разработке новых методов долгосрочного прогнозирования погоды. Николаев и Севастьянов провели несколько интересных метеорологических экспериментов, в том числе и комплексный, совместно с научноисследовательским судном «Академик Ширшов» и метеорологическим спутником системы «Метеор». Он заключался…
Были усовершенствованы нагрузочные костюмы «Пингвин», которые очень полюбились космонавтам. В этих костюмах они не только работали «днем», но и спали «ночью». Особые приборы — электростимуляторы с помощью слабых электроимпульсов заставляли сокращаться различные группы мышц и тем самым поддерживать их высокий тонус. Был создан и такой агрегат, как «вакуумная емкость», который вызывал отток крови от головы…
Летом и осенью 1969 года у нас в Звездном и на космодроме Байконур шла усиленная подготовка к последовательным стартам трех кораблей «Союз». 11 октября мы проводили в космос Шонина и Кубасова. На следующий день стартовали Филипченко, Волков и Горбатко. Особенно все радовались за Виктора Горбатко. Он был «последним из могикан» — из тех, кто пришел…