Невероятно, но факт!

Часть 5

Мы внимательно вслушивались в доклады Шонина и Кубасова и хорошо представляли себе, что происходит на корабле в данное время. Вот космонавты заняли свои места перед пультом управления кораблем. Закрыли переходной люк в орбитальный отсек и проверили его герметичность.

Сбросили давление из орбитального отсека. «Открыли дверь» в космос и выждали некоторое время, чтобы убедиться в том, что в орбитальном отсеке не осталось воздуха. Затем включили дистанционную систему управления сварочным аппаратом и с его помощью сварили бруски металлов различными способами. Когда эта работа была закончена, Шонин и Кубасов снова задраили входную дверь. Когда давление выровнялось, космонавты смогли войти в орбитальный отсек. Они сняли сваренные пластины и перенесли их в спускаемый аппарат, чтобы доставить на Землю и передать ученым.

Этот эксперимент имел большое значение для дальнейшего развития космонавтики. Вопервых, он свидетельствовал о том, что в открытом космосе возможно вести работы, связанные с нагревом и расплавлением металла. Более того, он подтвердил предположения ученыхтехнологов о том, что сварка в космосе может быть более эффективной, чем на Земле.

На Земле сварке мешает кислород воздуха, под действием которого на поверхности соединяемых металлов создается пусть очень тоненькая, но все же ощутимая окисная пленка. В космосе же, в условиях абсолютного вакуума, поверхность свариваемых металлов сохраняет идеальную чистоту.

Но и это еще не все — в космосе оказался возможным способ «холодной» сварки металлов, когда две пластинки, войдя в тесный контакт, прочно слипались друг с другом.

Следовательно, в космосе можно проводить сварочные и монтажные работы разными способами, а это значит, в случае необходимости можно производить ремонт отдельных поврежденных деталей корабля, соединять несколько блоков, доставленных на орбиту, в одно целое — то есть монтировать большие орбитальные станции. Короче говоря, создание «эфирных» городов на орбите, о которых мечтал Циолковский, переставало быть просто фантазией ученого.

Вовторых, эксперимент позволял думать, что в космосе возможно создание специальных производств, в которых в полной мере использовались бы необычные условия космоса — невесомость, вакуум и низкие температуры.

В таких условиях, как предполагали ученые, можно было бы создавать новые, необычные материалы, как, например, «пенистую сталь» — легкую, как алюминий, и прочную, как обычная земная сталь; удивительные сплавы — скажем, металлов с пластмассами или керамикой, сверхчистые и весьма крупные кристаллы для электронной промышленности, идеально точные шарики для подшипников, различные медикаменты и т. д. и т. п.

Ученые стали подумывать и о том, что в будущем можно будет перенести на космические орбиты целые заводы, которые используют на Земле вакуумную и криогенную технологии. Ведь для того чтобы получить на Земле в небольшой камере разрежение порядка 109 миллиметра ртутного столба, французским ученым потребовались три механических насоса для грубой откачки газа, два титановых сублимационных насоса, один турбомолекулярный насос.

Стоимость такой сложной установки составила около двух миллионов фунтоз стерлингов. А в тысячу раз более высокий вакуум на корабле «Союз-6» был достигнут путем «простого» открытия люка орбитального отсека в космос. Правда, для этого нужно было… подняться на космическую орбиту.

После завершения главного эксперимента своей программы экипаж «Союз-а6» начал готовиться к посадке и 16 октября в 12 часов 52 минуты московского времени приземлился в 180 километрах северозападнее города Караганды.

На следующий день, завершив выполнение своей программы научнотехнических и медикобиологических исследований, в 12 часов 26 минут в 155 километрах северозападнее Караганды приземлился космический корабль «Союз-7».

В основном мы тоже завершили все работы по намеченной программе. Чувствовали себя превосходно, не ощущали никаких недомоганий, даже голова перестала болеть и пришла почти в нормальное состояние. Мы провели ряд навигационных наблюдений и экспериментов и получили много новых, неожиданных данных, используя которые можно было надеяться уменьшить требуемое время и повысить надежность выполнения ориентации корабля на теневой стороне Земли.

«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов

Часть 14

Честный, добросовестный, предельно откровенный и очень общительный, он сразу полюбился нам и органично влился в наш маленький коллектив. После двух-трех тренировок мы все трое уже понимали друг друга с полуслова, а еще через некоторое время и вообще обходились без слов, только обменивались выразительными взглядами… Нам предстояло хорошо изучить не только модифицированный корабль «Союз», но и…

Часть 15

На партийном собрании космонавтов и тружеников космодрома мы с Алексеем и другими нашими товарищами рассказывали о работе XXIV съезда партии, о его исторических решениях. Привычная деловая обстановка космодрома сразу заставила нас перейти на жесткий предстартовый режим. Появились вновь марлевые повязки на лицах всех тех, кто нас окружал. Контакты со специалистами были сведены к необходимому минимуму….

Часть 16

Рисковать не стали, да и хотели проверить потщательнее — почему так произошло с мачтой? На другой день старт корабля состоялся секунда в секунду. Ракета пошла вверх, и уже ничто не могло ее остановить. В третий раз переживал я старт в космос. Чувствовал себя уверенно. Не сомневался в надежности нашей космической техники. Верил в товарищей по…

Часть 17

Мы доложили на Землю о выполнении первой части нашего задания и приступили к работе по второй части — проверили состояние соединительных цепей, всех рабочих систем станции. Экипаж наш работал собранно, слаженно, напряженно, мы с Алексеем старались облегчить работу Николая Николаевича, пытались освободить его от выполнения некоторых операций. Он быстро разгадал нашу хитрость. — Что вы…

Часть 18

Свечение за бортом усиливается, теперь мы видим настоящее пламя, но это горит уже теплозащитная обшивка корабля. Наверное, со стороны наш спускаемый аппарат похож сейчас на летящий болид. Перегрузки усиливаются. Дышать становится трудно. Вокруг что-то шипит, гудит, аппарат наш дрожит, на стеклах иллюминаторов играют оранжево-красные отблески пламени. Впечатление куда более сильное, чем в момент дневного спуска…

Часть 19

Георгий Тимофеевич Добровольский — летчик-истребитель. Перед приходом в отряд космонавтов был начальником политотдела авиационного полка. Прекрасно знал свое дело, умел общаться с людьми, был требовательным и серьезным начальником. В отряд мы пришли с ним одновременно. Вместе проходили медицинскую комиссию. Вместе приступили к занятиям. Вместе прыгали с парашютом и сдавали зачеты по летной подготовке. Георгий очень…

Часть 4

Последующий анализ фотографий, полученных из космоса и с самолета, показал высокую эффективность космической съемки. На фотографиях, сделанных из космоса с высоты 200—300 километров, исчезают мелкие детали земной поверхности, но зато более явственно выступают глобальные явления — тектонические разломы земной коры, сбросы, трещины, складчатые, кольцевые и купольные структуры, которые на снимках, сделанных с самолета, обычно не…

Часть 6

Прошли еще сутки. Пора было готовиться к посадке. Имея уже достаточный опыт, мы быстро справились с выполнением штатных работ. Используя небольшой резерв времени, я решил укрепить спицу штурвала переходного люка, которую так неосторожно повредил перед стартом. Большой необходимости для такого ремонта не было, но… лишняя гарантия никогда не вредит… Внимательно осмотрел место поломки и занялся…

Часть 7

Еще спускаясь по лесенке из вертолета на землю, я приметил в толпе маленького паренька, который деловито шнырял между взрослыми фоторепортерами со своим аппаратом и старательно снимал нас с Алексеем. После первых приветствий и поцелуев, крепких объятий с друзьями я снова увидел этого паренька и подозвал его к себе. Он солидно представился — Олег Казанцев, ученик…

Часть 8

Еще в первом полете я подумал о том, как бы заменить крепления, имеющие «постоянное место прописки», на переносные устройства. Вспомнились резинки с крючками, которые использовались при прыжках с парашютом для раскрытия клапанов ранца. Во второй полет я взял с собой несколько таких резинок и попробовал приспособить их для крепления различных приборов и бортового журнала. Получилось…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!