Невероятно, но факт!






купонлар.ру

Часть 9

Астронавты Гордон и Бин пробыли на Луне более суток (31 час 31 минуту) и дважды выходили из корабля на поверхность Луны. «Прогулки» длились каждая почти по четыре часа, астронавты удалялись от корабля примерно на полкилометра и даже сумели посетить место прилунения американского аппарата «Сервейер-3». Сняли с него несколько приборов, откололи пробы различных материалов с обшивки корпуса, отбили кусочек зеркала и все это доставили на Землю.

11 апреля 1970 года на Луну стартовала еще одна экспедиция на космическом корабле «АполлонХШ». В ее экипаж входили опытный Джеймс Ловелл и новички — Джон Суиджерт и Фред Хейс. Из-за происшедшей на борту корабля аварии экспедиция не выполнила поставленных перед нею задач — была отменена высадка астронавтов на поверхность Луны, и только благодаря исключительному мужеству членов экипажа и действенной помощи Центра управления она не закончилась трагедией…

Эта экспедиция дает наглядный пример того, как много неожиданностей таит в себе космическое путешествие и как малейшие ошибки и просчеты, любая непредусмотрительность приводят к серьезным последствиям.

Неприятности начались еще на стартовой площадке. Примерно за неделю до старта было обнаружено, что в одном из баллонов с гелием, который используется в вытеснительной системе подачи топлива в двигатель посадочной ступени лунной кабины, в нерасчетном режиме поднимается давление.

Это могло привести в полете к аварии. Работы приостановили, но после проверки пришли к выводу, что ничего особо страшного не произошло, и подготовка была продолжена. Почти одновременно с этим происшествием случилось и другое — заболел краснухой Чарльз Дыок — член дублирующего экипажа. Он заразился ею, побывав в гостях у своего друга, у которого краснухой болел ребенок.

Проверили всех астронавтов на иммунитет к краснухе и обнаружили, что двое из них имеют такой иммунитет, а один — Маттингли, пилот основного блока, — нет. Врачи категорически заявили — Маттингли лететь на Луну не должен, поскольку он может заболеть краснухой во время полета и окажется неспособным управлять основным отсеком. Отсрочка старта до окончания 21дневного инкубационного периода влекла бы за собой почти миллионные дополнительные расходы, и было решено заменить Маттингли членом дублирующего экипажа — Джоном Суиджертом.

После нескольких совместных тренировок командир корабля Джеймс Ловелл дал согласие на такую замену.

Стартовал «АполлонXIII» в расчетное время, и первые двое суток полета прошли нормально. Правда, возникали отдельные небольшие неполадки, но экипаж быстро и энергично их устранял. Казалось, ничто не предвещало большой беды… Однако…

Утром 14 апреля, когда корабль находился в 330 тысячах километров от Земли и в 91 тысяче километров от Луны, астронавты услышали сильный хлопок, после которого на пульте управления загорелся аварийный сигнал. Потом уже на Земле было выяснено, что в результате короткого замыкания вспыхнула изоляция, прожгла стенки одного из кислородных баллонов, и он, взорвался. Взрывом был поврежден и другой кислородный баллон. Из строя вышли сразу два топливных элемента.

Экипаж оказался в трудном положении. Подсчеты показывали, что кислорода, воды и электроэнергии все же может хватить до возвращения на Землю, но только при условии строжайшей экономии в их расходовании. Была отменена высадка астронавтов на Луну. Центр решил возвратить корабль на Землю по самой экономичной траектории. Но для этого корабль должен был продолжить свой полет к Луне и, только обогнув ее, устремиться к Земле.

Ловеллу и Хейсу предложили перейти в лунную кабину и использовать ее и как «спасательную шлюпку», и как «буксир», направляющий движение корабля, так как опасались включать двигатели основного блока…

Экипаж в эти трудные минуты действовал очень хладнокровно и решительно. Астронавты выключили все системы, потребляющие электроэнергию, без которых можно было бы обойтись. В кабине стало темно, резко понизилась температура, но астронавты держались достойно. В таком состоянии корабль приблизился к Земле. После выполнения всех подготовительных работ к спуску астронавты перешли в основной блок, так как лунный модуль должен был сгореть в плотных слоях атмосферы Земли.

«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов

Часть 14

Честный, добросовестный, предельно откровенный и очень общительный, он сразу полюбился нам и органично влился в наш маленький коллектив. После двух-трех тренировок мы все трое уже понимали друг друга с полуслова, а еще через некоторое время и вообще обходились без слов, только обменивались выразительными взглядами… Нам предстояло хорошо изучить не только модифицированный корабль «Союз», но и…

Часть 15

На партийном собрании космонавтов и тружеников космодрома мы с Алексеем и другими нашими товарищами рассказывали о работе XXIV съезда партии, о его исторических решениях. Привычная деловая обстановка космодрома сразу заставила нас перейти на жесткий предстартовый режим. Появились вновь марлевые повязки на лицах всех тех, кто нас окружал. Контакты со специалистами были сведены к необходимому минимуму….

Часть 16

Рисковать не стали, да и хотели проверить потщательнее — почему так произошло с мачтой? На другой день старт корабля состоялся секунда в секунду. Ракета пошла вверх, и уже ничто не могло ее остановить. В третий раз переживал я старт в космос. Чувствовал себя уверенно. Не сомневался в надежности нашей космической техники. Верил в товарищей по…

Часть 17

Мы доложили на Землю о выполнении первой части нашего задания и приступили к работе по второй части — проверили состояние соединительных цепей, всех рабочих систем станции. Экипаж наш работал собранно, слаженно, напряженно, мы с Алексеем старались облегчить работу Николая Николаевича, пытались освободить его от выполнения некоторых операций. Он быстро разгадал нашу хитрость. — Что вы…

Часть 18

Свечение за бортом усиливается, теперь мы видим настоящее пламя, но это горит уже теплозащитная обшивка корабля. Наверное, со стороны наш спускаемый аппарат похож сейчас на летящий болид. Перегрузки усиливаются. Дышать становится трудно. Вокруг что-то шипит, гудит, аппарат наш дрожит, на стеклах иллюминаторов играют оранжево-красные отблески пламени. Впечатление куда более сильное, чем в момент дневного спуска…

Часть 19

Георгий Тимофеевич Добровольский — летчик-истребитель. Перед приходом в отряд космонавтов был начальником политотдела авиационного полка. Прекрасно знал свое дело, умел общаться с людьми, был требовательным и серьезным начальником. В отряд мы пришли с ним одновременно. Вместе проходили медицинскую комиссию. Вместе приступили к занятиям. Вместе прыгали с парашютом и сдавали зачеты по летной подготовке. Георгий очень…

Часть 1

Летом и осенью 1969 года у нас в Звездном и на космодроме Байконур шла усиленная подготовка к последовательным стартам трех кораблей «Союз». 11 октября мы проводили в космос Шонина и Кубасова. На следующий день стартовали Филипченко, Волков и Горбатко. Особенно все радовались за Виктора Горбатко. Он был «последним из могикан» — из тех, кто пришел…

Часть 13

Были усовершенствованы нагрузочные костюмы «Пингвин», которые очень полюбились космонавтам. В этих костюмах они не только работали «днем», но и спали «ночью». Особые приборы — электростимуляторы с помощью слабых электроимпульсов заставляли сокращаться различные группы мышц и тем самым поддерживать их высокий тонус. Был создан и такой агрегат, как «вакуумная емкость», который вызывал отток крови от головы…

Часть 2

И вот старт! Отрабатывают двигатели первой, а затем и второй ступени. Пауза мне кажется значительно короче, чем в первом полете, и снова нарастают перегрузки. Третья ступень выводит нас на орбиту… Следим за открытием панелей солнечных батарей, антенн. Корабль приводится в рабочее состояние. Нас поздравляют с выходом на орбиту, и сразу же мы слышим голоса друзей….

Часть 3

Наиболее сложным этапом было осуществление сближения в полосе тени Земли. Однако световые маяки позволяли нам хорошо контролировать расстояние между кораблями. Дальность их видимости оказалась гораздо большей, чем видимость корабля на освещенной части Земли, особенно на пестром фоне поверхности нашей планеты. Надо сказать, что день 14 октября был самым сложным и трудным в нашем полете, заполненным…

Все права защищены ©2006-2017. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru