Невероятно, но факт!

Часть 12

Фотографии, выполненные космонавтами во время этого полета, позволили ученым уточнить геологические карты некоторых районов нашей страны, направление течений в Мировом океане, помогли в разработке новых методов долгосрочного прогнозирования погоды. Николаев и Севастьянов провели несколько интересных метеорологических экспериментов, в том числе и комплексный, совместно с научноисследовательским судном «Академик Ширшов» и метеорологическим спутником системы «Метеор».

Он заключался в следующем: космонавты сделали три серии снимков облачного слоя по трассе следования этого судна. Первая серия была сделана на подходе к судну, другая — точно над ним, а третья — впереди него. В это же самое время с судна были запущены шарызонды, которые позволили сделать «вертикальный разрез атмосферы», а пролетавший над морским и космическим кораблями спутник «Метеор» сделал фотографии этого района с высоты 650 километров.

В программу полета корабля «Союз-9» входили биологические эксперименты и визуальные наблюдения с орбиты за земными объектами.

Космонавты вели постоянные и регулярные наблюдения за состоянием своего организма. Кроне того, за ними постоянно наблюдали медики, которые с помощью многочисленных датчиков фиксировали на Земле и работу сердечнососудистой системы космонавтов и изменения, которые происходили в мышечной ткани и костях скелета.

Во время этого полета изучался водносолевой обмен в условиях невесомости, а также вегетативные реакции, психологическая устойчивость человека, болевая и другие виды чувствительности…

Медики применяли в этом полете новейшие методологические приемы, позволяющие вскрывать физиологические механизмы приспособления организма человека к факторам космического полета.

Результаты полета обогатили науку о Земле и вселенной новыми интересными данными. Дали ученым пищу для размышлений и прогнозов дальнейшего развития многих земных наук и космонавтики.

Но, пожалуй, самым важным можно считать то, что они доказали возможность проведения весьма длительных пилотируемых полетов без ущерба для здоровья космонавтов. Во время этого полета оба космонавта — и «опытный» Николаев и «новичок» Севастьянов, слетавший в космос впервые, чувствовали себя нормально, хорошо работали, хорошо отдыхали. Однако период адаптации к условиям невесомости у них был различный. Николаев освоился в космосе быстрее, чем Севастьянов.

Но если на протяжении всего полета космонавты не испытывали особых трудностей, то возвращение на Землю и обратное привыкание к земным условиям проходило у них непросто. Оказалось, что человеческий организм гораздо быстрее привыкает к невесомости, чем потом отвыкает от нее и снова адаптируется к привычным земным условиям.

После завершения полета мы встречали Николаева и Севастьянова на одном из подмосковных аэродромов. Оттуда их сразу перевезли в Центр подготовки космонавтов и поместили в профилакторий, в котором космонавты пробыли почти три недели под непрерывным наблюдением врачей, изучавших процесс их реадаптации.

Оба космонавта ощущали довольно сильные боли в мышцах — они отвыкли от земной тяжести. Им все время казалось, что на них действуют перегрузки в две — две с половиной единицы.

Врачи констатировали, что во время полета А. Г. Николаев потерял в весе 2,7 килограмма, а В. И. Севастьянов 3,9 килограмма. У них почти на 12 процентов уменьшился объем сердца, заметно сократились в своем объеме и мышцы, особенно ног, которые, по существу, были «безработными». А вот мышцы рук остались почти без изменений, полностью сохранилась их сила — руки в полете все время были в работе, все передвижения по отсекам совершались с помощью рук, а не ног.

Вывод ученых был единодушным — вполне возможны и еще более длительные полеты в космосе, но для этого нужно увеличить во время полета нагрузку на сердечнососудистую систему и все группы мышц. Однако космические корабли типа «Союз» не располагали достаточным «жизненным пространством» для этого, а потому их целесообразно использовать для сравнительно коротких орбитальных полетов (до двух недель) или как транспортные средства для доставки экипажей на орбитальные станции, которые по своим размерам будут значительно больше кораблей «Союз» и где можно создать более комфортабельные условия для длительных полетов космонавтов. Этот вывод скоро полностью подтвердился.

На нашей первой орбитальной долговременной станции «Салют» были установлены специальные тренажеры, которые давали достаточно высокую нагрузку на все мышцы человеческого тела. На ней появилась «бегущая дорожка», на которой космонавты могли осуществлять «многокилометровые» пробежки (бег на месте в течение одногодвух часов). Сложные системы эспандеров и амортизаторов позволяли проводить упражнения по «поднятию тяжестей» (с нагрузками в несколько десятков килограммов).

«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов

Часть 17

Мы доложили на Землю о выполнении первой части нашего задания и приступили к работе по второй части — проверили состояние соединительных цепей, всех рабочих систем станции. Экипаж наш работал собранно, слаженно, напряженно, мы с Алексеем старались облегчить работу Николая Николаевича, пытались освободить его от выполнения некоторых операций. Он быстро разгадал нашу хитрость. — Что вы…

Часть 18

Свечение за бортом усиливается, теперь мы видим настоящее пламя, но это горит уже теплозащитная обшивка корабля. Наверное, со стороны наш спускаемый аппарат похож сейчас на летящий болид. Перегрузки усиливаются. Дышать становится трудно. Вокруг что-то шипит, гудит, аппарат наш дрожит, на стеклах иллюминаторов играют оранжево-красные отблески пламени. Впечатление куда более сильное, чем в момент дневного спуска…

Часть 19

Георгий Тимофеевич Добровольский — летчик-истребитель. Перед приходом в отряд космонавтов был начальником политотдела авиационного полка. Прекрасно знал свое дело, умел общаться с людьми, был требовательным и серьезным начальником. В отряд мы пришли с ним одновременно. Вместе проходили медицинскую комиссию. Вместе приступили к занятиям. Вместе прыгали с парашютом и сдавали зачеты по летной подготовке. Георгий очень…

Часть 14

Честный, добросовестный, предельно откровенный и очень общительный, он сразу полюбился нам и органично влился в наш маленький коллектив. После двух-трех тренировок мы все трое уже понимали друг друга с полуслова, а еще через некоторое время и вообще обходились без слов, только обменивались выразительными взглядами… Нам предстояло хорошо изучить не только модифицированный корабль «Союз», но и…

Часть 15

На партийном собрании космонавтов и тружеников космодрома мы с Алексеем и другими нашими товарищами рассказывали о работе XXIV съезда партии, о его исторических решениях. Привычная деловая обстановка космодрома сразу заставила нас перейти на жесткий предстартовый режим. Появились вновь марлевые повязки на лицах всех тех, кто нас окружал. Контакты со специалистами были сведены к необходимому минимуму….

Часть 16

Рисковать не стали, да и хотели проверить потщательнее — почему так произошло с мачтой? На другой день старт корабля состоялся секунда в секунду. Ракета пошла вверх, и уже ничто не могло ее остановить. В третий раз переживал я старт в космос. Чувствовал себя уверенно. Не сомневался в надежности нашей космической техники. Верил в товарищей по…

Часть 1

Летом и осенью 1969 года у нас в Звездном и на космодроме Байконур шла усиленная подготовка к последовательным стартам трех кораблей «Союз». 11 октября мы проводили в космос Шонина и Кубасова. На следующий день стартовали Филипченко, Волков и Горбатко. Особенно все радовались за Виктора Горбатко. Он был «последним из могикан» — из тех, кто пришел…

Часть 2

И вот старт! Отрабатывают двигатели первой, а затем и второй ступени. Пауза мне кажется значительно короче, чем в первом полете, и снова нарастают перегрузки. Третья ступень выводит нас на орбиту… Следим за открытием панелей солнечных батарей, антенн. Корабль приводится в рабочее состояние. Нас поздравляют с выходом на орбиту, и сразу же мы слышим голоса друзей….

Часть 3

Наиболее сложным этапом было осуществление сближения в полосе тени Земли. Однако световые маяки позволяли нам хорошо контролировать расстояние между кораблями. Дальность их видимости оказалась гораздо большей, чем видимость корабля на освещенной части Земли, особенно на пестром фоне поверхности нашей планеты. Надо сказать, что день 14 октября был самым сложным и трудным в нашем полете, заполненным…

Часть 4

Последующий анализ фотографий, полученных из космоса и с самолета, показал высокую эффективность космической съемки. На фотографиях, сделанных из космоса с высоты 200—300 километров, исчезают мелкие детали земной поверхности, но зато более явственно выступают глобальные явления — тектонические разломы земной коры, сбросы, трещины, складчатые, кольцевые и купольные структуры, которые на снимках, сделанных с самолета, обычно не…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!