Часть 14
Когда наша делегация прибыла в очередной раз в США, встретивший нас на аэродроме Том Стаффорд отвел меня в сторону и обеспокоенно рассказал о той оголтелой кампании, которая была развернута в США против ЭПАСа.
— Ты же знаешь, — сказал мне Том, — что ни у меня, ни у наших ребят, ни у НАСА нет и тени сомнения в надежности вашего «Союза». Но я знаю нашу прессу. Пока она не получит убедительных ответов на раздуваемые ею же вопросы, она не успокоится, а это может повлиять на общественное мнение и даже на мнение тех конгрессменов, что стоят за ЭПАС.
— Я прошу тебя, — сказал мне Том, — выступи на прессконференции и расскажи подробнее о полете «Союза-15».
Большого желания выступать перед американскими журналистами у меня не было. Но, подумав, что мой отказ только подольет масла в огонь, а выстуиление поможет успеху нашего общего дела, я согласился.
В зале, где проводилась прессконференция, журналистов собралось великое множество. Обстановка царила здесь для меня совершенно непривычная — шумно, накурено, кто сидит, кто стоит, кто беспрестанно ходит по залу…
Прессконференцию открыл Том Стаффорд, а потом я рассказывал о том, как советские космонавты готовятся к совместному полету, о нашей космической технике. В своем выступлении особо подчеркнул, что деловое сотрудничество всегда подразумевает взаимное доверие, хорошее понимание друг друга, а также уважение обычаев и традиций каждой из сторон.
Мы назвали нашим американским друзьям всех участников готовящихся полетов, хотя никогда у себя заранее не рекламируем предстоящие полеты.
Потом я стал отвечать на вопросы. Их было много, и я не могу утверждать, что все они носили дружеский и доброжелательный характер. И большинство из них касалось полета «Союза-15».
Я постарался спокойно и убедительно пояснить, что полет «Союза-15» никакого отношения к ЭПАСу не имел, а вся техника для ЭПАСа в соответствии с нашими традициями будет испытана не только на Земле, но и в космосе. Что мы уже провели испытания двух беспилотных кораблей в рамках спутников серии «Космос» — 638 и 672, теперь готовимся испытать в пилотируемом варианте «Союз», аналогичный тому, что будет участвовать в совместном эксперименте.
— Но, — сказал я, — это говорю я вам, уважая ваши традиции, а вас прошу, уважая наши, не спрашивать меня о том, кто полетит на этом корабле. Хотя могу доверительно сказать, что полетит один из тех экипажей, что сидит перед вами…
«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов
Постепенно настроение в зале менялось, и я почувствовал даже некоторую доброжелательность. Во всяком случае, последние вопросы, которые были мне заданы, касались проблем нашего дальнейшего сотрудничества после того, как завершится ЭПАС. Вскоре после нашего возвращения из США были проведены испытания корабля «Союз-16». В этих испытаниях приняли участие Анатолий Филипченко и Николай Рукавишников. Генеральная репетиция в космосе…
А потом был старт, и весь мир стал свидетелем первого в истории международного полета, когда советский «Союз» и американский «Аполлон», соединившись на орбите, образовали космический комплекс — прообраз будущих международных орбитальных станций. А. Леонов и В. Кубасов вместе с Т. Стаффордом, Д. Слейтоном и В. Брэндом двое суток работали в космосе рука об руку. Подробности…
Придет время, когда на длительную работу в космос, в дальние рейсы к другим планетам, а затем и к звездам отправятся международные экспедиции. Это предсказывал еще К. Э. Циолковский. И уже вскоре после запуска первого в мире искусственного спутника Земли наша страна официально вынесла на обсуждение XIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН конкретное предложение о разработка международных…
Контакты между советскими космонавтами и американскими астронавтами, между Центрами подготовки космонавтов Звездного городка и Хьюстона начались еще в 1970 году, когда в США вскоре после полета на корабле «Союз-9» побывали А. Г. Николаев и В. И. Севастьянов. Они поделились тогда со своими американскими коллегами опытом проведения самого длительного для того времени космического полета. А чуть…
Как это ни покажется странным после всего того, что я рассказывал о технической несовместимости наших кораблей, но в вопросах отбора и подготовки космонавтов серьезных расхождений у нас с американцами оказалось немного. И по ходу знакомства мы обнаруживали все больше и больше сходства. Хотя, естественно, порой находили и довольно серьезные несоответствия. Первым шагом к большому взаимопониманию…
Мы договорились внимательно проанализировать состояние этих средств и при необходимости либо дополнить их, либо создать заново, если имеющиеся средства будут заняты для подготовки экипажей по внутренним программам. Работать решили по такой схеме: сначала детально изучить организацию подготовки и технику друг друга, а затем отработать в ходе тренировок все действия экипажа при выполнении совместных работ на…
Основная задача всех этих полетов заключалась в том, чтобы воспитать у гражданских специалистов чувство ответственности в полете за все свои действия, за те ошибки и просчеты, которые в воздухе могут привести к гибели или весьма серьезным неприятностям. Всего этого практически невозможно добиться на обычных тренажерах. Если говорить о различиях в системе подготовки космонавтов и астронавтов,…
Мы познакомились с этими инструкциями и по достоинству их оценили. Эти инструкции позволяли легко разбираться в любой системе. Объяснения приводятся в них четкие, лаконичные, очень конкретные. Все тексты снабжаются принципиальными схемами, красочными рисунками отдельных узлов и деталей. По ним можно быстро понять устройство того или иного узла, механизма, разобраться в принципах его работы, понять его…
Том Стаффорд показал нам один из залов Центра управления полетом. Он пояснил, что операторами связи с экипажем в период подготовки и проведения полетов назначаются члены так называемого «экипажа поддержки». В него входят астронавты, которые готовятся к полету наравне с основным и дублирующим экипажами. Они хорошо знакомы с программой полета и могут грамотно разговаривать с астронавтами,…
После турболета и на тренажере работается совсем по-иному, с большим чувством ответственности. Это очень важно, так как в реальном полете нет ни времени, ни возможностей для размышлений. Приходится действовать автоматически и абсолютно точно. Турболет ошибок не терпит, иначе… Впрочем, — добавил Дэвид, — ты сам знаешь, к чему приводят ошибки… кое-кому приходилось катапультироваться с этого…