Невероятно, но факт!

Часть 14

Когда наша делегация прибыла в очередной раз в США, встретивший нас на аэродроме Том Стаффорд отвел меня в сторону и обеспокоенно рассказал о той оголтелой кампании, которая была развернута в США против ЭПАСа.

— Ты же знаешь, — сказал мне Том, — что ни у меня, ни у наших ребят, ни у НАСА нет и тени сомнения в надежности вашего «Союза». Но я знаю нашу прессу. Пока она не получит убедительных ответов на раздуваемые ею же вопросы, она не успокоится, а это может повлиять на общественное мнение и даже на мнение тех конгрессменов, что стоят за ЭПАС.

— Я прошу тебя, — сказал мне Том, — выступи на прессконференции и расскажи подробнее о полете «Союза-15».

Большого желания выступать перед американскими журналистами у меня не было. Но, подумав, что мой отказ только подольет масла в огонь, а выстуиление поможет успеху нашего общего дела, я согласился.

В зале, где проводилась прессконференция, журналистов собралось великое множество. Обстановка царила здесь для меня совершенно непривычная — шумно, накурено, кто сидит, кто стоит, кто беспрестанно ходит по залу…

Прессконференцию открыл Том Стаффорд, а потом я рассказывал о том, как советские космонавты готовятся к совместному полету, о нашей космической технике. В своем выступлении особо подчеркнул, что деловое сотрудничество всегда подразумевает взаимное доверие, хорошее понимание друг друга, а также уважение обычаев и традиций каждой из сторон.

Мы назвали нашим американским друзьям всех участников готовящихся полетов, хотя никогда у себя заранее не рекламируем предстоящие полеты.

Потом я стал отвечать на вопросы. Их было много, и я не могу утверждать, что все они носили дружеский и доброжелательный характер. И большинство из них касалось полета «Союза-15».

Я постарался спокойно и убедительно пояснить, что полет «Союза-15» никакого отношения к ЭПАСу не имел, а вся техника для ЭПАСа в соответствии с нашими традициями будет испытана не только на Земле, но и в космосе. Что мы уже провели испытания двух беспилотных кораблей в рамках спутников серии «Космос» — 638 и 672, теперь готовимся испытать в пилотируемом варианте «Союз», аналогичный тому, что будет участвовать в совместном эксперименте.

— Но, — сказал я, — это говорю я вам, уважая ваши традиции, а вас прошу, уважая наши, не спрашивать меня о том, кто полетит на этом корабле. Хотя могу доверительно сказать, что полетит один из тех экипажей, что сидит перед вами…

«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов

Часть 5

Основная задача всех этих полетов заключалась в том, чтобы воспитать у гражданских специалистов чувство ответственности в полете за все свои действия, за те ошибки и просчеты, которые в воздухе могут привести к гибели или весьма серьезным неприятностям. Всего этого практически невозможно добиться на обычных тренажерах. Если говорить о различиях в системе подготовки космонавтов и астронавтов,…

Часть 6

Мы познакомились с этими инструкциями и по достоинству их оценили. Эти инструкции позволяли легко разбираться в любой системе. Объяснения приводятся в них четкие, лаконичные, очень конкретные. Все тексты снабжаются принципиальными схемами, красочными рисунками отдельных узлов и деталей. По ним можно быстро понять устройство того или иного узла, механизма, разобраться в принципах его работы, понять его…

Часть 7

Том Стаффорд показал нам один из залов Центра управления полетом. Он пояснил, что операторами связи с экипажем в период подготовки и проведения полетов назначаются члены так называемого «экипажа поддержки». В него входят астронавты, которые готовятся к полету наравне с основным и дублирующим экипажами. Они хорошо знакомы с программой полета и могут грамотно разговаривать с астронавтами,…

Часть 8

После турболета и на тренажере работается совсем по-иному, с большим чувством ответственности. Это очень важно, так как в реальном полете нет ни времени, ни возможностей для размышлений. Приходится действовать автоматически и абсолютно точно. Турболет ошибок не терпит, иначе… Впрочем, — добавил Дэвид, — ты сам знаешь, к чему приводят ошибки… кое-кому приходилось катапультироваться с этого…

Часть 9

После отдыха мы с новыми силами продолжали «стыковку» наших планов подготовки к совместному эксперименту в космосе. По моей просьбе нас познакомили с деятельностью отдела НАСА по контролю за работой частных фирм, создающих космические корабли и отдельные системы к ним. Большая роль в этом деле принадлежит самим астронавтам и специалистам НАСА, которые непрерывно следят за разработкой,…

Часть 10

Приближался конец нашего первого визита в Хьюстон. Мы подготовили несколько протоколов и важных документов по результатам первых переговоров. Как правило, у нас такие документы подписываются и визируются всеми участниками переговоров и представителями заинтересованных организаций. Однако американцы предложили иной порядок визирования, и мы согласились с ним. Основные документы подписывали только директора проекта, как лица, ответственные за…

Часть 11

В начале 1974 года мы проводили испытания станции «Салют-3» в автономном и пилотируемом режимах. В космос стартовали корабли «Союз-14» и «Союз-15». В конце года на орбиту была выведена новая станция — «Салют-4». В начале следующего года на этой станции работал экипаж корабля «Союз-17», затем к ней направлялся еще один «Союз» с космонавтами В. Лазаревым и…

Часть 12

Объявили состав своих экипажей и американцы. В основной вошли Томас Стаффорд, совершивший к тому времени уже три космических полета, в том числе один на «Аполлоне» к Луне, и «новички» Дональд Слейтон и Вене Бранд, которые хотя ни разу не были в космосе, но уже считались ветеранами отряда астронавтов. На протяжении многих лет они осуществляли подготовку…

Часть 13

За два с половиной года совместных работ мы все лучше и лучше узнавали друг друга, научились в спорах находить взаимоприемлемые и полезные решения, объединять усилия в интересах этой важной не только в техническом, но и политическом отношении программы. Время в работе летело быстро. Не успевали наши экипажи возвратиться из Америки, как приближались сроки приема гостей…

Часть 15

Постепенно настроение в зале менялось, и я почувствовал даже некоторую доброжелательность. Во всяком случае, последние вопросы, которые были мне заданы, касались проблем нашего дальнейшего сотрудничества после того, как завершится ЭПАС. Вскоре после нашего возвращения из США были проведены испытания корабля «Союз-16». В этих испытаниях приняли участие Анатолий Филипченко и Николай Рукавишников. Генеральная репетиция в космосе…

Все права защищены ©2006-2020. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru