Невероятно, но факт!

Часть 7

Том Стаффорд показал нам один из залов Центра управления полетом. Он пояснил, что операторами связи с экипажем в период подготовки и проведения полетов назначаются члены так называемого «экипажа поддержки». В него входят астронавты, которые готовятся к полету наравне с основным и дублирующим экипажами. Они хорошо знакомы с программой полета и могут грамотно разговаривать с астронавтами, совершающими полет.

Специалисты из Центра управления НАСА в момент полета напрямую связаны с консультативными группами фирм — разработчиков корабля и отдельных его систем. Они также дежурят в Центре управления и размещаются в отдельных, отведенных специально для них комнатах.

Если на борту корабля раздается аварийный сигнал, специалисты воспроизводят и проигрывают сложившуюся обстановку на своих стендах и вырабатывают рекомендации, которые через операторов связи выдаются на борт корабля или станции.

Возможные действия самих астронавтов и взаимодействие экипажа с целью выработки оптимальных решений проигрываются на аналогах корабля и комплексных тренажерах Хьюстонского Центра дублирующим экипажем, который может использовать для этого все технические средства тренировки, включая различные специализированные и комплексные тренажеры, барокамеры, бассейны гидроневесомости и т. д. Все эти средства весьма результативно использовались при оказании помощи экипажу корабля «АполлонХШ», который потерпел аварию на пути к Луне. Я довольно подробно рассказывал уже читателям об этом полете.

В Хьюстоне нам показали и авиационную технику, на которой тренируются американские астронавты. Мое внимание привлек турболет — летающий аппарат для отработки навыков, необходимых при посадке на Луну. Небольшая кабина, катапультируемое кресло, органы управления. Его устройство очень напоминало летающую платформу, которая использовалась у нас много лет назад для подъема грузов. Ее испытывал еще Ю. А. Гарнаев.

Незадолго до этого я работал в Центре на тренажере лунной кабины. Он сделан очень продуманно, хорошо оснащен, позволяет воспроизводить все действия пилота при посадке на Луну. И когда мы осматривали турболет, я спросил сопровождавшего меня Дэвида Скотта — командира корабля «Аполлон-XV», совершавшего посадку на Луну:

— Зачем вам нужен этот турболет, если есть в Центре хороший лунный тренажер?

Я, конечно, подозревал, что на этот счет скажет мне Дэвид, однако хотел услышать ответ от него самого. Дзвид ответил мне примерно так:

— Если говорить только о технической стороне дела и сравнивать турболет с тренажером, то тогда действительно можно обойтись и без турболета. Однако турболет нам очень помогает. Ведь самый лучший тренажер, позволяя освоить все самые сложные операции, постепенно успокаивает человека, расхолаживает его, притупляет бдительность. Турболет же заставляет чувствовать реальную опасность и вырабатывает постоянную готовность к решительным, быстрым и единственно-правильным действиям при дефиците времени в любой сложной обстановке. Эти приемы западной буржуазной прессы нам были хорошо знакомы.


«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов

Часть 13

За два с половиной года совместных работ мы все лучше и лучше узнавали друг друга, научились в спорах находить взаимоприемлемые и полезные решения, объединять усилия в интересах этой важной не только в техническом, но и политическом отношении программы. Время в работе летело быстро. Не успевали наши экипажи возвратиться из Америки, как приближались сроки приема гостей…

Часть 14

Когда наша делегация прибыла в очередной раз в США, встретивший нас на аэродроме Том Стаффорд отвел меня в сторону и обеспокоенно рассказал о той оголтелой кампании, которая была развернута в США против ЭПАСа. — Ты же знаешь, — сказал мне Том, — что ни у меня, ни у наших ребят, ни у НАСА нет и…

Часть 15

Постепенно настроение в зале менялось, и я почувствовал даже некоторую доброжелательность. Во всяком случае, последние вопросы, которые были мне заданы, касались проблем нашего дальнейшего сотрудничества после того, как завершится ЭПАС. Вскоре после нашего возвращения из США были проведены испытания корабля «Союз-16». В этих испытаниях приняли участие Анатолий Филипченко и Николай Рукавишников. Генеральная репетиция в космосе…

Часть 16

А потом был старт, и весь мир стал свидетелем первого в истории международного полета, когда советский «Союз» и американский «Аполлон», соединившись на орбите, образовали космический комплекс — прообраз будущих международных орбитальных станций. А. Леонов и В. Кубасов вместе с Т. Стаффордом, Д. Слейтоном и В. Брэндом двое суток работали в космосе рука об руку. Подробности…

Часть 1

Придет время, когда на длительную работу в космос, в дальние рейсы к другим планетам, а затем и к звездам отправятся международные экспедиции. Это предсказывал еще К. Э. Циолковский. И уже вскоре после запуска первого в мире искусственного спутника Земли наша страна официально вынесла на обсуждение XIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН конкретное предложение о разработка международных…

Часть 2

Контакты между советскими космонавтами и американскими астронавтами, между Центрами подготовки космонавтов Звездного городка и Хьюстона начались еще в 1970 году, когда в США вскоре после полета на корабле «Союз-9» побывали А. Г. Николаев и В. И. Севастьянов. Они поделились тогда со своими американскими коллегами опытом проведения самого длительного для того времени космического полета. А чуть…

Часть 3

Как это ни покажется странным после всего того, что я рассказывал о технической несовместимости наших кораблей, но в вопросах отбора и подготовки космонавтов серьезных расхождений у нас с американцами оказалось немного. И по ходу знакомства мы обнаруживали все больше и больше сходства. Хотя, естественно, порой находили и довольно серьезные несоответствия. Первым шагом к большому взаимопониманию…

Часть 4

Мы договорились внимательно проанализировать состояние этих средств и при необходимости либо дополнить их, либо создать заново, если имеющиеся средства будут заняты для подготовки экипажей по внутренним программам. Работать решили по такой схеме: сначала детально изучить организацию подготовки и технику друг друга, а затем отработать в ходе тренировок все действия экипажа при выполнении совместных работ на…

Часть 5

Основная задача всех этих полетов заключалась в том, чтобы воспитать у гражданских специалистов чувство ответственности в полете за все свои действия, за те ошибки и просчеты, которые в воздухе могут привести к гибели или весьма серьезным неприятностям. Всего этого практически невозможно добиться на обычных тренажерах. Если говорить о различиях в системе подготовки космонавтов и астронавтов,…

Часть 6

Мы познакомились с этими инструкциями и по достоинству их оценили. Эти инструкции позволяли легко разбираться в любой системе. Объяснения приводятся в них четкие, лаконичные, очень конкретные. Все тексты снабжаются принципиальными схемами, красочными рисунками отдельных узлов и деталей. По ним можно быстро понять устройство того или иного узла, механизма, разобраться в принципах его работы, понять его…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!