Часть 8
После турболета и на тренажере работается совсем по-иному, с большим чувством ответственности. Это очень важно, так как в реальном полете нет ни времени, ни возможностей для размышлений. Приходится действовать автоматически и абсолютно точно. Турболет ошибок не терпит, иначе… Впрочем, — добавил Дэвид, — ты сам знаешь, к чему приводят ошибки… кое-кому приходилось катапультироваться с этого самого турболета…
Как это было созвучно с моими мыслями о необходимости тренировок космонавтов на самых различных летательных аппаратах, в том числе и на вертолетах!
С большим интересом мы знакомились с макетом и тренажерами станции «Скайлэб». Пояснения по станции давал нам Рассел Швайкарт, хорошо знакомый мне по парижским встречам еще в 1969 году.
Обращали на себя внимание не только размеры орбитальной станции, но и то обстоятельство, что для подготовки астронавтов к единственному запуску «Скайлэба» был создан специальный полноразмерный, хорошо оснащенный и оборудованный макет и отдельно комплексный тренажер, позволяющий отрабатывать все действия экипажей по управлению станцией. Мы имели возможность наблюдать за работой астронавтов и на этом тренажере.
… Как бы ни была плотной наша программа пребывания в США, находилось у нас время и для отдыха. В один из таких выходных дней наши американские коллеги организовали для нас охоту. Это была охота в чисто американском духе, а потому я и хочу о ней коротко рассказать.
Мы выехали из Хьюстона на великолепно оснащенном для загородных прогулок автобусе. Часа через два остановились возле небольшого охотничьего домика. Навстречу нам вышел старший егерь и долго инструктировал, как вести себя на охоте, как передвигаться по местности, кто первым должен стрелять… и т. д. и т. п.
Потом нас разбили на маленькие группы по 3—4 человека и каждой группе дали для сопровождения своего егеря. Мы расселись по «джипам» и еще долго ездили по участку, на котором предполагалась охота.
Охотиться, как нам сказали, можно и с «джипа» — сиденья удобные, обзор широкий, для ружей сделаны специальные упоры… Однако организаторы нашей охоты решили нас «прогулять» еще и пешком. И вот когда мы с Алексеем Елисеевым, с которым попали в одну группу, уже совсем было решили, что пострелять нам так и не придется, егерь весьма уверенно заявил, что именно сейчас будут фазаны…
И правда, через пару минут собака, бежавшая впереди, сделала стойку и по команде егеря бросилась в кусты. Оттуда вылетел великолепный фазан, который стал моим трофеем. Еще через пару минут егерь вывел на фазана и Алексея. Я присмотрелся к кусту, изпод которого вылетела птица, и на одной из его веточек заметил маленький флажок.
«Эге, — подумал я, — секрет прост. Теперь и я могу вывести на фазана любого охотника».
Случай представился быстро.
— Посмотри,— сказал я Алексею, — вон видишь куст, там сидит фазан.
Он не поверил моей «прозорливости». Но собака уверенно направилась именно к тому кусту… Потом мы раскрыли «секрет» и собаки — в ее ошейнике было запрятано миниатюрное радиотехническое устройство, и пса выдрессировали понимать сигналы, которые посылал ей наш егерь… Охотиться сразу расхотелось. Можно было подумать, что мы пришли в магазин, где продается дичь… Эти приемы западной буржуазной прессы нам были хорошо знакомы.
«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов
Мы познакомились с этими инструкциями и по достоинству их оценили. Эти инструкции позволяли легко разбираться в любой системе. Объяснения приводятся в них четкие, лаконичные, очень конкретные. Все тексты снабжаются принципиальными схемами, красочными рисунками отдельных узлов и деталей. По ним можно быстро понять устройство того или иного узла, механизма, разобраться в принципах его работы, понять его…
Том Стаффорд показал нам один из залов Центра управления полетом. Он пояснил, что операторами связи с экипажем в период подготовки и проведения полетов назначаются члены так называемого «экипажа поддержки». В него входят астронавты, которые готовятся к полету наравне с основным и дублирующим экипажами. Они хорошо знакомы с программой полета и могут грамотно разговаривать с астронавтами,…
После отдыха мы с новыми силами продолжали «стыковку» наших планов подготовки к совместному эксперименту в космосе. По моей просьбе нас познакомили с деятельностью отдела НАСА по контролю за работой частных фирм, создающих космические корабли и отдельные системы к ним. Большая роль в этом деле принадлежит самим астронавтам и специалистам НАСА, которые непрерывно следят за разработкой,…
Приближался конец нашего первого визита в Хьюстон. Мы подготовили несколько протоколов и важных документов по результатам первых переговоров. Как правило, у нас такие документы подписываются и визируются всеми участниками переговоров и представителями заинтересованных организаций. Однако американцы предложили иной порядок визирования, и мы согласились с ним. Основные документы подписывали только директора проекта, как лица, ответственные за…
В начале 1974 года мы проводили испытания станции «Салют-3» в автономном и пилотируемом режимах. В космос стартовали корабли «Союз-14» и «Союз-15». В конце года на орбиту была выведена новая станция — «Салют-4». В начале следующего года на этой станции работал экипаж корабля «Союз-17», затем к ней направлялся еще один «Союз» с космонавтами В. Лазаревым и…
Объявили состав своих экипажей и американцы. В основной вошли Томас Стаффорд, совершивший к тому времени уже три космических полета, в том числе один на «Аполлоне» к Луне, и «новички» Дональд Слейтон и Вене Бранд, которые хотя ни разу не были в космосе, но уже считались ветеранами отряда астронавтов. На протяжении многих лет они осуществляли подготовку…
За два с половиной года совместных работ мы все лучше и лучше узнавали друг друга, научились в спорах находить взаимоприемлемые и полезные решения, объединять усилия в интересах этой важной не только в техническом, но и политическом отношении программы. Время в работе летело быстро. Не успевали наши экипажи возвратиться из Америки, как приближались сроки приема гостей…
Когда наша делегация прибыла в очередной раз в США, встретивший нас на аэродроме Том Стаффорд отвел меня в сторону и обеспокоенно рассказал о той оголтелой кампании, которая была развернута в США против ЭПАСа. — Ты же знаешь, — сказал мне Том, — что ни у меня, ни у наших ребят, ни у НАСА нет и…
Постепенно настроение в зале менялось, и я почувствовал даже некоторую доброжелательность. Во всяком случае, последние вопросы, которые были мне заданы, касались проблем нашего дальнейшего сотрудничества после того, как завершится ЭПАС. Вскоре после нашего возвращения из США были проведены испытания корабля «Союз-16». В этих испытаниях приняли участие Анатолий Филипченко и Николай Рукавишников. Генеральная репетиция в космосе…
А потом был старт, и весь мир стал свидетелем первого в истории международного полета, когда советский «Союз» и американский «Аполлон», соединившись на орбите, образовали космический комплекс — прообраз будущих международных орбитальных станций. А. Леонов и В. Кубасов вместе с Т. Стаффордом, Д. Слейтоном и В. Брэндом двое суток работали в космосе рука об руку. Подробности…