Невероятно, но факт!

Часть 8

После турболета и на тренажере работается совсем по-иному, с большим чувством ответственности. Это очень важно, так как в реальном полете нет ни времени, ни возможностей для размышлений. Приходится действовать автоматически и абсолютно точно. Турболет ошибок не терпит, иначе… Впрочем, — добавил Дэвид, — ты сам знаешь, к чему приводят ошибки… кое-кому приходилось катапультироваться с этого самого турболета…

Как это было созвучно с моими мыслями о необходимости тренировок космонавтов на самых различных летательных аппаратах, в том числе и на вертолетах!

С большим интересом мы знакомились с макетом и тренажерами станции «Скайлэб». Пояснения по станции давал нам Рассел Швайкарт, хорошо знакомый мне по парижским встречам еще в 1969 году.

Обращали на себя внимание не только размеры орбитальной станции, но и то обстоятельство, что для подготовки астронавтов к единственному запуску «Скайлэба» был создан специальный полноразмерный, хорошо оснащенный и оборудованный макет и отдельно комплексный тренажер, позволяющий отрабатывать все действия экипажей по управлению станцией. Мы имели возможность наблюдать за работой астронавтов и на этом тренажере.

… Как бы ни была плотной наша программа пребывания в США, находилось у нас время и для отдыха. В один из таких выходных дней наши американские коллеги организовали для нас охоту. Это была охота в чисто американском духе, а потому я и хочу о ней коротко рассказать.

Мы выехали из Хьюстона на великолепно оснащенном для загородных прогулок автобусе. Часа через два остановились возле небольшого охотничьего домика. Навстречу нам вышел старший егерь и долго инструктировал, как вести себя на охоте, как передвигаться по местности, кто первым должен стрелять… и т. д. и т. п.

Потом нас разбили на маленькие группы по 3—4 человека и каждой группе дали для сопровождения своего егеря. Мы расселись по «джипам» и еще долго ездили по участку, на котором предполагалась охота.

Охотиться, как нам сказали, можно и с «джипа» — сиденья удобные, обзор широкий, для ружей сделаны специальные упоры… Однако организаторы нашей охоты решили нас «прогулять» еще и пешком. И вот когда мы с Алексеем Елисеевым, с которым попали в одну группу, уже совсем было решили, что пострелять нам так и не придется, егерь весьма уверенно заявил, что именно сейчас будут фазаны…

И правда, через пару минут собака, бежавшая впереди, сделала стойку и по команде егеря бросилась в кусты. Оттуда вылетел великолепный фазан, который стал моим трофеем. Еще через пару минут егерь вывел на фазана и Алексея. Я присмотрелся к кусту, изпод которого вылетела птица, и на одной из его веточек заметил маленький флажок.

«Эге, — подумал я, — секрет прост. Теперь и я могу вывести на фазана любого охотника».

Случай представился быстро.

— Посмотри,— сказал я Алексею, — вон видишь куст, там сидит фазан.

Он не поверил моей «прозорливости». Но собака уверенно направилась именно к тому кусту… Потом мы раскрыли «секрет» и собаки — в ее ошейнике было запрятано миниатюрное радиотехническое устройство, и пса выдрессировали понимать сигналы, которые посылал ей наш егерь… Охотиться сразу расхотелось. Можно было подумать, что мы пришли в магазин, где продается дичь… Эти приемы западной буржуазной прессы нам были хорошо знакомы.

«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов

Часть 3

Как это ни покажется странным после всего того, что я рассказывал о технической несовместимости наших кораблей, но в вопросах отбора и подготовки космонавтов серьезных расхождений у нас с американцами оказалось немного. И по ходу знакомства мы обнаруживали все больше и больше сходства. Хотя, естественно, порой находили и довольно серьезные несоответствия. Первым шагом к большому взаимопониманию…

Часть 4

Мы договорились внимательно проанализировать состояние этих средств и при необходимости либо дополнить их, либо создать заново, если имеющиеся средства будут заняты для подготовки экипажей по внутренним программам. Работать решили по такой схеме: сначала детально изучить организацию подготовки и технику друг друга, а затем отработать в ходе тренировок все действия экипажа при выполнении совместных работ на…

Часть 5

Основная задача всех этих полетов заключалась в том, чтобы воспитать у гражданских специалистов чувство ответственности в полете за все свои действия, за те ошибки и просчеты, которые в воздухе могут привести к гибели или весьма серьезным неприятностям. Всего этого практически невозможно добиться на обычных тренажерах. Если говорить о различиях в системе подготовки космонавтов и астронавтов,…

Часть 6

Мы познакомились с этими инструкциями и по достоинству их оценили. Эти инструкции позволяли легко разбираться в любой системе. Объяснения приводятся в них четкие, лаконичные, очень конкретные. Все тексты снабжаются принципиальными схемами, красочными рисунками отдельных узлов и деталей. По ним можно быстро понять устройство того или иного узла, механизма, разобраться в принципах его работы, понять его…

Часть 7

Том Стаффорд показал нам один из залов Центра управления полетом. Он пояснил, что операторами связи с экипажем в период подготовки и проведения полетов назначаются члены так называемого «экипажа поддержки». В него входят астронавты, которые готовятся к полету наравне с основным и дублирующим экипажами. Они хорошо знакомы с программой полета и могут грамотно разговаривать с астронавтами,…

Часть 9

После отдыха мы с новыми силами продолжали «стыковку» наших планов подготовки к совместному эксперименту в космосе. По моей просьбе нас познакомили с деятельностью отдела НАСА по контролю за работой частных фирм, создающих космические корабли и отдельные системы к ним. Большая роль в этом деле принадлежит самим астронавтам и специалистам НАСА, которые непрерывно следят за разработкой,…

Часть 10

Приближался конец нашего первого визита в Хьюстон. Мы подготовили несколько протоколов и важных документов по результатам первых переговоров. Как правило, у нас такие документы подписываются и визируются всеми участниками переговоров и представителями заинтересованных организаций. Однако американцы предложили иной порядок визирования, и мы согласились с ним. Основные документы подписывали только директора проекта, как лица, ответственные за…

Часть 11

В начале 1974 года мы проводили испытания станции «Салют-3» в автономном и пилотируемом режимах. В космос стартовали корабли «Союз-14» и «Союз-15». В конце года на орбиту была выведена новая станция — «Салют-4». В начале следующего года на этой станции работал экипаж корабля «Союз-17», затем к ней направлялся еще один «Союз» с космонавтами В. Лазаревым и…

Часть 12

Объявили состав своих экипажей и американцы. В основной вошли Томас Стаффорд, совершивший к тому времени уже три космических полета, в том числе один на «Аполлоне» к Луне, и «новички» Дональд Слейтон и Вене Бранд, которые хотя ни разу не были в космосе, но уже считались ветеранами отряда астронавтов. На протяжении многих лет они осуществляли подготовку…

Часть 13

За два с половиной года совместных работ мы все лучше и лучше узнавали друг друга, научились в спорах находить взаимоприемлемые и полезные решения, объединять усилия в интересах этой важной не только в техническом, но и политическом отношении программы. Время в работе летело быстро. Не успевали наши экипажи возвратиться из Америки, как приближались сроки приема гостей…

Все права защищены ©2006-2020. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru