Часть 9
После отдыха мы с новыми силами продолжали «стыковку» наших планов подготовки к совместному эксперименту в космосе.
По моей просьбе нас познакомили с деятельностью отдела НАСА по контролю за работой частных фирм, создающих космические корабли и отдельные системы к ним. Большая роль в этом деле принадлежит самим астронавтам и специалистам НАСА, которые непрерывно следят за разработкой, созданием и испытанием всех систем кораблей и станции, заботятся об удобстве их эксплуатации, привлекательности интерьера корабля, контролируют соблюдение требований инженерной психологии.
Будучи представителями государственной организации НАСА, они дают реальную оценку каждому объекту и требуют от фирм внесения любых изменений, если сочтут их необходимыми для дела.
Характерной особенностью конструкций всех космических кораблей США — «Меркурий», «Джемини» и «Аполлон» — является то, что они построены по самолетному принципу. Это относится прежде всего к их внешнему виду, напоминающему самолетные кабины. Мне это особенно бросилось в глаза, когда мы знакомились с музеем космонавтики в Хьюстоне. Корабли там были подвешены в горизонтальном положении, и каждый из них походил на летящий самолет.
Он имел обычную пилотскую кабину, с остекленным передним фонарем. Характерна и поза пилотов, сидящих в креслах перед пультом управления самолетного типа, имеющего такие же органы управления. А то, что у этого «самолета» отсутствует фюзеляж, крылья и хвост, то это можно было легко объяснить себе хотя бы недостатком места в зале…
Но главное не только во внешнем сходстве космического корабля с самолетом. Ведущую роль в управлении кораблем американцы предоставляют человеку. Вся летная отработка корабля проводится только с участием астронавтов.
Без них сами корабли летать не могут. Все управление кораблем идет по командам, исходящим от пилота. Конечно, это не означает, что на корабле нет автоматических устройств. Автоматика есть, в том числе и электронновычислительные машины, которые управляют различными системами корабля… Однако американцы считают, что участие человека в управлении кораблем во много раз повышает его надежность…Эти приемы западной буржуазной прессы нам были хорошо знакомы.
«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов
В начале 1974 года мы проводили испытания станции «Салют-3» в автономном и пилотируемом режимах. В космос стартовали корабли «Союз-14» и «Союз-15». В конце года на орбиту была выведена новая станция — «Салют-4». В начале следующего года на этой станции работал экипаж корабля «Союз-17», затем к ней направлялся еще один «Союз» с космонавтами В. Лазаревым и…
Объявили состав своих экипажей и американцы. В основной вошли Томас Стаффорд, совершивший к тому времени уже три космических полета, в том числе один на «Аполлоне» к Луне, и «новички» Дональд Слейтон и Вене Бранд, которые хотя ни разу не были в космосе, но уже считались ветеранами отряда астронавтов. На протяжении многих лет они осуществляли подготовку…
За два с половиной года совместных работ мы все лучше и лучше узнавали друг друга, научились в спорах находить взаимоприемлемые и полезные решения, объединять усилия в интересах этой важной не только в техническом, но и политическом отношении программы. Время в работе летело быстро. Не успевали наши экипажи возвратиться из Америки, как приближались сроки приема гостей…
Когда наша делегация прибыла в очередной раз в США, встретивший нас на аэродроме Том Стаффорд отвел меня в сторону и обеспокоенно рассказал о той оголтелой кампании, которая была развернута в США против ЭПАСа. — Ты же знаешь, — сказал мне Том, — что ни у меня, ни у наших ребят, ни у НАСА нет и…
Постепенно настроение в зале менялось, и я почувствовал даже некоторую доброжелательность. Во всяком случае, последние вопросы, которые были мне заданы, касались проблем нашего дальнейшего сотрудничества после того, как завершится ЭПАС. Вскоре после нашего возвращения из США были проведены испытания корабля «Союз-16». В этих испытаниях приняли участие Анатолий Филипченко и Николай Рукавишников. Генеральная репетиция в космосе…
А потом был старт, и весь мир стал свидетелем первого в истории международного полета, когда советский «Союз» и американский «Аполлон», соединившись на орбите, образовали космический комплекс — прообраз будущих международных орбитальных станций. А. Леонов и В. Кубасов вместе с Т. Стаффордом, Д. Слейтоном и В. Брэндом двое суток работали в космосе рука об руку. Подробности…
Придет время, когда на длительную работу в космос, в дальние рейсы к другим планетам, а затем и к звездам отправятся международные экспедиции. Это предсказывал еще К. Э. Циолковский. И уже вскоре после запуска первого в мире искусственного спутника Земли наша страна официально вынесла на обсуждение XIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН конкретное предложение о разработка международных…
Контакты между советскими космонавтами и американскими астронавтами, между Центрами подготовки космонавтов Звездного городка и Хьюстона начались еще в 1970 году, когда в США вскоре после полета на корабле «Союз-9» побывали А. Г. Николаев и В. И. Севастьянов. Они поделились тогда со своими американскими коллегами опытом проведения самого длительного для того времени космического полета. А чуть…
Как это ни покажется странным после всего того, что я рассказывал о технической несовместимости наших кораблей, но в вопросах отбора и подготовки космонавтов серьезных расхождений у нас с американцами оказалось немного. И по ходу знакомства мы обнаруживали все больше и больше сходства. Хотя, естественно, порой находили и довольно серьезные несоответствия. Первым шагом к большому взаимопониманию…
Мы договорились внимательно проанализировать состояние этих средств и при необходимости либо дополнить их, либо создать заново, если имеющиеся средства будут заняты для подготовки экипажей по внутренним программам. Работать решили по такой схеме: сначала детально изучить организацию подготовки и технику друг друга, а затем отработать в ходе тренировок все действия экипажа при выполнении совместных работ на…