Часть 9
После отдыха мы с новыми силами продолжали «стыковку» наших планов подготовки к совместному эксперименту в космосе.
По моей просьбе нас познакомили с деятельностью отдела НАСА по контролю за работой частных фирм, создающих космические корабли и отдельные системы к ним. Большая роль в этом деле принадлежит самим астронавтам и специалистам НАСА, которые непрерывно следят за разработкой, созданием и испытанием всех систем кораблей и станции, заботятся об удобстве их эксплуатации, привлекательности интерьера корабля, контролируют соблюдение требований инженерной психологии.
Будучи представителями государственной организации НАСА, они дают реальную оценку каждому объекту и требуют от фирм внесения любых изменений, если сочтут их необходимыми для дела.
Характерной особенностью конструкций всех космических кораблей США — «Меркурий», «Джемини» и «Аполлон» — является то, что они построены по самолетному принципу. Это относится прежде всего к их внешнему виду, напоминающему самолетные кабины. Мне это особенно бросилось в глаза, когда мы знакомились с музеем космонавтики в Хьюстоне. Корабли там были подвешены в горизонтальном положении, и каждый из них походил на летящий самолет.
Он имел обычную пилотскую кабину, с остекленным передним фонарем. Характерна и поза пилотов, сидящих в креслах перед пультом управления самолетного типа, имеющего такие же органы управления. А то, что у этого «самолета» отсутствует фюзеляж, крылья и хвост, то это можно было легко объяснить себе хотя бы недостатком места в зале…
Но главное не только во внешнем сходстве космического корабля с самолетом. Ведущую роль в управлении кораблем американцы предоставляют человеку. Вся летная отработка корабля проводится только с участием астронавтов.
Без них сами корабли летать не могут. Все управление кораблем идет по командам, исходящим от пилота. Конечно, это не означает, что на корабле нет автоматических устройств. Автоматика есть, в том числе и электронновычислительные машины, которые управляют различными системами корабля… Однако американцы считают, что участие человека в управлении кораблем во много раз повышает его надежность…Эти приемы западной буржуазной прессы нам были хорошо знакомы.
«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов
Как это ни покажется странным после всего того, что я рассказывал о технической несовместимости наших кораблей, но в вопросах отбора и подготовки космонавтов серьезных расхождений у нас с американцами оказалось немного. И по ходу знакомства мы обнаруживали все больше и больше сходства. Хотя, естественно, порой находили и довольно серьезные несоответствия. Первым шагом к большому взаимопониманию…
Мы договорились внимательно проанализировать состояние этих средств и при необходимости либо дополнить их, либо создать заново, если имеющиеся средства будут заняты для подготовки экипажей по внутренним программам. Работать решили по такой схеме: сначала детально изучить организацию подготовки и технику друг друга, а затем отработать в ходе тренировок все действия экипажа при выполнении совместных работ на…
Основная задача всех этих полетов заключалась в том, чтобы воспитать у гражданских специалистов чувство ответственности в полете за все свои действия, за те ошибки и просчеты, которые в воздухе могут привести к гибели или весьма серьезным неприятностям. Всего этого практически невозможно добиться на обычных тренажерах. Если говорить о различиях в системе подготовки космонавтов и астронавтов,…
Мы познакомились с этими инструкциями и по достоинству их оценили. Эти инструкции позволяли легко разбираться в любой системе. Объяснения приводятся в них четкие, лаконичные, очень конкретные. Все тексты снабжаются принципиальными схемами, красочными рисунками отдельных узлов и деталей. По ним можно быстро понять устройство того или иного узла, механизма, разобраться в принципах его работы, понять его…
Том Стаффорд показал нам один из залов Центра управления полетом. Он пояснил, что операторами связи с экипажем в период подготовки и проведения полетов назначаются члены так называемого «экипажа поддержки». В него входят астронавты, которые готовятся к полету наравне с основным и дублирующим экипажами. Они хорошо знакомы с программой полета и могут грамотно разговаривать с астронавтами,…
После турболета и на тренажере работается совсем по-иному, с большим чувством ответственности. Это очень важно, так как в реальном полете нет ни времени, ни возможностей для размышлений. Приходится действовать автоматически и абсолютно точно. Турболет ошибок не терпит, иначе… Впрочем, — добавил Дэвид, — ты сам знаешь, к чему приводят ошибки… кое-кому приходилось катапультироваться с этого…
Приближался конец нашего первого визита в Хьюстон. Мы подготовили несколько протоколов и важных документов по результатам первых переговоров. Как правило, у нас такие документы подписываются и визируются всеми участниками переговоров и представителями заинтересованных организаций. Однако американцы предложили иной порядок визирования, и мы согласились с ним. Основные документы подписывали только директора проекта, как лица, ответственные за…
В начале 1974 года мы проводили испытания станции «Салют-3» в автономном и пилотируемом режимах. В космос стартовали корабли «Союз-14» и «Союз-15». В конце года на орбиту была выведена новая станция — «Салют-4». В начале следующего года на этой станции работал экипаж корабля «Союз-17», затем к ней направлялся еще один «Союз» с космонавтами В. Лазаревым и…
Объявили состав своих экипажей и американцы. В основной вошли Томас Стаффорд, совершивший к тому времени уже три космических полета, в том числе один на «Аполлоне» к Луне, и «новички» Дональд Слейтон и Вене Бранд, которые хотя ни разу не были в космосе, но уже считались ветеранами отряда астронавтов. На протяжении многих лет они осуществляли подготовку…
За два с половиной года совместных работ мы все лучше и лучше узнавали друг друга, научились в спорах находить взаимоприемлемые и полезные решения, объединять усилия в интересах этой важной не только в техническом, но и политическом отношении программы. Время в работе летело быстро. Не успевали наши экипажи возвратиться из Америки, как приближались сроки приема гостей…