Часть 1
Придет время, когда на длительную работу в космос, в дальние рейсы к другим планетам, а затем и к звездам отправятся международные экспедиции. Это предсказывал еще К. Э. Циолковский. И уже вскоре после запуска первого в мире искусственного спутника Земли наша страна официально вынесла на обсуждение XIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН конкретное предложение о разработка международных соглашений, определяющих мирное и деловое сотрудничество всех государств в исследовании и использовании космического пространства.
Однако первое двустороннее соглашение о сотрудничестве в этой области между Академией H3VK СССР и НАСА (США) было заключено только в июле 1962 года. Наши страны стали координировать запуски экспериментальных метеорологических спутников, обмениваться метеорологической информацией и данными магнитной съемки.
Несколько позже ученые СССР и США приступили к совместной работе по созданию большого научного труда, отражающего основные достижения и проблемы космической медицины. Он был завершен в 1975 году выпуском в свет трехтомного издания.
В 1967 году был подписан разработанный по инициативе Советского Союза договор «О принципах деятельности государств по исследованию и использованию космичеI ского пространства, включая Луну и другие космические тела». Через год было заключено новое международное соглашение — об оказании помощи космонавтам, терпящим бедствие на орбите.
Десятки спутников самых разных стран мира были выведены в космос с космодромов СССР и США. С помощью наших ракетносителей, помимо спутников серии «Интеркосмос», был запущен первый индийский спутник «Ариабата», три французских спутника, а также ряд спутников, на которых были установлены различные французские научные приборы. Приборы, созданные учеными Франции, были установлены также на двух наших «Луноходах», проработавших в общей сложности на поверхности Луны более двух лет, на межпланетных станциях «Марс».
Однако сотрудничество между двумя самыми крупными космическими державами — СССР и США долгое время было весьма ограниченным. Оно оживилось только в начале семидесятых годов. Участились встречи ученых и технических экспертов. На этих встречах обсуждались конкретные проблемы сотрудничества, в частности возможность создания совместимых средств сближения и стыковки пилотируемых космических аппаратов, на случай оказания помощи попавшим в беду космонавтам.
В мае 1972 года во время встречи на высшем уровне было подписано Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. В нем оговаривалась также возможность осуществления первого совместного экспериментального пилотируемого полета советских и американских космонавтов.Эти приемы западной буржуазной прессы нам были хорошо знакомы.
«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов
Постепенно настроение в зале менялось, и я почувствовал даже некоторую доброжелательность. Во всяком случае, последние вопросы, которые были мне заданы, касались проблем нашего дальнейшего сотрудничества после того, как завершится ЭПАС. Вскоре после нашего возвращения из США были проведены испытания корабля «Союз-16». В этих испытаниях приняли участие Анатолий Филипченко и Николай Рукавишников. Генеральная репетиция в космосе…
А потом был старт, и весь мир стал свидетелем первого в истории международного полета, когда советский «Союз» и американский «Аполлон», соединившись на орбите, образовали космический комплекс — прообраз будущих международных орбитальных станций. А. Леонов и В. Кубасов вместе с Т. Стаффордом, Д. Слейтоном и В. Брэндом двое суток работали в космосе рука об руку. Подробности…
Контакты между советскими космонавтами и американскими астронавтами, между Центрами подготовки космонавтов Звездного городка и Хьюстона начались еще в 1970 году, когда в США вскоре после полета на корабле «Союз-9» побывали А. Г. Николаев и В. И. Севастьянов. Они поделились тогда со своими американскими коллегами опытом проведения самого длительного для того времени космического полета. А чуть…
Как это ни покажется странным после всего того, что я рассказывал о технической несовместимости наших кораблей, но в вопросах отбора и подготовки космонавтов серьезных расхождений у нас с американцами оказалось немного. И по ходу знакомства мы обнаруживали все больше и больше сходства. Хотя, естественно, порой находили и довольно серьезные несоответствия. Первым шагом к большому взаимопониманию…
Мы договорились внимательно проанализировать состояние этих средств и при необходимости либо дополнить их, либо создать заново, если имеющиеся средства будут заняты для подготовки экипажей по внутренним программам. Работать решили по такой схеме: сначала детально изучить организацию подготовки и технику друг друга, а затем отработать в ходе тренировок все действия экипажа при выполнении совместных работ на…
Основная задача всех этих полетов заключалась в том, чтобы воспитать у гражданских специалистов чувство ответственности в полете за все свои действия, за те ошибки и просчеты, которые в воздухе могут привести к гибели или весьма серьезным неприятностям. Всего этого практически невозможно добиться на обычных тренажерах. Если говорить о различиях в системе подготовки космонавтов и астронавтов,…
Мы познакомились с этими инструкциями и по достоинству их оценили. Эти инструкции позволяли легко разбираться в любой системе. Объяснения приводятся в них четкие, лаконичные, очень конкретные. Все тексты снабжаются принципиальными схемами, красочными рисунками отдельных узлов и деталей. По ним можно быстро понять устройство того или иного узла, механизма, разобраться в принципах его работы, понять его…
Том Стаффорд показал нам один из залов Центра управления полетом. Он пояснил, что операторами связи с экипажем в период подготовки и проведения полетов назначаются члены так называемого «экипажа поддержки». В него входят астронавты, которые готовятся к полету наравне с основным и дублирующим экипажами. Они хорошо знакомы с программой полета и могут грамотно разговаривать с астронавтами,…
После турболета и на тренажере работается совсем по-иному, с большим чувством ответственности. Это очень важно, так как в реальном полете нет ни времени, ни возможностей для размышлений. Приходится действовать автоматически и абсолютно точно. Турболет ошибок не терпит, иначе… Впрочем, — добавил Дэвид, — ты сам знаешь, к чему приводят ошибки… кое-кому приходилось катапультироваться с этого…
После отдыха мы с новыми силами продолжали «стыковку» наших планов подготовки к совместному эксперименту в космосе. По моей просьбе нас познакомили с деятельностью отдела НАСА по контролю за работой частных фирм, создающих космические корабли и отдельные системы к ним. Большая роль в этом деле принадлежит самим астронавтам и специалистам НАСА, которые непрерывно следят за разработкой,…