Невероятно, но факт!

Часть 6

Мы познакомились с этими инструкциями и по достоинству их оценили. Эти инструкции позволяли легко разбираться в любой системе. Объяснения приводятся в них четкие, лаконичные, очень конкретные. Все тексты снабжаются принципиальными схемами, красочными рисунками отдельных узлов и деталей.

По ним можно быстро понять устройство того или иного узла, механизма, разобраться в принципах его работы, понять его особенности и взаимное влияние всех блоков и деталей системы друг на друга, найти правильное решение при отказе в работе всей системы или какойлибо ее части. Это особенно ценно в период реального космического полета, когда группе управления необходимо молниеносно сориентироваться в аварийной ситуации, сложившейся на орбите.

В такой момент, конечно же, нет времени копаться в пухлых томах проектных чертежей и описаний, изобилующих всевозможными марками материалов, величинами зазоров и прочими рабочими подробностями, необходимыми только для изготовителей и монтажников.

Эти инструкцииописания издаются специально для астронавтов и группы управления непосредственно в НАСА или по заказу и требованию НАСА на фирмахизготовителях.

Обратил на себя внимание большой объем тренировок астронавтов на комплексных тренажерах. Они проигрывают на них более 1500 «нештатных» ситуаций. Много тренируются американцы и в условиях невесомости на специально оборудованном самолете, и под водой (гидроневесомость) с имитацией некоторых элементов космического полета.

Во время тренировок астронавтов в магнитную память электронных машин записывается все, что характерно для их реакции на любые ситуации, которые возникают в процессе занятий на комплексном тренажере. Сюда же попадают данные и по тренировкам на разных других функциональных тренажерах. Во время реального полета все данные, получаемые с орбиты, сравниваются с этими записями, и специалисты могут наглядно судить, насколько характерны реакции астронавтов для каждого участка полета.

В тот период американцы готовили к запуску орбитальную станцию «Скайлэб», и Хьюстонский Центр работал особенно напряженно: были заняты все тренажеры. Строгий график подготовки накладывал свое вето на многие наши экскурсии по Центру. И всетаки однажды выдалось «окошко», и мы с Брандом с восьми вечера и до полуночи хорошо поработали на комплексном тренажере «Аполлона».

Ознакомившись с принципами управления кораблем, я попросил разрешения выполнить на тренажере стыковку. Было очень приятно состыковывать корабль с орбитальной станцией «Скайлэб» с первого захода. Это окончательно убедило меня в том, что мы сможем быстро найти общий язык и в вопросах, касающихся пилотирования космических кораблей.

Эти приемы западной буржуазной прессы нам были хорошо знакомы.

«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов

Часть 1

Придет время, когда на длительную работу в космос, в дальние рейсы к другим планетам, а затем и к звездам отправятся международные экспедиции. Это предсказывал еще К. Э. Циолковский. И уже вскоре после запуска первого в мире искусственного спутника Земли наша страна официально вынесла на обсуждение XIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН конкретное предложение о разработка международных…

Часть 2

Контакты между советскими космонавтами и американскими астронавтами, между Центрами подготовки космонавтов Звездного городка и Хьюстона начались еще в 1970 году, когда в США вскоре после полета на корабле «Союз-9» побывали А. Г. Николаев и В. И. Севастьянов. Они поделились тогда со своими американскими коллегами опытом проведения самого длительного для того времени космического полета. А чуть…

Часть 3

Как это ни покажется странным после всего того, что я рассказывал о технической несовместимости наших кораблей, но в вопросах отбора и подготовки космонавтов серьезных расхождений у нас с американцами оказалось немного. И по ходу знакомства мы обнаруживали все больше и больше сходства. Хотя, естественно, порой находили и довольно серьезные несоответствия. Первым шагом к большому взаимопониманию…

Часть 4

Мы договорились внимательно проанализировать состояние этих средств и при необходимости либо дополнить их, либо создать заново, если имеющиеся средства будут заняты для подготовки экипажей по внутренним программам. Работать решили по такой схеме: сначала детально изучить организацию подготовки и технику друг друга, а затем отработать в ходе тренировок все действия экипажа при выполнении совместных работ на…

Часть 5

Основная задача всех этих полетов заключалась в том, чтобы воспитать у гражданских специалистов чувство ответственности в полете за все свои действия, за те ошибки и просчеты, которые в воздухе могут привести к гибели или весьма серьезным неприятностям. Всего этого практически невозможно добиться на обычных тренажерах. Если говорить о различиях в системе подготовки космонавтов и астронавтов,…

Часть 7

Том Стаффорд показал нам один из залов Центра управления полетом. Он пояснил, что операторами связи с экипажем в период подготовки и проведения полетов назначаются члены так называемого «экипажа поддержки». В него входят астронавты, которые готовятся к полету наравне с основным и дублирующим экипажами. Они хорошо знакомы с программой полета и могут грамотно разговаривать с астронавтами,…

Часть 8

После турболета и на тренажере работается совсем по-иному, с большим чувством ответственности. Это очень важно, так как в реальном полете нет ни времени, ни возможностей для размышлений. Приходится действовать автоматически и абсолютно точно. Турболет ошибок не терпит, иначе… Впрочем, — добавил Дэвид, — ты сам знаешь, к чему приводят ошибки… кое-кому приходилось катапультироваться с этого…

Часть 9

После отдыха мы с новыми силами продолжали «стыковку» наших планов подготовки к совместному эксперименту в космосе. По моей просьбе нас познакомили с деятельностью отдела НАСА по контролю за работой частных фирм, создающих космические корабли и отдельные системы к ним. Большая роль в этом деле принадлежит самим астронавтам и специалистам НАСА, которые непрерывно следят за разработкой,…

Часть 10

Приближался конец нашего первого визита в Хьюстон. Мы подготовили несколько протоколов и важных документов по результатам первых переговоров. Как правило, у нас такие документы подписываются и визируются всеми участниками переговоров и представителями заинтересованных организаций. Однако американцы предложили иной порядок визирования, и мы согласились с ним. Основные документы подписывали только директора проекта, как лица, ответственные за…

Часть 11

В начале 1974 года мы проводили испытания станции «Салют-3» в автономном и пилотируемом режимах. В космос стартовали корабли «Союз-14» и «Союз-15». В конце года на орбиту была выведена новая станция — «Салют-4». В начале следующего года на этой станции работал экипаж корабля «Союз-17», затем к ней направлялся еще один «Союз» с космонавтами В. Лазаревым и…

Все права защищены ©2006-2020. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru