Невероятно, но факт!

Часть 10

Георгий Тимофеевич в окружении медиков еще отдыхал на космодроме Байконур, а мы уже перебрались из Центра управления полетом в Звездный городок, чтобы включиться в тренировки, к которым давно приступили наши товарищи по будущему полету.

Нас с Борисом планировали назначить командирами следующих двух «Союзов». Я должен был лететь на «Союзе-4», а Борис на «Союзе5» вместе с Алексеем Станиславовичем Елисеевым и Евгением Васильевичем Хруновым.

Приступили к тренировкам и наши дублеры. Моим дублером был назначен Анатолий Васильевич Филипченко, дублером Бориса Вольтова — Георгий Степанович Шонин. Алексея Елисеева дублировал Валерий Николаевич Кубасов, а Евгения Хрунова — Виктор Васильевич Горбатко.

Наш будущий полет подразделялся на несколько этапов. На первом — я должен был работать один и поэтому вначале тренировался в одиночку. На втором — наши корабли «Союз4» и «Союз5» сближались, состыковывались, осуществлялся переход космонавтов из одного корабля в другой, выполнялась большая программа совместной работы двух экипажей в состыкованных кораблях — на этом этапе мы тренировались вчетвером.

Потом корабли должны были разойтись и поочередно совершить посадку на Землю. Здесь опять экипажи тренировались раздельно, но уже в иных составах.

Примерно по такой же схеме работали и дублеры. Но… как быть, если вдруг в одном из экипажей ктонибудь заболеет и не сможет выйти на старт? Что же, снимать оба экипажа и заменять их дублерами? Решили поступить поиному  — организовали еще и перекрестные тренировки. Я тренировался с дублерами экипажа Вольтова — с Шониным, Кубасовым и Горбатко, а экипаж Вольтова с моим дублером — Анатолием Филипченко.

Таким образом, в случае моей болезни основной экипаж не «выбывал из игры», и, наоборот, болезнь одного из членов экипажа Вольтова оставляла мне возможность принять участие в полете и работать с дублирующим экипажем.

В первые дни много времени уходило не столько на освоение какихлибо технических приемов, сколько на притирку друг к другу. Восемь человек — восемь разных характеров. И все мы — народ крепкий, волевой. У каждого свое мнение, свои приемы работы, свои привычки.

Не скрою — были среди нас противоречия, споры, и довольно острые. И между отдельными членами экипажа, и между экипажами. Объединяло нас всех поначалу только страстное, неуемное желание освоить новую технику, совершить космический полет, проверить новые приемы пилотирования космических кораблей.

Все отлично понимали, что спорить можно на Земле, а в космосе для споров места не будет. В космосе от нас потребуются действия четкие, согласованные, дружные. Значит, нужно было находить общий язык, учиться понимать друг друга, уважать мнение товарищей, не заводить споров ради спора, ради удовлетворения интересов собственной персоны.

Все мы знали друг друга достаточно долго. Однако одно дело — общее знакомство, привычное человеческое общение, а другое — общение, взаимодействие в составе экипажа космического корабля.

Должно было пройти какоето время, чтобы мы основательно научились понимать друг друга, сработались, подружились и каждый бы стал доверять своим товарищам по экипажу так же, как самому себе.

За многие годы летной службы у меня так складывались обстоятельства, что я, как правило, работал в одиночку.

Я прекрасно чувствовал себя, пока отрабатывал ту часть программы, в которой действовал самостоятельно. Но когда подошла очередь включиться в тренировки группой, дело несколько усложнилось.

Мне все время казалось, что товарищи по тренировке действуют не так четко, как надо. Хотелось сделать замечание то одному, то другому, поправить их, выполнить работу самому.

Так примерно ведет себя шофер собственной машины, когда едет на ней в качестве пассажира. Он мысленно крутит руль, давит на педали, сидит в напряжении и все время порывается сделать замечание сидящему за рулем.

Это, естественно, не нравилось ни Елисееву, ни Хрунову, ни тем более Волынову, которые были подготовлены ничуть не хуже меня. Они обижались, пытались возражать, я горячился и еще больше обострял обстановку. Мы уходили с тренировок раздосадованными, недовольными друг другом.

Но если есть желание сработаться, притереться друг к другу, любой конфликт можно разрешить мирными средствами. И в такой ситуации каждая стычка приносила нам не одни огорчения, но и немалый полезный опыт общения.

«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов

Часть 18

Земля поздравляет нас с благополучной стыковкой и желает продолжения в том же духе. Во время стыковки основная нагрузка, естественно, падала на командиров кораблей. Мы с Борисом исполняли свою партию, как говорится, «в четыре руки», а бортинженер и инженерисследователь нам «подыгрывали». Теперь же, после стыковки, роли менялись… Я запросил экипаж «Союз-а5» о готовности к началу новой…

Часть 34

«Вначале, — говорил Нил, — мы думали прилуниться неподалеку от большого кратера. К нему нас вела автоматика. Однако же на высоте тысячи футов стало ясно, что наш «Орел» хочет сесть в самом неподходящем месте. Я видел внизу усыпанную валунами площадку. Некоторые из них были не менее фордовского автомобиля. Базз (так астронавты называли Эдвина Олдрина. —…

Часть 19

Добрался до стыковочного узла, осмотрел его. И тут, сделав одно неосторожное движение, вдруг получил дополнительный импульс, и тело его начало заносить кудато в сторону, опрокидывать на спину. Я замер. Чтобы остановить вращение, силы одной руки Жене не хватало. Пришлось ему ухватиться за скобу двумя руками и напрячь всю свою волю, чтобы «погасить» вращательный импульс. Через…

Часть 35

Примерно через час после приводнения вертолет доставил астронавтов на борт авианосца, где они были отправлены в специальное карантинное помещение, поскольку тогда еще не было точно известно, что Луна — безжизненное тело. Карантин длился 21 сутки. Однако обследование астронавтов и анализ доставленных ими с Луны образцов грунта показали, что никаких микроорганизмов на Луне нет. Только 13…

Часть 20

На все эти дела ушло минут сорокпятьдесят, и вот мы снова заняли свои места в кабине спускаемого аппарата. С удовольствием посматриваю направо и на лево, на сидящих рядом друзей. До чего же уютно стало в корабле с их приходом! Искренне посочувствовал Борису — ведь он теперь в одиночестве будет заканчивать свой полет. В расчетное время…

Часть 21

Затем мы продолжили совместную работу. Теперь мне не приходилось суетиться, переключать свое внимание с одного дела на другое — все делили на троих, у каждого были свои четкие обязанности. Женя занялся навигационными измерениями, кино и фотосъемками Земли и атмосферных явлений, Алексей на правах бортинженера приступил к проверке систем корабля. Я приводил в порядок записи в…

Часть 22

Проснулись мы мгновенно, и даже не хотелось, как на Земле, «потянуться» и «поваляться еще чуток». «Выплыли» из своих мешков, проделали несколько упражнений с эспандерами, «умылись» и за работу — нужно было еще до связи с Землей привести в порядок отсеки, уложить все оборудование и снаряжение, которое подлежит возврату на Землю, изловить все плавающие по кабинам…

Часть 23

Волынов шлет нам по радио свой привет и желает мягкой посадки. Мы дружно кричим ему: «До встречи на родной Земле!» Он еще сутки будет находиться в космосе. Немного завидуем ему, для нас космическая эпопея уже заканчивается… Тормозной двигатель отработал положенное время и замолк. Снова наступила тишина. Снова вернулась невесомость. Стараемся понять — все ли у…

Часть 24

«Востоки» могли осуществлять только неуправляемый спуск по баллистической кривой — от этого и перегрузки были вдвое большими, и нагрев оболочки значительно сильнее, и пламя за бортом бушевало куда страшней! Но и нам переживаний хватает. Напряженно ждем главного момента — раскрытия парашютной системы. Тянутся, тянутся секунды… Наконец чувствуем сильный удар и ощущаем всплеск перегрузок — это…

Часть 25

Переглянулись с ребятами — садиться на дома нам совсем не хотелось. Но… нам только казалось, что мы близко от Земли, высота была еще довольно приличной, и населенный пункт исчез из виду. Под нами широкая снежная равнина. Хрунов командует: «Приготовиться! Земля!» Мы успеваем сгруппироваться в креслах. Потом ощущаем крепкий удар. Сработали двигатели мягкой посадки… Я приподнял…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!