Шпили в маскхалатах (IV)
Наверху девушки работали попеременно. Одна зашивала мешковину или красила купол, другая — страховала подругу, подавала краску и кисти. Однажды в ноябре 1941 года, во время работы на шпиле Инженерного замка, когда обе высотницы находились наверху, подсобники во время бомбежки исчезли, привязав к перилам веревки, на которых висели девушки, да так и не вернулись.
Спуститься вниз удалось лишь ночью. Помогли раненые из госпиталя, разместившегося в Инженерном замке. Шестнадцать часов провели девушки на высоте на ледяном ветру.
— После этого Аля заболела, — рассказывает Ольга Афанасьевна. — Жаловалась, что болят почки. Не было у нас тогда необходимой теплой одежды. Вскоре Аля слегла. Из последнего письма Александры Пригожевой своему любимому.
«Ленинград 22 марта 1942 года. Дорогой Коля!.. Жду смерти. Принималась тебе писать три раза и три раза не могла закончить — нет сил. Ничего не вижу, чувствую себя скверно… Я похоронила отца, мать. Теперь — сестренка и я… Забеги ко мне. Я нахожусь в этом же доме в кв. 10… Вход с улицы, последний этаж направо.
Заходи, дорогой, и посмотри на меня, на кого я стала похожа.
Целую! Аля».
Через несколько дней Александра Пригожева умерла от истощения. Ей было двадцать лет. Ольга Фирсова, преодолевая приступы слабости и цинги, продолжала маскировочные работы на высоте со случайно найденными напарницами, страхующими ее снизу. А потом состав бригады верхолазов стабилизировался. На помощь Ольге пришли Михаил Шестаков, Татьяна Визель, Андрей Сафонов. В связке с Татьяной Визель Фирсова обмеривала исторические здания и архитектурные памятники Ленинграда, чтобы их можно было восстановить в случае гибели от снаряда или бомбы.
Можно только поражаться мужеству этой хрупкой сероглазой девушки! Люди ходили с трудом, порой были не в силах подняться на второй этаж, а Ольга — постоянно на высоте двадцати — тридцати этажей. Голова кружилась от голода, и без того тяжелый инструмент казался еще тяжелее. Сердце сжимала незаживающая боль: умерла мама, убит брат…
— Работа была беспрерывной, — продолжает Ольга Афанасьевна. — Однажды, во время маскировки церкви Иоанна Предтечи, начался шрапнельный обстрел со стороны Лигово, и моя случайная напарница (некому было помочь), испугавшись, бросила страховку и убежала. Я пролетела десять метров и ударилась о кровлю шпиля. Удержалась чудом, содрав веревкой кожу на ладонях. Сломала два крестцовых позвонка.
Еще один перелом Фирсова получила во время маскировки главного купола собора Николы Морского. Ее страховал снизу Михаил Шестаков. Ольга встала ему на плечи, ухватилась пальцами за трехсантиметровые рубцы кровли, пытаясь подтянуться и влезть наверх. Ей почти удалось выбраться на луковицу. Подвела старая веревка, свисавшая с креста. Фирсова ухватилась за нее и в следующий миг рухнула вниз (веревка оборвалась), пролетев вниз головой более десяти метров. Напарник удержал ее на капроновом репшнуре. Но удар о медную кровлю был страшным. Обжигающая боль в спине. Перелом грудного позвонка.
Михаила Ивановича Шестакова отозвали на фронт. Ольга Фирсова продолжала работать. Одна. Потом пыталась подыскать помощников. В последний день апреля 1945 года Ольга вновь поднялась на шпиль Адмиралтейства, распорола ножом грубую мешковину защитного чехла. И засияла золотая Адмиралтейская игла. Громовым «ура» откликнулась на это Дворцовая площадь, где моряки Балтийского флота готовились к первомайскому параду.
С тех пор прошло сорок лет. Уже нет ни Т. Э. Визель, ни М. И. Шестакова, ни А. Н. Сафонова. Остались двое. С удивительной нежностью относятся они друг к другу. Эти пожилые люди, прошедшие через тягчайшие испытания судьбы, для друзей — все те же Оленька и Мишенька… далее
Л. Замятин
«Марсельеза» грянула из недр революционной Франции… поднявшейся против короля и феодалов. Она — выражение пламенной и страстной воли революционного народа, его порыв и героизм. Она — революция. Морис Торез Город проснулся от выстрелов. Стреляла сигнальная пушка. Три залпа прогремели один за другим, и сразу же со всех концов забили барабаны. Колючее «тра-та-та-та» раскатилось по улицам,…
Над городом плывет музыка. Уходит вверх. Там, в вышине, звуки сталкиваются, разрастаются, сливаются в мощный аккорд. Густой плотной массой заполняют улицы и площади, отдаются под сводами дворцов и соборов, заставляют вибрировать купола и стены, рождая многоголосое эхо. Никого уже не удивляет колоссальный состав оркестра. Множество труб, тромбонов, флейт, фаготов, барабанов (их 300!), таинственный тамтам, секрет…
Когда мэр города Страсбурга Фредерик Дитрих, выведенный из терпения бесконечными повторениями «Qaira» — обязательным «десертом» всех национальных торжеств, — попросил капитана Руже де Лиля сочинить что-нибудь более достойное, чем банальный контрданс Бекура, ему в голову не приходило, что в ту же ночь скромный капитан создаст шедевр. Да и кто мог ожидать подобного от де Лиля?…
Песня революции стала гимном буржуазии. «Добрые люди пели: «пусть нечестивая кровь врагов оросит наши нивы», между тем как лица их дышали мирной радостью и спокойным благодушием… Казалось, неистовая песнь в процессе столетнего употребления утратила острие своей первоначальной актуальности и превратилась в почитаемую народом реликвию, которой приятно время от времени вновь полюбоваться, примерно так, как мы…
Двадцатый век стал веком множества открытий, веком великих достижений человеческой мысли, человеческих знаний и умений. Его называют веком научно-технической революции, веком электроники и кибернетики, веком кино и веком… искусства режиссуры! Мы живем в интереснейшее время, когда человек побывал в космосе, сделал первые шаги по Луне, сконструировал сложнейшие машины, научился глубже проникать в тайны природы и…
Таким был и преемник Волкова — Иван Афанасьевич Дмитревский, великолепный актер, человек «превеликих способностей», огромного педагогического дара. Его имя открывает список главных режиссеров русского театра — специально для него, из уважения к заслугам была узаконена в 1791 году эта должность. Дмитревский много занимался с актерами, воспитал целое поколение одаренных учеников, составивших славу отечественной исполнительской школы….
Сейчас подобная «ненатуральность» воспринимается попросту как курьез. Судите сами — вот описание одной из оперных постановок, вернее, сцены встречи главных действующих лиц: «Что делает Веспаньян в то время, как Эпонина старается разжалобить его своей арией? Его царское величество прохаживается по сцене, обегает глазами ложи, приветствует в партере своих друзей и знакомых, пересматривается с оркестрантами, поигрывает…
Деятели театра остро почувствовали, что режиссер-организатор, режиссер, технически слаживающий спектакль, должен уступить место режиссеру-художнику. Он был призван связать воедино свои представления о том, что происходит вокруг, в реальной жизни, с тем, что предлагает пьеса. Увидеть в ней главное, важное для современников и через актерскую игру, декорации, музыку, цвет, свет донести все, что тревожит сегодня, до…
Девятое мая. Мы поднимаемся к шпилю Петропавловского собора. Уже миновали колокольню, знаменитые куранты с огромными барабанами, шестеренками, маховиками. Верхняя колокольня — открытая. А вот и сам металлический шпиль. Идти здесь можно только по одному, с интервалами. Гулко звучат шаги по металлическим ступеням все более сужающейся винтовой лестницы. Ведут нас ветераны альпинизма. Впереди Михаил Михайлович Бобров,…
Стоя на скобе, Миша глянул вниз и вдруг почувствовал себя парящим в воздухе. Закружилась голова, разлилась по телу предательская слабость. «Миша, не смотри вниз! Смотри вперед, на тот берег Невы!» — кричит Алоиз. И, взяв себя в руки, он двинулся в сумрачное небо. Шпиль раскачивается, словно мачта яхты, дрейфующей на штормовых волнах. Вот и самое…