Что такое «режиссер»? (II)
Таким был и преемник Волкова — Иван Афанасьевич Дмитревский, великолепный актер, человек «превеликих способностей», огромного педагогического дара. Его имя открывает список главных режиссеров русского театра — специально для него, из уважения к заслугам была узаконена в 1791 году эта должность. Дмитревский много занимался с актерами, воспитал целое поколение одаренных учеников, составивших славу отечественной исполнительской школы. И все же он не был тем главным режиссером, что ныне руководят театрами.
При всей серьезности теоретических выкладок, в понятие режиссуры в те времена вкладывался несколько иной смысл, чем теперь. В чем же дело? Прежде всего, в том, что постановщику принадлежала тогда роль «организатора» действия пьесы и только. Он следил, чтобы актеры не сбивались и твердо знали свои роли, помнили, откуда, в каком порядке выходить, на «подмостки, куда двигаться и где встать. В современном нам театре такой «разводкой» занимается ассистент или помощник режиссера. Здесь не требуется особых навыков, поэтому в старом театре в роли режиссера нередко выступали первые актеры труппы, о чем особо записано в их Уставе: «Представляющие первые роли, имеют право указать представляющим вторые или побочные роли о тех местах, которые им кажутся затруднительными, и каким образом и где они желают быть от них подкреплены».
Частенько случалось, что «первые» прежде всего и занимались «подкреплением» себя, выгодной подачей наиболее выигрышных мест роли. Так, один старый, многоопытный актер снисходительно поучал молоденькую дебютантку: «Получив новую роль, ищи где эффектное место и напирай». Словом, с актерским произволом во все времена справляться нелегко.
Иногда за дело брались драматурги — авторы разыгрываемых пьес. Денис Иванович Фонвизин, создатель всем известного «Недоросля», написанного в 1782 году и в том же году сыгранного на петербургской сцене, одним из первых стал помогать исполнителям найти «верный тон». Кстати, Фонвизин, по свидетельству историков, «начал свое поприще актером и потом уже явился сочинителем».
Немало труда вкладывал в театральное прочтение своих драматических опусов Николай Васильевич Гоголь. Помните его послание к участникам спектакля: «Предуведомление для тех, которые желали бы сыграть, как следует играть «Ревизора»? Здесь даны подробные и точные описания каждого персонажа комедии: «Итак, прежде следует схватить именно душу роли, а не платье ее». И далее: «Одна из главных ролей есть городничий». Каков он? «Человек этот более всего озабочен тем, чтобы не пропускать того, что плывет в руки». За городничим характеризуется судья: «Он говорит и в то же время смотрит, какой эффект производят на других его слова». Затем речь идет о Землянике, который, по указанию автора, «человек толстый, но плут тонкий»… И так про всякого, с определением, как скажет потом Станиславский, «зерна роли», то есть главного в ней. Гоголь обращается к каждому из актеров в отдельности (к исполнителю роли почтмейстера, например: «Ничего больше не остается делать актеру, как быть простодупшу сколько возможно») и ко всем сразу: «Не нужно только позабывать того, что в голове всех сидит ревизор. Все заняты ревизором». Станиславский называл это «сквозным действием», выявлением того, что управляет поступками героев.
В театроведческой науке такая своеобразная режиссура драматургов получила наименование авторской. Превосходным автором-постановщиком был Александр Николаевич Островский, принимавший участие в репетициях своих многочисленных пьес в московском Малом театре. «Я, — писал он, — близко сошелся с артистами и всеми силами старался быть полезным своими знаниями и способностями. Школа естественной и выразительной игры на сцене… образовалась одновременно с появлением моих первых комедий и не без моего участия». Островский не просто читал, но и комментировал свои пьесы исполнителям, определял характеры героев, помогал отыскать живую интонацию, затем проходил с каждым его роль отдельно, после чего проводил общие репетиции.
В результате возникал слаженный актерский ансамбль. Процесс «чтения» произведения актерам был по тогдашним понятиям необычайно длительным — текст прорабатывался тщательно, многократно, наполнялся жизненным смыслом, становился узнаваемым. Со сцены действующие лица спектакля воспринимались подлинными выходцами из торговой среды, настолько точно воспроизводилась речь замоскворецкого купечества. Сейчас работа над каждым словом драмы стала нормой, законом: выходу актеров на подмостки предшествует так называемый «застольный» период репетиций, это азбука сегодняшней режиссуры. А ввел такой способ, точнее, метод разучивания пьесы драматург-режиссер Островский.
Русская сцена всегда славилась актерскими талантами. Казалось бы, чего еще желать зрителю, как не прекрасной актерской игры? Ведь тем и ценится прежде всего театр — живым человеком, способным подчинить себе собравшихся в зале, заставить их смеяться и плакать. Что может быть чудесней, чем незримые токи, соединяющие души тех, кто на сцене, с теми, кто находится по другую сторону рампы… Но если в XVIII веке зрителя вполне устраивала приподнятая, распевная декламация актеров, не смущало то, что они безыскусно выстраиваются на авансцене и посылают реплики в зал, не глядя друг на друга, то в XIX столетии такая манера игры стала расцениваться как «ненатуральная»… далее
Е. Третьякова
Когда мэр города Страсбурга Фредерик Дитрих, выведенный из терпения бесконечными повторениями «Qaira» — обязательным «десертом» всех национальных торжеств, — попросил капитана Руже де Лиля сочинить что-нибудь более достойное, чем банальный контрданс Бекура, ему в голову не приходило, что в ту же ночь скромный капитан создаст шедевр. Да и кто мог ожидать подобного от де Лиля?…
Песня революции стала гимном буржуазии. «Добрые люди пели: «пусть нечестивая кровь врагов оросит наши нивы», между тем как лица их дышали мирной радостью и спокойным благодушием… Казалось, неистовая песнь в процессе столетнего употребления утратила острие своей первоначальной актуальности и превратилась в почитаемую народом реликвию, которой приятно время от времени вновь полюбоваться, примерно так, как мы…
Двадцатый век стал веком множества открытий, веком великих достижений человеческой мысли, человеческих знаний и умений. Его называют веком научно-технической революции, веком электроники и кибернетики, веком кино и веком… искусства режиссуры! Мы живем в интереснейшее время, когда человек побывал в космосе, сделал первые шаги по Луне, сконструировал сложнейшие машины, научился глубже проникать в тайны природы и…
Сейчас подобная «ненатуральность» воспринимается попросту как курьез. Судите сами — вот описание одной из оперных постановок, вернее, сцены встречи главных действующих лиц: «Что делает Веспаньян в то время, как Эпонина старается разжалобить его своей арией? Его царское величество прохаживается по сцене, обегает глазами ложи, приветствует в партере своих друзей и знакомых, пересматривается с оркестрантами, поигрывает…
Деятели театра остро почувствовали, что режиссер-организатор, режиссер, технически слаживающий спектакль, должен уступить место режиссеру-художнику. Он был призван связать воедино свои представления о том, что происходит вокруг, в реальной жизни, с тем, что предлагает пьеса. Увидеть в ней главное, важное для современников и через актерскую игру, декорации, музыку, цвет, свет донести все, что тревожит сегодня, до…
Девятое мая. Мы поднимаемся к шпилю Петропавловского собора. Уже миновали колокольню, знаменитые куранты с огромными барабанами, шестеренками, маховиками. Верхняя колокольня — открытая. А вот и сам металлический шпиль. Идти здесь можно только по одному, с интервалами. Гулко звучат шаги по металлическим ступеням все более сужающейся винтовой лестницы. Ведут нас ветераны альпинизма. Впереди Михаил Михайлович Бобров,…
Стоя на скобе, Миша глянул вниз и вдруг почувствовал себя парящим в воздухе. Закружилась голова, разлилась по телу предательская слабость. «Миша, не смотри вниз! Смотри вперед, на тот берег Невы!» — кричит Алоиз. И, взяв себя в руки, он двинулся в сумрачное небо. Шпиль раскачивается, словно мачта яхты, дрейфующей на штормовых волнах. Вот и самое…
За неделю Фирсова и Пригоже-ва скрепили чехол и прочно обмотали его репшнуром. Укрыв Адмиралтейство, альпинисты принялись за маскировку шпиля Инженерного замка, а затем — собора Петропавловской крепости. Недоедание и неимоверно тяжелая работа на ветру и морозе подорвали здоровье Алоиза Зембы, или Люси, как ласково прозвали застенчивого парня его друзья-альпинисты. Блокадного пайка явно не хватало для…
Наверху девушки работали попеременно. Одна зашивала мешковину или красила купол, другая — страховала подругу, подавала краску и кисти. Однажды в ноябре 1941 года, во время работы на шпиле Инженерного замка, когда обе высотницы находились наверху, подсобники во время бомбежки исчезли, привязав к перилам веревки, на которых висели девушки, да так и не вернулись. Спуститься вниз…
Ольга Афанасьевна Фирсова занималась высотными работами от инспекции по охране памятников до октября 1946 года, потом руководила хоровыми коллективами в клубе университета, во Дворце культуры имени Ленсовета. Многие годы делом ее жизни, которому она предавалась самозабвенно, было воспитание детей, за что Фирсова в 1971 году награждена орденом «Знак Почета». Судьба Михаила Михайловича Боброва поистине удивительна….