Марш марсельцев (II)
Над городом плывет музыка. Уходит вверх. Там, в вышине, звуки сталкиваются, разрастаются, сливаются в мощный аккорд. Густой плотной массой заполняют улицы и площади, отдаются под сводами дворцов и соборов, заставляют вибрировать купола и стены, рождая многоголосое эхо. Никого уже не удивляет колоссальный состав оркестра. Множество труб, тромбонов, флейт, фаготов, барабанов (их 300!), таинственный тамтам, секрет изготовления которого известен лишь в Китае и Турции. Гигантский хор инструментов не оглушает, наоборот, звучит стройно и слаженно. Отдельные группы перекликаются и вторят друг другу, создавая ощущение необъятного пространства. Парижане с уважением думают о создателе этой музыки Франсуа Госсеке — первом среди композиторов революции.
Да, музыка прекрасна, и все же чего-то в ней недостает… Человеческих голосов, их волнения, теплоты, одушевленности. Не хватает песни! Песню ждут.
А она уже есть. Она спешит в Париж — на защиту революции от ненавистных аристократов и пруссаков. Ее поют марсельские добровольцы, шагая по пыльным дорогам Южной Франции. Песня придает им силы, заменяя хлеб и вино. Они поют сухими, обожженными жаждой глотками, голодные, усталые и верят: революция победит! Они проходят по Франции и всюду оставляют свою песню — как пароль, как призыв, объединяющий на борьбу:
Вперед, плечом к плечу шагая!
Священна к родине любовь,
Вперед, свобода дорогая,
Одушевляй нас вновь и вновь.
28 июля 1792 года марсельцы вступают в Париж. Горожане встречают их радостными криками. С восторгом смотрят на этих усталых, загорелых до черноты людей. Их мундиры выгорели и обтрепались, сапоги запылились и побелели, но огненно-красны их колпаки, и тем же багряным пламенем горит их песня:
Вперед, сыны Отчизны милой!
Мгновенье славы настает!
Да, это та песня, которую ждали, которая должна была, не могла не появиться. Она казалась знакомой. Узнавали этот энергичный, подтянутый ритм военного марша, так часто звучащий в последнее время на улицах Парижа; и смелый, решительный взлет мелодии, звенящей призывом ораторской речи.
Песня вела за собой, заставляя сердца биться в едином стремлении — победить или пасть в борьбе за свободу. Песню подхватили. Подпевали мелодии, повторяли сразу запоминавшийся припев. Не успели марсельцы расположиться на отдых, как их окружили, разбили на группы, потребовали еще раз, с начала до конца пропеть все куплеты. Следом за смущенными своей непривычной ролью учителями твердили слова. Старались запомнить получше, чтобы петь самим и научить товарищей. На вопрос: «Кто сочинил песню?» марсельцы недоуменно пожимали плечами: «Не все ли равно, главное — она наша».
Да, Марш марсельцев не требовал рекомендаций. Он завоевывал признание сразу, с быстротой и легкостью поистине поразительными. Минуло не многим более трех часов с тех пор, как песня пришла в Париж, а ее пел уже весь город. «Марсельеза» — так стали называть песню для краткости — сразу, «без боя» вытеснила своих предшественниц «Qaira» и «Карманьолу».
Ни одно празднество, ни одна манифестация не обходилась теперь без «Марсельезы». Ее играли и пели в клубах, на банкетах, в театрах, на торжественных митингах. По приказу военного министра Сервана ее печатали невероятным по тем временам тиражом в сто тысяч экземпляров и рассылали по всем музыкантским командам армии. Вскоре во Франции не осталось ни одного города, ни одной провинции, где бы не звучала «Марсельеза». Еще никогда ни одно творение национальных гениев, от Люлли до Мольера, не пользовалось такой всенародной популярностью, как эта песня. Прекрасно вооруженные и обученные армии монархов отступают перед яростной отвагой французских добровольцев, идущих в атаку с пением «Марсельезы»… далее
Э. Великович
«Марсельеза» грянула из недр революционной Франции… поднявшейся против короля и феодалов. Она — выражение пламенной и страстной воли революционного народа, его порыв и героизм. Она — революция. Морис Торез Город проснулся от выстрелов. Стреляла сигнальная пушка. Три залпа прогремели один за другим, и сразу же со всех концов забили барабаны. Колючее «тра-та-та-та» раскатилось по улицам,…
Когда мэр города Страсбурга Фредерик Дитрих, выведенный из терпения бесконечными повторениями «Qaira» — обязательным «десертом» всех национальных торжеств, — попросил капитана Руже де Лиля сочинить что-нибудь более достойное, чем банальный контрданс Бекура, ему в голову не приходило, что в ту же ночь скромный капитан создаст шедевр. Да и кто мог ожидать подобного от де Лиля?…
Песня революции стала гимном буржуазии. «Добрые люди пели: «пусть нечестивая кровь врагов оросит наши нивы», между тем как лица их дышали мирной радостью и спокойным благодушием… Казалось, неистовая песнь в процессе столетнего употребления утратила острие своей первоначальной актуальности и превратилась в почитаемую народом реликвию, которой приятно время от времени вновь полюбоваться, примерно так, как мы…
Двадцатый век стал веком множества открытий, веком великих достижений человеческой мысли, человеческих знаний и умений. Его называют веком научно-технической революции, веком электроники и кибернетики, веком кино и веком… искусства режиссуры! Мы живем в интереснейшее время, когда человек побывал в космосе, сделал первые шаги по Луне, сконструировал сложнейшие машины, научился глубже проникать в тайны природы и…
Таким был и преемник Волкова — Иван Афанасьевич Дмитревский, великолепный актер, человек «превеликих способностей», огромного педагогического дара. Его имя открывает список главных режиссеров русского театра — специально для него, из уважения к заслугам была узаконена в 1791 году эта должность. Дмитревский много занимался с актерами, воспитал целое поколение одаренных учеников, составивших славу отечественной исполнительской школы….
Сейчас подобная «ненатуральность» воспринимается попросту как курьез. Судите сами — вот описание одной из оперных постановок, вернее, сцены встречи главных действующих лиц: «Что делает Веспаньян в то время, как Эпонина старается разжалобить его своей арией? Его царское величество прохаживается по сцене, обегает глазами ложи, приветствует в партере своих друзей и знакомых, пересматривается с оркестрантами, поигрывает…
Деятели театра остро почувствовали, что режиссер-организатор, режиссер, технически слаживающий спектакль, должен уступить место режиссеру-художнику. Он был призван связать воедино свои представления о том, что происходит вокруг, в реальной жизни, с тем, что предлагает пьеса. Увидеть в ней главное, важное для современников и через актерскую игру, декорации, музыку, цвет, свет донести все, что тревожит сегодня, до…
Девятое мая. Мы поднимаемся к шпилю Петропавловского собора. Уже миновали колокольню, знаменитые куранты с огромными барабанами, шестеренками, маховиками. Верхняя колокольня — открытая. А вот и сам металлический шпиль. Идти здесь можно только по одному, с интервалами. Гулко звучат шаги по металлическим ступеням все более сужающейся винтовой лестницы. Ведут нас ветераны альпинизма. Впереди Михаил Михайлович Бобров,…
Стоя на скобе, Миша глянул вниз и вдруг почувствовал себя парящим в воздухе. Закружилась голова, разлилась по телу предательская слабость. «Миша, не смотри вниз! Смотри вперед, на тот берег Невы!» — кричит Алоиз. И, взяв себя в руки, он двинулся в сумрачное небо. Шпиль раскачивается, словно мачта яхты, дрейфующей на штормовых волнах. Вот и самое…
За неделю Фирсова и Пригоже-ва скрепили чехол и прочно обмотали его репшнуром. Укрыв Адмиралтейство, альпинисты принялись за маскировку шпиля Инженерного замка, а затем — собора Петропавловской крепости. Недоедание и неимоверно тяжелая работа на ветру и морозе подорвали здоровье Алоиза Зембы, или Люси, как ласково прозвали застенчивого парня его друзья-альпинисты. Блокадного пайка явно не хватало для…