Невероятно, но факт!

Что такое «режиссер»? (III)

Сейчас подобная «ненатуральность» воспринимается попросту как курьез. Судите сами — вот описание одной из оперных постановок, вернее, сцены встречи главных действующих лиц: «Что делает Веспаньян в то время, как Эпонина старается разжалобить его своей арией? Его царское величество прохаживается по сцене, обегает глазами ложи, приветствует в партере своих друзей и знакомых, пересматривается с оркестрантами, поигрывает огромными брелоками своих часов и показывает публике крайнее удовольствие собой». Словом, исполнитель совсем не обращал внимания на партнершу, как бы выключался из происходящего, ожидая следующей реплики, и общения персонажей, такого естественного для нас, не возникало.

Впрочем, недостатки сценического поведения актеров отчасти искупались блестящей зрелищностью представлений. Ибо в театре прошлых веков вполне самостоятельную и очень значительную роль играло оформление спектаклей. Хотя за действиями декоратора и машиниста тоже при¬сматривал режиссер, но его мало волновала художественная сторона дела, заботило другое — чтобы все шло без технических накладок.

Декорационная часть и машинерия постановок поражали воображение самых искушенных театралов. На сцене выстраивались дворцы, которые затем рушились от извержений вулканов или погружались в пучину вод, гремели громы и сверкали молнии, разыгрывались многолюдные сражения, терпели кораблекрушения целые флотилии судов, горели величественные здания, возрождались из пепла грандиознее постройки… Об изобретательности мастеров сценического оформления можно рассказывать бесконечно, с неподдельным удивлением и уважением. Особыми эффектами поражали постановки оперно-балетных представлений. Здесь уже подлинными режиссерами зрелищ становились художники — создатели декораций, а режиссерам по должности оставалось следить за тщательностью выполнения многочисленных декорационных перемен.

Драматические же спектакли обставлялись далеко не так пышно. Убранство сцены набиралось, как говорили тогда, «из подборки». Это означало, что декорации не писались специально для каждой постановки, а извлекались со складов, которые в театре называются запасниками. Прямого отношения обстановка к происходящему на сцене могла и не иметь. Поначалу даже мебель на сцену не выставлялась — развешивались только живописные полотна — задники. Если по ходу действия требовался стул, его выносили слуги, не обращая ни малейшего внимания на происходящее на подмостках. То же происходило и с прочими предметами: нужен стол пожалуйста… Лишь постепенно появлялась в спектаклях скудная меблировка.

Режиссеру начала прошлого века и в голову не приходило, что сценическая обстановка и актерская игра связаны между собой, взаимодействуют друг с другом. Театр пришел к пониманию сложности этих отношений лишь спустя более чем полвека. Одним из первых отметил содержательность существующей связи многоопытный Островский. Он писал: «Артистам надоедают всегдашние однообразные павильоны с рутинной расстановкой мебели и обычные переходы с места на место; они до восторга бывают рады возможности вести себя натурально. Я помню, как Шумский благодарил декоратора Исакова за маленькую, бедную комнату в пьесе «Поздняя любовь». «Тут и играть не надо,— говорил он, — тут жить можно. Я как вошел, так сразу напал на настоящий тон».

Что же обычно видел зритель, скажем, в 1880-е годы? «Комнаты на сцене меблируются обыкновенно самым неестественным образом, как-то условно, традиционно, как будто по какой-то формуле. В редкой сценической комнате не увидите вы, на так называемом первом плане, с одной стороны дивана с стоящим перед ним столом, с другой — тоже стола при нескольких стульях, тогда как стены комнаты обыкновен¬но пусты и как будто ждут мебели»,— с сожалением замечал критик в одной из рецензий той поры.

Итак, обстановка — сама по.себе, актерская игра — сама по себе, хотя игра эта вдохновенна и сильна. Декорации драматических спектаклей долго служили нейтральным фоном и только с годами фон стал иметь некоторое отношение к исполняемой пьесе. Оформление сцены к концу XIX века начинает обретать национальные черты (русская изба, например, из некоего жилища превращается именно в русскую избу с точными приметами народного быта). Зритель потерял былое безразличие к тому, когда, в какой период свершаются события разворачивающейся перед ним драмы, обостряется чувство историзма. Национальные и исторические приметы получают отражение в гриме, костюме, манере поведения. Словом, каждый из элементов театра проходит свой непростой процесс развития. И режиссер, который следил лишь за каждым компонентом в отдельности, налаживал между ними связи довольно механические (чтобы одно не мешало другому), приходит к мысли о необходимости связей более сложных, глубоких и значимых. Постепенно в понимание искусства театра властно вошла категория, которая всегда существовала, но не всегда осмыслялась по достоинству, — категория Времени. На рубеже XIX—XX веков деятели искусства вплотную подошли к необходимости по-новому отражать эпоху в своем творчестве — более правдиво и естественно, во всей жизненной полноте. Человек как бы заново открыл многогранность мира, в котором живет, осознал противоречивость и сложность самого себя, осознал на более высоком, чем прежде, уровне, пройдя длительный и мучительный путь познания. Происшедший скачок в людском сознании — в понимании своей нации, истории, места в ней личности — привел к открытию иной, нежели раньше, меры правды в искусстве, вызвал к жизни профессию новую и старую одновременно — режиссуру… далее

Е. Третьякова

Шпили в маскхалатах (V)

Ольга Афанасьевна Фирсова занималась высотными работами от инспекции по охране памятников до октября 1946 года, потом руководила хоровыми коллективами в клубе университета, во Дворце культуры имени Ленсовета. Многие годы делом ее жизни, которому она предавалась самозабвенно, было воспитание детей, за что Фирсова в 1971 году награждена орденом «Знак Почета». Судьба Михаила Михайловича Боброва поистине удивительна….

Марш марсельцев (I)

«Марсельеза» грянула из недр революционной Франции… поднявшейся против короля и феодалов. Она — выражение пламенной и страстной воли революционного народа, его порыв и героизм. Она — революция.              Морис   Торез  Город проснулся от выстрелов. Стреляла сигнальная пушка. Три залпа прогремели один за другим, и сразу же со всех концов забили барабаны. Колючее «тра-та-та-та» раскатилось по улицам,…

Марш марсельцев (II)

Над городом плывет музыка. Уходит вверх. Там, в вышине, звуки сталкиваются, разрастаются, сливаются в мощный аккорд. Густой плотной массой заполняют улицы и площади, отдаются под сводами дворцов и соборов, заставляют вибрировать купола и стены, рождая многоголосое эхо. Никого уже не удивляет колоссальный состав оркестра. Множество труб, тромбонов, флейт, фаготов, барабанов (их 300!), таинственный тамтам, секрет…

Марш марсельцев (III)

Когда мэр города Страсбурга Фредерик Дитрих, выведенный из терпения бесконечными повторениями «Qaira» — обязательным «десертом» всех национальных торжеств, — попросил капитана Руже де Лиля сочинить что-нибудь более достойное, чем банальный контрданс Бекура, ему в голову не приходило, что в ту же ночь скромный капитан создаст шедевр. Да и кто мог ожидать подобного от де Лиля?…

Марш марсельцев (IV)

Песня революции стала гимном буржуазии. «Добрые люди пели: «пусть нечестивая кровь врагов оросит наши нивы», между тем как лица их дышали мирной радостью и спокойным благодушием… Казалось, неистовая песнь в процессе столетнего употребления утратила острие своей первоначальной актуальности и превратилась в почитаемую народом реликвию, которой приятно время от времени вновь полюбоваться, примерно так, как мы…

Что такое «режиссер»?

Двадцатый век стал веком множества открытий, веком великих достижений человеческой мысли, человеческих знаний и умений. Его называют веком научно-технической революции, веком электроники и кибернетики, веком кино и веком… искусства режиссуры! Мы живем в интереснейшее время, когда человек побывал в космосе, сделал первые шаги по Луне, сконструировал сложнейшие машины, научился глубже проникать в тайны природы и…

Что такое «режиссер»? (II)

Таким был и преемник Волкова — Иван Афанасьевич Дмитревский, великолепный актер, человек «превеликих способностей», огромного педагогического дара. Его имя открывает список главных режиссеров русского театра — специально для него, из уважения к заслугам была узаконена в 1791 году эта должность. Дмитревский много занимался с актерами, воспитал целое поколение одаренных учеников, составивших славу отечественной исполнительской школы….

Что такое «режиссер»? (IV)

Деятели театра остро почувствовали, что режиссер-организатор, режиссер, технически слаживающий спектакль, должен уступить место режиссеру-художнику. Он был призван связать воедино свои представления о том, что происходит вокруг, в реальной жизни, с тем, что предлагает пьеса. Увидеть в ней главное, важное для современников и через актерскую игру, декорации, музыку, цвет, свет донести все, что тревожит сегодня, до…

Шпили в маскхалатах (I)

Девятое мая. Мы поднимаемся к шпилю Петропавловского собора. Уже миновали колокольню, знаменитые куранты с огромными барабанами, шестеренками, маховиками. Верхняя колокольня — открытая. А вот и сам металлический шпиль. Идти здесь можно только по одному, с интервалами. Гулко звучат шаги по металлическим ступеням все более сужающейся винтовой лестницы. Ведут нас ветераны альпинизма. Впереди Михаил Михайлович Бобров,…

Шпили в маскхалатах (II)

Стоя на скобе, Миша глянул вниз и вдруг почувствовал себя парящим в воздухе. Закружилась голова, разлилась по телу предательская слабость. «Миша, не смотри вниз! Смотри вперед, на тот берег Невы!» — кричит Алоиз. И, взяв себя в руки, он двинулся в сумрачное небо. Шпиль раскачивается, словно мачта яхты, дрейфующей на штормовых волнах. Вот и самое…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!