Марш марсельцев (III)
Когда мэр города Страсбурга Фредерик Дитрих, выведенный из терпения бесконечными повторениями «Qaira» — обязательным «десертом» всех национальных торжеств, — попросил капитана Руже де Лиля сочинить что-нибудь более достойное, чем банальный контрданс Бекура, ему в голову не приходило, что в ту же ночь скромный капитан создаст шедевр. Да и кто мог ожидать подобного от де Лиля? (Приставку «де» он присвоил без всяких на то прав, но Дитрих благодушно простил ему эту смешную претензию на дворянство.) Правда, капитан пописывал стишки и даже сочинял музыку — несложные пьесы для скрипки, на которой недурно играл, но все это были опыты дилетанта.
Да, все написанное Руже де Лилем действительно не представляет интереса. Все, кроме песни, сочиненной в ночь с 25 на 26 апреля 1792 года. В ночь, когда обыкновенный смертный возвысился до гения. Автор не сразу понял величие того, что создал.Не поняли этого ни Дитрих, ни его жена, весьма просвещенная музыкантша, ни гости, собравшиеся у мэра, чтобы послушать «Боевую песню рейнской армии». Да и потом, когда песня, уже переложенная для полкового оркестра, звучала в Гюненгском лагере на немецкой границе, вряд ли автор представлял, как сложится ее судьба.
«Марсельеза» уже гремела по всей Франции, но Лиль еще не подозревал об этом: ведь он сочинил «Песню рейнской армии», а не «Марш марсельцев». Очень скоро он узнает о триумфе собственного детища, но… лишь затем, чтобы вступить с ним во вражду!
В период террора — самый острый и напряженный в развитии революции, когда слава «Марсельезы» достигает вершины, — де Лиль, человек весьма умеренных убеждений (свидетельство тому — приставка «де») находится в тюрьме. Только случай спасает его от бесславного конца под лезвием «национальной бритвы» — гильотины, уже прервавшей жизнь добропорядочного буржуа и либерала Фредерика Дитриха. Пережив триумфальную славу своей песни, автор становится свидетелем ее запрещения. «Марсельеза», помогавшая революционному генералу Бонапарту, не нужна и даже опасна императору Франции Наполеону. Де Лиль еще будет жив, когда его песня вновь зазвучит на парижских баррикадах 1830 года. В эти дни молодой Гектор Берлиоз сделает переложение песни для двойного хора и большого оркестра. На полях партитуры вместо слов «тенора» и «басы» он напишет: «Все, у кого есть голос, сердце и кровь в жилах». Свой труд композитор посвятит автору бессмертного гимна. Через полгода Берлиоз получит письмо от де Лиля: «Мы с Вами незнакомы, не хотите ли познакомиться? Ваша голова подобна постоянно действующему вулкану, а в моей никогда не было ничего, кроме горящей соломы, которая, погаснув, продолжает слегка дымиться. И все же из богатств Вашего вулкана и остатков моего соломенного пламени, соединенных вместе, может что-нибудь получиться». Де Лиль хотел предложить молодому композитору либретто оперы, но их встреча так и не состоялась.
Родившись в 1760 году, автор «Марсельезы» не дожил, да и вряд ли мог дожить, до события, которое наполнило бы его сердце восторгом и гордостью: в феврале 1879 года на заседании Палаты депутатов Третьей республики «Марсельеза» будет объявлена государственным гимном Франции.
«Нашим предкам рубили головы под эти звуки!», «С этой песней делали коммуну!», «С ней еще сделают коммуну!» — негодовали депутаты справа. Но их крики не помешали возведению «Марсельезы» в высокий ранг официальной эмблемы государства… далее
Э. Великович
«Марсельеза» грянула из недр революционной Франции… поднявшейся против короля и феодалов. Она — выражение пламенной и страстной воли революционного народа, его порыв и героизм. Она — революция. Морис Торез Город проснулся от выстрелов. Стреляла сигнальная пушка. Три залпа прогремели один за другим, и сразу же со всех концов забили барабаны. Колючее «тра-та-та-та» раскатилось по улицам,…
Над городом плывет музыка. Уходит вверх. Там, в вышине, звуки сталкиваются, разрастаются, сливаются в мощный аккорд. Густой плотной массой заполняют улицы и площади, отдаются под сводами дворцов и соборов, заставляют вибрировать купола и стены, рождая многоголосое эхо. Никого уже не удивляет колоссальный состав оркестра. Множество труб, тромбонов, флейт, фаготов, барабанов (их 300!), таинственный тамтам, секрет…
Песня революции стала гимном буржуазии. «Добрые люди пели: «пусть нечестивая кровь врагов оросит наши нивы», между тем как лица их дышали мирной радостью и спокойным благодушием… Казалось, неистовая песнь в процессе столетнего употребления утратила острие своей первоначальной актуальности и превратилась в почитаемую народом реликвию, которой приятно время от времени вновь полюбоваться, примерно так, как мы…
Двадцатый век стал веком множества открытий, веком великих достижений человеческой мысли, человеческих знаний и умений. Его называют веком научно-технической революции, веком электроники и кибернетики, веком кино и веком… искусства режиссуры! Мы живем в интереснейшее время, когда человек побывал в космосе, сделал первые шаги по Луне, сконструировал сложнейшие машины, научился глубже проникать в тайны природы и…
Таким был и преемник Волкова — Иван Афанасьевич Дмитревский, великолепный актер, человек «превеликих способностей», огромного педагогического дара. Его имя открывает список главных режиссеров русского театра — специально для него, из уважения к заслугам была узаконена в 1791 году эта должность. Дмитревский много занимался с актерами, воспитал целое поколение одаренных учеников, составивших славу отечественной исполнительской школы….
Сейчас подобная «ненатуральность» воспринимается попросту как курьез. Судите сами — вот описание одной из оперных постановок, вернее, сцены встречи главных действующих лиц: «Что делает Веспаньян в то время, как Эпонина старается разжалобить его своей арией? Его царское величество прохаживается по сцене, обегает глазами ложи, приветствует в партере своих друзей и знакомых, пересматривается с оркестрантами, поигрывает…
Деятели театра остро почувствовали, что режиссер-организатор, режиссер, технически слаживающий спектакль, должен уступить место режиссеру-художнику. Он был призван связать воедино свои представления о том, что происходит вокруг, в реальной жизни, с тем, что предлагает пьеса. Увидеть в ней главное, важное для современников и через актерскую игру, декорации, музыку, цвет, свет донести все, что тревожит сегодня, до…
Девятое мая. Мы поднимаемся к шпилю Петропавловского собора. Уже миновали колокольню, знаменитые куранты с огромными барабанами, шестеренками, маховиками. Верхняя колокольня — открытая. А вот и сам металлический шпиль. Идти здесь можно только по одному, с интервалами. Гулко звучат шаги по металлическим ступеням все более сужающейся винтовой лестницы. Ведут нас ветераны альпинизма. Впереди Михаил Михайлович Бобров,…
Стоя на скобе, Миша глянул вниз и вдруг почувствовал себя парящим в воздухе. Закружилась голова, разлилась по телу предательская слабость. «Миша, не смотри вниз! Смотри вперед, на тот берег Невы!» — кричит Алоиз. И, взяв себя в руки, он двинулся в сумрачное небо. Шпиль раскачивается, словно мачта яхты, дрейфующей на штормовых волнах. Вот и самое…
За неделю Фирсова и Пригоже-ва скрепили чехол и прочно обмотали его репшнуром. Укрыв Адмиралтейство, альпинисты принялись за маскировку шпиля Инженерного замка, а затем — собора Петропавловской крепости. Недоедание и неимоверно тяжелая работа на ветру и морозе подорвали здоровье Алоиза Зембы, или Люси, как ласково прозвали застенчивого парня его друзья-альпинисты. Блокадного пайка явно не хватало для…