Невероятно, но факт!

Что такое «режиссер»?

Двадцатый век стал веком множества открытий, веком великих достижений человеческой мысли, человеческих знаний и умений. Его называют веком научно-технической революции, веком электроники и кибернетики, веком кино и веком… искусства режиссуры! Мы живем в интереснейшее время, когда человек побывал в космосе, сделал первые шаги по Луне, сконструировал сложнейшие машины, научился глубже проникать в тайны природы и собственного «я». Собственное «я» — предмет не только медицины и психологии, других наук, это и главный, первейший предмет искусства. Я — человек, каковы мои отношения с другими людьми, с окружающим меня миром, природой, — вот о чем размышляют писатели, поэты, художники, вот о чем создают фильмы и спектакли деятели кино и театра.

Но при чем тут режиссура? — спросите вы. Что позволило ей стать одной из примет нашей эпохи? Почему именем ее называют целое столетие? Вернемся же к началу XX века, ведь именно тогда происходило становление режиссуры как особой профессии.

В ту пору в печати проходила острейшая полемика о предназначении нового для театра лица. Перелистав пожелтевшие страницы газет и журналов, вы с удивлением прочли бы, что режиссер — это «аспид, губящий театр», «отвратительный лавр с красными от чужой крови губами», «хищный присосок каракатицы»… Словом, диктатор, деспот, почти убийца невинных актерских дарований. Так высказывались отнюдь не только лихие рецензенты, мало разбирающиеся в предмете дискуссии. Вот позиция Алексея Максимовича Горького — замечательного писателя и не менее значительного драматурга, чьи пьесы и по сей день не сходят со сцены: «Мне думается, что фантазия автора в связи с талантом актера всегда даст зрителю значительно больше, чем остроумные ухищрения десятка режиссеров». Это написано в 1920-е годы, когда режиссура уже получила широкое признание. От мнения человека, чьим име¬нем названы лучшие театры страны — Московский Художественный и Большой драматический в Ленинграде, — нельзя отмахнуться с легкостью. Ведь за таким суждением стоят серьезные раздумья и споры, которые велись деятелями искусства. Более того, споры эти продолжаются, то затихая, то вспыхивая вновь. Одним из первых, кто оценил историческое предназначение режиссуры, стал Александр Блок. Он полагал, что современному театру необходим «сведущий и трезвый человек», спо¬собный донести до зрителя главную идею автора пьесы.

Что же это за профессия, в определении которой сталкиваются столь полярные точки зрения? Зачем театру человек, который сам на сцене не играет, декорации не придумывает, пьесы не пишет, музыку не сочиняет? Да и вообще ничего конкретного, видимого делать на подмостках не умеет?

Чтобы понять суть его работы, беглого, поверхностного взгляда недостаточно. Можно, конечно, ответить, что режиссер — это личность, которая объединяет всех создателей постановки: актеров, художников, композиторов, осветителей, костюмеров, драматургов, — то есть людей многочисленных театральных профессий, служб и цехов. Но будет ли ответ исчерпывающим?    На    сегодня,    безусловно, нет. А вот лет двести назад вас уверили бы в его правильности. Ведь в театре всегда существовал тот — будь то актер, драматург или педагог, — вокруг кого собирались остальные, кто становился душой общего дела. Двести лет назад даже слово «режиссер» уже было известно. В России, например, отмечена точная дата его появления — 1742 год, когда в Санкт-Петербург приехала труппа французских, как тогда говорили, комедиантов. Они и завезли словечко, в русском переводе означавшее «директор спектакля» (французское гёgisseur — от латинского rego — «управляю»). 

Необходимость такого «директорства» обосновали ученые мужи, первые теоретики театра. Один из них составил своеобразный перечень данных, коими должен быть наделен режиссер. Он призван обладать поэтическим талантом, яркой фантазией и воображением, чтобы «подсказывать образы вещей, лиц, сценических движений и положений, без которых все будет нетвердо, расплывчато и нестройно»; ему надлежит проявлять себя тонким психологом, знать «что такое душевные движения» и как их «вызывать, развивать и направлять»; ему необходим и актерский талант, понимание правил сценической игры, чтобы «уметь показать на примере»; кроме того, если режиссер «знает музыку и живопись — то он будет вполне на высоте».

Но и это не все — хорошо еще слыть и опытным ремесленником: «просты и грубы те, которые не умеют ни гвоздь вбить в стенку, ни брус распилить». Требования кажутся достаточно современными — не правда ли? А выдвинуты они в далеком 1727 году, когда и слово-то «режиссер» еще не знали! В реальной жизни сочетание перечисленных замечательных качеств и сегодня встречается, увы, редко. В России XVIII века столь многогранным талантом оказался, например, Федор Григорьевич Волков. Он, русский актер, был вызван по высочайшему повелению в столицу из Ярославля для создания первого отечественного общедоступного театра. Именно с даты его открытия — с 1756 года — берет начало летопись нашего национального театра… далее

Е. Третьякова

Марш марсельцев (I)

«Марсельеза» грянула из недр революционной Франции… поднявшейся против короля и феодалов. Она — выражение пламенной и страстной воли революционного народа, его порыв и героизм. Она — революция.              Морис   Торез  Город проснулся от выстрелов. Стреляла сигнальная пушка. Три залпа прогремели один за другим, и сразу же со всех концов забили барабаны. Колючее «тра-та-та-та» раскатилось по улицам,…

Марш марсельцев (II)

Над городом плывет музыка. Уходит вверх. Там, в вышине, звуки сталкиваются, разрастаются, сливаются в мощный аккорд. Густой плотной массой заполняют улицы и площади, отдаются под сводами дворцов и соборов, заставляют вибрировать купола и стены, рождая многоголосое эхо. Никого уже не удивляет колоссальный состав оркестра. Множество труб, тромбонов, флейт, фаготов, барабанов (их 300!), таинственный тамтам, секрет…

Марш марсельцев (III)

Когда мэр города Страсбурга Фредерик Дитрих, выведенный из терпения бесконечными повторениями «Qaira» — обязательным «десертом» всех национальных торжеств, — попросил капитана Руже де Лиля сочинить что-нибудь более достойное, чем банальный контрданс Бекура, ему в голову не приходило, что в ту же ночь скромный капитан создаст шедевр. Да и кто мог ожидать подобного от де Лиля?…

Марш марсельцев (IV)

Песня революции стала гимном буржуазии. «Добрые люди пели: «пусть нечестивая кровь врагов оросит наши нивы», между тем как лица их дышали мирной радостью и спокойным благодушием… Казалось, неистовая песнь в процессе столетнего употребления утратила острие своей первоначальной актуальности и превратилась в почитаемую народом реликвию, которой приятно время от времени вновь полюбоваться, примерно так, как мы…

Что такое «режиссер»? (II)

Таким был и преемник Волкова — Иван Афанасьевич Дмитревский, великолепный актер, человек «превеликих способностей», огромного педагогического дара. Его имя открывает список главных режиссеров русского театра — специально для него, из уважения к заслугам была узаконена в 1791 году эта должность. Дмитревский много занимался с актерами, воспитал целое поколение одаренных учеников, составивших славу отечественной исполнительской школы….

Что такое «режиссер»? (III)

Сейчас подобная «ненатуральность» воспринимается попросту как курьез. Судите сами — вот описание одной из оперных постановок, вернее, сцены встречи главных действующих лиц: «Что делает Веспаньян в то время, как Эпонина старается разжалобить его своей арией? Его царское величество прохаживается по сцене, обегает глазами ложи, приветствует в партере своих друзей и знакомых, пересматривается с оркестрантами, поигрывает…

Что такое «режиссер»? (IV)

Деятели театра остро почувствовали, что режиссер-организатор, режиссер, технически слаживающий спектакль, должен уступить место режиссеру-художнику. Он был призван связать воедино свои представления о том, что происходит вокруг, в реальной жизни, с тем, что предлагает пьеса. Увидеть в ней главное, важное для современников и через актерскую игру, декорации, музыку, цвет, свет донести все, что тревожит сегодня, до…

Шпили в маскхалатах (I)

Девятое мая. Мы поднимаемся к шпилю Петропавловского собора. Уже миновали колокольню, знаменитые куранты с огромными барабанами, шестеренками, маховиками. Верхняя колокольня — открытая. А вот и сам металлический шпиль. Идти здесь можно только по одному, с интервалами. Гулко звучат шаги по металлическим ступеням все более сужающейся винтовой лестницы. Ведут нас ветераны альпинизма. Впереди Михаил Михайлович Бобров,…

Шпили в маскхалатах (II)

Стоя на скобе, Миша глянул вниз и вдруг почувствовал себя парящим в воздухе. Закружилась голова, разлилась по телу предательская слабость. «Миша, не смотри вниз! Смотри вперед, на тот берег Невы!» — кричит Алоиз. И, взяв себя в руки, он двинулся в сумрачное небо. Шпиль раскачивается, словно мачта яхты, дрейфующей на штормовых волнах. Вот и самое…

Шпили в маскхалатах (III)

За неделю Фирсова и Пригоже-ва скрепили чехол и прочно обмотали его репшнуром. Укрыв Адмиралтейство, альпинисты принялись за маскировку шпиля Инженерного замка, а затем — собора Петропавловской крепости. Недоедание и неимоверно тяжелая работа на ветру и морозе подорвали здоровье Алоиза Зембы, или Люси, как ласково прозвали застенчивого парня его друзья-альпинисты. Блокадного пайка явно не хватало для…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!