Невероятно, но факт!






купонлар.ру

Что такое “режиссер”? (IV)

Деятели театра остро почувствовали, что режиссер-организатор, режиссер, технически слаживающий спектакль, должен уступить место режиссеру-художнику. Он был призван связать воедино свои представления о том, что происходит вокруг, в реальной жизни, с тем, что предлагает пьеса. Увидеть в ней главное, важное для современников и через актерскую игру, декорации, музыку, цвет, свет донести все, что тревожит сегодня, до зрителя. Донести в преобразованном, особом, художественном мире — мире спектакля. Полноценно создать этот неповторимый мир и может только один человек, тот, что обладает обостренным умом, чутким сердцем, умением видеть и воплотить основное, — чего мы еще не знали о нашей жизни и о себе, не успели почувствовать или знали и чувствовали, но не отдавали себе в этом отчета… Режиссер — человек, осуществляющий связь между нами, зрителями, временем, в котором мы живем, и искусством, открывающим для нас весь мир каждый раз заново.
     
Такое открытие совершили в самом конце прошлого века Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко — основатели Московского Художественного театра, первого режиссерского театра в России. Чудо рождения нового искусства произошло в постановке сочинений Антона Павловича Чехова — «Чайка», «Дядя Ваня» и особенно — «Три сестры». Премьера последней из названных пьес состоялась в 1901 году.

Здесь поиски Станиславского и Немировича-Данченко вошли в органическое единство — сценография, способ существования актеров, звуковое оформление. В первом действии воссоздана атмосфера радости, счастья, надежд — «именины, весна, весело, птицы поют, ярко светит солнце». Все возбуждены, настроение приподнятое, играет музыка, танцы. В этом вихре происходит знакомство с Наташей, будущей женой Андрея, брата сестер. Во  втором  действии  ощущения  меняются — Наташа вошла в дом хозяйкой.  «В  гостиной  темно,  печь догорает…  Замерзшие окна. Снег на крышах». Обстановка комнаты устроена уже по вкусу Наташи, привычного ей мещанского быта. Свет и  воздух как бы изгнаны из этого, такого прежде свободного просторного помещения. Третий акт усиливает столкновение между враждебной пошлостью и наполненной духовностью  жизнью  сестер.  Станиславский   записывает в  режиссерском экземпляре пьесы: «Где только можно в этом акте давать   нервность, темп…  Переходы, движения у всех нервные, быстрые». Чувство тревоги подчеркивают отзвуки пожара в доме по соседству,  блики  пламени  отражаются на стенах комнаты. Рушатся прежние мечты  сестер,  пошлость идет в  наступление. Наташа ходит ни на кого не глядя, злобно хлопает дверями. И финал — уезжает Вершинин, погибает Тузенбах, столь дорогие, близкие сестрам люди. Царит атмосфера прощания, печального и неизбежного. «Таскают вещи. То и дело хлопает калитка». Осыпаются листья с берез в палисаднике у дома, а из окон его доносится довольный смех Наташи. И все же момент про¬щания, хотя и щемяще грустный, рождает мысль о том, что преодоление страданий возможно и сестры мужественно выстояли под ударами судьбы.

Режиссеры спектакля сумели воспроизвести естественный ход повседневного существования людей и одновременно передать меру философского обобщения происходящего.

В постановке чеховской пьесы мир человеческих отношений показан «просто и вместе с тем сложно, как в жизни». Таким было и актерское прочтение. Если раньше Чехов говорил, что они «слишком много играют», то теперь исполнилось его желание видеть на сцене людей, «как в жизни». Это многократно повторенное «как в жизни» и определило успех постановки, сделало ее этапом для русского театра.

Вся театральная Москва ходила в МХТ смотреть «Трех сестер». Не для того только, чтобы насладиться прекрасными актерскими работами, подивиться обжитости декораций дома, в котором разыгрывалась драма. Зрители находили в сестрах Прозоровых собеседников и ехали к ним в дом на чашку чая, понимая, что здесь впервые говорится о том, что думает каждый, и говорится так, как чувствуют собравшиеся в зале — студенчество, интеллигенция, разночинная молодежь.

Тогда, в преддверии революционного 1905 года, порыв героев Чехова — «В   Москву! В Москву» — воспринимался как надежда, как вера в обновление. Постановщики спектакля Станиславский и Немирович-Данченко удивительно точно ощутили это чаяние зала и ответили на него в своем сценическом решении. Они первыми доказали, что режиссура — профессия, избирающая лишь тех, кто способен держать руку на пульсе своего Времени.

Е. Третьякова

Марш марсельцев (III)

Когда мэр города Страсбурга Фредерик Дитрих, выведенный из терпения бесконечными повторениями «Qaira» — обязательным «десертом» всех национальных торжеств, — попросил капитана Руже де Лиля сочинить что-нибудь более достойное, чем банальный контрданс Бекура, ему в голову не приходило, что в ту же ночь скромный капитан создаст шедевр. Да и кто мог ожидать подобного от де Лиля?…

Марш марсельцев (IV)

Песня революции стала гимном буржуазии. «Добрые люди пели: «пусть нечестивая кровь врагов оросит наши нивы», между тем как лица их дышали мирной радостью и спокойным благодушием… Казалось, неистовая песнь в процессе столетнего употребления утратила острие своей первоначальной актуальности и превратилась в почитаемую народом реликвию, которой приятно время от времени вновь полюбоваться, примерно так, как мы…

Что такое “режиссер”?

Двадцатый век стал веком множества открытий, веком великих достижений человеческой мысли, человеческих знаний и умений. Его называют веком научно-технической революции, веком электроники и кибернетики, веком кино и веком… искусства режиссуры! Мы живем в интереснейшее время, когда человек побывал в космосе, сделал первые шаги по Луне, сконструировал сложнейшие машины, научился глубже проникать в тайны природы и…

Что такое “режиссер”? (II)

Таким был и преемник Волкова — Иван Афанасьевич Дмитревский, великолепный актер, человек «превеликих способностей», огромного педагогического дара. Его имя открывает список главных режиссеров русского театра — специально для него, из уважения к заслугам была узаконена в 1791 году эта должность. Дмитревский много занимался с актерами, воспитал целое поколение одаренных учеников, составивших славу отечественной исполнительской школы….

Что такое “режиссер”? (III)

Сейчас подобная «ненатуральность» воспринимается попросту как курьез. Судите сами — вот описание одной из оперных постановок, вернее, сцены встречи главных действующих лиц: «Что делает Веспаньян в то время, как Эпонина старается разжалобить его своей арией? Его царское величество прохаживается по сцене, обегает глазами ложи, приветствует в партере своих друзей и знакомых, пересматривается с оркестрантами, поигрывает…

Шпили в маскхалатах (I)

Девятое мая. Мы поднимаемся к шпилю Петропавловского собора. Уже миновали колокольню, знаменитые куранты с огромными барабанами, шестеренками, маховиками. Верхняя колокольня — открытая. А вот и сам металлический шпиль. Идти здесь можно только по одному, с интервалами. Гулко звучат шаги по металлическим ступеням все более сужающейся винтовой лестницы. Ведут нас ветераны альпинизма. Впереди Михаил Михайлович Бобров,…

Шпили в маскхалатах (II)

Стоя на скобе, Миша глянул вниз и вдруг почувствовал себя парящим в воздухе. Закружилась голова, разлилась по телу предательская слабость. «Миша, не смотри вниз! Смотри вперед, на тот берег Невы!» — кричит Алоиз. И, взяв себя в руки, он двинулся в сумрачное небо. Шпиль раскачивается, словно мачта яхты, дрейфующей на штормовых волнах. Вот и самое…

Шпили в маскхалатах (III)

За неделю Фирсова и Пригоже-ва скрепили чехол и прочно обмотали его репшнуром. Укрыв Адмиралтейство, альпинисты принялись за маскировку шпиля Инженерного замка, а затем — собора Петропавловской крепости. Недоедание и неимоверно тяжелая работа на ветру и морозе подорвали здоровье Алоиза Зембы, или Люси, как ласково прозвали застенчивого парня его друзья-альпинисты. Блокадного пайка явно не хватало для…

Шпили в маскхалатах (IV)

Наверху девушки работали попеременно. Одна зашивала мешковину или красила купол, другая — страховала подругу, подавала краску и кисти. Однажды в ноябре 1941 года, во время работы на шпиле Инженерного замка, когда обе высотницы находились наверху, подсобники во время бомбежки исчезли, привязав к перилам веревки, на которых висели девушки, да так и не вернулись. Спуститься вниз…

Шпили в маскхалатах (V)

Ольга Афанасьевна Фирсова занималась высотными работами от инспекции по охране памятников до октября 1946 года, потом руководила хоровыми коллективами в клубе университета, во Дворце культуры имени Ленсовета. Многие годы делом ее жизни, которому она предавалась самозабвенно, было воспитание детей, за что Фирсова в 1971 году награждена орденом «Знак Почета». Судьба Михаила Михайловича Боброва поистине удивительна….

Все права защищены ©2006-2019. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru