Невероятно, но факт!

Что такое «режиссер»? (IV)

Деятели театра остро почувствовали, что режиссер-организатор, режиссер, технически слаживающий спектакль, должен уступить место режиссеру-художнику. Он был призван связать воедино свои представления о том, что происходит вокруг, в реальной жизни, с тем, что предлагает пьеса. Увидеть в ней главное, важное для современников и через актерскую игру, декорации, музыку, цвет, свет донести все, что тревожит сегодня, до зрителя. Донести в преобразованном, особом, художественном мире — мире спектакля. Полноценно создать этот неповторимый мир и может только один человек, тот, что обладает обостренным умом, чутким сердцем, умением видеть и воплотить основное, — чего мы еще не знали о нашей жизни и о себе, не успели почувствовать или знали и чувствовали, но не отдавали себе в этом отчета… Режиссер — человек, осуществляющий связь между нами, зрителями, временем, в котором мы живем, и искусством, открывающим для нас весь мир каждый раз заново.
     
Такое открытие совершили в самом конце прошлого века Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко — основатели Московского Художественного театра, первого режиссерского театра в России. Чудо рождения нового искусства произошло в постановке сочинений Антона Павловича Чехова — «Чайка», «Дядя Ваня» и особенно — «Три сестры». Премьера последней из названных пьес состоялась в 1901 году.

Здесь поиски Станиславского и Немировича-Данченко вошли в органическое единство — сценография, способ существования актеров, звуковое оформление. В первом действии воссоздана атмосфера радости, счастья, надежд — «именины, весна, весело, птицы поют, ярко светит солнце». Все возбуждены, настроение приподнятое, играет музыка, танцы. В этом вихре происходит знакомство с Наташей, будущей женой Андрея, брата сестер. Во  втором  действии  ощущения  меняются — Наташа вошла в дом хозяйкой.  «В  гостиной  темно,  печь догорает…  Замерзшие окна. Снег на крышах». Обстановка комнаты устроена уже по вкусу Наташи, привычного ей мещанского быта. Свет и  воздух как бы изгнаны из этого, такого прежде свободного просторного помещения. Третий акт усиливает столкновение между враждебной пошлостью и наполненной духовностью  жизнью  сестер.  Станиславский   записывает в  режиссерском экземпляре пьесы: «Где только можно в этом акте давать   нервность, темп…  Переходы, движения у всех нервные, быстрые». Чувство тревоги подчеркивают отзвуки пожара в доме по соседству,  блики  пламени  отражаются на стенах комнаты. Рушатся прежние мечты  сестер,  пошлость идет в  наступление. Наташа ходит ни на кого не глядя, злобно хлопает дверями. И финал — уезжает Вершинин, погибает Тузенбах, столь дорогие, близкие сестрам люди. Царит атмосфера прощания, печального и неизбежного. «Таскают вещи. То и дело хлопает калитка». Осыпаются листья с берез в палисаднике у дома, а из окон его доносится довольный смех Наташи. И все же момент про¬щания, хотя и щемяще грустный, рождает мысль о том, что преодоление страданий возможно и сестры мужественно выстояли под ударами судьбы.

Режиссеры спектакля сумели воспроизвести естественный ход повседневного существования людей и одновременно передать меру философского обобщения происходящего.

В постановке чеховской пьесы мир человеческих отношений показан «просто и вместе с тем сложно, как в жизни». Таким было и актерское прочтение. Если раньше Чехов говорил, что они «слишком много играют», то теперь исполнилось его желание видеть на сцене людей, «как в жизни». Это многократно повторенное «как в жизни» и определило успех постановки, сделало ее этапом для русского театра.

Вся театральная Москва ходила в МХТ смотреть «Трех сестер». Не для того только, чтобы насладиться прекрасными актерскими работами, подивиться обжитости декораций дома, в котором разыгрывалась драма. Зрители находили в сестрах Прозоровых собеседников и ехали к ним в дом на чашку чая, понимая, что здесь впервые говорится о том, что думает каждый, и говорится так, как чувствуют собравшиеся в зале — студенчество, интеллигенция, разночинная молодежь.

Тогда, в преддверии революционного 1905 года, порыв героев Чехова — «В   Москву! В Москву» — воспринимался как надежда, как вера в обновление. Постановщики спектакля Станиславский и Немирович-Данченко удивительно точно ощутили это чаяние зала и ответили на него в своем сценическом решении. Они первыми доказали, что режиссура — профессия, избирающая лишь тех, кто способен держать руку на пульсе своего Времени.

Е. Третьякова

Марш марсельцев (I)

«Марсельеза» грянула из недр революционной Франции… поднявшейся против короля и феодалов. Она — выражение пламенной и страстной воли революционного народа, его порыв и героизм. Она — революция.              Морис   Торез  Город проснулся от выстрелов. Стреляла сигнальная пушка. Три залпа прогремели один за другим, и сразу же со всех концов забили барабаны. Колючее «тра-та-та-та» раскатилось по улицам,…

Марш марсельцев (II)

Над городом плывет музыка. Уходит вверх. Там, в вышине, звуки сталкиваются, разрастаются, сливаются в мощный аккорд. Густой плотной массой заполняют улицы и площади, отдаются под сводами дворцов и соборов, заставляют вибрировать купола и стены, рождая многоголосое эхо. Никого уже не удивляет колоссальный состав оркестра. Множество труб, тромбонов, флейт, фаготов, барабанов (их 300!), таинственный тамтам, секрет…

Марш марсельцев (III)

Когда мэр города Страсбурга Фредерик Дитрих, выведенный из терпения бесконечными повторениями «Qaira» — обязательным «десертом» всех национальных торжеств, — попросил капитана Руже де Лиля сочинить что-нибудь более достойное, чем банальный контрданс Бекура, ему в голову не приходило, что в ту же ночь скромный капитан создаст шедевр. Да и кто мог ожидать подобного от де Лиля?…

Марш марсельцев (IV)

Песня революции стала гимном буржуазии. «Добрые люди пели: «пусть нечестивая кровь врагов оросит наши нивы», между тем как лица их дышали мирной радостью и спокойным благодушием… Казалось, неистовая песнь в процессе столетнего употребления утратила острие своей первоначальной актуальности и превратилась в почитаемую народом реликвию, которой приятно время от времени вновь полюбоваться, примерно так, как мы…

Что такое «режиссер»?

Двадцатый век стал веком множества открытий, веком великих достижений человеческой мысли, человеческих знаний и умений. Его называют веком научно-технической революции, веком электроники и кибернетики, веком кино и веком… искусства режиссуры! Мы живем в интереснейшее время, когда человек побывал в космосе, сделал первые шаги по Луне, сконструировал сложнейшие машины, научился глубже проникать в тайны природы и…

Что такое «режиссер»? (II)

Таким был и преемник Волкова — Иван Афанасьевич Дмитревский, великолепный актер, человек «превеликих способностей», огромного педагогического дара. Его имя открывает список главных режиссеров русского театра — специально для него, из уважения к заслугам была узаконена в 1791 году эта должность. Дмитревский много занимался с актерами, воспитал целое поколение одаренных учеников, составивших славу отечественной исполнительской школы….

Что такое «режиссер»? (III)

Сейчас подобная «ненатуральность» воспринимается попросту как курьез. Судите сами — вот описание одной из оперных постановок, вернее, сцены встречи главных действующих лиц: «Что делает Веспаньян в то время, как Эпонина старается разжалобить его своей арией? Его царское величество прохаживается по сцене, обегает глазами ложи, приветствует в партере своих друзей и знакомых, пересматривается с оркестрантами, поигрывает…

Шпили в маскхалатах (I)

Девятое мая. Мы поднимаемся к шпилю Петропавловского собора. Уже миновали колокольню, знаменитые куранты с огромными барабанами, шестеренками, маховиками. Верхняя колокольня — открытая. А вот и сам металлический шпиль. Идти здесь можно только по одному, с интервалами. Гулко звучат шаги по металлическим ступеням все более сужающейся винтовой лестницы. Ведут нас ветераны альпинизма. Впереди Михаил Михайлович Бобров,…

Шпили в маскхалатах (II)

Стоя на скобе, Миша глянул вниз и вдруг почувствовал себя парящим в воздухе. Закружилась голова, разлилась по телу предательская слабость. «Миша, не смотри вниз! Смотри вперед, на тот берег Невы!» — кричит Алоиз. И, взяв себя в руки, он двинулся в сумрачное небо. Шпиль раскачивается, словно мачта яхты, дрейфующей на штормовых волнах. Вот и самое…

Шпили в маскхалатах (III)

За неделю Фирсова и Пригоже-ва скрепили чехол и прочно обмотали его репшнуром. Укрыв Адмиралтейство, альпинисты принялись за маскировку шпиля Инженерного замка, а затем — собора Петропавловской крепости. Недоедание и неимоверно тяжелая работа на ветру и морозе подорвали здоровье Алоиза Зембы, или Люси, как ласково прозвали застенчивого парня его друзья-альпинисты. Блокадного пайка явно не хватало для…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!