Шпили в маскхалатах (II)
Стоя на скобе, Миша глянул вниз и вдруг почувствовал себя парящим в воздухе. Закружилась голова, разлилась по телу предательская слабость. «Миша, не смотри вниз! Смотри вперед, на тот берег Невы!» — кричит Алоиз.
И, взяв себя в руки, он двинулся в сумрачное небо. Шпиль раскачивается, словно мачта яхты, дрейфующей на штормовых волнах. Вот и самое трудное место — выход на шар. Нависание. Спина восходителя отклоняется от вертикали, но движения его четки и уверены. Еще усилие, и Миша, подтягиваясь на руках, вылезает на шар. За основание креста он закрепляет свою самостраховку. Теперь можно отдышаться… И глянуть вниз. На стрелке Васильевского острова стоят зенитные батареи. На замерзшей Неве вытянулись серые тела эсминцев. А на юге, на линии фронта, видны красные всполохи взрывов…
Подвесившись на парашютных стропах на стометровой высоте, Миша и Алоиз, как заправские маляры-высотники, наносят на золотую поверхность шпиля корабельную краску цвета мглистого ленинградского неба. И постепенно скрывается от глаз фашистских артиллеристов и летчиков яркий и четкий ориентир — золотая игла Петропавловки. Этот шпиль позолочен при помощи гальванопластики и поэтому его можно красить: краску позднее снимут специальными химикатами, не повредив позолоты. Новоиспеченным малярам приходится работать ночами — днем не позволяют фашистские самолеты.
Трудно представить себе Ленинград без граненых шпилей Адмиралтейства, Петропавловской крепости, Инженерного замка, без круглого златоглавого купола Исаакиевского собора. Они радуют глаз даже в ненастный осенний день. Но когда вокруг Ленинграда замкнулось кольцо фашистской блокады, яркие бликующие шпили стали прекрасными ориентирами для вражеских артиллеристов и летчиков, и решили тогда, что их необходимо срочно замаскировать. Но как это осуществить? Возводить деревянные леса? Но ведь достаточно одной-единственной зажигательной бомбы, чтобы их спалить. Возникла даже мысль о демонтаже шпилей. Но тут вспомнили про альпинистов. Они должны выручить.
Первой нашли хормейстера Ольгу Фирсову, перед самой войной окончившую Ленинградскую консерваторию (она разгружала мины в порту). Ольга отыскала своих друзей по горовосхождениям: делопроизводителя ДСО «Искусство» Александру Пригожеву и осветителя киностудии «Ленфильм» Алоиза Зембу. Алоиз сообщил девушкам, что в госпитале лежит его напарник по связке — младший лейтенант Михаил Бобров, раненный в ногу.
Четверка альпинистов пришла в Отдел охраны памятников на совещание, в котором участвовали представитель штаба Ленинградского фронта, представитель МПВО, главный архитектор города Н. В. Баранов, начальник Управления культуры Б. И. Загурский.
Начать маскировку решили с Адмиралтейства, закрыв его шпиль защитным чехлом из мешковины (тонкие листики золота посажены здесь на клей — окраска их недопустима).
Никому из четверых не приходилось прежде заниматься верхолазными работами. Но они понимали, что, кроме них, никто не справится с заданием. Сначала надо было укрепить на самом верху Адмиралтейского шпиля, рядом с золотым фрегатом, блок и затем перекинуть через него веревку. В течение двух недель пытался сделать это лейтенант В. Г. Судаков, поднимаясь к вершине шпиля на воздушном шаре-прыгунчике. Мешал сильный ветер. Наконец удалось закрепить блок на семидесятидвухметровой высоте. С помощью лебедки подняли наверх гигантский чехол из мешковины весом в полтонны. И тогда за дело принялась связка Алоиз Земба — Михаил Бобров.
День за днем, страхуя друг друга, они поочередно поднимались на шпиль, зачехлив сначала фрегат, затем корону и «яблоко». Теперь поднялись наверх и альпинистки. Ольга и Александра, обтянув чехол, сшивали его с двух сторон бечевкой. Однажды со стороны Дворцового моста вынырнул из облаков фашистский истребитель и с ходу дал пулеметную очередь по шпилю — враг не желал мириться с утратой ориентиров. Пули прошили позолоту рядом с Ольгой Фирсовой. Самолет промчался так близко, что девушка успела разглядеть лицо летчика… далее
Л. Замятин
Двадцатый век стал веком множества открытий, веком великих достижений человеческой мысли, человеческих знаний и умений. Его называют веком научно-технической революции, веком электроники и кибернетики, веком кино и веком… искусства режиссуры! Мы живем в интереснейшее время, когда человек побывал в космосе, сделал первые шаги по Луне, сконструировал сложнейшие машины, научился глубже проникать в тайны природы и…
Таким был и преемник Волкова — Иван Афанасьевич Дмитревский, великолепный актер, человек «превеликих способностей», огромного педагогического дара. Его имя открывает список главных режиссеров русского театра — специально для него, из уважения к заслугам была узаконена в 1791 году эта должность. Дмитревский много занимался с актерами, воспитал целое поколение одаренных учеников, составивших славу отечественной исполнительской школы….
Сейчас подобная «ненатуральность» воспринимается попросту как курьез. Судите сами — вот описание одной из оперных постановок, вернее, сцены встречи главных действующих лиц: «Что делает Веспаньян в то время, как Эпонина старается разжалобить его своей арией? Его царское величество прохаживается по сцене, обегает глазами ложи, приветствует в партере своих друзей и знакомых, пересматривается с оркестрантами, поигрывает…
Деятели театра остро почувствовали, что режиссер-организатор, режиссер, технически слаживающий спектакль, должен уступить место режиссеру-художнику. Он был призван связать воедино свои представления о том, что происходит вокруг, в реальной жизни, с тем, что предлагает пьеса. Увидеть в ней главное, важное для современников и через актерскую игру, декорации, музыку, цвет, свет донести все, что тревожит сегодня, до…
Девятое мая. Мы поднимаемся к шпилю Петропавловского собора. Уже миновали колокольню, знаменитые куранты с огромными барабанами, шестеренками, маховиками. Верхняя колокольня — открытая. А вот и сам металлический шпиль. Идти здесь можно только по одному, с интервалами. Гулко звучат шаги по металлическим ступеням все более сужающейся винтовой лестницы. Ведут нас ветераны альпинизма. Впереди Михаил Михайлович Бобров,…
За неделю Фирсова и Пригоже-ва скрепили чехол и прочно обмотали его репшнуром. Укрыв Адмиралтейство, альпинисты принялись за маскировку шпиля Инженерного замка, а затем — собора Петропавловской крепости. Недоедание и неимоверно тяжелая работа на ветру и морозе подорвали здоровье Алоиза Зембы, или Люси, как ласково прозвали застенчивого парня его друзья-альпинисты. Блокадного пайка явно не хватало для…
Наверху девушки работали попеременно. Одна зашивала мешковину или красила купол, другая — страховала подругу, подавала краску и кисти. Однажды в ноябре 1941 года, во время работы на шпиле Инженерного замка, когда обе высотницы находились наверху, подсобники во время бомбежки исчезли, привязав к перилам веревки, на которых висели девушки, да так и не вернулись. Спуститься вниз…
Ольга Афанасьевна Фирсова занималась высотными работами от инспекции по охране памятников до октября 1946 года, потом руководила хоровыми коллективами в клубе университета, во Дворце культуры имени Ленсовета. Многие годы делом ее жизни, которому она предавалась самозабвенно, было воспитание детей, за что Фирсова в 1971 году награждена орденом «Знак Почета». Судьба Михаила Михайловича Боброва поистине удивительна….
«Марсельеза» грянула из недр революционной Франции… поднявшейся против короля и феодалов. Она — выражение пламенной и страстной воли революционного народа, его порыв и героизм. Она — революция. Морис Торез Город проснулся от выстрелов. Стреляла сигнальная пушка. Три залпа прогремели один за другим, и сразу же со всех концов забили барабаны. Колючее «тра-та-та-та» раскатилось по улицам,…
Над городом плывет музыка. Уходит вверх. Там, в вышине, звуки сталкиваются, разрастаются, сливаются в мощный аккорд. Густой плотной массой заполняют улицы и площади, отдаются под сводами дворцов и соборов, заставляют вибрировать купола и стены, рождая многоголосое эхо. Никого уже не удивляет колоссальный состав оркестра. Множество труб, тромбонов, флейт, фаготов, барабанов (их 300!), таинственный тамтам, секрет…