Невероятно, но факт!
Главная / Детям / За пределами школы / По страницам истории / Младший полковой врач Рональд Росс (II)

Младший полковой врач Рональд Росс (II)

Опыт рискован. Вы и в самом деле можете заразиться малярией.

— И тем самым доказать правильность гипотезы Менссона! — весело отпарировал Аппиа, рывком поднимаясь с кресла и отбрасывая на стол газету. — Лечение малярии, начатое в ранний период большими дозами хинина, почти всегда эффективно. Практически оно гарантирует выздоровление в девяноста пяти случаев из ста. Поверьте мне, Росс. За годы, проведенные в Индии, через мои руки прошли тысячи малярийных больных… Но даже в случае летального исхода игра, по-моему, стоит свеч.

— Может, попытаемся найти добровольцев?

Аппиа отрицательно качнул головой:

— В этом нет необходимости, мистер Росс. Мы с вами не строевые офицеры, а врачи и не имеем никакого права рисковать чужими жизнями. У каждого человека жизнь одна, и об этом никогда не следует забывать.

— У вас она тоже одна.

— И как врач, я вправе распорядиться ею с наибольшей пользой для медицины.

На другое же утро в одной из палат полкового лазарета, раздевшись по пояс, Аппиа дал искусать себя комарам, только что насосавшимся кровью малярийного больного.
К вечеру того же дня об опыте в лазарете стало известно старшему полковому врачу майору Джонсу.

— Еще один такой эксперимент, — холодно заметил он Россу, — и я отдам вас под суд. На ваших плечах погоны британского офицера, и посему о всяких сомнительных экспериментах не может быть и речи. Ваш долг — как можно лучше выполнять обязанности младшего полкового врача и только.

— Но я ехал в Индию… — растерянно начал Росс, но майор Джонс жестко оборвал его:

— Чтобы с честью и достоинством нести воинскую службу во славу Британской короны. Если же вы намерены продолжать свои научные изыскания, подавайте рапорт об отставке. Его быструю сатисфакцию я обещаю вам.

Прошел месяц. Аппиа был здоров, как прежде.

«Неужели провал?» — думал Росс, разглядывая под микроскопом желудки комаров в поисках малярийных плазмодиев. Комаров он препарировал стальным писчим пером, отточенным на бруске для правки бритвы, как учил его Менссон. Он работал в своей комнатенке при лазарете, на всякий случай повернув в двери ключ, чтобы никто из начальства не застал его врасплох. Аппиа давал о себе знать условным стуком.

Кажется, майор Джонс был доволен Россом. Вся медицинская документация, находящаяся в заведовании младшего полкового врача, была приведена в образцовый порядок.
Почти с каждой почтой приходили письма от Менссона. «Не сдавайтесь! — писал Менссон, — да поможет вам Бог и ваша счастливая звезда! Малярия переносится комарами…» Уверенность учителя передавалась и Россу, и, несмотря на все неудачи и тяготы армейской службы в форту, в душе его не родилось ни отчаяния, ни растерянности, и он продолжал свои поиски, о которых в Секундарабаде знал, пожалуй, один Аппиа.

Прошло еще несколько месяцев, и Аппиа, так и не заразившись малярией, вернулся в Банглогор.

— Дорогой Росс, — сказал он, прощаясь, — я всего лишь практический врач и, увы, не знаю, как помочь вам, но я не сомневаюсь, что вы на верном пути. Промежуточным хозяином малярии может быть только комар.

Росс усмехнулся, пожимая руку Аппиа.

— Но комару не удалось заразить вас малярией.

— В природе насчитывается около полутора тысяч разновидностей этих насекомых, и не все из них, очевидно, являются переносчиками малярийного плазмодия, в противном случае, я уверен, наш эксперимент удался бы.

— Мне придется у всевышнего попросить вторую жизнь, ибо одной, я думаю, не хватит, чтобы проэкспе-риментировать со всеми видами комаров, — пошутил Росс.

— В Секундарабаде, по моим наблюдениям, не так уж много комариных разновидностей, — серьезно ответил Аппиа. — Пожалуй, не более дюжины и, следовательно, круг ваших поисков не безграничен.

После отъезда Аппиа Росс выписал из Бомбея определитель комаров.

Прогуливаясь в окрестностях форта, он ловил марлевым сачком комаров и приносил их домой в стеклянной банке. Чаще всего попадались комары вида куклекс, реже в его добыче оказывались комары с темными пятнашками на крыльях — анафелес… далее

Л. Семенов-Спасский

Младший полковой врач Рональд Росс (III)

В желудках комаров Росс искал малярийных плазмодиев. Ход его рассуждений был логичен: комары питаются соком растений и кровью и, значит, вместе с кровью в их желудки должны попадать и малярийные плазмодии, так как жалят они не только здоровых, но и больных, кровь которых кишит возбудителями малярии. Однообразие жизни в форту не тяготило Росса. День его…

Младший полковой врач Рональд Росс (IV)

Майор Джонс, как-то задержавшись в конторке Росса, осторожно осведомился: — Может, вам нужен отпуск? Месяц-другой в Англии и от вашего недомогания не останется и следа. Поверьте старому врачу, четверть века практикующему в Индии, — добавил он доверительно. — Могу черкануть записку и к доктору Вилланду, психоневрологу. Мы с ним служили когда-то в Бенгалии. Он уже…

Младший полковой врач Рональд Росс (V)

Эксперимент, задуманный Россом, был прост. В сущности, он почти ничем не отличался от эксперимента, проделанного доктором Аппиа чуть больше года назад здесь же, в Секундарабаде, — комары, помещенные в клетку с больным голубем, должны были заразить здоровых птиц. Росс рассуждал: «Комары питаются соком растений и кровью. Растений в клетке нет. Кровь подопытного голубя кишит малярийными…

Петровцев воинский наряд

В 1656 году в битве под Варшавой    войска    шведского короля   Карла   X   Густава и его союзника, курфюрста Бранденбургского,  на  сражение   с   поляками,   защищавшими свою столицу, вышли со странными украшениями на голове: у каждого шведского солдата была привязана к шляпе дубовая ветка, а на головах бранденбуржцев красовались пучки соломы. Что это? Странная прихоть военачальников? Защита от…

Без доброго сукна не бывать победе! (I)

Накануне Полтавского сражения русская армия, не считая гарнизонных частей, располагала ста двадцатью тысячами человек. Для пошива мундиров на такое огромное войско необходимо было вначале заготовить колоссальное количество материала — тонкого цветного сукна. Но как это осуществить? Петр хорошо понимал, что без развития собственного мануфактурного производства дело обмундирования армии с мертвой точки не сдвинуть. Был построен…

Без доброго сукна не бывать победе! (II)

Солдатский труд был дешев, но малоэффективен, как любой подневольный труд. Представьте себе портного тех лет, когда еще не было швейных машин, а вместо электричества рабочее место освещала лишь тусклая сальная свеча. Работали сидя на столах, в неудобных позах, вручную, одними иголками. И так стежок за стежком обшивали нарядным мундиром роты, батальоны, целые полки! В  1711…

Стрелецкое платье отставить!

На исходе XVII столетия Петр принял окончательное решение — стрелецкие полки упразднить, а взамен учредить регулярную армию. Длиннополые, неудобные стрелецкие кафтаны заменялись формой европейского образца, и петровский солдат, вчерашний крестьянин или посадский человек, стал похож на немца. Простой суконный колпак (обычный головной убор крестьян в России) уступил место шляпе с полями, обшитыми по краю белым…

Из козлин и овчин

С самого начала Северной войны специалисты мундирного дела искали материалы, способные заменить сукно, и с 1706 года в ход пошла кожа. Вначале по приказанию Александра Меншикова, не боявшегося осрамиться в случае неудачи предприятия, изготовили триста тридцать лосиных кафтанов для драгунского эскадрона. Кавалеристам новинка пришлась по вкусу — кожаные штаны не так быстро, как суконные, приходили…

Везти с поспешением!

В петровское время воинская служба была бессрочной. Отставку мог получить лишь тот, кому удавалось убедить командование в том, что «за старостью или ранами» служить «царю и отечеству» он больше не может. Но мало кто из рядовых доживал до старости. Бессрочная да еще и крайне тяжелая служба времен Северной войны становилась буквально невыносимой для солдата в…

Встреча с потомками (I)

Тайное общество декабристов родилось в 1816 году в Петербурге. Его первым названием было Союз Спасения. Россию надо было спасать, она стояла на краю пропасти, — так думали члены возникшего общества». Это начало рассказа академика Милицы Васильевны Нечкиной о первых русских революционерах. Советский народ высоко чтит память героев декабрьского восстания, борцов против самодержавия и крепостничества. О…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!