Невероятно, но факт!

Часть 8


Юрий Гагарин, Валентин Мухин, Владимир и Муза Шаталовы

Юрий Гагарин, Валентин Мухин, Владимир и Муза Шаталовы


Вскоре после встречи с Главным конструктором мы отправились на один из подмосковных аэродромов, где намечались занятия по парашютной подготовке.

В Центре подготовки космонавтов парашютным прыжкам отводилась особая роль. Это было связано прежде всего с тем, что на космических кораблях «Восток» программой предусматривалась возможность катапультирования пилота из корабля на заданной высоте и его спуск на парашюте.

Но, пожалуй, не в этом заключалось основное значение парашютной подготовки.

Прыжок с парашютом — это ни с чем не сравнимое средство воспитания силы воли, мужества, решительности. Во время парашютных прыжков вырабатывается способность преодолевать чувство страха, мгновенно оценивать обстановку, активно действовать в условиях стрессовой реакции, действовать собранно, предельно четко.

И программа подготовки космонавтов в те годы включала до сотни самых разных парашютных прыжков — обычных и затяжных, днем и ночью, в простых и сложных метеорологических условиях, на различные поверхности — на сушу и на воду, на лес и болото.

Хотя все мы прыгали с парашютом еще в училищах, каждый из нас довольно остро переживал прыжки в новых условиях, и, подходя к открытому люку самолета, не один я испытывал чувство сильного возбуждения.

В ожидании прыжка, как правило, у всех были вытянутые, с кривыми улыбками лица, сердце будто уходило в пятки, а по спине пробегала противная холодная дрожь.

Но никто не хотел показать свою слабость — плоской шуткой, излишне бодрым жестом или какойнибудь вымученной репликой каждый доказывал окружающим, что ему все нипочем!

Подойдя к открытому люку самолета, я вдруг почувствовал, как ноги мои сделались ватными. Заглянул вниз, и внутри у меня все сжалось в комок. Захотелось тут же отойти и отказаться от прыжка.

Чтобы поскорее избавиться от этого противного ощущения, стряхнуть его, я, едва услышав команду «пошел!», быстро перешагнул порог… Поток воздуха ударил в грудь и завертел. На миг забыл обо всех инструкциях, потерял ориентировку, и мне показалось, что лечу уже долгодолго, даже подумал, что парашют мой вышел из строя и не может раскрыться. Но едва я начал судорожно искать кольцо запасного парашюта, как чтото хлопнуло у меня над головой и крепко встряхнуло. Падение сразу же замедлилось.

Парашют был в полном порядке, он раскрылся своевременно, и это мне только показалось, что прошло много времени. Стало тихо и спокойно. Посмотрел наверх — надо мной белел огромный купол. Хотелось смеяться, кричать, петь песни. Стало смешно — неужели это я так отчаянно трусил там, в самолете? Я готов был прыгать еще и еще…

Но… проходило время, и к вечеру настроение менялось, и, когда наступала пора очередного прыжка, все начиналось сначала, и я опять испытывал это неприятное чувство ожидания…

По мере того как мы втягивались в нашу парашютную эпопею и прыжки стали для нас делом более или менее привычным, наш руководитель парашютной подготовки — неоднократный рекордсмен мира Николай Константинович Никитин все больше и больше усложнял задания. Мы стали прыгать с задержкой открытия парашюта в 15, 20 и даже 30 секунд. Перед раскрытием парашюта выполняли в воздухе сложные фигуры. Наблюдали и отмечали в памяти все то, что удалось увидеть на поле аэродрома во время свободного падения. Учились управлять парашютом, убыстрять спуск и замедлять его. Много прыгали на точность приземления.

«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов

Часть 16

В космосе будут создаваться и малые и большие орбитальные станции. Для этого нужны будут специалисты, способные активно работать в космосе как внутри корабля или станции, так и вне их, —  рабочие-монтажники, ремонтники. Ведь долговременное пребывание станции на орбите, несомненно, потребует проведения и ремонтных работ, и профилактических осмотров наружного состояния станции — и надо уже сейчас,…

Часть 17

Алексей, как это и было предписано программой, посидел немного на обрезе люка, осмотрелся и осторожно начал выбираться из шлюза. Мы понимали, как трудно ему приходится сейчас. Хотелось помочь. Но что мы могли сделать? Только переживать да давать советы, в которых в этот момент он, по-видимому, совсем и не нуждался — действовал четко, как на тренировках….

Часть 18

Обязательно проводятся предварительные испытательные полеты в автоматическом режиме, без космонавта на борту. И только после всего этого в космос отправляется пилотируемый корабль. И все же разного рода неожиданности не исключены. Космические полеты дело новое, проводятся они в среде малоизученной, и абсолютно все предусмотреть невозможно. И вот одна такая неожиданность подстерегла и наших друзей… Когда Павел…

Часть 19

Помоему, сейчас уже нет нужды дискутировать на тему: «Человек или автомат?» Жизнь ответила на этот вопрос: человек и автомат не конкуренты. Они дополняют друг друга и уже никогда не смогут обходиться один без другого. Вот почему ученые думают теперь не о том, как автоматами заменить человека в космосе, а как разумнее сочетать работу автоматов с…

Часть 20

Чем лучше будет подготовлен космонавт как испытатель, тем лучше он будет управлять этой новой техникой. Характерные черты настоящего летчикаиспытателя: умение быстро определить особенности новой машины, легко ориентироваться в непривычных системах ее управления и эксплуатации, быть все время готовым к любым неожиданностям. Они — эти качества — должны быть свойственны и испытателям космической техники. Мне по…

Часть 21

Париж, 1969. В. Шаталов, Д. Маттингли, Д. Скотт, Р. Швейкарт, А. Елисеев Наших инструкторов никак нельзя было заподозрить в халатности или невнимании к нам, тем более в отсутствии интереса к нашим занятиям. Ктолибо из них постоянно был рядом, охотно и подробно отвечал на все наши вопросы. Только вопросы эти мы должны были задавать сами, никто…

Часть 22

Человек на Луне. (Фотография, подаренная В. Шаталову Дэвидсм Скоттом.) Правда, поначалу он вместе с нами забрался в кабину вертолета, но только для того, чтобы отвести его подальше от аэродрома и найти в лесу «подходящую лужаечку». Потом посадил машину, вылез и сказал: — Действуйте, ребята, спокойно. Главное — без спешки и суеты. Если что не так…

Часть 23

Первая посадка в режиме авторотации прошла благополучно. И мы с Алексеем облегченно вздохнули. Но Гарнаев не спешил нас отпускать восвояси. — Чтобы уверенно из любого положения сажать вертолет с отказавшим двигателем, — сказал он, — нужно совершить по меньшей мере шесть посадок… Если бы вы знали, как в тот момент нам не хотелось еще раз…

Часть 24

Американцы очень болезненно реагировали на успехи советской космонавтики. Они никак не могли смириться с тем фактом, что наша страна — первая в мире страна социализма, вопреки прогнозам западной прессы в космосе оказалась впереди крупнейшей и богатейшей страны капиталистического мира и первой запустила искусственный спутник Земли, первой отправила ракеты к Луне, Венере и Марсу, наконец, первенствовала…

Часть 10

На воскресной прогулке с семьями Я впервые выполнял роль дежурного оператора на пункте KB связи и, конечно же, волновался. Впрочем, все мы волновались прежде всего за своих товарищей, отправлявшихся в новый космический полет. И, пожалуй, больше всего за Валентину Терешкову. Валерий Быковский — мужчина, летчик. А Валя, она будет первой женщиной в космосе. Както выдержит…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!