Часть 9
Я поспешил доложить «Заре», что все системы корабля работают нормально.
Земля поздравила меня с выходом на орбиту, пожелала успешного продолжения космического полета.
Едва закончились наши переговоры, как корабль вышел из зоны радиовидимости пунктов связи и я был предоставлен самому себе.
Я стал осторожно освобождаться от привязных ремней. Слегка оттолкнулся от кресла и., поплыл… Постарался подтянуться поближе к иллюминатору.
И тут наконец впервые увидел родную Землю из космоса. Она была почти сплошь покрыта облаками. Слегка размытой казалась линия горизонта. Над ней протянулась яркая голубоватая полоса.
Оранжево-красное Солнце заходило за край Земли. Красноватыми струями, похожими на расплавленный металл, ослепительные полосы расходились от него в разные стороны. Картина была яркой, необыкновенно сочной, никогда раньше мною не виданной.
Подобрался еще ближе к иллюминатору и внезапно увидел рядом какоето постороннее большое тело. Это была третья ступень ракеты, только что отделившаяся от корабля. Она летела совсем близко и медленно кувыркалась. Видны были болтающиеся провода, какието шнуры, темные сопла двигателей.
В лучах заходящего Солнца ракета выглядела весьма эффектно, и я пожалел, что нет под рукой кино или фотоаппарата, чтобы запечатлеть эту сказочную картину на пленке.
Вдруг как-то сразу наступила полная темнота. Это корабль вошел в полосу тени Земли. В иллюминаторах передо мной «раскрылась бездна, звезд полна». Звезды в космосе были более яркими, колючими. Они не мигали, а светили ровным холодным светом.
Попытался разобраться в этом звездном крошеве и, к удивлению своему, скоро начал узнавать знакомые созвездия и отдельные звезды.
Первым нашел Орион, неподалеку от него — Близнецов с Кастором и Поллуксом, дальше созвездие Тельца. В созвездии Большого Пса ярко блестел Сириус — самая крупная звезда северного полушария Земли.
Но долго любоваться звездами не позволяла программа. За время прохождения кораблем полосы земной тени мне надлежало подготовиться к проведению первых динамических операций на орбите.
А сразу после выхода на освещенную Солнцем сторону Земли я Должен был включить систему ручного управления, сориентировать корабль на Солнце и перевести его в режим «закрутки» — то есть заставить вращаться волчком вокруг вертикальной оси.
Проигрывая в голове всю предстоящую операцию, я ждал, когда из-за края Земли снова выглянет Солнце.
«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов
«Востоки» могли осуществлять только неуправляемый спуск по баллистической кривой — от этого и перегрузки были вдвое большими, и нагрев оболочки значительно сильнее, и пламя за бортом бушевало куда страшней! Но и нам переживаний хватает. Напряженно ждем главного момента — раскрытия парашютной системы. Тянутся, тянутся секунды… Наконец чувствуем сильный удар и ощущаем всплеск перегрузок — это…
Переглянулись с ребятами — садиться на дома нам совсем не хотелось. Но… нам только казалось, что мы близко от Земли, высота была еще довольно приличной, и населенный пункт исчез из виду. Под нами широкая снежная равнина. Хрунов командует: «Приготовиться! Земля!» Мы успеваем сгруппироваться в креслах. Потом ощущаем крепкий удар. Сработали двигатели мягкой посадки… Я приподнял…
Расталкивая всех, к нам энергично пробирался какойто человек. «Наверное, журналист», — почемуто подумал я. И точно. Этот товарищ с ходу начал брать интервью. Но старший по группе поиска оттеснил журналиста: он спешил принять «космическое» имущество и отправить нас в Караганду. Как только мы заняли предназначенные нам места в вертолетах, пилоты подняли свои машины в воздух……
Из полосы тени корабль вышел уже в южном полушарии. Прямой связи с нашими пунктами еще не было. Не скрою — я волновался в этот момент: как-то поведет себя в космосе настоящий корабль, будет ли он так же послушен моей воле, как был послушен комплексный тренажер на Земле? Взялся за ручку управления. По теневому индикатору определил…
Когда наш самолет приземлился на Внуковском аэродроме и я вышел на верхнюю площадку самолетного трапа, увидел яркую красную ковровую дорожку, протянувшуюся от самолета до трибуны, на которой стояло множество людей, у меня даже в глазах потемнело и тело забило мелкой дрожью… Не помню уже, как мы спустились по трапу, как строем, печатая шаг, шли по…
На отдельных витках планировалось проведение динамических операций — коррекция орбиты, сближение и стыковка кораблей; тогда все другие эксперименты на этих витках не проводились. «Глухие» витки, когда с наземными пунктами связи контакта не было, отводились на отдых и сон. Время на обеды, завтраки и ужины также выделялось в период отсутствия прямой радиосвязи. Все было расписано и…
Но в Центре в это время уже началась подготовка к следующему этапу испытаний кораблей «Союз» — уточнялась программа, формировались экипажи, составлялись программы занятий и тренировок. Товарищам, впервые готовящимся к полету, нужны были наша помощь, наш опыт. К тому же я был назначен начальником отдела подготовки экипажей космических кораблей «Союз». Забот прибавилось, и, отлично понимая всю…
В мире тогда было неспокойно, полыхала война во Вьетнаме, никак не могли улечься страсти на Ближнем Востоке, газеты пестрели заголовками статей о гонке вооружений, западные журналисты запугивали мир сообщениями о созданных запасах атомного оружия, вполне достаточных, чтобы уничтожить все живое на Земле и даже саму Землю… «Наверное, так и будет выглядеть третья мировая война, если…
В состав экипажей первых двух «Союз-ов» — шестого и седьмого, включили наших бывших дублеров — Георгия Степановича Шонина и Валерия Николаевича Кубасова, Анатолия Васильевича Филипченко и Виктора Васильевича Горбатко, к последней паре добавили еще и третьего члена экипажа — бортинженера Владислава Николаевича Волкова. А экипаж восьмого «Союза» предложили составить из космонавтов, уже побывавших в космосе,…
Вопреки ожиданиям первая ночь в космосе прошла более или менее спокойно. Пользуясь тем, что в корабле всего один «пассажир», разместил свой спальный мешок так, чтобы ноги были ближе к потолку, а голова к центру тяжести корабля. Имевшийся уже опыт подсказывал — такое положение поможет оттоку крови от головы и облегчит мне жизнь. Будильник завел на…