Семь раз отмерь…
Можно сказать, что человечество в своем развитии бросило само себе вызов. Коротко он звучит так: подчинимся ли мы миру неконтролируемых машин и предприятий, созданных нами же самими, или сумеем найти на них управу, выйдем из сложного положения, опираясь на силу разума и новые изобретения?
Понятно, что двигаться по этому, во многом еще неведомому пути, пути в третье тысячелетие, нельзя вслепую. Необходимо тщательно взвесить, какие из достижений техники ведут в тупик, не прибавляя нам благ, а скорее отнимая их, а что позволит нам оказаться завтра в более приемлемом для жизни мире.
Примерно за сто пятьдесят последних лет скорость связи увеличилась в десятки миллионов раз, скорость транспорта — более чем в тысячу раз, энерговооруженность человека — не меньше чем в тысячу раз, оружия — в миллионы раз… Будущее стремительно врывается в настоящее, настойчиво требуя заглянуть вперед.
Существуют прогнозы, по которым предполагается перестроить промышленность и сельское хозяйство, обратить, наконец, внимание на экологически чистые производства, когда отходы при создании одного продукта могли бы стать сырьем для производства другого. Человеку необходимо стать намного менее расточительным, суметь себя ограничить, научиться по-настоящему считать потери и приобретения, в том числе с помощью современной вычислительной техники. Он обязан предугадывать последствия своих действий и отказаться от безумных проектов преобразования природы.
Это не утопия, не беспочвенный прогноз, а не менее жесткая, чем в самые древние времена, насущная необходимость выжить — и выжить достойно. То есть понимая, что не все средства для этого хороши, а выбирая (и изобретая!) те способы, которые не лишат нас надежды на будущее.
Земляне накопили огромный потенциал выдающихся открытий и изобретений. Не все из этого, конечно, может пригодиться в той жизни, что ждет нас в будущем. Но не забывайте, что эту жизнь создаете и вы сами. И от вашей проницательности, ваших знаний и раздумий, вашего выбора зависит очень многое. Все мы — изобретатели нашей жизни.
Вот в этой книге мы с вами и попробуем поразмышлять о том, к чему пришли сегодня наука и техника, и о том, что от них (и от нас!) потребует грядущее. Будем надеяться, что на этом пути «бог изобретатель» подарит нам немало «открытий чудных».
Если вам не приходилось участвовать в мозговом штурме, мне вас жаль. Занятное это дело. Скажу, даже веселое. Мне особенно нравится, что во время мозгового штурма можно высказывать все, что взбредет на ум, но только, разумеется, в рамках обсуждаемой проблемы. Из всех способов поиска новых технических идей мозговой штурм наиболее доступный. Метод появился на свет более…
И почему это люди так не любят летучих мышей? Не любят и боятся. А я не раз держал их в руках. Ничего страшного — маленькие безобидные зверьки. Питаются разными насекомыми: ночными бабочками, комарами, мошками. Вид, конечно, необычный. Водятся почти повсюду (кроме Крайнего Севера). В Бракенской пещере, на юге США, обитает, например, более 20 миллионов летучих…
Странным я занялся делом… Попросил отвесить на аптекарских весах 12,2 грамма зерен новейшей молдавской пшеницы Бурджак. Их оказалось 232. Затем вычертил на бумаге дециметр и высыпал на него зерна. Думал, что они покроют всю поверхность, но оказалось, бумага проглядывает, — маловато, выходит, этого количества, а ведь оно рекордное!.. Идею опыта мне подсказало сенсационное сообщение из города…
Может быть, это древний человек, который развел костер, чтобы согреться или поджарить кусочек мамонта? Или тот, кто впервые придумал нацепить на себя шкуру убитого зверя? А может, это та обезьяна, которую считают нашим предком, догадавшаяся сбить палкой с ветки банан или приспособившая камень, чтобы расколоть кокосовый орех? Ведь такие действия, что ни говорите, требовали изобретательности…
При проведении раскопок в Сирии были обнаружены несколько камней с пиктограммами — абстрактными значками, имеющими связное значение, но более примитивными, чем письменный текст. Судя по возрасту находки — около десяти тысяч лет, — это недостающее звено между наскальными рисунками и более поздним клинописным письмом. Наследники афинян пергамцы собрали библиотеку, соперничающую с самой большой в мире…
На столе — чистые листы бумаги. Аккуратно заточенные, похожие на ракеты, карандаши. Подключен к сети магнитофон. Все готово к мозговому штурму. Удастся ли он? Оправдает ли наши надежды? От этого зависит многое. Мы — это два инженера, врач, программист, биолог и я — патентовед. По собственному опыту знаем, что мозговая атака — это замечательно. Среди…
Не знаю, сохранился ли замок Вудсток в Англии. Говорят, что там эхо отчетливо слышалось семнадцать раз подряд. Развалины одного из старинных немецких замков создавали двадцатисемикратное эхо. Но самое замечательное эхо было вокруг замка Симонетт близ Милана. Звук пистолетного выстрела повторялся здесь пятьдесят раз! Забавно перекликаться с эхо где-нибудь на лесной опушке или поляне. Но слышать…
Если бы все необходимые в наше время кожаные изделия могли делать из шкур животных — о лучшем бы и мечтать не пришлось. В самом деле, что может быть удобнее, чем, скажем, обувь из натуральной кожи? Она красива, гигиенична, легка, согревает зимой и «дышит» летом. В туфлях на кожаной подошве можно пройти путь длиной в десять…
А вот создал ли Робинзон что-нибудь принципиально новое? Может быть, ему иногда так и казалось, но если бы мы сравнили все, что он делал на острове, с тем, что уже было известно людям, то наверняка встретили бы много уже знакомого. Изобретение, как определяет его энциклопедия, — это «новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи,…
Сижу, как в забытьи, бесцельные часы. Смотрю, как предо мной колеблются весы. Как стрелка движется, медлительно склоняясь,От средней линии размерно отклоняясь. А Чижевский Конечно, человека в первую очередь подталкивали к изобретательству самые разнообразные повседневные нужды. Но помимо этого руководило им и желание узнать о том, как устроен мир, иными словами — любопытство. Надо сказать, что…