Главное — порядок (I)
Абрам Федорович Иоффе пришел в науку так же, как Чернов, — из инженеров.
В 1897 году он поступил в столичный Технологический институт; трижды выгоняли его за участие в студенческих забастовках и демонстрациях, но, несмотря ни на что, в 1902 году он получил диплом инженера.
В студенческие годы побывал он на практике на Ижорском заводе — крупном казенном предприятии. Там ему воочию довелось увидеть, как много нерешенных практических проблем существует, понять, как мало знают техники о природе вещей, с которыми всякий день сталкиваются, почувствовать, как далека наука от практики, понять, как они обе необходимы друг другу.
Главным интересом его жизни была физика. И он с радостью отправился после института к В.-К. Рентгену в ученики, помощники. Еще бы — ведь этот ученый, открывший икс-лучи, был одним из тех, кто подбирает ключи к Нераскрытому, к Тайному!
Оказалось, что Нераскрытое и Тайное Рентгена волнуют мало. Зато абсолютная достоверность результата значит для него все. И уж совсем неинтересно было ему теоретизирование, объяснение наблюдаемого.
Новый ученик взгляды учителя принял, но не вполне. Абсолютная достоверность данных стала и его принципом, но… Опыты, которые он ставил, должны были объяснить явления так же точно и достоверно, как измерения позволяли определить какую-нибудь величину. А достоверная теория должна быть и ключом к Сокровенному, и правилом действий для техники. Не тогда ли родилась поговорка: «Ничего нет практичнее хорошей теории»?
В 1906 году Абрам Федорович вернулся в Россию с дипломом доктора философии Мюнхенского университета и был принят в недавно открытый Политехнический институт лаборантом. А в 1912 году в ученых кругах заговорили о «школе профессора Иоффе». Все было ново для России — и само понятие «научная школа», и принцип, которому следовали сам Абрам Федорович и все его ученики: наука, изучая даже самый отвлеченный предмет, должна решать практические вопросы.
…Наверное, они познакомились еще в столице — старый профессор металлургии и молодой профессор физики; достоверных данных об этом нет.
Но точно известно, что несколько лет они провели вместе — в Крыму, в Ялте, куда превратности мировой войны и революции вытеснили многих питерских ученых.
Для Дмитрия Константиновича это были последние годы жизни. Конечно, он рвался к работе, конечно, ни на минуту не приходила ему в голову мысль покинуть Родину. В 1918 году он отправил в Петроград такое письмо:
«Его превосходительству начальнику Артиллерийской Академии.
Ввиду того, что возобновившая в 1918 году свои занятия Артиллерийская академия остается без профессора по одной из главнейших наук по ее специальности… Я желал бы исполнить свою обязанность по академии и вернуться в Петербург по возможности без промедления»… далее
П. Иоффе
Так часто говорят старые солдаты. Опытные изобретатели, которые понимают толк в мозговой атаке и эффективно используют ее для активизации поиска оригинальных решений, советуют: «Держи протокол всегда в порядке». Лучше всего фиксировать предложения с помощью магнитофона. Но и хорошо ведущийся протокол, коротко и правильно фиксирующий основное содержание выступлений и формулировку принятых решений, может оказаться весьма кстати….
Вот иногда говорят: «Нем, как рыба». Значит — рыбы немы? Да ничуть не бывало! Наоборот, рыбы страшно «разговорчивы». Каких только звуков не услышишь, если опустить в воду специальный прибор — гидрофон. Тут и писк, и свист, и треск, и мычанье, и завыванье, и кудахтанье. Но почему же мы, стоя на берегу, не слышим рыбьих голосов?…
В подготовительном отделении, расположенном под самой крышей цеха, смешивают все компоненты. В огромных смесителях размалываются гранулы полимера, перемешиваются с растертыми пигментами, с измельченными вспомогательными веществами. Гудят краскотерки и смесители, наполняются тонким порошком металлические тележки. Легкое облачко пыли поднимается над наконечником шланга, автоматически подающего смесь во вращающиеся барабаны. Там она смачивается, превращается в тягучую вязкую массу…
Приведем один пример старого способа изобретательства. Научное его название — метод проб и ошибок, а по-простому — метод тыка. Наверное, вы слышали про знаменитую Пизанскую башню, особенность которой — в ее наклонном положении. Столетия она кренится, и практически столько же времени изобретатели разных стран пытаются предложить способы ее возвращения «на место». Однако существует менее известная…
Измерение времени оказалось весьма непростой задачей. Вроде бы давно было замечено, что в природе происходят повторяющиеся явления, которые можно использовать в качестве естественных эталонов этой «текучей» величины. И правда, день сменяется ночью, год повторяется за годом. Но измерять время лишь годами — большими промежутками — неудобно, а продолжительность дня меняется в течение года. Скажем, древние…
Но — минута внимания. Секундомер включен. Мозговой штурм начался! Некоторое время — молчание. Ну, а потом… Только успевай записывать. Вот «атакует» первая идея. Наш прибор будет содержать корпус. И в корпусе основание сделаем в виде упругой пленки. Разместим здесь же измерительную шкалу. Да еще придадим при этом опорной поверхности форму следа обуви. Чей-то голос: «А…
Звуковые волны в морских глубинах имеют то же значение, что и радиоволны в воздухе. Только благодаря звуку можно под водой видеть и передавать сообщения. Вы, конечно, слыхали о гидролокаторе. А кто изобрел его? Подводный локатор появился еще в 1915 году, и произошло это так. Шла первая мировая война. Немецкие подводные лодки беспощадно топили корабли союзников,…
…С рулона сматывается полотно ткани. Специальное устройство подхватывает его и с усилием протягивает через размоточный агрегат. Целая система вращающихся валков управляет движением: горизонтально, вниз, вверх, снова горизонтально и снова вниз и вверх движутся туго натянутые петли и, наконец, исчезают за стенками высокой металлической арки. На ней укреплены три самых больших стальных цилиндра — плавильные валы….
А можно ли спрогнозировать, каковы результаты внедрения не одного какого-либо изобретения, а вообще всего научно-технического прогресса? Такие попытки предпринимались неоднократно, и не только писателями-фантастами, но и серьезными учеными. Желая представить будущее, выдающийся английский философ и естествоиспытатель Фрэнсис Бэкон описывал некий храм науки. Царь выдуманной им страны, основавший этот храм, ставит перед жрецами задачу овладеть скрытыми…
А что мог увидеть человек на небе без всяких приборов? Разумеется, Луну, яркие звезды и, конечно же, Солнце. Их движение по небосклону давало огромную информацию и для понимания места Земли в космосе, и для производства самых насущных земных измерений. Например, следя за перемещением Солнца или положением приполярных звезд, можно было с большой точностью определить местонахождение…
