Невероятно, но факт!






купонлар.ру
Главная / Детям / Из глубины веков / Отцы наук / Лукавство первых летописцев

Лукавство первых летописцев

Камни сохраняются в тысячелетиях и являются самыми надежными страницами нетленной книги мировой истории. Окаменевшие останки и отпечатки на камнях изображений древних животных и растений составляют своеобразную летопись истории живого мира нашей планеты. На камнях же обнаружены первые следы, оставленные рукой человека: рисунки первобытных людей, первые следы письменности, первые исторические даты.

Одна из таких древнейших каменных “страниц истории” хранится в историческом музее города Палермо, потому и называется – “Палермский камень”. Эта реликвия была найдена в Египте. Текст, высеченный на каменной плите, является древнейшей исторической записью — анналами, то есть летописью, в которой сведения и факты из жизни человечества излагаются последовательно по годам. “Палермский камень” содержит сведения о сроках правления и главнейших исторических событиях первых пяти династий фараонов Древнего царства Египта, а также Додинастического периода начиная с конца четвертого тысячелетия до н. э. Кроме перечисления имен фараонов и годов их правления из записи на “Палермском камне” можно узнать о высоте подъема Нила в том или ином году, строительстве храмов, кораблей, о военных походах в соседние страны, ознакомиться с регулярным подсчетом золотой казны фараонов, записями обмера полей и прочим.

Другими древнейшими записями, содержащими сведения об истории Древнего и Среднего царств Египта, являются многочисленные автобиографии вельмож, надписи номархов – правителей областей Египта. Разнообразные исторические сведения содержатся в поучениях фараонов. Эти записи сделаны не только на камнях и стенах гробниц или дворцов, но и на папирусах и табличках. Самые важные и судьбоносные события истории древнеегипетского царства увековечены в надписях и барельефах на стенах храмов. “Анналы Тутмоса III”, частично сохранившиеся на стенах Карнакского храма бога Амона в Фивах, содержат описания военных действий, сражений под стенами азиатских городов, перечни добычи, захваченной фараонами. Описания битвы фараона Рамсеса II с хеттами под стенами Кадеша сохранились на стенах храмов в Луксоре, Абу-Симбеле и Рамес-сеуме. Ничуть не хуже описана на стенах заупокойного храма фараона Рамсеса III его борьба с ливийцами и “морскими народами”. На стенах египетских храмов можно прочесть о военных походах и других фараонов Нового царства – Аменхотепа II, Сети I, Мернепта.

Все эти надписи – на стенах храмов, на камнях и папирусах – сделаны египетскими писцами, имена которых, как правило, неизвестны. Велика заслуга этих образованных людей перед учеными-историками последующих поколений и всем человечеством, но назвать их самих историками в научном смысле этого слова вряд ли можно. Писцы не стремились отразить исторические события объективно и беспристрастно, скорее наоборот. Во всех надписях восхваляются подвиги и деяния властителей Египта, а поэтому они полны преувеличений и помпезности. Храбрость, воинская доблесть и успехи врагов Египта всегда умаляются, сами события порой толкуются превратно, чтобы не навредить славе сына бога Амона – фараона. И по той же причине авторы древних египетских анналов даже не пытались анализировать ход исторических событий и делать из этого какие-то обобщающие выводы.

Богатый материал для историков оставили после себя авторы Междуречья. Среди 25 000 глиняных клинописных табличек библиотеки Ашшурбанипала значительная часть посвящена описанию исторических событий, случившихся в Ассирии во времена, удаленные от эпохи правления мудрого царя. Большинство из них описывали военные походы ассирийцев, осады городов, завоевания, содержали перечень добычи и захваченных рабов. Подаются эти сведения в том же духе, что и египетские описания подвигов фараонов. Их главная цель – прославление величия ассирийского властителя, а главное отличие от подобных египетских надписей в том, что ассирийские властители никогда народом не обожествлялись.

Таким образом, летописцы ассирийских и вавилонских царей, как и египетских фараонов, не обладали научным подходом при изложении исторических фактов и не нуждались в нем. Зато царя Ашшурбанипала вполне можно считать первым собирателем исторических документов. В свою библиотеку он собрал изготовленные в разные времена таблички, какие только можно было отыскать по стране. Наряду с ассирийскими, в этой замечательной библиотеке содержались таблички древних шумеров и вавилонян. А так как для историков важны и интересны не только те тексты, в которых непосредственно описываются исторические события, но и любые свидетельства из глубины веков о жизничеловеческого общества подарок Ашшурбанипала потомкам воистину бесценен.

Так же, как и фараоны, ассирийские властители увековечивали свои имена на памятных стелах, которые они ставили в знак завоевания новых земель. Причем они, как и фараоны, не стеснялись преувеличивать свои и так выдающиеся военные успехи.

Вот как описывает в своей летописи грозный воитель, ассирийский царь Салманссар III битву с войсками коалиции царей семитских государств и племен, проживающих в сирийской степи, сильнейшим среди которых был царь Дамаска: “Могучею, дарованною мне владыкою Ашшуром ратью, сильным оружием, предоставляемым мне моим заступником богом Нергалом, я сразился с ними. На пространстве между Каркаром и Гильзаном я нанес им поражения. 20 500 войска их победил я оружием своим, подобно богу Ададу, я разгромил их”. На самом же деле в той битве Салманссар III не смог одержать убедительной победы, скорее даже она закончилась его поражением. После нее он вынужден был вернуться в Ассирию, чтобы собрать новые силы, но в летописях все представлено потомкам совершенно в ином свете. Так что к изучению подобных исторических документов надо подходить с осторожностью, стараться искать дополнительные фактические подтверждения того или иного исхода событий. В этом заключается одно из отличий подхода ученого-историка от приемов придворного летописца.

Основоположник исторической науки

Первым настоящим историком древности, а значит, и всех времен принято считать Геродота. Родом он был из Галикарнаса – одного из греческих городов на берегу Малой Азии, теперь это место находится в Турции. Родился Геродот около 484 г. до н. э., прожил до 425 г. до н. э. Выступив еще в юности на стороне противников геликарнасского…

Плененные музой Клио

Геродот заложил основы научного подхода к описанию истории человечества, а последователей у него нашлась масса, порой ничуть не менее талантливых и даже гениальных. Современник Геродота афинянин Фукидид (460-400 гг. до н. э.), наверняка лично знавший своего предшественника, пишет еще одну “Историю” о Пелопоннесской войне между Афинами и Спартой, в которой и сам принимал участие –…

Лицеи и школы

В современном мире не прожить без знаний. И получить их можно из разных источников. С ранних лет мы идем учиться в школу, в лицей или гимназию. Обращаемся в трудную минуту к книгам, которые берем в библиотеке, заглядываем в словари и энциклопедии. После окончания школы можно поступить в унверситет. А самые упорные и способные, идущие по…

Втайне во имя добра

Своим собственным путем развивалась историческая наука в странах Дальнего Востока, государствах Индии и Китая. В Древнем Китае культ прошлого имел особое значение. Каждый шаг нового властителя соотносился с поступками более древних, примерами из прошлого, реальными, а иногда и вымышленными. При дворе каждого правителя китайских государств, а позже, после объединения Китая, и при императоре всегда был…

Библиотеки

Библиотеки – хранилища знаний, и таковыми пришли они к нам из древности. Само это слово происходит от греческих слов “biblion” – книга и “teka” — хранилище, склад. Первые библиотеки возникли раньше, чем появилось такое название. Они были уже в Древнем Египте, государствах Междуречья и Сирии. Огромнейшая древнейшая библиотека глиняных табличек существовала в государстве Эбла. Еще…

Царица наук

“Философия” в переводе с греческого языка значит “любовь к мудрости”. Науки в древнем мире только еще зарождались, поэтому все ученые древности, основоположники наук, были философами. Само слово “философия” возникло в Древней Греции – там, где занятие науками не было связано с обязательной принадлежностью к жреческому сословию и не вменялось чиновникам в обязанности. Философами в Древней…

Кошки, мышки и все песчинки Вселенной

“В одном городе у великой реки люди очень любили кошек. В семи домах этого города держали по семь стройных изящных гладкошерстных кошек в каждом. Эти кошки были превосходными охотницами и очень любили ловить мышей. Однажды каждая из них поймала и съела по семь толстых мышек. Каждая из мышек до этого успела уже съесть по семь…

Мудрецы Востока о достойной жизни

Не одна Древняя Греция может считаться колыбелью философии. Примером философской мысли Древнего Востока служит учение Будды, индийского мудреца Сидхаратхи Гаутамы (623-544 гг. до н. э.), ставшее основой одной из мировых религий – буддизма. В Древнем Китае господствовало учение мудреца Конфуция, жившего в 551-479 гг. до н. э. Основой учения Конфуция были рассуждения об идеальном обществе…

Математика, записанная «клинышками»

Математические исследования древних щумеров, ассирийцев и вавилонян носили более отвлеченный научный характер, хотя и решение практических задач являлось насущной потребностью первых математиков Междуречья. Шумеры изобрели свою систему счисления — шестидесятиричную. Если в основе системы египтян лежали числа, кратные десяткам, то в этой системе кратность разрядов чисел была равна шестидесяти. Шумеры писали на глине, поэтому знаки…

Величественные знакомые

У целого ряда народов древнего мира – древних греков, финикийцев, евреев, сирийцев — цифрами служили буквы их алфавита. Наиболее известная из таких буквенных систем счисления дожила до наших дней, а родилась она в Древнем Риме. Римляне для записи чисел имели всего семь буквенных знаков с основанием, кратным пяти: I – единица, V – пять, X…

Все права защищены ©2006-2019. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru