Лукавство первых летописцев
Камни сохраняются в тысячелетиях и являются самыми надежными страницами нетленной книги мировой истории. Окаменевшие останки и отпечатки на камнях изображений древних животных и растений составляют своеобразную летопись истории живого мира нашей планеты. На камнях же обнаружены первые следы, оставленные рукой человека: рисунки первобытных людей, первые следы письменности, первые исторические даты.
Одна из таких древнейших каменных «страниц истории» хранится в историческом музее города Палермо, потому и называется — «Палермский камень». Эта реликвия была найдена в Египте. Текст, высеченный на каменной плите, является древнейшей исторической записью — анналами, то есть летописью, в которой сведения и факты из жизни человечества излагаются последовательно по годам. «Палермский камень» содержит сведения о сроках правления и главнейших исторических событиях первых пяти династий фараонов Древнего царства Египта, а также Додинастического периода начиная с конца четвертого тысячелетия до н. э. Кроме перечисления имен фараонов и годов их правления из записи на «Палермском камне» можно узнать о высоте подъема Нила в том или ином году, строительстве храмов, кораблей, о военных походах в соседние страны, ознакомиться с регулярным подсчетом золотой казны фараонов, записями обмера полей и прочим.
Другими древнейшими записями, содержащими сведения об истории Древнего и Среднего царств Египта, являются многочисленные автобиографии вельмож, надписи номархов — правителей областей Египта. Разнообразные исторические сведения содержатся в поучениях фараонов. Эти записи сделаны не только на камнях и стенах гробниц или дворцов, но и на папирусах и табличках. Самые важные и судьбоносные события истории древнеегипетского царства увековечены в надписях и барельефах на стенах храмов. «Анналы Тутмоса III», частично сохранившиеся на стенах Карнакского храма бога Амона в Фивах, содержат описания военных действий, сражений под стенами азиатских городов, перечни добычи, захваченной фараонами. Описания битвы фараона Рамсеса II с хеттами под стенами Кадеша сохранились на стенах храмов в Луксоре, Абу-Симбеле и Рамес-сеуме. Ничуть не хуже описана на стенах заупокойного храма фараона Рамсеса III его борьба с ливийцами и «морскими народами». На стенах египетских храмов можно прочесть о военных походах и других фараонов Нового царства — Аменхотепа II, Сети I, Мернепта.
Все эти надписи — на стенах храмов, на камнях и папирусах — сделаны египетскими писцами, имена которых, как правило, неизвестны. Велика заслуга этих образованных людей перед учеными-историками последующих поколений и всем человечеством, но назвать их самих историками в научном смысле этого слова вряд ли можно. Писцы не стремились отразить исторические события объективно и беспристрастно, скорее наоборот. Во всех надписях восхваляются подвиги и деяния властителей Египта, а поэтому они полны преувеличений и помпезности. Храбрость, воинская доблесть и успехи врагов Египта всегда умаляются, сами события порой толкуются превратно, чтобы не навредить славе сына бога Амона — фараона. И по той же причине авторы древних египетских анналов даже не пытались анализировать ход исторических событий и делать из этого какие-то обобщающие выводы.
Богатый материал для историков оставили после себя авторы Междуречья. Среди 25 000 глиняных клинописных табличек библиотеки Ашшурбанипала значительная часть посвящена описанию исторических событий, случившихся в Ассирии во времена, удаленные от эпохи правления мудрого царя. Большинство из них описывали военные походы ассирийцев, осады городов, завоевания, содержали перечень добычи и захваченных рабов. Подаются эти сведения в том же духе, что и египетские описания подвигов фараонов. Их главная цель — прославление величия ассирийского властителя, а главное отличие от подобных египетских надписей в том, что ассирийские властители никогда народом не обожествлялись.
Таким образом, летописцы ассирийских и вавилонских царей, как и египетских фараонов, не обладали научным подходом при изложении исторических фактов и не нуждались в нем. Зато царя Ашшурбанипала вполне можно считать первым собирателем исторических документов. В свою библиотеку он собрал изготовленные в разные времена таблички, какие только можно было отыскать по стране. Наряду с ассирийскими, в этой замечательной библиотеке содержались таблички древних шумеров и вавилонян. А так как для историков важны и интересны не только те тексты, в которых непосредственно описываются исторические события, но и любые свидетельства из глубины веков о жизничеловеческого общества подарок Ашшурбанипала потомкам воистину бесценен.
Так же, как и фараоны, ассирийские властители увековечивали свои имена на памятных стелах, которые они ставили в знак завоевания новых земель. Причем они, как и фараоны, не стеснялись преувеличивать свои и так выдающиеся военные успехи.
Вот как описывает в своей летописи грозный воитель, ассирийский царь Салманссар III битву с войсками коалиции царей семитских государств и племен, проживающих в сирийской степи, сильнейшим среди которых был царь Дамаска: «Могучею, дарованною мне владыкою Ашшуром ратью, сильным оружием, предоставляемым мне моим заступником богом Нергалом, я сразился с ними. На пространстве между Каркаром и Гильзаном я нанес им поражения. 20 500 войска их победил я оружием своим, подобно богу Ададу, я разгромил их». На самом же деле в той битве Салманссар III не смог одержать убедительной победы, скорее даже она закончилась его поражением. После нее он вынужден был вернуться в Ассирию, чтобы собрать новые силы, но в летописях все представлено потомкам совершенно в ином свете. Так что к изучению подобных исторических документов надо подходить с осторожностью, стараться искать дополнительные фактические подтверждения того или иного исхода событий. В этом заключается одно из отличий подхода ученого-историка от приемов придворного летописца.
В первом приближении математику можно назвать наукой о числах и фигурах. В соответствии с этим в древнем мире более всего развивались две основные отрасли этой науки — арифметика и геометрия. Причем приоритет в развитии того или иного направления диктовали насущные потребности народа в определенных практических знаниях, зависящих от условий жизни и главных занятий. Так, египтянам…
Зато древние греки щедро делились плодами своих научных трудов. Ни один народ древности не сделал столько для развития современных наук и искусств, как жители Эллады и эллинистических государств. Имя уроженца Самоса, философа и математика Пифагора, жившего в конце VI в. до н.э., известно и сейчас так же, как во времена Древней Греции и Древнего Рима….
Человек немощен и слаб против сил окру жающего его мира природы — так повелось. Сейчас человек защищен от многих из этих бед благодаря успехам медицины, основанным на знаниях, накопленных трудом ученых за долгие тысячелетия развития человеческого общества. Но человек всегда стремился защитить себя от болезней. Уже в первобытном обществе шаманы и колдуны заклинаниями и заговорами…
Другими знаменитыми врачевателями древности были этруски. Их искусство врачевания вошло в пословицы и поговорки, надолго пережившие этрусскую цивилизацию. Хотя этруски и не сохраняли мумий, но тоже неплохо разбирались в анатомии. Чтобы излечиться от заболеваний, древние этруски обращались за помощью к богу, а для того, чтобы бог знал, какая часть тела у просящего болит, изготавливали ее…
Современная медицина многим обязана врачевателям древнего мира. Даже клятва, которую дают современные врачи после окончания высшего учебного заведения, называется именем одного из классиков медицины — «Клятва Гиппократа». Гиппократ был врачом в Древней Греции. Родился он в 460-м, а умер в 377 г. до н. э. на острове Кос, славившемся в античные времена своей медицинской школой….
Ясными безоблачными ночами рассматривал человек звезды и задумывался. Что это: далекие костры, россыпи драгоценных камней, тысячи глаз, подглядывающих за ним из темноты, или, быть может, недосягаемые боги? Звезды — вечная загадка для человечества, разгадать которую не суждено было древнему миру, а достичь их — возможный удел поколений, которые будут жить после нас. В древности звезды…
Но астрология очень далека от строгой науки астрономии. Их роднит лишь знание расположения звезд и созвездий на небе. Астрономия не занимается предсказаниями, ее выводы основываются только на знании достоверных фактов, которые всегда можно проверить, наблюдая звезды. Теперь для этого используют мощные телескопы, которых еще не было в древности. И все же познания древних астрономов нельзя…
Чем надежнее и меньше был родной очаг человека древнего мира — город за высокими стенами, окруженный полями или стоящий у берега бескрайнего моря, дом о четырех стенах, тем больше и опаснее казался ему неведомый окружающий мир. Но человек догадывался, что мир этот конечен, а тем более конечна суша — место обитания человека. Не имея возможности…
У египтян появляются первые карты, больше похожие на зарисовки местности. До наших дней сохранились такие карты на папирусах, изображающие окрестности рудников, где добывалось золото фараонов. Удивительно, но современным разведчикам недр не удалось обнаружить в тех районах ни одного месторождения золота, кроме тех, что уже были найдены и разработаны добытчиками Древнего Египта. Вообще, карты долгое время…
Первым настоящим историком древности, а значит, и всех времен принято считать Геродота. Родом он был из Галикарнаса — одного из греческих городов на берегу Малой Азии, теперь это место находится в Турции. Родился Геродот около 484 г. до н. э., прожил до 425 г. до н. э. Выступив еще в юности на стороне противников геликарнасского…