Невероятно, но факт!






купонлар.ру

Царица наук

“Философия” в переводе с греческого языка значит “любовь к мудрости”. Науки в древнем мире только еще зарождались, поэтому все ученые древности, основоположники наук, были философами. Само слово “философия” возникло в Древней Греции – там, где занятие науками не было связано с обязательной принадлежностью к жреческому сословию и не вменялось чиновникам в обязанности. Философами в Древней Греции становились представители самых разных сословий: аристократы, солдаты, торговцы, нищие бродяги и даже вольноотпущенники и рабы.

Первых философов Древней Греции соотечественники называли мудрецами. Среди древнейших из них – Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Фалес из Милета (625-547 гг. до н. э.) основал в родном городе первую философскую школу и считается основоположником всей древнегреческой философии, а значит, и всех наук. Эстафету тяги к познанию подхватили его соотечественники — жители Милета. Ученик Фалеса Анаксимандр является автором первого научного философского трактата “О природе”. Он первым создал модель космоса, в центре которого расположил Землю. Он нарисовал первую географическую карту в Древней Греции, а также высказал идею, что люди не были сотворены богами, а произошли от рыб, так как считал, что весь мир произошел из воды. Анаксимен, ученик Анаксимандра, возводил начало всего сущего к воздуху, из сгущений которого якобы возник мир.

Мудрецы милетской школы, конечно, были далеки от истины, но они стояли в самом начале пути. Из одних только поверхностных наблюдений и логики пытались они воссоздать картину окружающего мира. На смену им пришли другие выдающиеся философы, и работа их мысли медленно, но верно привела к зарождению и последующему развитию всех наук, которыми владеет сейчас человечество.

Имена знаменитых греческих философов Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура, Диогена Синопского, Зенона, Гераклита и многих других широко были известны в странах античного мира. В их работах закладывались сами основы научного подхода к объяснению мирового устройства, методы познания и в то же время предлагались смелые, стройные теории, охватывающие устройство как всего мироздания, так и различных его деталей.

Афинянин Сократ заложил основы научного спора и диалектики – метода поиска истины постановкой наводящих вопросов. “Я знаю, что ничего не знаю”, — говорил Сократ и помогал с помощью своих вопросов родиться правильному направлению мысли. Свое учение он излагал устно и не оставил после себя письменных работ, но прославился очень широко. Учеником Сократа был Платон, создавший академическую школу философов. Платон является основоположником идеализма. Идеи, существующие изначально, он считал основой всего. Реальный же мир является, следуя этому учению,  лишь тенями этих идей. Знания же людей о реальном мире являются лишь тенями вещей, то есть тенями теней. Учение Платона включало в себя и учение о бессмертности человеческой души. Его ученик Аристотель, создатель ликейской школы философов, во многом не соглашался со своим учителем. Он признавал существование реального мира и не сомневался в достоверности суждений о нем человека. Основой мироздания Аристотель считал материю, но существование ее в том или ином виде определяется божественной формой.

Совсем иные воззрения на устройство мира высказывали философы-материалисты, среди которых были три первых мудреца милетской школы, а также Гераклит (540-480 гг. до н. э.). Гераклит считал, что мир не создан богами, “а был, есть и будет живым огнем”. Огонь по Гераклиту – источник материи и в то же время сила преобразующая. Остывая, огонь превращается в воду и землю. Мир же находится в непрерывном движении и состоит из противоположностей, в борьбе которых и заключается его существование и многообразие: “Холодное становится теплым, теплое – холодным”. Наличие одной из противоположностей обусловливает существование другой.

Наиболее последовательную материалистическую картину мира создал другой древнегреческий философ — Демокрит (460-370 гг. до н. э.). Он считал, что первоосновой всех вещей в мире являются мельчайшие частицы – атомы и пустота. Атомы неделимы, вечны и находятся в постоянном движении. Они отличаются друг от друга лишь формой, величиной, положением и порядком. Из соединения атомов образуются все тела или предметы реального мира, а также гибнут, распадаясь на атомы. Демокрит утверждал существование души человека, состоящей из особого вида “огненных” атомов.

И Платон, и Аристотель, и Демокрит, и большинство других философов древности пытались не только объяснить устройство мироздания, но и занимались вопросами устройства человеческого общества, искали наилучшие способы управления в нем, рассуждали о вопросах морали, этики и эстетики. В Древнем Риме наибольшее распространение получили именно этические теории философов о том, каким образом должен вести себя человек, чтобы быть достойным членом общества или просто достойной личностью.

Наибольшей популярностью в Древнем Риме пользовалось учение школы стоиков, основанное на Кипре Зеноном. Зенон – финикийский торговец, посвятивший себя философии. Все явления мира стоики делили на те, которые зависят от воли богов и определяются законами природы, и те, которые зависят от воли человека, — человеческие страсти и желания. Не желая лишнего, ограничивая себя, человек не будет зависеть от внешних обстоятельств, в том числе и от уровня своего благосостояния. Смиряя страсти, отказываясь от излишеств, владея собой, человек может приблизиться к богу. Во многом учение стоиков перекликается с учением Будды. Стоицизм стал одним из главных этических учений Древнего Рима. Наряду с суровым учением стоиков процветало и совсем противоположное ему жизнерадостное учение афинянина Эпикура. Материалист и последователь Демокрита, Эпикур считал, что главное в жизни — это отсутствие страданий, а потому лучше всего удовлетворять свои желания, не стремясь в то же время к чему-то чрезмерному. Хорошее настроение, считал Эпикур, ничуть не хуже освобождает человека, чем полный отказ от желаний. Другое дело, что нужно уметь владеть своими желаниями – получать удовольствие от тех, которые не требуют чрезмерных усилий для их удовлетворения.

Особым этическим учением было учение киников. Один из его ярких представителей, Диоген Синопский прославился тем, что вовсе отказался от всяких стремлений. Для того, чтобы познавать мир и существовать в нем человеку, вовсе не нужно к чему-то стремиться, для этого необходимо лишь удовлетворение самых главных жизненных потребностей – еда, питье, ночлег. День Диоген Синопский проводил в бродяжничестве или философствовал на площади своего города, питался чем Бог послал или чем подали добрые люди, одевался тоже соответственно, а на ночь отправлялся спать в бочку. Словом, вел образ жизни, мало чем отличающийся от жизни бродячих собак, возможно, поэтому и само его философское учение, получившее довольно широкое распространение среди бедняков и рабов, стали называть философией киников, от греческого слова kynos (родительный падеж от kyon) – собаки. Правда, другое толкование прозвища киников восходит к названию афинского холма Киносарга, на котором располагался гимнасий и где преподавал свое учение основатель философии киников Антисфен. От чего бы ни вело свое название это учение, но, презирая всякие социальные условности и предрассудки, неизбежно появляющиеся в человеческом обществе, Антисфен, Диоген и их последователи чувствовали себя на земле свободными и независимыми.

Основоположник исторической науки

Первым настоящим историком древности, а значит, и всех времен принято считать Геродота. Родом он был из Галикарнаса – одного из греческих городов на берегу Малой Азии, теперь это место находится в Турции. Родился Геродот около 484 г. до н. э., прожил до 425 г. до н. э. Выступив еще в юности на стороне противников геликарнасского…

Лицеи и школы

В современном мире не прожить без знаний. И получить их можно из разных источников. С ранних лет мы идем учиться в школу, в лицей или гимназию. Обращаемся в трудную минуту к книгам, которые берем в библиотеке, заглядываем в словари и энциклопедии. После окончания школы можно поступить в унверситет. А самые упорные и способные, идущие по…

Плененные музой Клио

Геродот заложил основы научного подхода к описанию истории человечества, а последователей у него нашлась масса, порой ничуть не менее талантливых и даже гениальных. Современник Геродота афинянин Фукидид (460-400 гг. до н. э.), наверняка лично знавший своего предшественника, пишет еще одну “Историю” о Пелопоннесской войне между Афинами и Спартой, в которой и сам принимал участие –…

Библиотеки

Библиотеки – хранилища знаний, и таковыми пришли они к нам из древности. Само это слово происходит от греческих слов “biblion” – книга и “teka” — хранилище, склад. Первые библиотеки возникли раньше, чем появилось такое название. Они были уже в Древнем Египте, государствах Междуречья и Сирии. Огромнейшая древнейшая библиотека глиняных табличек существовала в государстве Эбла. Еще…

Втайне во имя добра

Своим собственным путем развивалась историческая наука в странах Дальнего Востока, государствах Индии и Китая. В Древнем Китае культ прошлого имел особое значение. Каждый шаг нового властителя соотносился с поступками более древних, примерами из прошлого, реальными, а иногда и вымышленными. При дворе каждого правителя китайских государств, а позже, после объединения Китая, и при императоре всегда был…

Кошки, мышки и все песчинки Вселенной

“В одном городе у великой реки люди очень любили кошек. В семи домах этого города держали по семь стройных изящных гладкошерстных кошек в каждом. Эти кошки были превосходными охотницами и очень любили ловить мышей. Однажды каждая из них поймала и съела по семь толстых мышек. Каждая из мышек до этого успела уже съесть по семь…

Мудрецы Востока о достойной жизни

Не одна Древняя Греция может считаться колыбелью философии. Примером философской мысли Древнего Востока служит учение Будды, индийского мудреца Сидхаратхи Гаутамы (623-544 гг. до н. э.), ставшее основой одной из мировых религий – буддизма. В Древнем Китае господствовало учение мудреца Конфуция, жившего в 551-479 гг. до н. э. Основой учения Конфуция были рассуждения об идеальном обществе…

Математика, записанная «клинышками»

Математические исследования древних щумеров, ассирийцев и вавилонян носили более отвлеченный научный характер, хотя и решение практических задач являлось насущной потребностью первых математиков Междуречья. Шумеры изобрели свою систему счисления — шестидесятиричную. Если в основе системы египтян лежали числа, кратные десяткам, то в этой системе кратность разрядов чисел была равна шестидесяти. Шумеры писали на глине, поэтому знаки…

Величественные знакомые

У целого ряда народов древнего мира – древних греков, финикийцев, евреев, сирийцев — цифрами служили буквы их алфавита. Наиболее известная из таких буквенных систем счисления дожила до наших дней, а родилась она в Древнем Риме. Римляне для записи чисел имели всего семь буквенных знаков с основанием, кратным пяти: I – единица, V – пять, X…

Наука «о числах и фигурах», необходимая для жизни

В первом приближении математику можно назвать наукой о числах и фигурах. В соответствии с этим в древнем мире более всего развивались две основные отрасли этой науки – арифметика и геометрия. Причем приоритет в развитии того или иного направления диктовали насущные потребности народа в определенных практических знаниях, зависящих от условий жизни и главных занятий. Так, египтянам…

Все права защищены ©2006-2019. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru