Невероятно, но факт!






купонлар.ру
Главная / Авиация / В полет без разбега

В полет без разбега

Один из вариантов создания самолета с вертикальным взлетом и посадкой — изменить направление реактивной тяги, развиваемой авиационными двигателями.Вертикально взлетающие аппараты и самолеты с переменной стреловидностью крыла – попытка разными средствами решить одну и ту же проблему противоречия между скоростными и взлетно-посадочными режимами. И если конструкторы-«геометры» стремятся улучшить привычные для самолета взлет и посадку, то «вертикалыцики» полностью от них отказываются.

Одно из решений проблемы точечного старта – взлет с рампы. С мощным двигателем, с ракетными ускорителями, истребитель пулей срывается со специального сооружения – рампы – и, поднимаемый огромной тягой, идет ввысь. Так в конце 50-х гг. стартовал советский истребитель «МиГ-19». Однако машине, способной так взлетать, не хватало «точечной» посадки. Садился «МиГ» по-самолетному. Взлетал с рампы и американский «Super Seabr». В момент старта его двигатель развивал такую мощность, что уже через 4 с после отделения от рампы скорость самолета достигала 440 км/ч.

Другим вариантом создания аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой явились турболеты. Поднимался в воздух и перемещался турболет благодаря подъемной силе, создаваемой реактивным двигателем, установленным вертикально. Похожий экспериментальный аппарат создала и английская фирма «Rolls-Royce». В отличие от турболета, у англичан двигатель «лежал». Струю направляли вниз и в стороны специальными трубами – дефлекторами. Вслед за этим аппаратом последовало создание самолета «Harrier» фирмой «Hoyker Siddley» (в наши дни «British Airspace»). Английский истребитель «Harrier» стал одним из первых самолетов, владеющих искусством вертикального взлета и посадки.

Целая эпоха в советской авиации связана с самолетом «Як-38». Это был первый в СССР палубный истребитель с вертикальным взлетом и посадкой и второй в мире самолет данного класса, строившийся серийно. Он предназначен для обороны района патрулирования атомных подводных лодок от противолодочных самолетов и вертолетов противника, а также для поражения надводных и наземных целей, не имеющих мощной ПВО.

В 1970 г. «Як-38» впервые поднялся в воздух. На Саратовском авиационном заводе с 1974 г., было построено около 230 самолетов этого класса.

В 1983 г. был создан улучшенный вариант – «Як-38М», снабженный вооружением, эффективность которого возросла на 20%.

Вооружение истребителя включало управляемые ракеты класса «воздух-воздух» ближнего боя, управляемые ракеты класса «воздух-поверхность», до 6 бомб калибром 100 кг, размещаемые на 4 узлах внешней подвески. Максимальная масса боевой нагрузки при взлете с пробегом – 2 000 кг, при вертикальном – 600 кг.

Истребители «Як-38» и «Як-38М» базировались на авианесущих крейсерах «Киев», «Минск» и «Новороссийск». Однако в 1991 г. из-за морального и технического старения эти самолеты были сняты с вооружения ВМФ и переданы на базы хранения.

В 1975 г. в Советском Союзе началась разработка нового палубного сверхзвукового истребителя с вертикальным взлетом и Новое поколение советских самолетов с вертикальным взлетом и посадкой — сверхзвуковой истребитель «Як- 747».посадкой «Як-141». Являясь самолетом нового поколения, он сочетал в себе взлетно-посадочные характеристики «Як-38» и боевой потенциал «МиГ-29». Первый полет истребителя состоялся в марте 1989 г.

«Як-141» стал первым в мире самолетом вертикального взлета и посадки, предназначенным для перехвата воздушных целей и ведения ближнего маневренного боя, а также для нанесения ударов по наземным и надводным целям. Предполагалось, что «Як-141» будет базироваться на больших противолодочных авианесущих крейсерах старой серии – «Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку», на ударных авианесущих крейсерах типа «Тбилиси» и заменит устаревший «Як-38».

Недостаток финансирования не позволил завершить летные испытания самолета «Як-141», однако ОКБ А.С. Яковлева продолжает совершенствовать машину. Новая модификация истребителя имеет увеличенный запас топлива, планер с улучшенной аэродинамикой и сниженной радиолокационной заметностью – это достигнуто за счет наклона аэродинамических поверхностей относительно источника радиолокационного излучения, а также применения специальных покрытий.

Грозное небо Первой Мировой войны

В первых десятилетиях XX в. самолет научился быстро разгоняться, уверенно взлетать, делать в воздухе простейшие фигуры пилотажа, перевозить людей и грузы. Это была эпоха авиационной романтики и появления новой профессии — пилот. Глазами людей, поднявшихся в небо, человечество с огромной, по тем меркам, высоты увидало всю красоту окружающей его природы, и нетрудно представить, какие чувства…

Союзническая помощь из-за океана

В ответ на создание агрессивного блока Германии, Италии, Японии, развязавшего вторую мировую войну, летом 1941 г., была создана антигитлеровская коалиция. Этот военный блок включал СССР, США, Великобританию, Францию и Китай, а также Югославию, Польшу, Чехословакию и др. страны, участвовавшие в военных действиях или оказывавшие помощь союзникам. К концу войны в состав антигитлеровской коалиции входило более…

“ЯК” – комфорт международных трасс для всех

В 1924 г. 18-летний Александр Яковлев вместе с друзьями построил планер «АВФ-10». Полеты на слете планеристов в Крыму определили судьбу будущего конструктора. В 1927 г. А.С. Яковлев спроектировал и построил в мастерских Академии воздушного флота в Москве свой первый легкий двухместный самолет «АИР-1». Уже тогда вокруг молодого энтузиаста стал складываться костяк будущего конструкторского коллектива. Официальное рождение…

Механическая стрекоза

Пожалуй, трудно отыскать человека, который бы никогда не наблюдал за полетом стрекозы. Это удивительное существо способно мгновенно, без разбега взмывать в воздух, подолгу зависать на одном месте, а затем продолжать полет в любом направлении, даже не разворачиваясь. Вот бы изобрести летательный аппарат, владеющий искусством такого полета. Вероятно, подобная мысль в разные годы неоднократно возникала в…

Военно-воздушный флот Российской империи

Российские военные стратеги долгое время скептически оценивали появление новых летательных аппаратов — самолетов, предпочитая им ставшие привычными аэростаты. В 1910 г. во всей императорской армии имелось всего семь самолетов, купленных казной у частных лиц, среди них всего один — российской постройки. Боевой путь авиации начался в период итало-турецкой и двух балканских войн (1911—1913). В болгарской…

Крылья Люфтваффе

Первым немецким самолетом, с которым советским пилотам довелось встретиться еще в небе Испании, был новейший истребитель «Messerschmitt Bf-109». Когда 30 июля 1926 г. министерство транспорта баварского правительства и банкирский дом «Merk, Fink & С°» создали компанию «Bauerische Flugzeugwerke» («Баварские авиазаводы»), сокращенно — «BFW», совершенно невозможно было предположить, что эта фирма выпустит 40 000 боевых самолетов…

Сверхзвуковые путешественники

Успехи в создании в 50-х гг. сверхзвуковых боевых самолетов, в том числе и тяжелого класса, способствовали изучению возможности создания сверхзвукового пассажирского самолета. Во второй половине 50-х гг. по обе стороны «железного занавеса» появляются сначала опытные, а затем и серийные сверхзвуковые тяжелые самолеты военного назначения, и практически сразу на их базе ведущие мировые авиационные фирмы подготавливают…

Как создавались первые геликоптеры

Среди проектов летательных аппаратов, разработанных Леонардо да Винчи, можно встретить модель геликоптера со спиральным ротором из накрахмаленного льняного полотна. Предполагалось, что ротор будет приводиться в действие пилотом, который обмотает вокруг мачты веревку и, рванув за нее, приведет ротор во вращение, как это делали раньше, запуская в воздух игрушки. К сожалению, не сохранилось свидетельств современников о…

ВВС ее Величества королевы

К концу первого десятилетия XX в. англичане значительно отставали в области авиастроения от своих французских коллег. К моменту объявления мобилизации в 1914 г. большая часть авиационного парка страны состояла из самолетов иностранного производства, в основном французских. Однако такое отставание было недолгим. Большой экономический, технический и научный потенциал страны позволил уже к середине первой мировой войны…

Первые реактивные

Еще в начале XX в. российский ученый К.Э. Циолковский предсказал, что вслед за эрой винтовых аэропланов наступит эра аэропланов реактивных. Он считал, что только с реактивным двигателем можно достичь сверхзвуковых скоростей. В 1937 г. молодой и талантливый конструктор A.M. Люлька предложил проект первого советского турбореактивного двигателя. По его расчетам, такой двигатель мог разогнать самолет до…

Все права защищены ©2006-2019. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru