Невероятно, но факт!






купонлар.ру
Главная / Авиация / В полет без разбега

В полет без разбега

Один из вариантов создания самолета с вертикальным взлетом и посадкой — изменить направление реактивной тяги, развиваемой авиационными двигателями.Вертикально взлетающие аппараты и самолеты с переменной стреловидностью крыла – попытка разными средствами решить одну и ту же проблему противоречия между скоростными и взлетно-посадочными режимами. И если конструкторы-«геометры» стремятся улучшить привычные для самолета взлет и посадку, то «вертикалыцики» полностью от них отказываются.

Одно из решений проблемы точечного старта – взлет с рампы. С мощным двигателем, с ракетными ускорителями, истребитель пулей срывается со специального сооружения – рампы – и, поднимаемый огромной тягой, идет ввысь. Так в конце 50-х гг. стартовал советский истребитель «МиГ-19». Однако машине, способной так взлетать, не хватало «точечной» посадки. Садился «МиГ» по-самолетному. Взлетал с рампы и американский «Super Seabr». В момент старта его двигатель развивал такую мощность, что уже через 4 с после отделения от рампы скорость самолета достигала 440 км/ч.

Другим вариантом создания аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой явились турболеты. Поднимался в воздух и перемещался турболет благодаря подъемной силе, создаваемой реактивным двигателем, установленным вертикально. Похожий экспериментальный аппарат создала и английская фирма «Rolls-Royce». В отличие от турболета, у англичан двигатель «лежал». Струю направляли вниз и в стороны специальными трубами – дефлекторами. Вслед за этим аппаратом последовало создание самолета «Harrier» фирмой «Hoyker Siddley» (в наши дни «British Airspace»). Английский истребитель «Harrier» стал одним из первых самолетов, владеющих искусством вертикального взлета и посадки.

Целая эпоха в советской авиации связана с самолетом «Як-38». Это был первый в СССР палубный истребитель с вертикальным взлетом и посадкой и второй в мире самолет данного класса, строившийся серийно. Он предназначен для обороны района патрулирования атомных подводных лодок от противолодочных самолетов и вертолетов противника, а также для поражения надводных и наземных целей, не имеющих мощной ПВО.

В 1970 г. «Як-38» впервые поднялся в воздух. На Саратовском авиационном заводе с 1974 г., было построено около 230 самолетов этого класса.

В 1983 г. был создан улучшенный вариант – «Як-38М», снабженный вооружением, эффективность которого возросла на 20%.

Вооружение истребителя включало управляемые ракеты класса «воздух-воздух» ближнего боя, управляемые ракеты класса «воздух-поверхность», до 6 бомб калибром 100 кг, размещаемые на 4 узлах внешней подвески. Максимальная масса боевой нагрузки при взлете с пробегом – 2 000 кг, при вертикальном – 600 кг.

Истребители «Як-38» и «Як-38М» базировались на авианесущих крейсерах «Киев», «Минск» и «Новороссийск». Однако в 1991 г. из-за морального и технического старения эти самолеты были сняты с вооружения ВМФ и переданы на базы хранения.

В 1975 г. в Советском Союзе началась разработка нового палубного сверхзвукового истребителя с вертикальным взлетом и Новое поколение советских самолетов с вертикальным взлетом и посадкой — сверхзвуковой истребитель «Як- 747».посадкой «Як-141». Являясь самолетом нового поколения, он сочетал в себе взлетно-посадочные характеристики «Як-38» и боевой потенциал «МиГ-29». Первый полет истребителя состоялся в марте 1989 г.

«Як-141» стал первым в мире самолетом вертикального взлета и посадки, предназначенным для перехвата воздушных целей и ведения ближнего маневренного боя, а также для нанесения ударов по наземным и надводным целям. Предполагалось, что «Як-141» будет базироваться на больших противолодочных авианесущих крейсерах старой серии – «Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку», на ударных авианесущих крейсерах типа «Тбилиси» и заменит устаревший «Як-38».

Недостаток финансирования не позволил завершить летные испытания самолета «Як-141», однако ОКБ А.С. Яковлева продолжает совершенствовать машину. Новая модификация истребителя имеет увеличенный запас топлива, планер с улучшенной аэродинамикой и сниженной радиолокационной заметностью – это достигнуто за счет наклона аэродинамических поверхностей относительно источника радиолокационного излучения, а также применения специальных покрытий.

Последователи Делала

Итак, человек получил в свое распоряжение летательный аппарат в виде воздушного змея. Теперь можно было оторваться от земли и всем телом почувствовать захватывающую прелесть полета. Казалось бы, мечта человека осуществилась… Однако через некоторое время люди, поднимающиеся в воздух при помощи такого аппарата, ощутили некоторую ограниченность подобного полета. Не очень приятно болтаться на привязи и подчиняться…

Эра Туполева в авиации ССР

Не менее интересна судьба другого известного авиационного конструктора СССР — Андрея Николаевича Туполева. Начало его конструкторской деятельности в авиации напрямую связано с работой в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). В 1921 г., после смерти Н.Е. Жуковского, руководство институтом перешло к С.А. Чаплыгину. Вскоре ему удалось собрать в стенах ЦАГИ группу талантливых молодых конструкторов, в число которых…

Как обогнать звук?

Примерно через пятьдесят лет после своего рождения авиация отметила еще одно знаменательное событие — самолет смог преодолеть звуковой барьер. Это означает, что с этого момента скорость некоторых видов специальных летательных аппаратов (сверхзвуковых самолетов) стала больше скорости звука, которая в зависимости от высоты полета равна 300—340 м/с. Преодолеть этот барьер оказалось не таким уж легким делом….

Летающие корабли Григоровича

Строительство лодочных гидросамолетов в России началось в 1913 г. под руководством Д.П. Григоровича, который, последовательно совершенствуя схему однодвигательного лодочного гидросамолета, разработал вполне работоспособную модель. На основе этой модели, построенной по схеме многостоечного биплана с толкающим воздушным винтом, весной 1915 г. конструктор создал очень удачную двухместную летающую лодку «М-5». Летающая лодка «М-5» значительно отличалась от своего…

Летающие труженики

В начале 50-х гг. в Советском Союзе была начата разработка тяжелого транспортного вертолета, и занялись ей специалисты авиастроительного ОКБ А.С. Яковлева. Всего год понадобился на то, чтобы создать двухвинтовой вертолет-гигант «Як-24», опытный образец которого поднялся в воздух 3 июля 1952 г. В апреле 1955 г. началось его серийное производство, было произведено около 100 вертолетов с…

Почему они летают?

К концу XIX в. аэростат уже не считали ярмарочной диковинкой, служащей для увеселения толпы. Большинство людей относилось к нему как к вполне надежному средству для совершения полетов. Но почему он летает, какая сила заставляет подниматься шар в небо, ответить на эти и другие вопросы, связанные с воздухоплаванием, могли лишь немногие. Простейшим объяснением теории воздухоплавания может…

Летающие агитаторы

Для того чтобы показать всему миру, что авиация молодой Страны Советов ничем не отличается от лучших образцов летательных аппаратов и даже кое в чем превосходит их, в 30-х годах XX в. в СССР была создана целая эскадрилья специального назначения. Основная задача, возложенная на самолеты и их экипажи, входящие в состав этого авиационного отряда, заключалась в…

Фюзеляж, крылья, хвост…

Для того чтобы поближе познакомиться с устройством самолета, мы не будем сразу жеподниматься на борт сверхзвукового лайнера, а рассмотрим конструкцию попроще: например, устройство легкого тренировочного самолета. Он имеет небольшие размеры и простую конструкцию и, тем не менее, содержит все основные части современного летательного аппарата. На легких самолетах, как правило, устанавливаются поршневые двигатели воздушного охлаждения. В…

Гидросамолеты Первой Мировой войны

Если уж первая мировая война захватила сушу и воздух, естественно, не могла она обойти и воду. Не только в России, но и в других странах, участвующих в боевых действиях, в спешном порядке параллельно с выпуском обыкновенных самолетов разворачивали производство летающих лодок. Особенно в этом преуспели конструкторы Германии. В начале 1916 г. немецкая компания «Albatros Werke»…

Воинственные “стрекозы”

Если в годы второй мировой войны вертолеты не успели продемонстрировать все свои преимущества, то уже в 50-х гг., во время корейской войны, американские военные, превратив Корейский полуостров в полигон для испытания новейшей боевой техники, впервые массированно использовали винтокрылые летательные аппараты для эвакуации раненых, корректировки артиллерийского огня, разведки и переброски небольших подразделений. Вертолеты, садясь на «пятачки»…

Все права защищены ©2006-2019. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru