Невероятно, но факт!






купонлар.ру
Главная / Авиация / “Разминка” перед большой схваткой

“Разминка” перед большой схваткой

Среди 800 самолетов, переданных республиканской армии Испании Советским Союзом, были новые истребители «И-152».За несколько лет до начала этой самой кровопролитной войны произошло несколько «репетиций» — локальных войн, которые охватывали относительно небольшое число государств и ограниченный географический район и в которых будущие участники второй мировой войны демонстрировали мощь своих вооруженных сил и испытывали боеспособность вооружения.

Возможность для первой «пробы сил» предоставилась в 1936 г., когда в Испании в ночь с 17 на 18 июля вспыхнул военный мятеж, переросший в гражданскую войну. Первыми, кто откликнулся на призыв мятежников о помощи, были фашистская Италия и Германия. Германия использовала в небе Испании около 650 самолетов. В основном это были новые модели известных немецких фирм «Junkers Flugzeugund Motorenwerke AG», «Heinkel Flugzeugwerke», «Focke-Wulf Flugzeugbau AG», «Messerschmitt GmbH» и др. Италия передала войскам мятежников около 1000 боевых самолетов.

В свою очередь СССР передал республиканской армии Испании около 800 своих лучших самолетов — «И-15», «И-152», «УТИ-4», «И-16», «Р-5», «P-Z» и «СБ». Еще около 320 самолетов тайно были переправлены из других государств Европы.

Небо Испании на несколько лет превратилось в арену кровавых военных схваток и одновременно в испытательный полигон новейших видов авиационной техники. Вот лишь несколько примеров.

Одна из первых схваток состоялась 4 ноября 1936 г. В этот день звено из 11 советских истребителей «И-15» под командованием П.В. Рычагова атаковало 9 самолетов «Не-51», произведенных в Германии. Четыре самолета мятежников были сбиты. В тот лее день «И-15» сбили и повредили несколько самолетов «FIAT-32» производства Италии. Советские самолеты не имели потерь в воздухе, но 2 пилота, заблудившись, сели на вражеский аэродром. Фашисты разрубили тело одного из них на куски и сбросили на позиции республиканцев — так зарождались беспощадные «рыцарские» части Люфтваффе.

Ноябрь 1936 г. В воздухе сражалось около 200 самолетов противоборствующих сторон. Потери республиканцев составили 4 самолета, мятежники потеряли около 15 машин.

15 мая 1937 г. В этот день был сбит новейший немецкий истребитель «Messerschmitt Bf-109». Победителем стал республиканец — Леопольд Моркильяс.

8 июля 1937 г. Завязался бой между десятью истребителями «И-15» и тридцатью самолетами «FIAT». Три самолета Истребитель «И-15» конструкции Н.Н. Поликарпова нашел широкое применение в боевом небе Испании.мятежников были сбиты. Один из «И-15» был подожжен, но сумел приземлиться на своей территории. Позднее к схватке присоединились 10 «И-16» и 8 «Bf-109». В результате длительного воздушного боя было сбито 2 новейших немецких самолета.

27 июля 1937 г. Первая ночная победа — пилот М. Якушин сбил самолет немецкой фирмы «Junkers».

Среди 800 самолетов, переданных республиканской армии Испании Советским Союзом, были новые истребители «И-152».

Значительную часть истребителей немецких Люфтваффе, воюющих в Испании на стороне мятежников, составляли самолеты «Не-51», произведенные Хейнкелем.

Самолет Н.Н. Поликарпова «И-16» был запушен в серийное производство еще в 7 934 г. и стал одной из самых массовых моделей самолетов-истребителей СССР — всего за голы выпуска было изготовлено около 6560 экземпляров «И-16». Первое «боевое крещение» он получил в голы испанской войны.

1 сентября 1937 г. В течение дня республиканцы сбили 26 фашистских самолетов против двух своих. 19 пилотов армии мятежников попало в плен, в том числе известный ас Карлос Айя.

15 октября 1937 г. Атака аэродрома Гарапиниольс. Это была отлично спланированная воздушная операция республиканцев. Две эскадрильи «И-15» атаковали аэродром пулеметами и мелкими бомбами. В это время их прикрывали 4 эскадрильи «И-16» на случай появления противника в воздухе, которые затем тоже приступили к атаке наземных целей. В результате проведенной операции от 50 до 80 готовых к взлету самолетов мятежников были уничтожены, остальные повреждены; зенитные батареи были застигнуты врасплох и подавлены, взорваны склады боеприпасов и запасы топлива. При этом ни один из самолетов республиканцев не пострадал.

Во время этой войны были поставлены и своеобразные «рекорды». Так, например, в 1938 г. советский пилот Сергей Иванович Грицевец в одном получасовом бою, управляя истребителем «И-16», сбил 7 неприятельских самолетов, из которых было пять «FIAT». Его самолет тоже пострадал, но Грицевцу удалось посадить покалеченную машину на свой аэродром. Этот «рекорд» был перекрыт только в 1943 г. другим советским пилотом Александром Константиновичем Горовцом.

Следующим местом «демонстрации силы» стал район реки Халхин-Гол, протекающей по территории Монголии и Китая.

Самолет Н.Н. Поликарпова «И-16» был запушен в серийное производство еще в 7 934 г. и стал одной из самых массовых моделей самолетов-истребителей СССР — всего за голы выпуска было изготовлено около 6560 экземпляров «И-16». Первое «боевое крещение» он получил в голы испанской войны.С начала 1939 г. в районе границы между Монгольской Народной Республикой (на территории которой в соответствии с советско-монгольским протоколом 1936 г. находились советские войска) и государством Маньчжоу-Го, созданным на территории Китая и фактически управлявшимся Японией, произошло несколько конфликтов между монголами и японо-маньчжурами. Последняя стычка произошла в мае.

Конфликт был прекрасной возможностью для любой из сторон не только закрепить за собой спорные территории, но и значительно поднять свой военный и политический престиж; на международной арене.

СССР обвинил Японию в агрессии против Монголии и заявил, что будет защищать ее границы «как свои собственные». Из Советского Союза в экстренном порядке стали перебрасываться в район Халхин-Гола дополнительные авиационные и бронетанковые части.

Первые столкновения с японской авиацией в мае вызвали тревогу у руководства СССР, хотя потеря даже нескольких десятков самолетов не могла подорвать боеспособности советских ВВС на Дальнем Востоке. В основу негативной оценки легли факты, свидетельствующие о слабой эффективности действий советской авиации.

Показательным в этом отношении был воздушный бой, произошедший 27 мая. Часть советских самолетов не смогла взлететь из-за неисправностей двигателей, а во время боя еще четыре машины вынуждены были приземлиться по той же причине. Из четырех оставшихся пилотов двое были убиты и один ранен.

На следующий день, 28 мая, практически полностью была уничтожена 4-я эскадрилья, на вооружении которой находились истребители «И-15». Из десяти пилотов пять были убиты или пропали без вести, трое получили ранения.

Истребитель «И-153», разработанный Н.Н. Поликарповым, пришел на смену самолету «И-15». Он имел усиленную конструкцию и убирающееся шасси. «Обкатку» новый истребитель прошел во время воздушных боев в небе Монголии.

Активизация боевых действий советской авиации в Монголии стала возможна благодаря хорошей подготовке рядовых пилотов, быстро усвоивших уроки ветеранов, прошедших войну в Испании. Из прибывших в МНР 48 летчиков «со стажем» 11 имели звание Героев Советского Союза. Все они тут же были рассредоточены по разным подразделениям и приступили к боевой учебе.

Если майские неудачи можно было частично объяснить недочетами в организации боевых действий и отсутствием боевого Истребитель «И-153», разработанный Н.Н. Поликарповым, пришел на смену самолету «И-15». Он имел усиленную конструкцию и убирающееся шасси. «Обкатку» новый истребитель прошел во время воздушных боев в небе Монголии.опыта у пилотов, то последующие за ними воздушные бои не оставили никаких сомнений относительно низкого уровня советской истребительной авиации и несоответствия ее уровню противника. В первую очередь это касалось массового использовании в советских ВВС истребителей-бипланов. Неплохо показавшие себя в испанских боях самолеты типа «И-15» произвели положительное впечатление на руководство советских ВВС. И если до этого были колебания относительно применения машин, построенных по схеме биплана, то надежность в эксплуатации и простота пилотирования этой машины по сравнению с более сложным монопланом «И-16» вывели ее в лидеры, но, как позже оказалось, зря.

Таким образом, регулярные советские ВВС впервые столкнулись в Монголии с современной и имеющей богатый боевой опыт авиацией противника. И хотя в результате многомесячных боев советским вооруженным силам удалось отразить нападение японских завоевателей, однако воздушные бои на Халхин-Голе показали, как важно иметь современную авиационную технику и что даже богатый боевой опыт пилотов не может компенсировать технического превосходства противника.

Впрочем, зимой этого же года советские войска еще раз убедились в справедливости такого вывода. Доказательством послужила советско-финляндская война 1939—1940 гг.

Несмотря на то, что советские авиационные части, задействованные в финляндской войне, насчитывали достаточно большое количество боевых самолетов (около 1500), в основном это были технически устаревшие модели. И если летом 1939 г., в ходе боевых действий у реки Халхин-Гол, технические несовершенства — отсутствие радиосвязи, открытые кабины и плохая приспособленность самолетов к аэродромному обслуживанию — преодолевались самоотверженностью, изобретательностью и напряженным трудом летно-технического состава, то в условиях суровой северной зимы, когда положение усугубилось отсутствием обогревательных и антиобле-денительных систем, нехваткой стартеров, водомаслонаг-ревателей, этого сделать не удавалось.

Большую роль во время конфликта на реке Халхин-Гол играла истребительная авиация. Подобного опыта воздушных боев ВВС СССР больше не имели вплоть до начала Великой Отечественной войны. О масштабах воздушных схваток свидетельствует замечание командующего советской группировкой в Монголии Г. К. Жукова, который сказал, что таких сражений в воздухе, как над Халхин-Голом, он не видел даже во время Великой Отечественной войны.

ВВС ее Величества королевы

К концу первого десятилетия XX в. англичане значительно отставали в области авиастроения от своих французских коллег. К моменту объявления мобилизации в 1914 г. большая часть авиационного парка страны состояла из самолетов иностранного производства, в основном французских. Однако такое отставание было недолгим. Большой экономический, технический и научный потенциал страны позволил уже к середине первой мировой войны…

Самолет – аппарат ХХ века

Наступила вторая половина XX в. Конструкция самолета, претерпев множество изменений, приобрела наконец привычный для нас вид. Ушли в небытие квадропланы, трипланы и практически не используются аппараты, построенные по схеме биплана. И поэтому, если в тексте встретится термин «крыло», мы не будем рисовать в своем воображении фантастические «этажерки», поднимавшиеся в небо в начале XX в., а…

Небесные “спортсмены” и “учителя”

Летчиков всего мира кроме любви к полетам объединяет еще одно обстоятельство — вне зависимости от того, служат они сейчас в военной или гражданской авиации, начинался их путь в небо с управления небольшим тренировочным самолетом-учителем. Самолет «АИР-14» был создан под руководством А.С. Яковлева в 1937 г. Это был одноместный учебно-тренировочный и спортивный самолет, который пошел в…

Вертолет “шагает” по планете

Дальнейшее развитие вертолетостроения было прервано первой мировой войной. Так как этот удивительный аппарат не успел до ее начала доказать свою «полезность» для военных, про винтокрылые машины на время забыли и все силы бросили на развитие самолетостроения. Но едва человечество покончило с кровопролитной войной, из разных стран мира все чаще и чаще стали поступать сведения о…

От икара до сверхзвукового лайнера

«Человек полетит, опираясьне на силу своих мускулов,а на силу своего разума». Н.Е. Жуковский Термин «воздухоплавание» обозначал таюке и летание на аппаратах тяжелее воздуха (самолетах, планерах). Однако мечтать о полетах человек начал гораздо раньше. Построив машины, способные передвигаться по суше, обгоняя самых быстрых животных, и корабли, спорящие с жителями водной стихии, он длительное время продолжал с…

Выше, дальше, быстрее…

Пережив ужасы кровавой первой мировой войны люди считали, что теперь-то мир на земле установится надолго, ведь очень большая цена была заплачена за него. Но это была лишь попытка выдать желаемое за действительное. Историки, политики, военные понимали, что это еще не мир, а, скорее всего, передышка между двумя войнами. И на это были свои причины. Вначале…

Как и почему они летают?

Если кому-нибудь из вас приходилось стрелять в тире из винтовки, то вы знаете, что обозначает термин «отдача». Для остальных поясню. Вы, наверно, не раз видели, как ныряльщик, прыгая в воду с лодки, отталкивает ее в противоположном направлении. По такому же, но более сложному принципу летает ракета, а упрощенный вариант этого процесса как раз и представляет…

Парящие над волнами

Площадь поверхности нашей планеты равна 510,2 млн. км2, из них лишь 29,2% приходится на сушу. Вся остальная территория Земли покрыта Мировым океаном, что создает идеально ровную поверхность площадью в сотни миллионов квадратных километров. Взлетно-посадочную полосу таких гигантских размеров трудно себе даже вообразить. И самое главное — никаких препятствий: взлетай там, где тебе удобней, садись не…

Первые самолеты Страны Советов

Первый советский вертолет был построен в стенах ЦАГИ под руководством A.M. Черемухина в августе 1930 г. Там же в присутствии пожарного А.М. Черемухин — по совместительству пилот экспериментального аппарата «ЦАГИ 1-ЭА» — провел первые, наземные, испытания. После этого аппарат был перевезен на один из подмосковных военных аэродромов. Весной 1925 г. один из старейших вертолетчиков России…

Уподобившись птицам

К сожалению, никому не известно, когда человек впервые поднял голову к небу и обратил внимание на его пугающие размеры и вместе с тем фантастическую красоту. Не известно нам и то время, когда человек впервые заметил парящих в воздухе птиц и в голове его возникла мысль последовать за ними. Как любой, даже самый длинный путь начинается с…

Все права защищены ©2006-2019. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru