Невероятно, но факт!
Главная / Авиация / Воздушные тяжеловозы

Воздушные тяжеловозы

Транспортный самолет-тяжеловоз «Ил-76» оснащен турбореактивными двигателями.Эти самолеты поражают своими размерами, и не зря. Ведь вес грузов, которые они поднимают в воздух исчисляется сотнями тонн. Одним из первых аппаратов-тяжеловозов стал созданный в ОКБ С.В. Ильюшина транспортный самолет «Ил-76», оснащенный турбореактивными двигателями.

Первый полет «Ил-76» совершил в 1971 г., и уже в 1974 г. он начал поступать в авиаотряды. Отличительными особенностями этого аппарата являлись высокорасположенное крыло умеренной стреловидности, полностью герметизированный фюзеляж и Т-образное хвостовое оперение. Многоколесное шасси обеспечивало его эксплуатацию на искусственных и грунтовых взлетно-посадочных полосах. Грузовой люк, расположенный в хвостовой части с наклонной рампой, позволял осуществлять парашютное десантирование и перевозку тяжелой техники массой до 43 т.

Максимальное количество пассажиров, которое когда-либо перевозил гражданский авиалайнер, равно 1 087. Этот рекорд был установлен во время эвакуации иностранных граждан из Эфиопии в 1991 г. Одним из 33 задействованных в операции самолетов был специально подготовленный грузопассажирский «Boeing-747», в котором демонтировали практически все служебные отсеки и туалеты. За счет освободившегося пространства удалось увеличить количество кресел до 760. При поднятых подлокотниках на 4 сиденьях помешалось по 6 человек. В итоге самолет взлетел с 1084 пассажирами на борту. К концу рейса эта цифра увеличилась до 1 087 человек в связи с рождением 3 младенцев.

Самолет «Ил-76» выполнялся в нескольких модификациях, в том числе для гражданской авиации — «Ил-76Т», «Ил-76ТЛ», «Ил-76ТЛП», и поставлялся во многие страны мира.

Большая грузоподъемность «Ил-76» и его высокая скорость, до 825 км/ч, позволили использовать самолет в качестве основного воздушного транспортника во время боевых действий, которые вел Советский Союз в Афганистане. При этом было выполнено 14 700 самолето-рейсов в условиях обстрела противовоздушными войсками противника с минимальными потерями.

Накопив за годы эксплуатации «Ил-76» необходимый опыт, специалисты ОКБ им. С.В. Ильюшина разработали пассажирский Самолет «Ил-76» широкофюзеляжный самолет для дальних магистральных линий «Ил-96—300». Второй индекс в названии указывал на то, что количество мест в пассажирской кабине самолета равно 300. Этот самолет, взлетная масса которого составляла 216 т, был способен со скоростью до 900 км/ч преодолеть расстояние в 11 000 км.

В апреле 1997 г. конструкторы представили свою новую разработку — дальнемагистральный грузовой самолет «Ил-96Т». Он способен поднять в воздух до 92 т груза и преодолевать без посадки до 11 000 км. Поскольку новый самолет на 9 м длиннее своего предшественника, то в его грузовой кабине найдется место для самого крупногабаритного груза, в том числе и для морских контейнеров.

Долгое время основной авиастроительной фирмой СССР, специализирующейся на проектировании грузовых самолетов, являлось ОКБ O.K. Антонова. Достаточно вспомнить хотя бы о тяжеловозе «Ан-22», одном из немногих самолетов Советского Союза, который получил кроме индекса еще и собственное имя — «Антей».

Свой первый полет «Ан-22» совершил в 1965 г. Появление самолета большой грузоподъемности, с диаметром фюзеляжа 6 м, во многом повлияло на дальнейшее развитие большегрузного самолетостроения во всем мире. В первую очередь «Антей» был предназначен для перевозок на большие расстояния тяжелых и крупногабаритных грузов. Его грузовая кабина значительно превышала по размерам железнодорожный вагон, что позволяло транспортировать грузы, превосходящие железнодорожные габариты, например: землеройные и строительные машины, бурильное оборудование, тяжелые грузовики, автобусы, тракторы, речные суда.

Следующим тяжеловозом, разработанным в ОКБ О.К Антонова, стал «Ан-124» («Руслан»). Этот самолет, впервые поднявшийся в небо в 1985 г., способен перевозить в своем грузовом отсеке как военную, так и гражданскую технику и крупногабаритные грузы.

Еше один самолет-тяжеловоз, разработанный в ОКБ О.К.Антонова, — «Ан-124» («Руслан»).«Руслан» выполнен по обычной для тяжелых транспортных самолетов схеме высокоплана со стреловидным крылом сравнительно большого удлинения, однокилевым хвостовым оперением и многоколесным убирающимся в полете шасси. Фюзеляж самолета разделен на две палубы и для удобства обслуживания, ремонта и увеличения ресурса разбит на ряд герметичных отсеков специализированного назначения: грузовая кабина для размещения перевозимой техники и грузов, верхняя передняя палуба для размещения основного и сменного экипажей и оборудования, верхняя задняя палуба для размещения людей, сопровождающих технику и грузы. Благодаря надичию переднего (откидывающаяся носовая часть) и заднего грузовых люков обеспечивается возможность оперативно осуществлять погрузку и выгрузку нестандартных грузов с обоих направлений. Герметичная грузовая кабина (длина 36,5 м, ширина 6,4 м, высота 4,4 м) обеспечивает перевозку грузов общей массой до 120 т. Объем грузовой кабины превышает 1 000 м3, что равно десяти железнодорожным вагонам. Выполненный из титанового сплава пол грузовой кабины допускает погрузку различных видов самоходной и несамоходной колесной и гусеничной техники.

В августе 1977 г. совершил свой первый полет новый грузовой реактивный самолет «Ан-72», предназначенный для замены самолета «Ан-26». Этот самолет обладает очень коротким разбегом на взлете и небольшим пробегом после посадки. Высокая проходимость позволяет ему салиться и взлетать с грунтовых аэродромов. Скорость этого самолета достигает 720 км/ч, а грузовая кабина позволяет вмешать грузы в стандартных контейнерах 1,9 х 2, 4 х 1,5 м, весом до 5 т.

Многоколесное шасси оснащено системой приседания, благодаря которой при погрузочно-разгрузочных работах самолет опускается к земле. Каждая основная опора шасси состоит из пяти независимых двухколесных стоек, передняя опора — из двух стоек, каждая из которых имеет два колеса. Система управления поворотом передних стоек способствует развороту самолета на взлетно-посадочной полосе шириной до 50 м.

Силовая установка самолета состоит из четырех турбовентиляторных двигателей. Кроме огромной мощности, эти двигатели отличаются малой массой, низким расходом топлива и невысоким уровнем шума. Кроме этого «Ан-124» оснащен системой автоматического управления, автоматизированной системой штурвального управления, высоконадежными системами электроснабжения и жизнеобеспечения экипажа. Всего в системах управления самолетом задействовано 34 компьютера.

Первые рабочие рейсы «Ан-124» начал выполнять в 1986 г., а уже через два года в небе появился самолет-супертяжеловес Благодаря наличию в конструкции самолета «Ан-124» откидывающейся носовой части и заднего грузового люка возможно оперативно осуществлять погрузку и выгрузку нестандартных грузов с обоих направлений.«Ан-225» («Мрiя»). Этот самолет создавался в рамках советской космической программы для транспортировки крупногабаритных грузов, например, космических кораблей многоразового использования «Буран» и компонентов ракетной системы «Энергия». Самолет, естественно, может перевозить и крупногабаритные грузы другого назначения, которые размещаются как в фюзеляже самолета, так и на его «спине».

Фюзеляж «Ан-225» имеет такое же поперечное сечение, что и у самолета «Ан-124», однако его длина существенно увеличена. Грузовая кабина самолета имеет следующие размеры: длина 43 м, ширина 6,4 м, высота 4,4 м. Внутри кабины молено разместить 16 стандартных контейнеров, до 80 легковых автомобилей и даже большегрузные автосамосвалы типа «БелАЗ». В целях уменьшения веса было решено отказаться от заднего грузового люка, однако носовой, откидывающийся вверх люк и система приседания передних стоек шасси сохранены.

Кроме выполнения транспортных операций, «Ан-225» планируется использовать в качестве первой ступени космического комплекса для коммерческих запусков полезных грузов в космос в составе авиационного ракетно-космического комплекса «Свитязь», позволяющего выводить до 9 т полезного груза на низкие околоземные орбиты, и многоцелевой авиационно-космической системы «МАКС», которая обеспечивает возможность вывода на низкие орбиты 2 космонавтов и 10 т груза.

Самолет-гигант «Мрiя» способен принять на борт ло 250 т груза, а его общий взлетный вес при этом достигает 600 т. Определенный интерес представляет проект авиаиионно-морского поисково-спасательного комплекса «Мрiя-Орленок». Этот комплекс, состоящий из самолета «Ан-225» и расположенного на его «спине» экранолета «Орленок», при получении сигнала об аварии на море вылетает в указанный район и осуществляет вблизи аварийного объекта сброс экранолета с включенными двигателями. Экранолет после этого совершает планирующий спуск и посадку на воду. Экипаж «Орленка», численность которого может доходить до 70 человек, будет состоять из специалистов различного профиля, способных оказать терпящим бедствие разностороннюю помощь.

Российские соколы

Не отставали от мирового авиационного движения, охватившего в первые десятилетия XX в. мир, и российские энтузиасты воздушных полетов. Журнал «Русский спорт» за 1910 г. информировал своих подписчиков: «Идея устройства в Москве аэроклуба, зародившаяся еще в начале зимы и не раз обсуждавшаяся с тех пор в различных частных кружках, нашла, наконец, свою форму осуществления. Теперь мы…

В небе Великой Отечественной

На рассвете 22 июня 1941 г. фашистская Германия вероломно напала на СССР. Создав на направлении ударов подавляющее превосходство, агрессор прорвал оборону советских войск, захватил стратегическую инициативу и господство на земле и в воздухе. Так началась Великая Отечественная война. «Авиация противника безраздельно господствовала в воздухе, поэтому все перегруппировки, передвижения и наступательные действия пришлось производить ночью, так…

Рабочая лошадка по имени “ТУ”

Опытно-конструкторское бюро А.Н. Туполева, созданное в рамках Центрального аэродинамического института в 1922 г., за прошедшие десятилетия превратилось в крупный научно-конструкторский авиастроительный центр. С 1922 по 1972 гг. бессменным руководителем ОКБ был академик А.Н. Туполев. Отсюда вышли такие замечательные советские авиаконструкторы, как П.О. Сухой, В.М. Петляков, А.А. Архангельский, В.М. Мясищев, А.И. Путилов, В.Н. Беляев и другие….

Обгоняя звук

Еще в апреле 1961 г. Кларенс Л. «Келли» Джонсон (Clarence L. «Kelly» Johnson) (1910—1990), директор одного из подразделений компании «Lockheed», предложил использовать один из проектируемых им самолетов в качестве перехватчика советских сверхзвуковых бомбардировщиков «Ту-22» и «М-50/52». После рассмотрения проекта ВВС США заключили контракт на постройку 3 истребителей-перехватчиков, получивших название «YF-12A» («Blackbird»). Уже 7 августа 1963…

В воздухе летающие “Богатыри”

Конец первого десятилетия XX в. явился рубежом, разделяющим два периода в истории авиации. Если в первый период основной целью являлось осуществление полета на аппаратах тяжелее воздуха, то задачей второго периода являлось создание самолетов, способных уверенно выполнять возложенные на него задачи. Один из первых публичных показов самолета, соответствующего требованиям времени, был организован в 1913 г. на…

Аппараты, “рожденные” войной

В годы Великой Отечественной войны было создано еще несколько интересных моделей самолетов, оставивших немалый след в военной истории. Среди них не последнее место занимают машины, созданные С.А Лавочкиным и В.М. Петляковым. Легендарный истребитель «Ла-5» был разработан под руководством С.А. Лавочкина весной 1942 г. Этот самолет явился результатом модификации самолета «ЛаГГ-3». После установки на него более…

Легендарные “ИЛ”-ы

Огромную роль в развитии советской авиационной науки и техники сыграло Опытно-конструкторское бюро, созданное в 1933 г. под руководством С.В. Ильюшина. Первые созданные ОКБ боевые самолеты — дальний бомбардировщик «Ил-4» и бронированный штурмовик «Ил-2» — навсегда вписаны в историю второй мировой войны. В послевоенные годы деятельность ОКБ С.В. Ильюшина была сосредоточена на разработках в области реактивной…

В полет без разбега

Вертикально взлетающие аппараты и самолеты с переменной стреловидностью крыла – попытка разными средствами решить одну и ту же проблему противоречия между скоростными и взлетно-посадочными режимами. И если конструкторы-«геометры» стремятся улучшить привычные для самолета взлет и посадку, то «вертикалыцики» полностью от них отказываются. Одно из решений проблемы точечного старта – взлет с рампы. С мощным двигателем,…

Грозное небо Первой Мировой войны

В первых десятилетиях XX в. самолет научился быстро разгоняться, уверенно взлетать, делать в воздухе простейшие фигуры пилотажа, перевозить людей и грузы. Это была эпоха авиационной романтики и появления новой профессии — пилот. Глазами людей, поднявшихся в небо, человечество с огромной, по тем меркам, высоты увидало всю красоту окружающей его природы, и нетрудно представить, какие чувства…

Союзническая помощь из-за океана

В ответ на создание агрессивного блока Германии, Италии, Японии, развязавшего вторую мировую войну, летом 1941 г., была создана антигитлеровская коалиция. Этот военный блок включал СССР, США, Великобританию, Францию и Китай, а также Югославию, Польшу, Чехословакию и др. страны, участвовавшие в военных действиях или оказывавшие помощь союзникам. К концу войны в состав антигитлеровской коалиции входило более…

Все права защищены ©2006-2020. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru