Невероятно, но факт!
Главная / Авиация / Воздушные тяжеловозы

Воздушные тяжеловозы

Транспортный самолет-тяжеловоз «Ил-76» оснащен турбореактивными двигателями.Эти самолеты поражают своими размерами, и не зря. Ведь вес грузов, которые они поднимают в воздух исчисляется сотнями тонн. Одним из первых аппаратов-тяжеловозов стал созданный в ОКБ С.В. Ильюшина транспортный самолет «Ил-76», оснащенный турбореактивными двигателями.

Первый полет «Ил-76» совершил в 1971 г., и уже в 1974 г. он начал поступать в авиаотряды. Отличительными особенностями этого аппарата являлись высокорасположенное крыло умеренной стреловидности, полностью герметизированный фюзеляж и Т-образное хвостовое оперение. Многоколесное шасси обеспечивало его эксплуатацию на искусственных и грунтовых взлетно-посадочных полосах. Грузовой люк, расположенный в хвостовой части с наклонной рампой, позволял осуществлять парашютное десантирование и перевозку тяжелой техники массой до 43 т.

Максимальное количество пассажиров, которое когда-либо перевозил гражданский авиалайнер, равно 1 087. Этот рекорд был установлен во время эвакуации иностранных граждан из Эфиопии в 1991 г. Одним из 33 задействованных в операции самолетов был специально подготовленный грузопассажирский «Boeing-747», в котором демонтировали практически все служебные отсеки и туалеты. За счет освободившегося пространства удалось увеличить количество кресел до 760. При поднятых подлокотниках на 4 сиденьях помешалось по 6 человек. В итоге самолет взлетел с 1084 пассажирами на борту. К концу рейса эта цифра увеличилась до 1 087 человек в связи с рождением 3 младенцев.

Самолет «Ил-76» выполнялся в нескольких модификациях, в том числе для гражданской авиации — «Ил-76Т», «Ил-76ТЛ», «Ил-76ТЛП», и поставлялся во многие страны мира.

Большая грузоподъемность «Ил-76» и его высокая скорость, до 825 км/ч, позволили использовать самолет в качестве основного воздушного транспортника во время боевых действий, которые вел Советский Союз в Афганистане. При этом было выполнено 14 700 самолето-рейсов в условиях обстрела противовоздушными войсками противника с минимальными потерями.

Накопив за годы эксплуатации «Ил-76» необходимый опыт, специалисты ОКБ им. С.В. Ильюшина разработали пассажирский Самолет «Ил-76» широкофюзеляжный самолет для дальних магистральных линий «Ил-96—300». Второй индекс в названии указывал на то, что количество мест в пассажирской кабине самолета равно 300. Этот самолет, взлетная масса которого составляла 216 т, был способен со скоростью до 900 км/ч преодолеть расстояние в 11 000 км.

В апреле 1997 г. конструкторы представили свою новую разработку — дальнемагистральный грузовой самолет «Ил-96Т». Он способен поднять в воздух до 92 т груза и преодолевать без посадки до 11 000 км. Поскольку новый самолет на 9 м длиннее своего предшественника, то в его грузовой кабине найдется место для самого крупногабаритного груза, в том числе и для морских контейнеров.

Долгое время основной авиастроительной фирмой СССР, специализирующейся на проектировании грузовых самолетов, являлось ОКБ O.K. Антонова. Достаточно вспомнить хотя бы о тяжеловозе «Ан-22», одном из немногих самолетов Советского Союза, который получил кроме индекса еще и собственное имя — «Антей».

Свой первый полет «Ан-22» совершил в 1965 г. Появление самолета большой грузоподъемности, с диаметром фюзеляжа 6 м, во многом повлияло на дальнейшее развитие большегрузного самолетостроения во всем мире. В первую очередь «Антей» был предназначен для перевозок на большие расстояния тяжелых и крупногабаритных грузов. Его грузовая кабина значительно превышала по размерам железнодорожный вагон, что позволяло транспортировать грузы, превосходящие железнодорожные габариты, например: землеройные и строительные машины, бурильное оборудование, тяжелые грузовики, автобусы, тракторы, речные суда.

Следующим тяжеловозом, разработанным в ОКБ О.К Антонова, стал «Ан-124» («Руслан»). Этот самолет, впервые поднявшийся в небо в 1985 г., способен перевозить в своем грузовом отсеке как военную, так и гражданскую технику и крупногабаритные грузы.

Еше один самолет-тяжеловоз, разработанный в ОКБ О.К.Антонова, — «Ан-124» («Руслан»).«Руслан» выполнен по обычной для тяжелых транспортных самолетов схеме высокоплана со стреловидным крылом сравнительно большого удлинения, однокилевым хвостовым оперением и многоколесным убирающимся в полете шасси. Фюзеляж самолета разделен на две палубы и для удобства обслуживания, ремонта и увеличения ресурса разбит на ряд герметичных отсеков специализированного назначения: грузовая кабина для размещения перевозимой техники и грузов, верхняя передняя палуба для размещения основного и сменного экипажей и оборудования, верхняя задняя палуба для размещения людей, сопровождающих технику и грузы. Благодаря надичию переднего (откидывающаяся носовая часть) и заднего грузовых люков обеспечивается возможность оперативно осуществлять погрузку и выгрузку нестандартных грузов с обоих направлений. Герметичная грузовая кабина (длина 36,5 м, ширина 6,4 м, высота 4,4 м) обеспечивает перевозку грузов общей массой до 120 т. Объем грузовой кабины превышает 1 000 м3, что равно десяти железнодорожным вагонам. Выполненный из титанового сплава пол грузовой кабины допускает погрузку различных видов самоходной и несамоходной колесной и гусеничной техники.

В августе 1977 г. совершил свой первый полет новый грузовой реактивный самолет «Ан-72», предназначенный для замены самолета «Ан-26». Этот самолет обладает очень коротким разбегом на взлете и небольшим пробегом после посадки. Высокая проходимость позволяет ему салиться и взлетать с грунтовых аэродромов. Скорость этого самолета достигает 720 км/ч, а грузовая кабина позволяет вмешать грузы в стандартных контейнерах 1,9 х 2, 4 х 1,5 м, весом до 5 т.

Многоколесное шасси оснащено системой приседания, благодаря которой при погрузочно-разгрузочных работах самолет опускается к земле. Каждая основная опора шасси состоит из пяти независимых двухколесных стоек, передняя опора — из двух стоек, каждая из которых имеет два колеса. Система управления поворотом передних стоек способствует развороту самолета на взлетно-посадочной полосе шириной до 50 м.

Силовая установка самолета состоит из четырех турбовентиляторных двигателей. Кроме огромной мощности, эти двигатели отличаются малой массой, низким расходом топлива и невысоким уровнем шума. Кроме этого «Ан-124» оснащен системой автоматического управления, автоматизированной системой штурвального управления, высоконадежными системами электроснабжения и жизнеобеспечения экипажа. Всего в системах управления самолетом задействовано 34 компьютера.

Первые рабочие рейсы «Ан-124» начал выполнять в 1986 г., а уже через два года в небе появился самолет-супертяжеловес Благодаря наличию в конструкции самолета «Ан-124» откидывающейся носовой части и заднего грузового люка возможно оперативно осуществлять погрузку и выгрузку нестандартных грузов с обоих направлений.«Ан-225» («Мрiя»). Этот самолет создавался в рамках советской космической программы для транспортировки крупногабаритных грузов, например, космических кораблей многоразового использования «Буран» и компонентов ракетной системы «Энергия». Самолет, естественно, может перевозить и крупногабаритные грузы другого назначения, которые размещаются как в фюзеляже самолета, так и на его «спине».

Фюзеляж «Ан-225» имеет такое же поперечное сечение, что и у самолета «Ан-124», однако его длина существенно увеличена. Грузовая кабина самолета имеет следующие размеры: длина 43 м, ширина 6,4 м, высота 4,4 м. Внутри кабины молено разместить 16 стандартных контейнеров, до 80 легковых автомобилей и даже большегрузные автосамосвалы типа «БелАЗ». В целях уменьшения веса было решено отказаться от заднего грузового люка, однако носовой, откидывающийся вверх люк и система приседания передних стоек шасси сохранены.

Кроме выполнения транспортных операций, «Ан-225» планируется использовать в качестве первой ступени космического комплекса для коммерческих запусков полезных грузов в космос в составе авиационного ракетно-космического комплекса «Свитязь», позволяющего выводить до 9 т полезного груза на низкие околоземные орбиты, и многоцелевой авиационно-космической системы «МАКС», которая обеспечивает возможность вывода на низкие орбиты 2 космонавтов и 10 т груза.

Самолет-гигант «Мрiя» способен принять на борт ло 250 т груза, а его общий взлетный вес при этом достигает 600 т. Определенный интерес представляет проект авиаиионно-морского поисково-спасательного комплекса «Мрiя-Орленок». Этот комплекс, состоящий из самолета «Ан-225» и расположенного на его «спине» экранолета «Орленок», при получении сигнала об аварии на море вылетает в указанный район и осуществляет вблизи аварийного объекта сброс экранолета с включенными двигателями. Экранолет после этого совершает планирующий спуск и посадку на воду. Экипаж «Орленка», численность которого может доходить до 70 человек, будет состоять из специалистов различного профиля, способных оказать терпящим бедствие разностороннюю помощь.

Наперекор стихии

С изобретением воздушного шара показалось, что большего не стоит и желать. Ведь вековая мечта человека осуществилась — он хоть и не обрел крылья, но получил возможность часами парить в небе как птица. Обобщенное впечатление первых воздухоплавателей гласило: «Ничто не сравнимо с блаженством ухода от земли». Усовершенствованные аэростаты были послушны воле человека, повинуясь его приказу, они…

«Красные крылья»

Молодому советскому государству хотелось доказать всему миру, что оно достойно уважения, и в области авиации ему это удавалось: самолеты Советского Союза, осуществляя рекордные перелеты, устремлялись в самые отдаленные уголки планеты, символизируя тем самым могущество своей страны. Весь мир рукоплескал героизму советских пилотов, замешанному на самоотверженности и авантюризме. Впервые в истории советский самолет «АНТ-4» («Страна Советов»)…

Мотор — сердце самолета

Нет необходимости доказывать, что мотор для самолета является основной составной частью. И поэтому сравнение мотора самолета с основным органом человека не случайно. Сердце для человека является источником жизни, мотор для самолета является источником скорости. Из истории абсолютных мировых рекордов скорости полета. Начиная со второй половины 20-х гг. XX в. и до начала второй мировой войны…

Самолет для подводной лодки и подводная лодка-самолет

Гидросамолеты настолько понравились морякам, что ими начали оборудовать не только надводные ко-Dpaftjivi, но даже подводные лодки. Более того, встречались такие конструкции гидросамолетов, которые сами по себе и представляли подводную лодку. Невероятно — но факт. В начале 1935 г. пилотам авиации Военно-Морского Флота СССР удалось познакомиться с весьма оригинальной двухместной летающей лодкой «СПЛ-1», что расшифровывалось как…

Опираясь на воздух

Такое название для этой главы выбрано не случайно. Именно так, опираясь крыльями на воздух, как это делают птицы, взлетели в небо первые самолеты, открыв новую эру на земле — эру авиации. И не случайно слово «авиация» в переводе с латинского обозначает — птица. Ведь именно мечта людей летать, как птицы, и послужила толчком к зарождению…

Покорение ледяного царства

Еще в 1914 г. норвежский исследователь Фритьоф Нансен в своей книге «В страну будущего» высказался о том, что авиация будет играть важную роль в освоении Севера, в частности в развитии судоходства через Карское море и устья рек Обь и Енисей. Почти в то же время русскими летчиками были предприняты первые попытки пролететь над Северным морским…

Глаза, уши и мускулы пилота

В наши дни самолеты способны летать на огромные расстояния и подниматься на большие высоты. В любое время года, днем и ночью, при любой погоде они пересекают океаны и континенты, летают с околозвуковой и сверхзвуковой скоростью. Но все эти успехи современной авиации были бы невозможны, если бы вместе с развитием самолетов не происходило развитие техники, которая…

По волнам, по небесам…

Летом 1936 г. технический департамент Германии подготовил задание на новый двухместный гидросамолет. Заказ на его разработку осенью 1936 г. получили две немецкие авиастроительные компании «Arado» и «Focke-Wulf». Традиционно считалось, что для создания небольшого поплавкового самолета требуется использование схемы биплана. По такому пути пошел и Курт Танк при разработке своего «Fw-62». Конструкторское бюро «Arado», не отличавшееся…

Еще не самолет, но уже не аэростат

Ничто в мире не случается вдруг. Каждому явлению предшествует длительная подготовка. Так и историческому полету аппарата братьев Райт предшествовали многолетние опыты и эксперименты других людей, порой весьма далеких от авиации. Об одном из таких людей, летательный аппарат которого молено считать переходной моделью между аппаратами авиации и воздухоплавания, пойдет этот рассказ. В 1897 г. в небо…

Жизнь и смерть «больших гигантов»

Пожалуй, именно в 20—40-х гг. XX в. воздухоплавание во всем мире получило наибольшее развитие. В СССР еще до появления ЦАГИ, 23 марта 1918 г. была создана «Летучая лаборатория». В ее задачи входили всесторонние экспериментальные исследования в области воздухоплавания и авиации. Летучая лаборатория, руководимая Н.Е. Жуковским, стала первым советским научным авиационным институтом. В 1919 г. было…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!