Невероятно, но факт!
Главная / Авиация / Воздушные тяжеловозы

Воздушные тяжеловозы

Транспортный самолет-тяжеловоз «Ил-76» оснащен турбореактивными двигателями.Эти самолеты поражают своими размерами, и не зря. Ведь вес грузов, которые они поднимают в воздух исчисляется сотнями тонн. Одним из первых аппаратов-тяжеловозов стал созданный в ОКБ С.В. Ильюшина транспортный самолет «Ил-76», оснащенный турбореактивными двигателями.

Первый полет «Ил-76» совершил в 1971 г., и уже в 1974 г. он начал поступать в авиаотряды. Отличительными особенностями этого аппарата являлись высокорасположенное крыло умеренной стреловидности, полностью герметизированный фюзеляж и Т-образное хвостовое оперение. Многоколесное шасси обеспечивало его эксплуатацию на искусственных и грунтовых взлетно-посадочных полосах. Грузовой люк, расположенный в хвостовой части с наклонной рампой, позволял осуществлять парашютное десантирование и перевозку тяжелой техники массой до 43 т.

Максимальное количество пассажиров, которое когда-либо перевозил гражданский авиалайнер, равно 1 087. Этот рекорд был установлен во время эвакуации иностранных граждан из Эфиопии в 1991 г. Одним из 33 задействованных в операции самолетов был специально подготовленный грузопассажирский «Boeing-747», в котором демонтировали практически все служебные отсеки и туалеты. За счет освободившегося пространства удалось увеличить количество кресел до 760. При поднятых подлокотниках на 4 сиденьях помешалось по 6 человек. В итоге самолет взлетел с 1084 пассажирами на борту. К концу рейса эта цифра увеличилась до 1 087 человек в связи с рождением 3 младенцев.

Самолет «Ил-76» выполнялся в нескольких модификациях, в том числе для гражданской авиации — «Ил-76Т», «Ил-76ТЛ», «Ил-76ТЛП», и поставлялся во многие страны мира.

Большая грузоподъемность «Ил-76» и его высокая скорость, до 825 км/ч, позволили использовать самолет в качестве основного воздушного транспортника во время боевых действий, которые вел Советский Союз в Афганистане. При этом было выполнено 14 700 самолето-рейсов в условиях обстрела противовоздушными войсками противника с минимальными потерями.

Накопив за годы эксплуатации «Ил-76» необходимый опыт, специалисты ОКБ им. С.В. Ильюшина разработали пассажирский Самолет «Ил-76» широкофюзеляжный самолет для дальних магистральных линий «Ил-96—300». Второй индекс в названии указывал на то, что количество мест в пассажирской кабине самолета равно 300. Этот самолет, взлетная масса которого составляла 216 т, был способен со скоростью до 900 км/ч преодолеть расстояние в 11 000 км.

В апреле 1997 г. конструкторы представили свою новую разработку — дальнемагистральный грузовой самолет «Ил-96Т». Он способен поднять в воздух до 92 т груза и преодолевать без посадки до 11 000 км. Поскольку новый самолет на 9 м длиннее своего предшественника, то в его грузовой кабине найдется место для самого крупногабаритного груза, в том числе и для морских контейнеров.

Долгое время основной авиастроительной фирмой СССР, специализирующейся на проектировании грузовых самолетов, являлось ОКБ O.K. Антонова. Достаточно вспомнить хотя бы о тяжеловозе «Ан-22», одном из немногих самолетов Советского Союза, который получил кроме индекса еще и собственное имя — «Антей».

Свой первый полет «Ан-22» совершил в 1965 г. Появление самолета большой грузоподъемности, с диаметром фюзеляжа 6 м, во многом повлияло на дальнейшее развитие большегрузного самолетостроения во всем мире. В первую очередь «Антей» был предназначен для перевозок на большие расстояния тяжелых и крупногабаритных грузов. Его грузовая кабина значительно превышала по размерам железнодорожный вагон, что позволяло транспортировать грузы, превосходящие железнодорожные габариты, например: землеройные и строительные машины, бурильное оборудование, тяжелые грузовики, автобусы, тракторы, речные суда.

Следующим тяжеловозом, разработанным в ОКБ О.К Антонова, стал «Ан-124» («Руслан»). Этот самолет, впервые поднявшийся в небо в 1985 г., способен перевозить в своем грузовом отсеке как военную, так и гражданскую технику и крупногабаритные грузы.

Еше один самолет-тяжеловоз, разработанный в ОКБ О.К.Антонова, — «Ан-124» («Руслан»).«Руслан» выполнен по обычной для тяжелых транспортных самолетов схеме высокоплана со стреловидным крылом сравнительно большого удлинения, однокилевым хвостовым оперением и многоколесным убирающимся в полете шасси. Фюзеляж самолета разделен на две палубы и для удобства обслуживания, ремонта и увеличения ресурса разбит на ряд герметичных отсеков специализированного назначения: грузовая кабина для размещения перевозимой техники и грузов, верхняя передняя палуба для размещения основного и сменного экипажей и оборудования, верхняя задняя палуба для размещения людей, сопровождающих технику и грузы. Благодаря надичию переднего (откидывающаяся носовая часть) и заднего грузовых люков обеспечивается возможность оперативно осуществлять погрузку и выгрузку нестандартных грузов с обоих направлений. Герметичная грузовая кабина (длина 36,5 м, ширина 6,4 м, высота 4,4 м) обеспечивает перевозку грузов общей массой до 120 т. Объем грузовой кабины превышает 1 000 м3, что равно десяти железнодорожным вагонам. Выполненный из титанового сплава пол грузовой кабины допускает погрузку различных видов самоходной и несамоходной колесной и гусеничной техники.

В августе 1977 г. совершил свой первый полет новый грузовой реактивный самолет «Ан-72», предназначенный для замены самолета «Ан-26». Этот самолет обладает очень коротким разбегом на взлете и небольшим пробегом после посадки. Высокая проходимость позволяет ему салиться и взлетать с грунтовых аэродромов. Скорость этого самолета достигает 720 км/ч, а грузовая кабина позволяет вмешать грузы в стандартных контейнерах 1,9 х 2, 4 х 1,5 м, весом до 5 т.

Многоколесное шасси оснащено системой приседания, благодаря которой при погрузочно-разгрузочных работах самолет опускается к земле. Каждая основная опора шасси состоит из пяти независимых двухколесных стоек, передняя опора — из двух стоек, каждая из которых имеет два колеса. Система управления поворотом передних стоек способствует развороту самолета на взлетно-посадочной полосе шириной до 50 м.

Силовая установка самолета состоит из четырех турбовентиляторных двигателей. Кроме огромной мощности, эти двигатели отличаются малой массой, низким расходом топлива и невысоким уровнем шума. Кроме этого «Ан-124» оснащен системой автоматического управления, автоматизированной системой штурвального управления, высоконадежными системами электроснабжения и жизнеобеспечения экипажа. Всего в системах управления самолетом задействовано 34 компьютера.

Первые рабочие рейсы «Ан-124» начал выполнять в 1986 г., а уже через два года в небе появился самолет-супертяжеловес Благодаря наличию в конструкции самолета «Ан-124» откидывающейся носовой части и заднего грузового люка возможно оперативно осуществлять погрузку и выгрузку нестандартных грузов с обоих направлений.«Ан-225» («Мрiя»). Этот самолет создавался в рамках советской космической программы для транспортировки крупногабаритных грузов, например, космических кораблей многоразового использования «Буран» и компонентов ракетной системы «Энергия». Самолет, естественно, может перевозить и крупногабаритные грузы другого назначения, которые размещаются как в фюзеляже самолета, так и на его «спине».

Фюзеляж «Ан-225» имеет такое же поперечное сечение, что и у самолета «Ан-124», однако его длина существенно увеличена. Грузовая кабина самолета имеет следующие размеры: длина 43 м, ширина 6,4 м, высота 4,4 м. Внутри кабины молено разместить 16 стандартных контейнеров, до 80 легковых автомобилей и даже большегрузные автосамосвалы типа «БелАЗ». В целях уменьшения веса было решено отказаться от заднего грузового люка, однако носовой, откидывающийся вверх люк и система приседания передних стоек шасси сохранены.

Кроме выполнения транспортных операций, «Ан-225» планируется использовать в качестве первой ступени космического комплекса для коммерческих запусков полезных грузов в космос в составе авиационного ракетно-космического комплекса «Свитязь», позволяющего выводить до 9 т полезного груза на низкие околоземные орбиты, и многоцелевой авиационно-космической системы «МАКС», которая обеспечивает возможность вывода на низкие орбиты 2 космонавтов и 10 т груза.

Самолет-гигант «Мрiя» способен принять на борт ло 250 т груза, а его общий взлетный вес при этом достигает 600 т. Определенный интерес представляет проект авиаиионно-морского поисково-спасательного комплекса «Мрiя-Орленок». Этот комплекс, состоящий из самолета «Ан-225» и расположенного на его «спине» экранолета «Орленок», при получении сигнала об аварии на море вылетает в указанный район и осуществляет вблизи аварийного объекта сброс экранолета с включенными двигателями. Экранолет после этого совершает планирующий спуск и посадку на воду. Экипаж «Орленка», численность которого может доходить до 70 человек, будет состоять из специалистов различного профиля, способных оказать терпящим бедствие разностороннюю помощь.

Уподобившись птицам

К сожалению, никому не известно, когда человек впервые поднял голову к небу и обратил внимание на его пугающие размеры и вместе с тем фантастическую красоту. Не известно нам и то время, когда человек впервые заметил парящих в воздухе птиц и в голове его возникла мысль последовать за ними. Как любой, даже самый длинный путь начинается с…

Самолеты страны советов

Пожалуй, Российская империя пострадала в этот период сильнее остальных государств. Первая мировая война закончилась для нее социалистической революцией, которая в свою очередь переросла в кровопролитную гражданскую войну. Для страны наступило время голода, разрухи, хаоса. Не лучше обстояло дело и в области воздухоплавания и авиации. Первая попытка создания советского летательного аппарата была предпринята еще в годы…

Как и почему они летают?

Если кому-нибудь из вас приходилось стрелять в тире из винтовки, то вы знаете, что обозначает термин «отдача». Для остальных поясню. Вы, наверно, не раз видели, как ныряльщик, прыгая в воду с лодки, отталкивает ее в противоположном направлении. По такому же, но более сложному принципу летает ракета, а упрощенный вариант этого процесса как раз и представляет…

Аэродром для самолета-амфибии

«Куда мы плывем? — думали моряки, с тревогой вглядываясь в даль. — Не встретим ли мы на своем пути неожиданное препятствие — рифы, мели, неприятеля?» Но много ли увидишь с палубы качающегося на волнах корабля? Вот если бы можно было подняться повыше… Вскоре на верхушке самой высокой мачты начали устраивать наблюдательный пост. Обзор стал гораздо…

Винтокрылая мощь военной Германии

В годы второй мировой войны конструкторы фашистской Германии добились неплохих результатов в области вертолетостроения. И это не случайно, ведь немецкие генералы, считая, что победа в войне во многом зависит от техники, требовали от авиаконструкторов создания самых разнообразных машин — от реактивных самолетов до ракет «U-2», от летающих монстров до загадочных винтокрылов. Перед самым началом войны…

Самый древний летательный аппарат на земле.

Готов поспорить, мало кто догадывается, что знакомый каждому воздушный змей является самым старым летательным аппаратом на Земле и, следовательно, самым первым. А построен первый воздушный змей был очень изобретательными людьми, населяющими Древний Китай. Они дали человечеству бумагу, порох, изобрели фейерверк, известный нам как салют, построили Великую китайскую стену и еще множество полезных вещей, среди которых…

Крылатая легенда

Рассказывая о летательных аппаратах, рожденных инженерной мыслью Н.Н. Поликарпова, нельзя не остановиться на самолете первоначального обучения «По-2» («У-2») — самолете-легенде. Это был самолет, на котором совершали свой первый полет практически все пилоты СССР в 20—30-х гг. XX в. О его надежности, летных характеристиках и безотказности ходят легенды, а рассказы о его применении в годы второй…

Труба, в которой лечат “болезни” самолета

В начале 20-х гг. в СССР была предпринята попытка создать первый истребитель собственной конструкции — «И-1» («Ил-400»). Проектирование нового самолета поручили авиаконструктору Н.Н. Поликарпову. Первый же полет самолета закончился неудачей — аппарат после взлета упал на хвост. Специалистам ЦАГИ после длительных исследований удалось найти «болезнь», которой болел новый самолет — у истребителя центр парусности не…

Летающие корабли Григоровича

Строительство лодочных гидросамолетов в России началось в 1913 г. под руководством Д.П. Григоровича, который, последовательно совершенствуя схему однодвигательного лодочного гидросамолета, разработал вполне работоспособную модель. На основе этой модели, построенной по схеме многостоечного биплана с толкающим воздушным винтом, весной 1915 г. конструктор создал очень удачную двухместную летающую лодку «М-5». Летающая лодка «М-5» значительно отличалась от своего…

Геликоптерных дел мастера

Плечом к плечу с ведущими вертолетчиками Советского Союза Б.Н. Юрьевым, Н.К. Скржинским и И.П. Братухиным создавали свои, ставшие позже знаменитыми на весь мир винтокрылые машины конструкторы А.С. Яковлев, М.Л. Миль и Н.И. Камов. Опытно-конструкторское бюро М.Л. Миля было создано в 1947 г. К этому времени коллектив ОКБ завершил работу над проектом одновинтового летательного аппарата, первый…

Все права защищены ©2006-2021. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!