Невероятно, но факт!
Главная / Авиация / “АН” – самолет для любых аэродромов

“АН” – самолет для любых аэродромов

Передняя часть и пилотская кабина транспортного самолета «Ан-2».Конструкторское бюро под руководством O.K. Антонова (1906—1984), созданное в 1946 г., специализируется главным образом на создании транспортных самолетов. Родоначальником многочисленного семейства самолетов с маркой «Ан» по праву можно назвать широко известный легкий транспортный самолет «Ан-2».

Самолет «Ан-2» выпускался в различных модификациях Вот наиболее интересные из них: «Ан-2В» — двухпоплавковая модель с укороченными лопастями воздушного винта; «Ан-2С» — сельскохозяйственная модель, с распылительным оборудованием; «Ан-2ПП» — пожарная модель,

Способная поднять в своих емкостях до 1240 л воды; «Ан-23А» — высотная модель для зондирования атмосферы с турбокомпрессором и дополнительной кабиной впереди киля для наблюдателя; «Ан-2ТЛ» — транспортно-десантный самолет.

Практически сразу же после окончания второй мировой войны конструкторское бюро разработало новый самолет, получивший название «Ан-2». Девизом нового летательного аппарата могли стать слова: «Делай все, летай везде». Еще до того, как получить свое окончательное название, самолет кратко обозначали «СХ-1» («Сельскохозяйственный-1»). С 31 августа 1947 г., когда в воздух поднялся первый опытный образец, и до настоящего времени самолет продолжает производиться в некоторых странах мира, хотя в СССР его выпуск был прекращен в конце 60-х гг.

«Ан-2» был выполнен по схеме биплана, и его конструкция практически полностью изготовлена из металла. Исключение составляли крылья и хвостовое оперение, имеющие полотняную обшивку. В фюзеляже «Ан-2» размещались обогреваемые и вентилируемые кабины для 2 членов экипажа и 12 пассажиров. Устойчивое ширококолейное шасси с хвостовым колесом и большим ходом амортизации в сочетании с пневмошинами низкого давления, поплавками или лыжами обеспечивало возможность применения самолета на любых неподготовленных поверхностях.

Начиная с 1960 г. производство «Ан-2» по лицензии началось в Польше компанией «WSK-PZL» и в Китае под названием «Y-5». Общее число построенных до 1992 г. в трех странах самолетов равно 15 000 экземпляров, причем основное их количество было выпущено в Польше.

В 90-х гг. на базе серийного самолета «Ан-2», завоевавшего прочный авторитет на мировом рынке хорошими летно-техническими характеристиками, простотой эксплуатации, нетребовательностью к аэродромам и высокой надежностью, был создан самолет «Ан-3».

Модернизация в первую очередь затронула силовую установку самолета — поршневой двигатель был заменен на Легендарный самолет-труженик «Ан-2».турбовинтовой. Кроме этого были произведены изменения в компоновке кабины экипажа и установлена более эффективная система кондиционирования воздуха. Более мощный двигатель позволил увеличить надежность самолета, улучшить его взлетно-посадочные и летные характеристики. Особо существенной явилась возможность повышения взлетной массы самолета, а значит, и поднятия коммерческой загрузки при сохранении тех же требований к взлетно-посадочной полосе, а также возможность использования керосина, применяемого в авиации для всех других самолетов вместо бензина.

Как и для «Ан-2», основными вариантами использования нового самолета являются: транспортный — до 1 800 кг груза, грузопассажирский — 18 пассажиров, сельскохозяйственный, ле-сопожарный, санитарный, десантный и др. Практически в одно время с разработкой С.В. Ильюшиным «Ил-18», O.K. Антонов начал работу над конструкцией пассажирского самолета «Ан-10». Самолет был построен в рекордно короткий срок — за 15 месяцев, и в начале 1957 г. состоялся его первый полет. В мае 1959 г. на новом самолете был выполнен перелет по маршруту Киев — Тбилиси — Адлер — Харьков — Киев, и уже 10 сентября «Ан-10» вышел на воздушные трассы СССР.

Стоместный самолет эксплуатировался на линиях средней протяженности — от 2 000 до 3 000 км, скорость его составляла 600 км/ч. Общая коммерческая загрузка достигала 13 500 кг.

«Ан-3» унаследовал от своего предшественника надежность и простоту обслуживания, возможность выполнения полетов с грунтовых площадок длиной 500 м, возможность использования во всех вилах работе народном хозяйстве, где в настоящее время применяется самолет «Ан-2».

Параллельно с испытанием «Ан-10» конструкторское бюро O.K. Антонова приступает к разработке четырехмоторного транспортного самолета «Ан-12». Он предназначался для грузовых перевозок на линиях средней и большой протяженности. Фюзеляж самолета с приподнятой хвостовой частью и большим грузовым люком обеспечивал удобные условия погрузки и выгрузки крупногабаритных грузов, а также их сброс на парашютах. В отличие от своего предшественника «Ан-12» способен был перевозить грузы до 17 000 кг.

В том же 1957 г. в ОКБ O.K. Антонова была завершена разработка легкого транспортного самолета «Ан-14». Вскоре к его основному названию добавилось еще одно — «Пчелка».

Новый самолет получился очень простым в управлении и мог перевозить 7 пассажиров либо до 720 кг грузов. Однако ввод серийного «Ан-14» в эксплуатацию затянулся до 1965 г. За это время была изменена форма крыла и усовершенствованы механизмы его передней и задней кромок. Несколько изменился и фюзеляж — его носовую часть слегка удлинили, а в хвостовой части установили двустворчатые двери.

Одна из многочисленных модификаций самолета «Ан-2».В январе 1958 г. специалисты ОКБ O.K. Антонова приступили к проектированию самолета, оснащенного турбовинтовым двигателем. В результате был создан пассажирский самолет для местных (протяженностью 1 500 км) воздушных линий, получивший название «Ан-24».

В октябре 1959 г. состоялся первый полет нового самолета. Оснащенный двумя турбовинтовыми двигателями «АИ-24», самолет развивал скорость до 450 км/ч и мог перевозить до 52 пассажиров. Отличительной чертой «Ан-24» стало то, что он был способен выполнять полеты с грунтовых аэродромов, а для разбега при взлете ему было достаточно всего 650 м.

В середине 60-х гг. на базе хорошо зарекомендовавшего себя пассажирского самолета «Ан-24» был создан многоцелевой военно-транспортный самолет «Ан-26». В настоящее время его серийный выпуск уже прекращен, но начиная с 1968 г. было построено более 1000 таких самолетов.

«Ан-26» способен перевозить до 40 пассажиров или 24 раненых с сопровождающим медперсоналом, а также может применяться для десантирования людей и техники.

Как и на «Ан-24», на этом самолете установлено два турбовинтовых двигателя. Грузовая кабина герметизирована, имеется система механизации загрузки-выгрузки. Для обеспечения точного сбрасывания десанта и грузов служит оптический бомбардировочный прицел.

«Ан-26» широко использовался в боевых действиях в Афганистане и поставлялся на экспорт. В настоящее время эти самолеты эксплуатируются в 26 иностранных государствах. Так, например, под обозначением «Y-7H-500» «Ан-26» производится в Китае. Самолет имеет значительное число модификаций, используемых в вооруженных силах и народном хозяйстве. Для применения в условиях высокогорья создан самолет «Ан-32», отличающийся более мощными двигателями. Для выполнения работ по аэрофотосъемке служит модификация «Ан-26» —

«Ан-30». Также имеются варианты самолета-радиопротиводействия, воздушных командных пунктов, санитарных самолетов и самолетов пожаротушения.

В 1973 г. впервые взлетел в небо «Ан-28» — многоцелевой транспортный легкий самолет короткого взлета и посадки с двумя Пассажирско- транспортный самолет «Ан-14» («Пчелка»).газотурбинными двигателями. А еще через три гола ОКБ O.K. Антонова разработало самолет «Ан-32», который является модификацией самолета «Ан-26» и предназначен для перевозки людей и грузов на линиях малой и средней протяженности, а также для использования в санитарном и других вариантах.

«Ан-72» выпускался в нескольких модификациях: «Ан-72С» — административный самолет, «Ан-72П» — самолет для несения патрульной службы в прилегающей к побережью 200-мильной морской зоне. Прицельно-навигационное и пилотажное оборудование обеспечивает автоматическое самолетовождение на всех этапах полета, вывод самолета в заданную точку, аппаратурный поиск, определение координат надводных судов, их скоростей и курсов движения.

С целью замены в вооруженных силах и гражданских авиакомпаниях транспортного самолета «Ан-26» в ОКБ О.К Антонова был разработан аппарат «Ан-72». Имея со своим предшественником примерно одинаковые размеры, новый самолет превосходит его по грузоподъемности в 1,8 раза и в 1,6 раза — по скорости полета.

Первый полет опытного образца состоялся 22 декабря 1971 г. Самолет является первым в СССР реактивным транспортным самолетом с коротким взлетом и посадкой. Одной из главных особенностей «Ан-72», обеспечившей сокращение разбега при взлете, является расположение двигателей над крылом. Это позволило конструкторам использовать так называемый «эффект Коанда», когда выхлопная струя двигателя, установленного на крыле, обтекает верхнюю поверхность крыла и отклоняется вниз, обеспечивая увеличение подъемной силы и сокращение взлетной дистанции. Интерес представляет и конструкция шасси самолета. Каждая из основных его стоек фактически состоит из двух отдельных самостоятельных тележек. Такая конструкция шасси оптимально приспособлена к посадке на неровные взлетно-посадочные площадки. В полете основные стойки убираются в обтекатели, а передняя — в фюзеляж.

Герметизированная грузовая кабина самолета рассчитана на размещение 68 пассажиров. Благодаря наличию в задней части фюзеляжа большого грузового люка, на самолете перевозят колесную и гусеничную технику или крупногабаритные грузы.

«Ан-38» — многоцелевой транспортный самолет, созданный в ОКБ O.K. Антонова. В 1984 г. на авиационные трассы Советского Союза вышел еще один самолет, разработанный ОКБ O.K. Антонова. Это был пассажирско-транспортный самолет «Ан-74». Эта модель позволяла со скоростью 720 км/ч перевозить до 58 пассажиров или до 10 000 кг народнохозяйственных грузов.

«Ан-38» — многоцелевой транспортный самолет, созданный в ОКБ O.K. Антонова. Самолет по конструкции близок к созданному ранее самолету «Ан-28», от которого отличается удлиненным фюзеляжем и увеличенным до 27 числом пассажирских мест. Первое сообщение о проекте самолета «Ан-38» и показ его модели состоялись в июне 1991 г. на Авиационно-космической выставке в Париже.

Почему они летают?

К концу XIX в. аэростат уже не считали ярмарочной диковинкой, служащей для увеселения толпы. Большинство людей относилось к нему как к вполне надежному средству для совершения полетов. Но почему он летает, какая сила заставляет подниматься шар в небо, ответить на эти и другие вопросы, связанные с воздухоплаванием, могли лишь немногие. Простейшим объяснением теории воздухоплавания может…

Летающие агитаторы

Для того чтобы показать всему миру, что авиация молодой Страны Советов ничем не отличается от лучших образцов летательных аппаратов и даже кое в чем превосходит их, в 30-х годах XX в. в СССР была создана целая эскадрилья специального назначения. Основная задача, возложенная на самолеты и их экипажи, входящие в состав этого авиационного отряда, заключалась в…

Фюзеляж, крылья, хвост…

Для того чтобы поближе познакомиться с устройством самолета, мы не будем сразу жеподниматься на борт сверхзвукового лайнера, а рассмотрим конструкцию попроще: например, устройство легкого тренировочного самолета. Он имеет небольшие размеры и простую конструкцию и, тем не менее, содержит все основные части современного летательного аппарата. На легких самолетах, как правило, устанавливаются поршневые двигатели воздушного охлаждения. В…

Амфибии от Сикорского

Игорь Иванович Сикорский немало сделал в различных областях авиастроения. Кроме тяжелых бомбардировщиков, он создал в 1914—1917 гг. легкие истребители, морской разведчик, легкий разведчик-истребитель, двухмоторный истребитель-бомбардировщик и штурмовик — практически полный парк самолетов всех типов, использовавшихся в первой мировой войне. Революция круто изменила судьбу знаменитого конструктора. С приходом большевиков к власти в России И.И. Сикорский принимает…

Воинственные “стрекозы”

Если в годы второй мировой войны вертолеты не успели продемонстрировать все свои преимущества, то уже в 50-х гг., во время корейской войны, американские военные, превратив Корейский полуостров в полигон для испытания новейшей боевой техники, впервые массированно использовали винтокрылые летательные аппараты для эвакуации раненых, корректировки артиллерийского огня, разведки и переброски небольших подразделений. Вертолеты, садясь на «пятачки»…

Наперекор стихии

С изобретением воздушного шара показалось, что большего не стоит и желать. Ведь вековая мечта человека осуществилась — он хоть и не обрел крылья, но получил возможность часами парить в небе как птица. Обобщенное впечатление первых воздухоплавателей гласило: «Ничто не сравнимо с блаженством ухода от земли». Усовершенствованные аэростаты были послушны воле человека, повинуясь его приказу, они…

“Красные крылья”

Молодому советскому государству хотелось доказать всему миру, что оно достойно уважения, и в области авиации ему это удавалось: самолеты Советского Союза, осуществляя рекордные перелеты, устремлялись в самые отдаленные уголки планеты, символизируя тем самым могущество своей страны. Весь мир рукоплескал героизму советских пилотов, замешанному на самоотверженности и авантюризме. Впервые в истории советский самолет «АНТ-4» («Страна Советов»)…

Мотор – сердце самолета

Нет необходимости доказывать, что мотор для самолета является основной составной частью. И поэтому сравнение мотора самолета с основным органом человека не случайно. Сердце для человека является источником жизни, мотор для самолета является источником скорости. Из истории абсолютных мировых рекордов скорости полета. Начиная со второй половины 20-х гг. XX в. и до начала второй мировой войны…

Самолет для подводной лодки и подводная лодка-самолет

Гидросамолеты настолько понравились морякам, что ими начали оборудовать не только надводные ко-Dpaftjivi, но даже подводные лодки. Более того, встречались такие конструкции гидросамолетов, которые сами по себе и представляли подводную лодку. Невероятно — но факт. В начале 1935 г. пилотам авиации Военно-Морского Флота СССР удалось познакомиться с весьма оригинальной двухместной летающей лодкой «СПЛ-1», что расшифровывалось как…

Опираясь на воздух

Такое название для этой главы выбрано не случайно. Именно так, опираясь крыльями на воздух, как это делают птицы, взлетели в небо первые самолеты, открыв новую эру на земле — эру авиации. И не случайно слово «авиация» в переводе с латинского обозначает — птица. Ведь именно мечта людей летать, как птицы, и послужила толчком к зарождению…

Все права защищены ©2006-2021. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!