Легендарные «ИЛ»-ы
Огромную роль в развитии советской авиационной науки и техники сыграло Опытно-конструкторское бюро, созданное в 1933 г. под руководством С.В. Ильюшина. Первые созданные ОКБ боевые самолеты — дальний бомбардировщик «Ил-4» и бронированный штурмовик «Ил-2» — навсегда вписаны в историю второй мировой войны.
В послевоенные годы деятельность ОКБ С.В. Ильюшина была сосредоточена на разработках в области реактивной авиации. В 1946 г. прошел испытание один из первых в СССР реактивных самолетов — экспериментальный «Ил-22», на котором были отработаны многие задачи реактивной авиатехники, в том числе размещение двигателей в гондолах под крылом. Впоследствии оно было использовано на самолетах- тяжеловозах — «Ил-76» и «Ил-96».
С.В. Ильюшин приступил к конструированию своего первого пассажирского самолета в годы второй мировой войны, еще в 1943 г. Несмотря на огромную загруженность работой для нужд фронта, специалисты ОКБ поставили перед собой задачу создать пассажирский самолет, который должен был превзойти по характеристикам «короля» гражданских авиатрасс самолет «Ли-2».
Таким самолетом стал «Ил-12», поднявшийся в небо в 1946 г. Он прошел государственные испытания всего за несколько месяцев и стал в послевоенные годы основной машиной, обслуживающей внутренние и международные линии Аэрофлота.
Современные реактивные пассажирские лайнеры дали возможность обычному человеку преодолевать за короткое время гигантские расстояния. Они бесшумнее, экономичнее и меньше загрязняют атмосферу, чем первые реактивные самолеты, появившиеся в 40-х гг. Эти преимущества связаны с использованием турбовинтовых двигателей вместо турбореактивных. Полет пассажирских реактивных самолетов обычно проходит на высоте 8 000—11 000 м, где эффективнее расходуется топливо и меньше сказываются погодные условия.
Самолет представлял собой цельнометаллический низко-план, оснащенный двумя звездообразными двигателями мощностью по 1 830 л.с, с экипажем из 4 человек и салоном, вмещающим до 27 пассажиров. Позднее был добавлен надфюзеляжный киль, что позволило увеличить число пассажирских мест до 32. Военный вариант имел дополнительный грузовой люк с двустворчатой дверью с левого борта фюзеляжа, а также мог быть вооружен пулеметами, огонь из которых велся через иллюминаторы салона.
Поставки «Ил-12» в авиаотряды СССР начались в 1947 г. Общее количество этих самолетов, изготовленных до замены их в 1953 г. самолетом «Ил-14», превысило 2 000 машин. Кстати, в странах НАТО этот самолет получили кодовое название «Coach» («Вагон»).
«Ил-14» стал логическим развитием самолета «Ил-12». На этом аппарате были установлены более мощные моторы и более совершенное оборудование, в целом улучшена конструкция, аэродинамическая компоновка крыла и оперения, несколько удлинен фюзеляж.
В середине 50-х гг. в ОКБ СВ. Ильюшина был разработан проект нового самолета. Он получил название «Ил-18» и был предназначен для того, чтобы удовлетворить потребность Аэрофлота в 75—100-местном самолете средней дальности. Первый экспериментальный экземпляр «Ил-18» поднялся в воздух 4 июля 1957 г., а уже 20 апреля 1959 г. Аэрофлот торжественно ввел этот самолет в эксплуатацию на маршрутах Москва — Адлер и Москва — Алма-Ата.
Пилотажно-навигационное оборудование самолета «Ил-18» обеспечивало надежное выполнение полетов на всех этапах — от взлета до посадки — в сложных метеорологических условиях и ночью. Благодаря высокой скорости (600 км/ч) и большой дальности полета (до 5 000 км) на нем стали регулярно выполняться полеты и на международных авиалиниях. Совершенствуя самолет, конструкторское бюро С.В. Ильюшина создало несколько модификаций, улучшающих его характеристики. Так, максимальный взлетный вес модифицированного самолета «Ил-18» составил 64 т, на борт он стал принимать 122 пассажира. Всего за годы серийного производства было построено около 700 самолетов «Ил-18».
С ростом объема пассажирских перевозок в 60-е гг. в ОКБ С.В. Ильюшина началась работа над самолетом «Ил-62» с расположением двигателей в хвостовой части фюзеляжа, что давало возможность использовать аэродинамически «чистое» крыло, отличающееся более высокими характеристиками, применить эффективную взлетно-посадочную механизацию и обеспечить значительное снижение шума в салонах, тем самым повысив уровень комфорта.
В 1963 г. «Ил-62» появились на авиационных трассах Советского Союза. Это был самолет, развивающий скорость 850 км/ч и имеющий дальность полета с максимальной коммерческой нагрузкой 6 700 км. Салон самолета мог вместить до 186 пассажиров.
В 1972 г. в небо поднялся модифицированный самолет «Ил-62М». Он был предназначен для перевозки пассажиров и грузов на расстояние до 10 500 км. На самолете «Ил-62М» были установлены новые экономичные турбореактивные двигатели и дополнительный топливный бак, что позволило значительно увеличить дальность полета. Компоновка пассажирского салона выполнялась в нескольких вариантах — на 174, 168 и на 140 мест.
В 70-е гг. объем грузовых перевозок Аэрофлота вырос более чем в три раза, а число пассажиров — более чем в два раза. Если учесть, что свыше 70% перевозок приходилось на авиалинии с дальностью полета от 500 до 4 000 км, то становится ясно, насколько интенсивно работали основные модели самолетов тех лет — «Ил-18», «Ту-104», «Ту-154».
Двигатели пассажирского самолета «Ил-62» были вынесены в хвостовую часть фюзеляжа, что позволило улучшить аэродинамические показатели аппарата и значительно снизить уровень шума в салонах.
На Всемирной выставке в Брюсселе самолет «Ил-18» был удостоен золотой медали. Это было еще одним признанием зарубежными авиационными специалистами достижений науки и техники Советского Союза.
О «живучести» «Ил-18» среди пилотов холили легенды. Однажды ночью на одном из аэродромов Дальнего Востока самолет при выполнении захода на посадку из-за неточной информации от диспетчера снизился и зацепился за верхушки деревьев. Экипаж резко перешел в набор высоты, на трех двигателях ушел на второй круг и приземлился. А когда вышли из самолета, были буквально потрясены увиденным — мотогондола двигателя насквозь пробита солидным сосновым стволом, упершимся в фюзеляж, носового обтекателя нет, передняя часть фюзеляжа в глубоких вмятинах, всюду торчат сосновые ветки, журчит ручей керосина.
Многоцелевой транспортный самолет «Ил-114 Т» предназначен для перевозки грузов массой до 7 т на линиях протяженностью 1 000—4 800 км. Самолет создан на базе пассажирского «Ил-114» и представляет собой новое поколение транспортных самолетов в своем классе. Первый полет нового самолета состоялся 14 сентября 1996 г.
Для уменьшения нагрузки специалистами ОКБ С.В. Ильюшина был создан средний магистральный самолет с большой пассажировместимостью «Ил-86», рассчитанный на 350 пассажиров, и «тяжеловоз» — «Ил-76».
Самолет «Ил-86» стал первым советским широкофюзеляжным пассажирским авиалайнером. Он был выполнен по схеме низкоплана, имел фюзеляж: круглого поперечного сечения с максимальной шириной 5,70 м и был оснащен четырьмя турбовентиляторными двигателями, установленными под крылом. Внутренняя компоновка обеспечивала размещение экипажа из 4 человек в пилотской кабине и до 350 пассажиров в трех салонах, разделенных гардеробами. Посадка в самолет была уникальной — она проходила через три двери, расположенные на нижней палубе, что позволяло самолету загружаться без традиционных аэропортовских посадочных трапов. Встроенные лестницы выдвигались до уровня земли, и после посадки пассажиры могли сдать свой багаж в багажные ячейки на нижней палубе самолета перед тем, как подняться по неподвижным внутренним лестницам в пассажирский салон.
Строительство двух опытных самолетов «Ил-86» началось в 1974 г., и первый из них совершил полет 22 декабря 1976 г. Серийный аппарат поднялся в воздух в октябре 1977 г. Поставки для нужд Аэрофлота начались в сентябре 1979 г., а на внутренних авиалиниях — 26 декабря 1980 г., вслед за которыми в июле 1981 г. «Ил-86» появился на международных линиях.
В передней части фюзеляжа самолета «ИЛ- 114Т» находится оснащенная цифровым электронным оборудованием двухместная кабина пилотов, за которой расположен отсек, рассчитанный на 2 пассажиров, сопровождающих груз. Кроме грузовой двери, в передней части фюзеляжа самолета по левому борту имеется дверь со встроенным трапом, а в задней части фюзеляжа по правому борту — аварийная дверь. Специалисты считают, что стоимость грузоперевозок на «Ил- 114Т» в два раза меньше, чем на «Ан-26».
К концу первого десятилетия XX в. англичане значительно отставали в области авиастроения от своих французских коллег. К моменту объявления мобилизации в 1914 г. большая часть авиационного парка страны состояла из самолетов иностранного производства, в основном французских. Однако такое отставание было недолгим. Большой экономический, технический и научный потенциал страны позволил уже к середине первой мировой войны…
Еще в начале XX в. российский ученый К.Э. Циолковский предсказал, что вслед за эрой винтовых аэропланов наступит эра аэропланов реактивных. Он считал, что только с реактивным двигателем можно достичь сверхзвуковых скоростей. В 1937 г. молодой и талантливый конструктор A.M. Люлька предложил проект первого советского турбореактивного двигателя. По его расчетам, такой двигатель мог разогнать самолет до…
Летчиков всего мира кроме любви к полетам объединяет еще одно обстоятельство — вне зависимости от того, служат они сейчас в военной или гражданской авиации, начинался их путь в небо с управления небольшим тренировочным самолетом-учителем. Самолет «АИР-14» был создан под руководством А.С. Яковлева в 1937 г. Это был одноместный учебно-тренировочный и спортивный самолет, который пошел в…
Дальнейшее развитие вертолетостроения было прервано первой мировой войной. Так как этот удивительный аппарат не успел до ее начала доказать свою «полезность» для военных, про винтокрылые машины на время забыли и все силы бросили на развитие самолетостроения. Но едва человечество покончило с кровопролитной войной, из разных стран мира все чаще и чаще стали поступать сведения о…
«Человек полетит, опираясьне на силу своих мускулов,а на силу своего разума». Н.Е. Жуковский Термин «воздухоплавание» обозначал таюке и летание на аппаратах тяжелее воздуха (самолетах, планерах). Однако мечтать о полетах человек начал гораздо раньше. Построив машины, способные передвигаться по суше, обгоняя самых быстрых животных, и корабли, спорящие с жителями водной стихии, он длительное время продолжал с…
Пережив ужасы кровавой первой мировой войны люди считали, что теперь-то мир на земле установится надолго, ведь очень большая цена была заплачена за него. Но это была лишь попытка выдать желаемое за действительное. Историки, политики, военные понимали, что это еще не мир, а, скорее всего, передышка между двумя войнами. И на это были свои причины. Вначале…
Наступила вторая половина XX в. Конструкция самолета, претерпев множество изменений, приобрела наконец привычный для нас вид. Ушли в небытие квадропланы, трипланы и практически не используются аппараты, построенные по схеме биплана. И поэтому, если в тексте встретится термин «крыло», мы не будем рисовать в своем воображении фантастические «этажерки», поднимавшиеся в небо в начале XX в., а…
Площадь поверхности нашей планеты равна 510,2 млн. км2, из них лишь 29,2% приходится на сушу. Вся остальная территория Земли покрыта Мировым океаном, что создает идеально ровную поверхность площадью в сотни миллионов квадратных километров. Взлетно-посадочную полосу таких гигантских размеров трудно себе даже вообразить. И самое главное — никаких препятствий: взлетай там, где тебе удобней, садись не…
Первый советский вертолет был построен в стенах ЦАГИ под руководством A.M. Черемухина в августе 1930 г. Там же в присутствии пожарного А.М. Черемухин — по совместительству пилот экспериментального аппарата «ЦАГИ 1-ЭА» — провел первые, наземные, испытания. После этого аппарат был перевезен на один из подмосковных военных аэродромов. Весной 1925 г. один из старейших вертолетчиков России…
К сожалению, никому не известно, когда человек впервые поднял голову к небу и обратил внимание на его пугающие размеры и вместе с тем фантастическую красоту. Не известно нам и то время, когда человек впервые заметил парящих в воздухе птиц и в голове его возникла мысль последовать за ними. Как любой, даже самый длинный путь начинается с…