Невероятно, но факт!
Главная / Авиация / Самолеты страны советов

Самолеты страны советов

Тяжелый бомбардировщик «КОМТА», наследник «Ильи Муромиа», Специалистами ЦАГИ самолет «КОМТА» был признан бесперспективным и поэтому изготовлен только в единичном экземпляре.Пожалуй, Российская империя пострадала в этот период сильнее остальных государств. Первая мировая война закончилась для нее социалистической революцией, которая в свою очередь переросла в кровопролитную гражданскую войну. Для страны наступило время голода, разрухи, хаоса. Не лучше обстояло дело и в области воздухоплавания и авиации.

Первая попытка создания советского летательного аппарата была предпринята еще в годы гражданской войны (1917—1920). По предложению инженера Владимира Леонтьевича Александрова (1894—1962, впоследствии профессора МВТУ), была организована комиссия для разработки проекта тяжелого самолета. Знаний и опыта у этих людей было недостаточно, поэтому проект нового бомбардировщика мало чем отличался от «Ильи Муромца» И.И. Сикорского. Параллельно с созданной комиссией свой проект тяжелого самолета начал разрабатывать еще один коллектив ученых и инженеров при Главвоздухфлоте. Научно-технический комитет управления ВВС республики, рассматривавший оба предложения, решил объединить усилия обоих коллективов. Так в 1920 г. возникла Комиссия по тяжелой авиации, сокращенно — «КОМТА». В нее вошли видные ученые и инженеры Н.Е. Жуковский, В.П. Ветчинкин, Б.Н. Юрьев, В.А. Архангельский, В.Л. Моисеенко, В.Л. Александров, А.А. Байков, М.В. Носов, A.M. Черемухин, К.К. Баулин и А.Н. Туполев.

В апреле 1919 г. советские пилоты выполнили первые международные рейсы в Венгерскую Советскую Республику. А 13 сентября открылся Московский авиационный техникум. В 1920 г. он преобразован в Институт инженеров Красного Воздушного Флота, а в 1922 г. — в знаменитую Академию воздушного флота имени Н.Е. Жуковского.

Летательные аппараты, листавшиеся в наследство молодому советскому государству, либо устарели, либо были повреждены в ходе боевых действий. Оказавшись в изоляции от других стран, новые модели приобрести было нельзя, да и не было на это денег. Научный потенциал тоже пострадал — кто-то из талантливых конструкторов и промышленников иммигрировал, а кого-то расстреляли или арестовали борцы со старым режимом.

При обсуждении схемы будущего самолета комиссия решила не копировать уже существующие аппараты, а найти совершенно новое решение. Самолет разрабатывался по схеме двухдвигательного цельнодеревянного триплана с тремя рядами крыльев. Применение такой схемы обещало ряд преимуществ, в частности весовых. Предварительные расчеты модели триплана дали на первый взгляд неплохие результаты, и схема была принята.

Предполагалось использовать два двигателя «FIAT» по 240 л.с. Их выбрали прежде всего потому, что они имелись на складах. В марте 1922 г. постройка самолета, получившего название «КОМТА», была закончена. В ходе испытаний, которые начались в этом же году, выяснилось, что центровка самолета сделана не совсем правильно. Пришлось сместить моторы самолета более чем на метр вперед. Но и это не улучшило модель.

Самолет с трудом отрывался от земли и плохо набирал высоту. Максимальная скорость самолета оказалась равной всего Первый советский самолет-истребитель «И-1» («Ил-400») конструкции Н.Н. Поликарпова.140 км/ч, а высота полета не превышала 600 м. Для выявления причин таких низких летно-технических характеристик самолета «КОМТА» в ЦАГИ провели повторные аэродинамические расчеты, которые подтвердили предельно малый запас мощности двигателей. Специалистами ЦАГИ самолет «КОМТА» был признан бесперспективным, и работы по нему прекратили, но его проектирование, постройка и испытания обогатили ученых, конструкторов и инженеров опытом, который был использован в дальнейшем при создании тяжелых самолетов новых типов.

ЦАГИ — Центральный аэрогидродинамический институт им. Н.Е. Жуковского — научно-исследовательское учреждение, в котором проводятся фундаментальные и прикладные исследования в области аэродинамики полета и прочности летательных аппаратов. Основан в Москве в 1918 г. Институт имеет в г. Жуковском Московской обл. обширную экспериментальную базу, в т. ч. уникальные аэродинамические трубы. На базе отделов и лабораторий института создан ряд научно-исследовательских учреждений по различным отраслям авиационной науки и техники.

Практически одновременно с постройкой тяжелого бомбардировщика в СССР была предпринята попытка создать первый истребитель собственной конструкции — «И-1» («Ил-400»). Проектирование шло под руководством известного авиаконструктора Н.Н. Поликарпова.

Этот самолет был выполнен по схеме одноместного моноплана и разработан под мотор иностранного производства «Liberty». Вооружение истребителя состояло из двух пулеметов.

Испытания «И-1» начались в августе 1923 г., и первый полет самолета под управлением летчика-испытателя К.К. Ар-цеулова закончился неудачей. Самолет после взлета упал на хвост, а у пилота оказались сломанными ноги. И вновь к авиаторам пришли на помощь ученые ЦАГИ. После длительных исследований и расчетов они вынесли свой приговор — у истребителя центр парусности не совпадает с центром тяжести. Вынесенные далеко вперед крылья создавали такую подъемную силу, которая в полете пыталась перевернуть машину, поэтому она «кувыркнулась» в воздухе.

Спустя год был построен самолет «И-1бис», который прошел испытания. Этот вариант и был запущен в серию. Но из-за ряда недостатков, связанных со срывом самолета в «штопор», производство «И-1 бис» прекратили.

Очередная попытка построить собственный истребитель была предпринята в СССР в том же 1923 г. На этот раз главным конструктором проекта выступил Д.П. Григорович.

Уже построенный самолет «КОМТА», несмотря на его низкие летные характеристики, был перелай в школу «Стрельбом», где он использовался в качестве учебного.

Самолет «Р-1» (разведчик первый) был одним из первых самолетов отечественной постройки. Прототипом послужил английский самолет-разведчик «DH-9». Разработкой конструкции руководил Н.Н. Поликарпов. «Р-1» представлял собой двухместный биплан деревянной конструкции. Часто «Р-1» использовали как ближний бомбардировщик, способный нести до 300 кг бомб. Самолет выпускался серийно с 1923 по 1933 гг. в количестве около 2800 экземпляров.

Испытания истребителя начались в октябре 1923 г., но уже первые полеты показали, что аппарат нуждается в доработках. Через год был выпущен доработанный «И-2», который стал первым истребителем, принятым в 1926 г. на вооружение ВВС СССР.

Самолет «Р-1» (разведчик первый) был одним из первых самолетов отечественной постройки. Прототипом послужил английский самолет-разведчик «DH-9». Разработкой конструкции руководил Н.Н. Поликарпов. «Р-1» представлял собой двухместный биплан деревянной конструкции. Часто «Р-1» использовали как ближний бомбардировщик, способный нести до 300 кг бомб. Самолет выпускался серийно с 1923 по 1933 гг. в количестве около 2800 экземпляров.Вскоре после начала серийного производства «И-2» его конструкция была несколько модернизирована. Новый вариант истребителя — «И-2бис» — отличался лучшими эксплуатационными качествами и большей надежностью.

Начиная с 1926 г., параллельно с выпуском самолета «И-2», в СССР была начата разработка скоростного истребителя «И-3». Вновь проектом руководил Н.Н. Поликарпов.

«И-3» представлял собой одностоечный, одноместный биплан в основном деревянной конструкции с немецким мотором «BMW-6». Испытания нового истребителя были начаты весной 1928 г. и практически сразу же аппарат развил самую большую скорость в СССР — 290 км/ч. После такого успеха военные порекомендовали принять самолет «И-3» на вооружение, и он стал поступать в строевые части ВВС.

В дальнейшем истребители для ВВС СССР в основном проектировались под руководством Н.Н. Поликарпова и Д.П. Григоровича. Так, например, в 1930 г. было выпущено 3 опытных варианта истребителя «И-5», разработанного этими конструкторами. Во время заводских испытаний наилучшие летные качества показал самолет с двигателем «М-22», который и был запущен в серию и принят на вооружение.

«И-5» представлял собой классический одноместный биплан и обладал высокими летными качествами, что сделало его очень популярным в частях ВВС. За время серийного выпуска с 1931 по 1934 гг. было построено 803 истребителя «И-5». Некоторые из этих «самолетов-долгожителей» даже использовались в начальный период второй мировой войны.

В 1933 г. конструкторское бюро под руководством Н.Н. Поликарпова разработало еще один проект истребителя — «И-15». По схеме и конструкции он представлял собой дальнейшее развитие конструкторских решений, заложенных в «И-5», но имел более совершенную аэродинамику и гораздо более мощный мотор «М-25». Основная особенность «И-15» заключалась в своеобразной форме верхнего крыла, имевшего схему «чайка», что способствовало уменьшению аэродинамического сопротивления и улучшало для пилота обзор вперед и вверх. Летные испытания самолета начались в декабре 1933 г., и уже в начале 1934 г. он был запущен в серийное производство. Этот самолет принимал участие в боевых действиях в небе Испании (1936 г.) и в Китае (1937г.). Всего с 1934 по 1936 гг. было построено 384 самолета.

1933 г. был ознаменован выпуском еще одного истребителя Н.Н. Поликарпова — «И-16». Первый полет опытного экземпляра самолета состоялся 31 декабря 1933 г. под управлением пилота, ставшего впоследствии всемирно известным, — В.П. Чкалова.

«И-16» был выполнен по схеме моноплана и имел убирающиеся во время полета шасси. Этот истребитель отличался Скоростной истребитель «И-3» конструкции Н.Н. Поликарпова.малыми размерами, что обеспечивало ему минимальное аэродинамическое сопротивление. Самолет был запущен в серийное производство в 1934 г. и стал одной из самых массовых моделей самолетов-истребителей СССР.

Дмитрий Павлович Григорович (1883— 1938)—российский авиаконструктор, создатель первых отечественных летающих лодок (в т.ч. «М-5», «М-9»), применявшихся в первой мировой и гражданской войнах, конструктор советских истребителей «И-2», «И-5» (совместно с Н.Н. Поликарповым), «ИП-1» (с пушечным вооружением) и др.

Дальнейшим развитием истребителя «И-15» стал разработанный в 1936 г. Н.Н. Поликарповым «И-15бис». По сравнению со своим прототипом «И-15бис» имел верхнее крыло без «чайки» и более усиленную конструкцию. Самолет начали серийно выпускать с 1938 г. Этот истребитель принимал участие в боевых действиях в Испании, Китае, Монголии, а также в начальный период второй мировой войны. Всего с 1938 по 1939 гг. было произведено 2408 «И-15бис».

В то время как Н.Н. Поликарпов продолжал разработку истребителей, оснащенных стандартными пулеметами, Д.П. Григорович получил заказ на разработку аппарата, имеющего необычное вооружение. Причиной послужило то обстоятельство, что к началу 30-х годов XX в. цельнометаллические бомбардировщики и разведчики были устойчивы к пулеметному огню. Даже при значительном количестве пробоин от обычных пуль самолеты с металлической гофрированной обшивкой продолжали держаться в воздухе. Не столь опасным стало и попадание пуль в бензобаки, так как их начали выстилать слоем резины, затягивающей отверстия. Военные специалисты предложили конструкторам усилить вооружение истребителей пушками большего калибра. Но осуществить это было нелегко. Пушки имели большой вес, малую скорострельность и значительную силу отдачи.

Конструкторская группа во главе с Д.П. Григоровичем в 1930 г. разработала истребитель под обозначением «И-Z» («И-ЗЕТ»). Машина представляла собой моноплан с неубирающимся шасси и высоко расположенным горизонтальным оперением (чтобы предотвратить разрушение хвоста самолета от возникающей при выстреле сильной отдачи). Пушки подвешивались под крылом, вне зоны вращения винта.

Самолет-истребитель «И-5». Некоторые экземпляры этого самолета использовались даже в годы второй мировой войны.Летом 1931 г. летчики Б. Бухгольц и Ю. Пионтковский начали испытания истребителя в воздухе. В ходе их выяснилось, что из-за разрушительного действия выхлопных газов при стрельбе из пушек конструкция самолета требовала заводского ремонта уже после 300—500 выстрелов. Из-за ряда присущих им недостатков (повышенный вес и худшие аэродинамические свойства) пушечные истребители не заменяли да и не могли заменить более легкие и маневренные истребители с традиционным пулеметным вооружением.

В 1934 г. Д.П. Григорович выпускает новый пушечный истребитель «ИП-1», ознаменовавший собой качественно новый уровень развития летательных аппаратов этого класса. Он являлся скоростным монопланом цельнометаллической конструкции. Оригинально было выполнено убирающееся шасси — летом оно снабжалось колесами, а зимой лыжами, которые в полете подтягивались к крыльям. Удачное решение проблемы уборки в полете лыжного шасси, впервые в нашей стране предложенное Д.П. Григоровичем, позволяло сохранять неизменными летные данные истребителя круглый год, тогда как на других советских истребителях шасси с лыжами в полете не убирались.

На смену истребителю «И-15бис» перед второй мировой войной пришел аппарат, разработанный Н.Н. Поликарповым, — «И-153». По сравнению со своим предшественником новый самолет имел улучшенную аэродинамику, усиленную конструкцию и убирающееся шасси. Верхнее крыло самолета имело форму «чайка». «И-153» был запушен в серию в 1939 г. и принимал участие в боях в небе Монголии и в начальный период второй мировой войны. Всего с 1939 по 1941 гг. было произведено 3400 таких истребителей.

Самолет «АИ-6» (двухместный истребитель), создан пол руководством СЛ. Кочергина и В. П. Яценко в 1935 г. Он представлял собой биплан с убирающимися шасси и кабиной стрелка, закрывающейся прозрачным фонарем. Этот самолет принимал участие в боевых действиях в Монголии в 1939 г. Всего с / 936 по 1938 гг. было построено около 220 таких истребителей.

Государственные испытания «ИП-1» проводились с середины января по март 1935 г. Самолет показал высокую скорость и хорошую маневренность, но из-за большого веса скороподъемность его оказалась низкой, что было вполне естественным для самолетов с тяжелым пушечным вооружением.

Военные дали самолету высокую оценку, сочтя его несомненными достоинствами большую скорость, хорошую Боевой строй истребителей «И-16».маневренность и устойчивость, простую технику пилотирования, убирающиеся шасси с лыжами, хороший обзор из кабины. Военные специалисты предполагали, что истребители «ИП-1» в бою должны действовать в составе звеньев и отрядов, атаковать противника на встречных и пересекающихся курсах при использовании максимальной дальности огня пушек — 1000—1500 м.

Несомненно, создание «ИП-1» стало успехом конструктора Д.П. Григоровича. Начальник ВВС Я.И. Алкснис даже потребовал увеличения заказа на новый самолет за счет соответствующего сокращения заказов на другие истребители.

Военно-воздушный флот Российской империи

Российские военные стратеги долгое время скептически оценивали появление новых летательных аппаратов — самолетов, предпочитая им ставшие привычными аэростаты. В 1910 г. во всей императорской армии имелось всего семь самолетов, купленных казной у частных лиц, среди них всего один — российской постройки. Боевой путь авиации начался в период итало-турецкой и двух балканских войн (1911—1913). В болгарской…

Первые реактивные

Еще в начале XX в. российский ученый К.Э. Циолковский предсказал, что вслед за эрой винтовых аэропланов наступит эра аэропланов реактивных. Он считал, что только с реактивным двигателем можно достичь сверхзвуковых скоростей. В 1937 г. молодой и талантливый конструктор A.M. Люлька предложил проект первого советского турбореактивного двигателя. По его расчетам, такой двигатель мог разогнать самолет до…

Воздушные тяжеловозы

Эти самолеты поражают своими размерами, и не зря. Ведь вес грузов, которые они поднимают в воздух исчисляется сотнями тонн. Одним из первых аппаратов-тяжеловозов стал созданный в ОКБ С.В. Ильюшина транспортный самолет «Ил-76», оснащенный турбореактивными двигателями. Первый полет «Ил-76» совершил в 1971 г., и уже в 1974 г. он начал поступать в авиаотряды. Отличительными особенностями этого…

Как создавались первые геликоптеры

Среди проектов летательных аппаратов, разработанных Леонардо да Винчи, можно встретить модель геликоптера со спиральным ротором из накрахмаленного льняного полотна. Предполагалось, что ротор будет приводиться в действие пилотом, который обмотает вокруг мачты веревку и, рванув за нее, приведет ротор во вращение, как это делали раньше, запуская в воздух игрушки. К сожалению, не сохранилось свидетельств современников о…

ВВС ее Величества королевы

К концу первого десятилетия XX в. англичане значительно отставали в области авиастроения от своих французских коллег. К моменту объявления мобилизации в 1914 г. большая часть авиационного парка страны состояла из самолетов иностранного производства, в основном французских. Однако такое отставание было недолгим. Большой экономический, технический и научный потенциал страны позволил уже к середине первой мировой войны…

Самолет – аппарат ХХ века

Наступила вторая половина XX в. Конструкция самолета, претерпев множество изменений, приобрела наконец привычный для нас вид. Ушли в небытие квадропланы, трипланы и практически не используются аппараты, построенные по схеме биплана. И поэтому, если в тексте встретится термин «крыло», мы не будем рисовать в своем воображении фантастические «этажерки», поднимавшиеся в небо в начале XX в., а…

Небесные “спортсмены” и “учителя”

Летчиков всего мира кроме любви к полетам объединяет еще одно обстоятельство — вне зависимости от того, служат они сейчас в военной или гражданской авиации, начинался их путь в небо с управления небольшим тренировочным самолетом-учителем. Самолет «АИР-14» был создан под руководством А.С. Яковлева в 1937 г. Это был одноместный учебно-тренировочный и спортивный самолет, который пошел в…

Вертолет “шагает” по планете

Дальнейшее развитие вертолетостроения было прервано первой мировой войной. Так как этот удивительный аппарат не успел до ее начала доказать свою «полезность» для военных, про винтокрылые машины на время забыли и все силы бросили на развитие самолетостроения. Но едва человечество покончило с кровопролитной войной, из разных стран мира все чаще и чаще стали поступать сведения о…

От икара до сверхзвукового лайнера

«Человек полетит, опираясьне на силу своих мускулов,а на силу своего разума». Н.Е. Жуковский Термин «воздухоплавание» обозначал таюке и летание на аппаратах тяжелее воздуха (самолетах, планерах). Однако мечтать о полетах человек начал гораздо раньше. Построив машины, способные передвигаться по суше, обгоняя самых быстрых животных, и корабли, спорящие с жителями водной стихии, он длительное время продолжал с…

Выше, дальше, быстрее…

Пережив ужасы кровавой первой мировой войны люди считали, что теперь-то мир на земле установится надолго, ведь очень большая цена была заплачена за него. Но это была лишь попытка выдать желаемое за действительное. Историки, политики, военные понимали, что это еще не мир, а, скорее всего, передышка между двумя войнами. И на это были свои причины. Вначале…

Все права защищены ©2006-2020. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru