Невероятно, но факт!
Главная / Авиация / Небесные “спортсмены” и “учителя”

Небесные “спортсмены” и “учителя”

Самолет «АИР-14» был создан под руководством А.С. Яковлева в 1937 г.Летчиков всего мира кроме любви к полетам объединяет еще одно обстоятельство — вне зависимости от того, служат они сейчас в военной или гражданской авиации, начинался их путь в небо с управления небольшим тренировочным самолетом-учителем.

Самолет «АИР-14» был создан под руководством А.С. Яковлева в 1937 г. Это был одноместный учебно-тренировочный и спортивный самолет, который пошел в серию под названием «УТ-1» (учебно-тренировочный, одноместный). Самолет имел смешанную конструкцию с неразъемным крылом и при минимальных размерах обладал высоким запасом прочности, что позволяло выполнять любые фигуры высшего пилотажа. Серийное производство продолжалось с 1 937 по 1940 гг.

Одним из первых учебных самолетов для пилотов Советской России стал выпускаемый с начала 1922 г. летательный аппарат «У-1». Самолет представлял собой двухместный биплан с ротативным мотором советского производства «М-2» мощностью 120 л.с. Для обучения морских летчиков выпускался поплавковый вариант этого самолета, называвшийся «МУ-1». Серийное производство учебных самолетов «У-1» продолжалось до 1931 г. Всего за эти годы произведено около 740 самолетов.

На смену «У-1» пришел учебно-тренировочный самолет «АИР-10». Он был создан под руководством А.С. Яковлева в 1935 г. «АИР-10» прошел испытания и под названием «УТ-2» (учебно-тренировочный, двухместный) был запущен в серийное производство. Самолет представлял собой моноплан цельнодеревянной конструкции с двигателем мощностью 110 л.с.

В 1941 г. была создана новая модификация этого самолета — «УТ-2М». С целью получения лучших штопорных характеристик его крылу придали небольшую стреловидность по передней кромке и немного увеличили вертикальное оперение, а также мощность двигателя — до 125 л.с.

Учебно-тренировочный самолет «УТ-2» выпускался серийно с 1937 по 1944 гг. и до 1948 г. оставался основным учебно-тренировочным самолетом в летных школах ВВС СССР.

В 1946 г. специалисты ОКБ А.С. Яковлева разработали новый учебно-тренировочный самолет «Як-11». Он пришел на сменуДвухместный учебно-тренировочный самолет «УТ-2» («АИР-10»), созданный под руководством АС. Яковлева в 1935 г. таким учебно-тренировочным самолетам, как «УТ-1» и «УТ-2». «Як-11» был предназначен для первоначального обучения летчиков в школах гражданской авиации и тренировки летного состава ВВС СССР. Всего за годы серийного производства было построено около 3 850 самолетов этого типа.

В 1945 г. в воздух поднялся опытный образец учебно-тренировочного самолета «Як-18». Он имел цельнометаллическую конструкцию со смешанной полотняно-металлической обшивкой. После продолжительных испытаний, закончившихся в начале 1947 г., было начато серийное производство. Самолеты использовались как в военной, так и в гражданской авиации в качестве учебно-тренировочных.

В 1964 г. на основе учебно-тренировочного самолета «Як-18» был разработан легкий пассажирский транспортный самолет «Як-18Т». Основной вариант нового самолета брал на борт 3 пассажиров и багаж. Четыре других модификации включали в себя учебно-тренировочный, усовершенствованный учебно-тренировочный, почтовый, или грузовой, с полезной нагрузкой 250 кг и санитарный. Опытный образец «Як-18T» поднялся в воздух в 1967 г. и проходил серию испытаний вплоть до 1973 г. Серийное производство этой модели самолета началось в 1974 г., и к 1993 г. число выпущенных самолетов превысило 2 000.

Учебно-тренировочный самолет «Як-18» выпускался в различных модификациях, бот наиболее интересные из них: «Як-18У» — опытный образец поднялся в воздух в 1954 г. В нем использовалось совершенно новое убирающееся трехколесное шасси с носовой опорой. «Як-18П» — специализированный одноместный самолет, предназначенный для высшего пилотажа. Этот самолет производился с 7 959 г., мог находиться в перевернутом полете до 5 мин. «Як-18ПМ» — вариант 1965 г. для высшего пилотажа со смешенной назад кабиной.

В 1960 г. в Советском Союзе был построен спортивный самолет, созданный в ОКБ А.С. Яковлева, — двухместный «Як-30». От других спортивно-тренировочных самолетов он отличался тем, что имел не поршневой, а легкий турбореактивный двигатель «РУ-19» конструкции С.К. Туманского. Практически в это же время был построен и испытан одноместный вариант этого самолета, получивший название «Як-32». В основном, новые модели самолетов предназначались для того, чтобы помочь летчикам, прошедшим обучение на машинах с поршневыми двигателями, в частности на «Як-18», перейти к пилотированию современных реактивных самолетов.

Учебно-тренировочный самолет «Як-11».На этих учебно-тренировочных самолетах летчики-спортсмены ДОСААФ Г. Корчуганова, Р. Шихина, В. Смирнов, В. Мухин установили несколько мировых рекордов скорости и высоты в классе легких самолетов с реактивными двигателями. На воздушном параде в 1961 г. летчики выполнили на «Як-32» все фигуры высшего пилотажа, а в 1965 г. Р. Шихина пролетела 15 км со скоростью 775 км/ч, В. Смирнов набрал высоту 16 128 м.

Дальнейшим развитием серии советских учебно-тренировочных самолетов стал аппарат предварительной летной подготовки «Як-52». Начиная с 1979 г. самолет начали изготовлять серийно, и он был направлен в воздушные части для замены «Як-18».

Несколько позже на базе учебно-тренировочного самолета был создан одноместный акробатический самолет «Як-53». Существует также вариант «Як-52», разработанный в 1991 г. румынской фирмой «Airstar», получивший название «Condor».

В 1993 г. в ОКБ А.С. Яковлева был создан очередной спортивно-пилотажный самолет «Як-54». Этот двухместный самолет в основном предназначен для подготовки летчиков-спортсменов, обучения высшему пилотажу, участия в соревнованиях по самолетному спорту.

ВВС ее Величества королевы

К концу первого десятилетия XX в. англичане значительно отставали в области авиастроения от своих французских коллег. К моменту объявления мобилизации в 1914 г. большая часть авиационного парка страны состояла из самолетов иностранного производства, в основном французских. Однако такое отставание было недолгим. Большой экономический, технический и научный потенциал страны позволил уже к середине первой мировой войны…

Первые реактивные

Еще в начале XX в. российский ученый К.Э. Циолковский предсказал, что вслед за эрой винтовых аэропланов наступит эра аэропланов реактивных. Он считал, что только с реактивным двигателем можно достичь сверхзвуковых скоростей. В 1937 г. молодой и талантливый конструктор A.M. Люлька предложил проект первого советского турбореактивного двигателя. По его расчетам, такой двигатель мог разогнать самолет до…

Воздушные тяжеловозы

Эти самолеты поражают своими размерами, и не зря. Ведь вес грузов, которые они поднимают в воздух исчисляется сотнями тонн. Одним из первых аппаратов-тяжеловозов стал созданный в ОКБ С.В. Ильюшина транспортный самолет «Ил-76», оснащенный турбореактивными двигателями. Первый полет «Ил-76» совершил в 1971 г., и уже в 1974 г. он начал поступать в авиаотряды. Отличительными особенностями этого…

Вертолет “шагает” по планете

Дальнейшее развитие вертолетостроения было прервано первой мировой войной. Так как этот удивительный аппарат не успел до ее начала доказать свою «полезность» для военных, про винтокрылые машины на время забыли и все силы бросили на развитие самолетостроения. Но едва человечество покончило с кровопролитной войной, из разных стран мира все чаще и чаще стали поступать сведения о…

От икара до сверхзвукового лайнера

«Человек полетит, опираясьне на силу своих мускулов,а на силу своего разума». Н.Е. Жуковский Термин «воздухоплавание» обозначал таюке и летание на аппаратах тяжелее воздуха (самолетах, планерах). Однако мечтать о полетах человек начал гораздо раньше. Построив машины, способные передвигаться по суше, обгоняя самых быстрых животных, и корабли, спорящие с жителями водной стихии, он длительное время продолжал с…

Выше, дальше, быстрее…

Пережив ужасы кровавой первой мировой войны люди считали, что теперь-то мир на земле установится надолго, ведь очень большая цена была заплачена за него. Но это была лишь попытка выдать желаемое за действительное. Историки, политики, военные понимали, что это еще не мир, а, скорее всего, передышка между двумя войнами. И на это были свои причины. Вначале…

Самолет – аппарат ХХ века

Наступила вторая половина XX в. Конструкция самолета, претерпев множество изменений, приобрела наконец привычный для нас вид. Ушли в небытие квадропланы, трипланы и практически не используются аппараты, построенные по схеме биплана. И поэтому, если в тексте встретится термин «крыло», мы не будем рисовать в своем воображении фантастические «этажерки», поднимавшиеся в небо в начале XX в., а…

Парящие над волнами

Площадь поверхности нашей планеты равна 510,2 млн. км2, из них лишь 29,2% приходится на сушу. Вся остальная территория Земли покрыта Мировым океаном, что создает идеально ровную поверхность площадью в сотни миллионов квадратных километров. Взлетно-посадочную полосу таких гигантских размеров трудно себе даже вообразить. И самое главное — никаких препятствий: взлетай там, где тебе удобней, садись не…

Первые самолеты Страны Советов

Первый советский вертолет был построен в стенах ЦАГИ под руководством A.M. Черемухина в августе 1930 г. Там же в присутствии пожарного А.М. Черемухин — по совместительству пилот экспериментального аппарата «ЦАГИ 1-ЭА» — провел первые, наземные, испытания. После этого аппарат был перевезен на один из подмосковных военных аэродромов. Весной 1925 г. один из старейших вертолетчиков России…

Уподобившись птицам

К сожалению, никому не известно, когда человек впервые поднял голову к небу и обратил внимание на его пугающие размеры и вместе с тем фантастическую красоту. Не известно нам и то время, когда человек впервые заметил парящих в воздухе птиц и в голове его возникла мысль последовать за ними. Как любой, даже самый длинный путь начинается с…

Все права защищены ©2006-2020. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru