Невероятно, но факт!
Главная / Авиация / Небесные “спортсмены” и “учителя”

Небесные “спортсмены” и “учителя”

Самолет «АИР-14» был создан под руководством А.С. Яковлева в 1937 г.Летчиков всего мира кроме любви к полетам объединяет еще одно обстоятельство — вне зависимости от того, служат они сейчас в военной или гражданской авиации, начинался их путь в небо с управления небольшим тренировочным самолетом-учителем.

Самолет «АИР-14» был создан под руководством А.С. Яковлева в 1937 г. Это был одноместный учебно-тренировочный и спортивный самолет, который пошел в серию под названием «УТ-1» (учебно-тренировочный, одноместный). Самолет имел смешанную конструкцию с неразъемным крылом и при минимальных размерах обладал высоким запасом прочности, что позволяло выполнять любые фигуры высшего пилотажа. Серийное производство продолжалось с 1 937 по 1940 гг.

Одним из первых учебных самолетов для пилотов Советской России стал выпускаемый с начала 1922 г. летательный аппарат «У-1». Самолет представлял собой двухместный биплан с ротативным мотором советского производства «М-2» мощностью 120 л.с. Для обучения морских летчиков выпускался поплавковый вариант этого самолета, называвшийся «МУ-1». Серийное производство учебных самолетов «У-1» продолжалось до 1931 г. Всего за эти годы произведено около 740 самолетов.

На смену «У-1» пришел учебно-тренировочный самолет «АИР-10». Он был создан под руководством А.С. Яковлева в 1935 г. «АИР-10» прошел испытания и под названием «УТ-2» (учебно-тренировочный, двухместный) был запущен в серийное производство. Самолет представлял собой моноплан цельнодеревянной конструкции с двигателем мощностью 110 л.с.

В 1941 г. была создана новая модификация этого самолета — «УТ-2М». С целью получения лучших штопорных характеристик его крылу придали небольшую стреловидность по передней кромке и немного увеличили вертикальное оперение, а также мощность двигателя — до 125 л.с.

Учебно-тренировочный самолет «УТ-2» выпускался серийно с 1937 по 1944 гг. и до 1948 г. оставался основным учебно-тренировочным самолетом в летных школах ВВС СССР.

В 1946 г. специалисты ОКБ А.С. Яковлева разработали новый учебно-тренировочный самолет «Як-11». Он пришел на сменуДвухместный учебно-тренировочный самолет «УТ-2» («АИР-10»), созданный под руководством АС. Яковлева в 1935 г. таким учебно-тренировочным самолетам, как «УТ-1» и «УТ-2». «Як-11» был предназначен для первоначального обучения летчиков в школах гражданской авиации и тренировки летного состава ВВС СССР. Всего за годы серийного производства было построено около 3 850 самолетов этого типа.

В 1945 г. в воздух поднялся опытный образец учебно-тренировочного самолета «Як-18». Он имел цельнометаллическую конструкцию со смешанной полотняно-металлической обшивкой. После продолжительных испытаний, закончившихся в начале 1947 г., было начато серийное производство. Самолеты использовались как в военной, так и в гражданской авиации в качестве учебно-тренировочных.

В 1964 г. на основе учебно-тренировочного самолета «Як-18» был разработан легкий пассажирский транспортный самолет «Як-18Т». Основной вариант нового самолета брал на борт 3 пассажиров и багаж. Четыре других модификации включали в себя учебно-тренировочный, усовершенствованный учебно-тренировочный, почтовый, или грузовой, с полезной нагрузкой 250 кг и санитарный. Опытный образец «Як-18T» поднялся в воздух в 1967 г. и проходил серию испытаний вплоть до 1973 г. Серийное производство этой модели самолета началось в 1974 г., и к 1993 г. число выпущенных самолетов превысило 2 000.

Учебно-тренировочный самолет «Як-18» выпускался в различных модификациях, бот наиболее интересные из них: «Як-18У» — опытный образец поднялся в воздух в 1954 г. В нем использовалось совершенно новое убирающееся трехколесное шасси с носовой опорой. «Як-18П» — специализированный одноместный самолет, предназначенный для высшего пилотажа. Этот самолет производился с 7 959 г., мог находиться в перевернутом полете до 5 мин. «Як-18ПМ» — вариант 1965 г. для высшего пилотажа со смешенной назад кабиной.

В 1960 г. в Советском Союзе был построен спортивный самолет, созданный в ОКБ А.С. Яковлева, — двухместный «Як-30». От других спортивно-тренировочных самолетов он отличался тем, что имел не поршневой, а легкий турбореактивный двигатель «РУ-19» конструкции С.К. Туманского. Практически в это же время был построен и испытан одноместный вариант этого самолета, получивший название «Як-32». В основном, новые модели самолетов предназначались для того, чтобы помочь летчикам, прошедшим обучение на машинах с поршневыми двигателями, в частности на «Як-18», перейти к пилотированию современных реактивных самолетов.

Учебно-тренировочный самолет «Як-11».На этих учебно-тренировочных самолетах летчики-спортсмены ДОСААФ Г. Корчуганова, Р. Шихина, В. Смирнов, В. Мухин установили несколько мировых рекордов скорости и высоты в классе легких самолетов с реактивными двигателями. На воздушном параде в 1961 г. летчики выполнили на «Як-32» все фигуры высшего пилотажа, а в 1965 г. Р. Шихина пролетела 15 км со скоростью 775 км/ч, В. Смирнов набрал высоту 16 128 м.

Дальнейшим развитием серии советских учебно-тренировочных самолетов стал аппарат предварительной летной подготовки «Як-52». Начиная с 1979 г. самолет начали изготовлять серийно, и он был направлен в воздушные части для замены «Як-18».

Несколько позже на базе учебно-тренировочного самолета был создан одноместный акробатический самолет «Як-53». Существует также вариант «Як-52», разработанный в 1991 г. румынской фирмой «Airstar», получивший название «Condor».

В 1993 г. в ОКБ А.С. Яковлева был создан очередной спортивно-пилотажный самолет «Як-54». Этот двухместный самолет в основном предназначен для подготовки летчиков-спортсменов, обучения высшему пилотажу, участия в соревнованиях по самолетному спорту.

Пионеры авиации

Не все энтузиасты небесных полетов поступали так, как это делали X. Максим и К. Адер — вначале строили, а затем пытались поднять в небо сконструированный ими аппарат. Был среди них Отто Лилиенталь, который сначала проверял все свои идеи на моделях, а затем перешел на изготовление планеров. На американском континенте нашлось еще два человека, которые, подобно…

Первые сражение Второй Мировой войны

Польша стала государством, которое первым ощутило на себе всю мощь вооруженных сил фашистской Германии. Польским пилотам пришлось сражаться в небе второй мировой войны с самого ее начала с 1 сентября 1939 г., и для некоторых из них она закончилась лишь в мае 1945 г. Значительную часть польских ВВС составляли ближние бомбардировщики «PZL Р-23». Они наносили…

“АН” – самолет для любых аэродромов

Конструкторское бюро под руководством O.K. Антонова (1906—1984), созданное в 1946 г., специализируется главным образом на создании транспортных самолетов. Родоначальником многочисленного семейства самолетов с маркой «Ан» по праву можно назвать широко известный легкий транспортный самолет «Ан-2». Самолет «Ан-2» выпускался в различных модификациях Вот наиболее интересные из них: «Ан-2В» — двухпоплавковая модель с укороченными лопастями воздушного винта;…

В небе “невидимки”

В 30-х гг. в Советском Союзе была предпринята попытка изготовить невидимый самолет. Естественно, в те годы ни о каких радиолокационных станциях речи еще не было, и поэтому «невидимость» самолета подразумевала незаметность его для человеческого глаза. Экспериментальный самолет выглядел как обыкновенный пассажирский самолет средних размеров, но особенно обращала на себя внимание его ярко блестевшая на солнце…

Российские соколы

Не отставали от мирового авиационного движения, охватившего в первые десятилетия XX в. мир, и российские энтузиасты воздушных полетов. Журнал «Русский спорт» за 1910 г. информировал своих подписчиков: «Идея устройства в Москве аэроклуба, зародившаяся еще в начале зимы и не раз обсуждавшаяся с тех пор в различных частных кружках, нашла, наконец, свою форму осуществления. Теперь мы…

В небе Великой Отечественной

На рассвете 22 июня 1941 г. фашистская Германия вероломно напала на СССР. Создав на направлении ударов подавляющее превосходство, агрессор прорвал оборону советских войск, захватил стратегическую инициативу и господство на земле и в воздухе. Так началась Великая Отечественная война. «Авиация противника безраздельно господствовала в воздухе, поэтому все перегруппировки, передвижения и наступательные действия пришлось производить ночью, так…

Рабочая лошадка по имени “ТУ”

Опытно-конструкторское бюро А.Н. Туполева, созданное в рамках Центрального аэродинамического института в 1922 г., за прошедшие десятилетия превратилось в крупный научно-конструкторский авиастроительный центр. С 1922 по 1972 гг. бессменным руководителем ОКБ был академик А.Н. Туполев. Отсюда вышли такие замечательные советские авиаконструкторы, как П.О. Сухой, В.М. Петляков, А.А. Архангельский, В.М. Мясищев, А.И. Путилов, В.Н. Беляев и другие….

Обгоняя звук

Еще в апреле 1961 г. Кларенс Л. «Келли» Джонсон (Clarence L. «Kelly» Johnson) (1910—1990), директор одного из подразделений компании «Lockheed», предложил использовать один из проектируемых им самолетов в качестве перехватчика советских сверхзвуковых бомбардировщиков «Ту-22» и «М-50/52». После рассмотрения проекта ВВС США заключили контракт на постройку 3 истребителей-перехватчиков, получивших название «YF-12A» («Blackbird»). Уже 7 августа 1963…

В воздухе летающие “Богатыри”

Конец первого десятилетия XX в. явился рубежом, разделяющим два периода в истории авиации. Если в первый период основной целью являлось осуществление полета на аппаратах тяжелее воздуха, то задачей второго периода являлось создание самолетов, способных уверенно выполнять возложенные на него задачи. Один из первых публичных показов самолета, соответствующего требованиям времени, был организован в 1913 г. на…

Аппараты, “рожденные” войной

В годы Великой Отечественной войны было создано еще несколько интересных моделей самолетов, оставивших немалый след в военной истории. Среди них не последнее место занимают машины, созданные С.А Лавочкиным и В.М. Петляковым. Легендарный истребитель «Ла-5» был разработан под руководством С.А. Лавочкина весной 1942 г. Этот самолет явился результатом модификации самолета «ЛаГГ-3». После установки на него более…

Все права защищены ©2006-2020. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!