Невероятно, но факт!
Главная / Авиация / Как создавались первые геликоптеры

Как создавались первые геликоптеры

Проект одного из первых вертолетов.Среди проектов летательных аппаратов, разработанных Леонардо да Винчи, можно встретить модель геликоптера со спиральным ротором из накрахмаленного льняного полотна. Предполагалось, что ротор будет приводиться в действие пилотом, который обмотает вокруг мачты веревку и, рванув за нее, приведет ротор во вращение, как это делали раньше, запуская в воздух игрушки. К сожалению, не сохранилось свидетельств современников о том, поднималась ли хоть раз в воздух эта конструкция великого Леонардо. Но зато достоверно известно, что русскому ученому М.В. Ломоносову в 1754 г. это удалось. Его заводная модель вертолета с двумя несущими винтами, вращающимися в противоположных направлениях, к воеторгу присутствующих — членов Петербургской академии наук — оторвалась от земли.

Однако сказать, что вертолет появился в XVIII в., было бы неправильно. Впрочем, как нельзя назвать вертолетом и модель, созданную в 1842 г. англичанином У.Т. Филлип-сом. Хотя нельзя не отдать должное его оригинальному аппарату, в котором использовался реактивный принцип вращения несущего винта. Для этого из концов лопастей вырывался находившийся под давлением пар, который и вращал ротор.

Лишь в начале XX в. можно было с уверенностью сказать о том, что в распоряжении человека появился еще один вид летательных аппаратов — вертолет. 16 сентября 1907 г. во Франции было объявлено о создании братьями Бреге первого в мире вертолета, способного оторваться от земли с человеком на борту. «Gyroplane» («Жироплан»), как назвали создатели свой летательный аппарат, приводился в движение одним бензиновым двигателем, соединенным с 4 винтами. Однако это не был свободный полет, поскольку 4 человека на земле обеспечивали устойчивость летательного аппарата, подпирая его длинными деревянными шестами, которые, хотя и не способствовали созданию подъемной силы, но определенным образом ограничивали управление.

По-настоящему первый свободный полет на вертолете осуществил Поль Корню 13 ноября 1907 г. вблизи Лизье (Франция). Он поднялся в воздух на двухвинтовом летательном аппарате, оснащенном двигателем мощностью 24 л.с. Во время полета, длившегося всего 20 с, вертолет поднялся на высоту всего 1,5 м. Но даже такая высота по тем временам казалась огромной, и поэтому все последующие испытания проводились на привязи.
Проект одного из первых вертолетов.

Первым человеком, употребившим слово «геликоптер», был итальянский ученый Леонардо да Винчи. Слова «спираль» и «крыло» в его переводе с греческого языка стали звучать как «хеликс» («helix») и «птерон» («pteron»).

Винты «аэродинамической машины» М.В. Ломоносова приводились в действие часовой пружиной, помешенной в коробку. Однако мощности пружины было недостаточно для того, чтобы модель могла подняться вверх самостоятельно. Ученому пришлось пойти на хитрость. Уравновесив модель при помощи груза, перекинутого через блок, подвешенный к потолку, Ломоносов запустил пружину, и модель через некоторое время поднялась вверх.

Ориентировочно так выглядел «аэромобиль», сконструированный Б.В. Татариновым. Конструкция неоднократно Ориентировочно так выглядел «аэромобиль», сконструированный Б.В. Татариновым. переделывалась изобретателем и в окончательном варианте представляла собой платформу на 4 колесах. Бензиновый двигатель мощностью 20 л.с. должен был вращать 4 «центрифугальных» пропеллера с короткими желобообразными лопастями.

Первым вертолетом, взлетавшим во время испытаний с волы, была машина французских изобретателей Г. Папена и Ж. Руйи. Двигатель мощностью около 80 л.с. приводил в действие вентилятор, создававший воздушный поток, который, выходя из отверстия в единственной полой лопасти несущего винта, заставлял ее вращаться. Во время испытаний, проводившихся на озере Серсей 31 марта 1915 г., вертолет затонул.

В эти годы в России «вертолетным» делом занялся В.В. Та-таринов. Модель его вертолета, который сам автор называл «аэромобилем», на демонстрации перед специалистами Главного инженерного управления смогла поднять с места груз в 6,5 кг. Военное ведомство выделило изобретателю 50 тыс. рублей, мастерскую-лабораторию и стало терпеливо ждать полноразмерный образец. Однако он так и не был изготовлен. Когда вышли все сроки, искренне верящего в свои идеи В.В. Татаринова объявили авантюристом и обвинили в нерациональном расходовании государственных средств.

Более удачливым в области вертолетостроения оказался выпускник Московского кадетского корпуса Б.Н. Юрьев. Вместе с сокурсником Г.Х. Сабининым он создает так называемую импульсную теорию воздушного винта, которая позволила рассчитывать винты любой формы. Кстати, назвав эту теорию именами авторов, Н.Е. Жуковский включил ее в свои лекции по авиации — «Теоретические основы воздухоплавания».

В 1910 г. Б.Н. Юрьев разрабатывает одновинтовую схему вертолета. Она остается самой популярной даже в наши дни. Для того чтобы огромный реактивный момент, развиваемый одним винтом, не заставил вращаться сам корпус вертолета в обратную сторону, изобретатель применил дополнительные рулевые винты, расположенные справа и слева от несущего винта.

В сентябре 1910 г. молодой конструктор получил на эту схему от патентного бюро Департамента торговли и мануфактур России охранную грамоту за № 45212.

Первый вертолет с циклическим управлением шагом винта продемонстрировал в 1912 г. датчанин Якоб К.Х. Эллехаммер. Радиальный двигатель мощностью 36 л.с. приводил в действие врашаюшиеся в противоположных направлениях винты диаметром 7,5 м.

«История с геликоптером Татаринова крайне болезненно отразилась на дальнейших работах в России по геликоптерам, так как военное ведомство, опасаясь опять попасть впросак, вообще перестало оказывать какую-либо реальную помощь изобретателям в этой области», — писал позже выдающийся советский ученый, автор самой распространенной в мире одновинтовой схемы вертолета, академик Борис Николаевич Юрьев.

Одновинтовой вертолет Б.Н. Юрьева. 1912 г.Патент получен, но Б.Н. Юрьев опять берется за проект. Предельно упрощая компоновку машины, он применяет самолетный фюзеляж с одним рулевым пропеллером на хвосте. А затем вносит в ее конструкцию оригинальную идею — автомат перекоса. Оказалось, что немного перекашивая, наклоняя ось вращения вертолетного ротора можно заставить машину лететь в том или ином направлении. Наклонили ось вперед, и вертолет полетел вперед, назад или в сторону — аппарат послушно выполнит ваши команды, двигаясь туда, даже не разворачиваясь. Этим устройством и поныне оснащается любой вертолет, каких бы размеров и веса он ни был.

Однако к строительству своего первого вертолета Б.Н. Юрьев смог приступить только в 1912 г., накануне Второго всероссийского воздухоплавательного съезда и Международной выставки воздухоплавания и автомобилизма. Отсутствие средств, качественных материалов, подходящего двигателя помешало воплотить задуманное. Поэтому в московском Манеже был представлен полноразмерный макет, а не готовая конструкция. Однако золотая медаль за теоретическую разработку проекта вертолета, которой устроители выставки удостоили Бориса Николаевича Юрьева, ознаменовала его важнейший вклад в историю винтокрылых машин.

Уподобившись птицам

К сожалению, никому не известно, когда человек впервые поднял голову к небу и обратил внимание на его пугающие размеры и вместе с тем фантастическую красоту. Не известно нам и то время, когда человек впервые заметил парящих в воздухе птиц и в голове его возникла мысль последовать за ними. Как любой, даже самый длинный путь начинается с…

Самолеты страны советов

Пожалуй, Российская империя пострадала в этот период сильнее остальных государств. Первая мировая война закончилась для нее социалистической революцией, которая в свою очередь переросла в кровопролитную гражданскую войну. Для страны наступило время голода, разрухи, хаоса. Не лучше обстояло дело и в области воздухоплавания и авиации. Первая попытка создания советского летательного аппарата была предпринята еще в годы…

Как и почему они летают?

Если кому-нибудь из вас приходилось стрелять в тире из винтовки, то вы знаете, что обозначает термин «отдача». Для остальных поясню. Вы, наверно, не раз видели, как ныряльщик, прыгая в воду с лодки, отталкивает ее в противоположном направлении. По такому же, но более сложному принципу летает ракета, а упрощенный вариант этого процесса как раз и представляет…

Парящие над волнами

Площадь поверхности нашей планеты равна 510,2 млн. км2, из них лишь 29,2% приходится на сушу. Вся остальная территория Земли покрыта Мировым океаном, что создает идеально ровную поверхность площадью в сотни миллионов квадратных километров. Взлетно-посадочную полосу таких гигантских размеров трудно себе даже вообразить. И самое главное — никаких препятствий: взлетай там, где тебе удобней, садись не…

Винтокрылая мощь военной Германии

В годы второй мировой войны конструкторы фашистской Германии добились неплохих результатов в области вертолетостроения. И это не случайно, ведь немецкие генералы, считая, что победа в войне во многом зависит от техники, требовали от авиаконструкторов создания самых разнообразных машин — от реактивных самолетов до ракет «U-2», от летающих монстров до загадочных винтокрылов. Перед самым началом войны…

Самый древний летательный аппарат на земле.

Готов поспорить, мало кто догадывается, что знакомый каждому воздушный змей является самым старым летательным аппаратом на Земле и, следовательно, самым первым. А построен первый воздушный змей был очень изобретательными людьми, населяющими Древний Китай. Они дали человечеству бумагу, порох, изобрели фейерверк, известный нам как салют, построили Великую китайскую стену и еще множество полезных вещей, среди которых…

Крылатая легенда

Рассказывая о летательных аппаратах, рожденных инженерной мыслью Н.Н. Поликарпова, нельзя не остановиться на самолете первоначального обучения «По-2» («У-2») — самолете-легенде. Это был самолет, на котором совершали свой первый полет практически все пилоты СССР в 20—30-х гг. XX в. О его надежности, летных характеристиках и безотказности ходят легенды, а рассказы о его применении в годы второй…

Труба, в которой лечат “болезни” самолета

В начале 20-х гг. в СССР была предпринята попытка создать первый истребитель собственной конструкции — «И-1» («Ил-400»). Проектирование нового самолета поручили авиаконструктору Н.Н. Поликарпову. Первый же полет самолета закончился неудачей — аппарат после взлета упал на хвост. Специалистам ЦАГИ после длительных исследований удалось найти «болезнь», которой болел новый самолет — у истребителя центр парусности не…

Аэродром для самолета-амфибии

«Куда мы плывем? — думали моряки, с тревогой вглядываясь в даль. — Не встретим ли мы на своем пути неожиданное препятствие — рифы, мели, неприятеля?» Но много ли увидишь с палубы качающегося на волнах корабля? Вот если бы можно было подняться повыше… Вскоре на верхушке самой высокой мачты начали устраивать наблюдательный пост. Обзор стал гораздо…

Геликоптерных дел мастера

Плечом к плечу с ведущими вертолетчиками Советского Союза Б.Н. Юрьевым, Н.К. Скржинским и И.П. Братухиным создавали свои, ставшие позже знаменитыми на весь мир винтокрылые машины конструкторы А.С. Яковлев, М.Л. Миль и Н.И. Камов. Опытно-конструкторское бюро М.Л. Миля было создано в 1947 г. К этому времени коллектив ОКБ завершил работу над проектом одновинтового летательного аппарата, первый…

Все права защищены ©2006-2021. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!