Невероятно, но факт!
Главная / Авиация / Как и почему они летают?

Как и почему они летают?

Полет Лилиенталя на планере собственной конструкции. Если кому-нибудь из вас приходилось стрелять в тире из винтовки, то вы знаете, что обозначает термин «отдача». Для остальных поясню. Вы, наверно, не раз видели, как ныряльщик, прыгая в воду с лодки, отталкивает ее в противоположном направлении. По такому же, но более сложному принципу летает ракета, а упрощенный вариант этого процесса как раз и представляет собой выстрел из винтовки. Пуля, вылетая из дула, отталкивает винтовку назад. Так как масса пули неизмеримо мала по сравнению с массой вашего тела, вы не отлетаете в противоположную сторону, подобно описанной выше лодке или ракете, а лишь ощущаете небольшой толчок приклада в плечо. Длится он очень короткое время, примерно несколько тысячных долей секунды. Но если бы мы стреляли из пулемета, то силу отдачи ощущали бы постоянно, до тех пор, пока пули вылетают из ствола.

Полет Лилиенталя на планере собственной конструкции. Подобные аппараты без мотора, но с крыльями, размах которых может достигать десятков метров, используют энергию восходящих потоков теплого воздуха для набора высоты и парения. Современные планеры способны пролететь до 1 500 км и подняться на высоту, превышающую 15 000м.

Из истории абсолютных мировых рекордов высоты полета. 12 января 1910г. французский пилот Л. Подан на самолете фирмы «Farman» достиг высоты 1209 м. Вскоре в «схватку» за рекорды вступили американцы. 14 июня 1910 г. пилот У. Брукинс на самолете «Wright» поднялся на 1 335 м. 7 июля 1910г. в небо вновь взлетел самолет Г. Латама. Рекордная планка взлетела на отметку 1 384 м. Через три лня пришло сообщение американцев—пилот У. Брукинс поднялся на /900 м. А еще через месяц (11 августа 1910 г.) американец Э. Лрексел на самолете фирмы «Bleriot» «разменял» лее тысячи километров, его результат равнялся 2 012 м.

Так же и летательный аппарат, например самолет, может получать постоянно действующую подъемную силу, необходимую для полета, если будет непрерывно отбрасывать воздух вниз. Именно для этого и нужны самолету крылья. Если крыло движется в воздушной среде горизонтально и при этом находится под некоторым углом к направлению своего движения, то оно отбрасывает встречный воздух вниз и тем самым создает постоянно действующую подъемную силу, направленную вверх. Кстати, угол, под которым находится крыло относительно направления своего движения, в авиации называется углом атаки.

Не будем описывать здесь сложные механизмы образования подъемной силы самолета, скажем лишь, что величина подъемной силы зависит от массы воздуха, который самолет за единицу времени отбрасывает вниз. В свою очередь, масса воздуха пропорциональна плотности воздуха, скорости полета и площади крыла Вертикальная скорость воздуха пропорциональна углу атаки крыла и скорости полета.

Необходимо отметить, что эта величина зависит от формы крыла и угла атаки.

Получается, что подъемную силу можно создать довольно простым способом, для этого достаточно лишь, чтобы крыло Подъемную силу можно получить различными способами. Птицы для этого машут крыльями, планеры скользят по воздуху, а самолет не сможет осуществить полет без мотора, который перелает усилие винту.постоянно двигалось. В жизни это решается по-разному — птицы периодически взмахивают крыльями, планеры скользят по воздуху, постепенно снижаясь, сопротивление воздуха при этом преодолевается силой тяжести. Механическим летательным аппаратам для движения необходим мотор, который передает усилие винту. Вращаясь, он «тянет» аппарат за собой. Может быть, в таком случае было бы разумней развернуть его так, чтобы создаваемая им тяга компенсировала заодно и силу тяжести? Такие варианты неоднократно рассматривались, но оказалось, что подъемная сила, создаваемая крылом, во много раз больше сопротивления воздуха. Отношение получаемой при движении самолета подъемной силы к сопротивлению воздуха называется аэродинамическим качеством летательного аппарата. В дозвуковых самолетах эта величина равняется 20—30, а для современных сверхзвуковых самолетов она достигает 6.

Кстати, именно на образовании движущимся крылом подъемной силы основан и полет вертолета. Его винт представляет собой не что иное, как несколько узких крыльев, которые, вращаясь постоянно, движутся в воздухе и создают подъемную силу. Она отрывает вертолет от земли и поднимает его в воздух.

Вертолет — летательный аппарат тяжелее воздуха с вертикальным взлетом и посадкой. Подъемная и пропульсивная силы создаются несущими винтами. Различают вертолеты одновинтовые с рулевым (хвостовым) винтом; двух- или многовинтовые. Скорость полета вертолета до 350 км/ч, грузоподъемность до 40 т.

Подъемную силу можно получить различными способами. Птицы для этого машут крыльями, планеры скользят по воздуху, а самолет не сможет осуществить полет без мотора, который перелает усилие винту.

Развитие авиации в XX в. во многом зависело от открытий и изобретений в различных сферах человеческой деятельности. В первую очередь толчком для этого послужила наука, изучающая процессы обтекания тел газом, — аэродинамика. Ее основы были заложены еще в начале XX в. учеными Н.Е. Жуковским, С.А. Чаплыгиным, С.А. Христиановичем, Л. Прандталем, Т. Карманом и другими. Кроме этого большую роль в развитии авиации сыграла наука о механике полета и появление новых направлений в промышленности, которые дали авиаконструкторам легкие и прочные материалы, мощные моторы и точные приборы.

Когда-то человек мечтал летать как птица. Самолет позволил воплотить эти мечты в реальность.

Опираясь на воздух

Такое название для этой главы выбрано не случайно. Именно так, опираясь крыльями на воздух, как это делают птицы, взлетели в небо первые самолеты, открыв новую эру на земле — эру авиации. И не случайно слово «авиация» в переводе с латинского обозначает — птица. Ведь именно мечта людей летать, как птицы, и послужила толчком к зарождению…

Покорение ледяного царства

Еще в 1914 г. норвежский исследователь Фритьоф Нансен в своей книге «В страну будущего» высказался о том, что авиация будет играть важную роль в освоении Севера, в частности в развитии судоходства через Карское море и устья рек Обь и Енисей. Почти в то же время русскими летчиками были предприняты первые попытки пролететь над Северным морским…

Системы безопасности экипажа

В один из осенних дней 1797 г. французский воздухоплаватель Жак Гарнерен поднялся на воздушном шаре над парком Монсо близ Парижа, затем оставил шар и опустился на землю на парашюте собственной конструкции. Считается, что именно в этот день впервые в истории человек доверил этому необычному приспособлению свою жизнь. Возможно, это так, но сама идея спуска с…

По волнам, по небесам…

Летом 1936 г. технический департамент Германии подготовил задание на новый двухместный гидросамолет. Заказ на его разработку осенью 1936 г. получили две немецкие авиастроительные компании «Arado» и «Focke-Wulf». Традиционно считалось, что для создания небольшого поплавкового самолета требуется использование схемы биплана. По такому пути пошел и Курт Танк при разработке своего «Fw-62». Конструкторское бюро «Arado», не отличавшееся…

Еще не самолет, но уже не аэростат

Ничто в мире не случается вдруг. Каждому явлению предшествует длительная подготовка. Так и историческому полету аппарата братьев Райт предшествовали многолетние опыты и эксперименты других людей, порой весьма далеких от авиации. Об одном из таких людей, летательный аппарат которого молено считать переходной моделью между аппаратами авиации и воздухоплавания, пойдет этот рассказ. В 1897 г. в небо…

Жизнь и смерть «больших гигантов»

Пожалуй, именно в 20—40-х гг. XX в. воздухоплавание во всем мире получило наибольшее развитие. В СССР еще до появления ЦАГИ, 23 марта 1918 г. была создана «Летучая лаборатория». В ее задачи входили всесторонние экспериментальные исследования в области воздухоплавания и авиации. Летучая лаборатория, руководимая Н.Е. Жуковским, стала первым советским научным авиационным институтом. В 1919 г. было…

Самолеты гражданской авиации

Сейчас речь пойдет о самолетах гражданской авиации. Такие самолеты используются для перевозок пассажиров, багажа, почты и других грузов, а также в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны лесов, обслуживания экспедиций, оказания медицинской помощи населению и проведения санитарных мероприятий, экспериментальных и научно-исследовательских работ, учебных, культурно-просветительных и спортивных мероприятий, поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ и оказания помощи в случае…

Штормы войны

Поплавковый патрульный бомбардировщик-торпедоносец «N-3PB» стал первым серийным самолетом, разработанным американской фирмой «Northrop Aircraft Inc». Самолет строился по заказу норвежских ВМС, нуждающихся в поплавковом патрульном самолете. Работы над самолетом были начаты в 1939 г., и уже 1 ноября 1940 г. первый самолет совершил полет на озере Эльсинор в Калифорнии. Несмотря на достаточно мощное вооружение, состоящее из…

Самолет — творение Можайского или братьев Райт?

Задолго до того дня, когда в свой первый полет отправился самолет братьев Райт, «воздухоплавательный снаряд», построенный российским изобретателем Александром Федоровичем Можайским (1825—1890), оторвался от поверхности земли. Этот аппарат, на который конструктором был получен патент, имел все основные черты современного самолета. Как же случилось, что американские, а не российские изобретатели стали «крестными отцами» авиации? Александр Федорович…

Самолет снова призывают в армию

Война — это всегда горе и слезы, но люди слишком быстро забывают об этом. Прошло каких-нибудь два десятка лет со времени окончания первой мировой, а на пороге уже стояла новая война — вторая мировая. 1 сентября 1939 г. немецкие войска вторглись в Польшу, и весь мир оказался втянутым в новую кровопролитную войну. В 1937 г….

Все права защищены ©2006-2025. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!