Самолет для подводной лодки и подводная лодка-самолет
Гидросамолеты настолько понравились морякам, что ими начали оборудовать не только надводные ко-Dpaftjivi, но даже подводные лодки. Более того, встречались такие конструкции гидросамолетов, которые сами по себе и представляли подводную лодку. Невероятно — но факт.
В начале 1935 г. пилотам авиации Военно-Морского Флота СССР удалось познакомиться с весьма оригинальной двухместной летающей лодкой «СПЛ-1», что расшифровывалось как «самолет для подводных лодок». Его конструктору И.В. Четверикову в основном удалось решить труднейшую задачу — создать гидросамолет, который в разобранном виде можно было хранить на подводной лодке, когда она находится на глубине, и быстро поднимать его в воздух после всплытия корабля.
Для своей необычной машины И.В. Четвериков избрал схему летающей лодки, в которой с помощью специальных приспособлений крылья складывались вдоль бортов самолета. Силовая установка откидывалась назад, а поплавки, расположенные под крыльями, прижимались к фюзеляжу. Частично складывалось и хвостовое оперение. Габариты «СПЛ-1» в сложенном виде были минимальными — 7,5 х 2,1 х 2,4 м. Разборка самолета занимала всего 3—4 мин, а подготовка его к полету — 4—5 мин. Контейнер для хранения самолета представлял собой трубу диаметром 2,5 м и длиной 7,5 м.
Двухместная летающая лодка «СПЛ-1» в подготовленном для транспортировки виде.
Германия еще в 1916 г. приступила к созданию гидросамолета, устанавливаемого на подводной лодке. Известный авиаконструктор Э. Хейнкель в короткий срок спроектировал небольшой по размерам разборный биплан «W.20» с мотором мощностью 80 л.с. Самолет способен был развить скорость до 720 км/ч, а дальность его полета составляла всего 40 км.
Складной самолет для подводной лодки «СПЛ-1», разработанный И.В. Четвериковым.
Идея создания подводной лодки-самолета не забыта и в наши АНИ. Так, например, американский инженер Л. Рэйл изготовил аппарат пол названием «Commander». В воздух крылатый аппарат поднимал двигатель мощностью 65 л.с, а пол водой он перемешался с помощью электромотора. Аля упрощения конструкции пилотская кабина аппарата не была герметичной.
Мысль установить самолет на подводную лодку возникла в связи со стремлением повысить ее боевую эффективность за счет расширения поля обзора при поиске противника. Самолет мог увеличить «дальнозоркость» подлодки в несколько десятков раз. Это имело особо важное значение в таких боевых операциях, как организация морской блокады противника, поиск и уничтожение вражеских кораблей в открытом море.
Летающая лодка в основном изготавливалась из дерева и фанеры с полотняной обшивкой крыла и оперения, при этом вес пустого самолета удалось снизить до 590 кг. Несмотря на такую, казалось бы, ненадежную конструкцию, во время испытаний пилоту А.В. Кржижевскому удалось достичь на «СПЛ-1» скорости 186 км/ч и высоты 5 400 м. А еще через два года, 21 сентября 1937 г., он уже установил на этой машине три международных рекорда в классе легких гидросамолетов: скорости на дистанции 100 км — 170,2 км/ч, дальности — 480 км и высоты полета — 5 400 м. В 1936 г. самолет «СПЛ-1» с успехом демонстрировался на международной авиационной выставке в Милане. К сожалению, несмотря на все преимущества конструкции и принципа использования, гидросамолет «СПЛ-1» не заинтересовал военных, и аппарат так и не поступил в серийное производство.
В середине 30-х гг. в Советском Союзе приступили к созданию мощного военно-морского флота. Это в свою очередь стимулировало появление принципиально новых и порой необычных технических решений. Так, например, в 1934 г. курсант Высшего морского инженерного училища им. Ф.Э. Дзержинского Б.П. Ушаков предложил создать аппарат, сочетающий свойства подводной лодки и самолета.
Проект летающей подводной лодки получил название «ЛПЛ» и был передан на рассмотрение специалистам. В апреле 1936 г. в отзыве капитана 1 ранга А.П. Сурина указывалось, что идея Б.П. Ушакова интересна и заслуживает безусловной реализации. Через несколько месяцев проект «ЛПЛ» был рассмотрен в Научно-исследовательском военном комитете и получил в целом положительный отзыв.
По мнению автора, летающая подводная лодка предназначалась для уничтожения кораблей противника в открытом море и в акватории морских баз, защищенных минными полями. Малая подводная скорость и ограниченный запас хода под водой для «ЛПЛ» не являлись препятствием, так как при отсутствии целей в заданном районе действия лодка могла сама находить противника. Определив с воздуха его курс, она садилась за горизонтом, что исключало возможность ее преждевременного обнаружения, и погружалась на пути корабля. До появления цели лодка оставалась на глубине. В случае отклонения неприятеля от курса «ЛПЛ» шла на сближение с ним, а при очень большом отклонении цели лодка пропускала ее, затем всплывала, взлетала и вновь готовилась к атаке. Наиболее эффективным должно было быть действие летающих подводных лодок в группе, так как теоретически три таких аппарата создавали на пути противника непроходимый барьер. Кроме этого «ЛПЛ» могла проникать в темное время суток в гавани и порты противника, погружаться, а днем вести наблюдение и при удобном случае атаковать.
Конструктивно подводная лодка-самолет была разбита на 6 отсеков. В трех размещались двигатели, в двух находились аккумуляторная батарея и гребной электромотор мощностью 10 л.с. Последний отсек был жилым, рассчитанным на команду из 3 человек. Из него же велось управление судном под водой. Кроме отсеков «ЛПЛ» имела пилотскую легкую кабину мокрого типа, которая при погружении заполнялась водой.
Процесс погружения включал четыре этапа: задраивание моторных отсеков, перекрывание воды в радиаторах, перевод управления на подводное и переход экипажа из кабины в жилой отсек.
В 1938 г. проект «ЛПЛ» вновь рассматривался в Научно-исследовательском военном комитете. На этот раз его решение было отрицательным. Во-первых, проект не с чем было сравнивать — зарубежных аналогов тогда не существовало. Во-вторых, уж очень сложным показался экспертам процесс подготовки к погружению и всплытию. Трудно судить, насколько справедливы были эти замечания, но так или иначе проект «ЛПЛ» оказался в архиве.
Ничто в мире не случается вдруг. Каждому явлению предшествует длительная подготовка. Так и историческому полету аппарата братьев Райт предшествовали многолетние опыты и эксперименты других людей, порой весьма далеких от авиации. Об одном из таких людей, летательный аппарат которого молено считать переходной моделью между аппаратами авиации и воздухоплавания, пойдет этот рассказ. В 1897 г. в небо…
Пожалуй, именно в 20—40-х гг. XX в. воздухоплавание во всем мире получило наибольшее развитие. В СССР еще до появления ЦАГИ, 23 марта 1918 г. была создана «Летучая лаборатория». В ее задачи входили всесторонние экспериментальные исследования в области воздухоплавания и авиации. Летучая лаборатория, руководимая Н.Е. Жуковским, стала первым советским научным авиационным институтом. В 1919 г. было…
В один из осенних дней 1797 г. французский воздухоплаватель Жак Гарнерен поднялся на воздушном шаре над парком Монсо близ Парижа, затем оставил шар и опустился на землю на парашюте собственной конструкции. Считается, что именно в этот день впервые в истории человек доверил этому необычному приспособлению свою жизнь. Возможно, это так, но сама идея спуска с…
Поплавковый патрульный бомбардировщик-торпедоносец «N-3PB» стал первым серийным самолетом, разработанным американской фирмой «Northrop Aircraft Inc». Самолет строился по заказу норвежских ВМС, нуждающихся в поплавковом патрульном самолете. Работы над самолетом были начаты в 1939 г., и уже 1 ноября 1940 г. первый самолет совершил полет на озере Эльсинор в Калифорнии. Несмотря на достаточно мощное вооружение, состоящее из…
Задолго до того дня, когда в свой первый полет отправился самолет братьев Райт, «воздухоплавательный снаряд», построенный российским изобретателем Александром Федоровичем Можайским (1825—1890), оторвался от поверхности земли. Этот аппарат, на который конструктором был получен патент, имел все основные черты современного самолета. Как же случилось, что американские, а не российские изобретатели стали «крестными отцами» авиации? Александр Федорович…
Война — это всегда горе и слезы, но люди слишком быстро забывают об этом. Прошло каких-нибудь два десятка лет со времени окончания первой мировой, а на пороге уже стояла новая война — вторая мировая. 1 сентября 1939 г. немецкие войска вторглись в Польшу, и весь мир оказался втянутым в новую кровопролитную войну. В 1937 г….
Сейчас речь пойдет о самолетах гражданской авиации. Такие самолеты используются для перевозок пассажиров, багажа, почты и других грузов, а также в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны лесов, обслуживания экспедиций, оказания медицинской помощи населению и проведения санитарных мероприятий, экспериментальных и научно-исследовательских работ, учебных, культурно-просветительных и спортивных мероприятий, поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ и оказания помощи в случае…
Несмотря на окончание второй мировой войны, работы над созданием летающих лодок не остановились. В 1945 г. в конструкторском бюро Г.М. Бериева был создан дальний морской разведчик «Бе-6». Этот самолет представлял собой двухмоторную цельнометаллическую летающую лодку со звездообразными двигателями воздушного охлаждения, двухкилевым оперением и подкрыльными поплавками. Самолет имел экипаж из 8 человек, был вооружен 3 пушечными…
Россияне были не единственными, кто, добившись некоторых результатов в области авиастроения, не стал лидером в этой области. В последние десятилетия XIX в. практически во всех странах мира находились люди, каждому из которых можно присвоить титул создателя первого самолета. Но несмотря на неудачи, постигшие их творения, после каждой, даже самой неудачной попытки подняться в небо, человек…
За несколько лет до начала этой самой кровопролитной войны произошло несколько «репетиций» — локальных войн, которые охватывали относительно небольшое число государств и ограниченный географический район и в которых будущие участники второй мировой войны демонстрировали мощь своих вооруженных сил и испытывали боеспособность вооружения. Возможность для первой «пробы сил» предоставилась в 1936 г., когда в Испании в…