Невероятно, но факт!
Главная / Авиация / Самолет для подводной лодки и подводная лодка-самолет

Самолет для подводной лодки и подводная лодка-самолет

Двухместная летающая лодка «СПЛ-1» в подготовленном для транспортировки виде.Гидросамолеты настолько понравились морякам, что ими начали оборудовать не только надводные ко-Dpaftjivi, но даже подводные лодки. Более того, встречались такие конструкции гидросамолетов, которые сами по себе и представляли подводную лодку. Невероятно — но факт.

В начале 1935 г. пилотам авиации Военно-Морского Флота СССР удалось познакомиться с весьма оригинальной двухместной летающей лодкой «СПЛ-1», что расшифровывалось как «самолет для подводных лодок». Его конструктору И.В. Четверикову в основном удалось решить труднейшую задачу — создать гидросамолет, который в разобранном виде можно было хранить на подводной лодке, когда она находится на глубине, и быстро поднимать его в воздух после всплытия корабля.

Для своей необычной машины И.В. Четвериков избрал схему летающей лодки, в которой с помощью специальных приспособлений крылья складывались вдоль бортов самолета. Силовая установка откидывалась назад, а поплавки, расположенные под крыльями, прижимались к фюзеляжу. Частично складывалось и хвостовое оперение. Габариты «СПЛ-1» в сложенном виде были минимальными — 7,5 х 2,1 х 2,4 м. Разборка самолета занимала всего 3—4 мин, а подготовка его к полету — 4—5 мин. Контейнер для хранения самолета представлял собой трубу диаметром 2,5 м и длиной 7,5 м.
Двухместная летающая лодка «СПЛ-1» в подготовленном для транспортировки виде.

Германия еще в 1916 г. приступила к созданию гидросамолета, устанавливаемого на подводной лодке. Известный авиаконструктор Э. Хейнкель в короткий срок спроектировал небольшой по размерам разборный биплан «W.20» с мотором мощностью 80 л.с. Самолет способен был развить скорость до 720 км/ч, а дальность его полета составляла всего 40 км.
Складной самолет для подводной лодки «СПЛ-1», разработанный И.В. Четвериковым.

Идея создания подводной лодки-самолета не забыта и в наши АНИ. Так, например, американский инженер Л. Рэйл изготовил аппарат пол названием «Commander». В воздух крылатый аппарат поднимал двигатель мощностью 65 л.с, а пол водой он перемешался с помощью электромотора. Аля упрощения конструкции пилотская кабина аппарата не была герметичной.

Мысль установить самолет на подводную лодку возникла в связи со стремлением повысить ее боевую эффективность за счет Складной самолет для подводной лодки «СПЛ-1», разработанный И.В. Четвериковым.расширения поля обзора при поиске противника. Самолет мог увеличить «дальнозоркость» подлодки в несколько десятков раз. Это имело особо важное значение в таких боевых операциях, как организация морской блокады противника, поиск и уничтожение вражеских кораблей в открытом море.

Летающая лодка в основном изготавливалась из дерева и фанеры с полотняной обшивкой крыла и оперения, при этом вес пустого самолета удалось снизить до 590 кг. Несмотря на такую, казалось бы, ненадежную конструкцию, во время испытаний пилоту А.В. Кржижевскому удалось достичь на «СПЛ-1» скорости 186 км/ч и высоты 5 400 м. А еще через два года, 21 сентября 1937 г., он уже установил на этой машине три международных рекорда в классе легких гидросамолетов: скорости на дистанции 100 км — 170,2 км/ч, дальности — 480 км и высоты полета — 5 400 м. В 1936 г. самолет «СПЛ-1» с успехом демонстрировался на международной авиационной выставке в Милане. К сожалению, несмотря на все преимущества конструкции и принципа использования, гидросамолет «СПЛ-1» не заинтересовал военных, и аппарат так и не поступил в серийное производство.

В середине 30-х гг. в Советском Союзе приступили к созданию мощного военно-морского флота. Это в свою очередь стимулировало появление принципиально новых и порой необычных технических решений. Так, например, в 1934 г. курсант Высшего морского инженерного училища им. Ф.Э. Дзержинского Б.П. Ушаков предложил создать аппарат, сочетающий свойства подводной лодки и самолета.

Проект летающей подводной лодки получил название «ЛПЛ» и был передан на рассмотрение специалистам. В апреле 1936 г. в отзыве капитана 1 ранга А.П. Сурина указывалось, что идея Б.П. Ушакова интересна и заслуживает безусловной реализации. Через несколько месяцев проект «ЛПЛ» был рассмотрен в Научно-исследовательском военном комитете и получил в целом положительный отзыв.

Модель летающей подводной лодки «ЛПЛ», созданной по проекту Б. П. Ушакова.По мнению автора, летающая подводная лодка предназначалась для уничтожения кораблей противника в открытом море и в акватории морских баз, защищенных минными полями. Малая подводная скорость и ограниченный запас хода под водой для «ЛПЛ» не являлись препятствием, так как при отсутствии целей в заданном районе действия лодка могла сама находить противника. Определив с воздуха его курс, она садилась за горизонтом, что исключало возможность ее преждевременного обнаружения, и погружалась на пути корабля. До появления цели лодка оставалась на глубине. В случае отклонения неприятеля от курса «ЛПЛ» шла на сближение с ним, а при очень большом отклонении цели лодка пропускала ее, затем всплывала, взлетала и вновь готовилась к атаке. Наиболее эффективным должно было быть действие летающих подводных лодок в группе, так как теоретически три таких аппарата создавали на пути противника непроходимый барьер. Кроме этого «ЛПЛ» могла проникать в темное время суток в гавани и порты противника, погружаться, а днем вести наблюдение и при удобном случае атаковать.

Конструктивно подводная лодка-самолет была разбита на 6 отсеков. В трех размещались двигатели, в двух находились аккумуляторная батарея и гребной электромотор мощностью 10 л.с. Последний отсек был жилым, рассчитанным на команду из 3 человек. Из него же велось управление судном под водой. Кроме отсеков «ЛПЛ» имела пилотскую легкую кабину мокрого типа, которая при погружении заполнялась водой.

Процесс погружения включал четыре этапа: задраивание моторных отсеков, перекрывание воды в радиаторах, перевод управления на подводное и переход экипажа из кабины в жилой отсек.

В 1938 г. проект «ЛПЛ» вновь рассматривался в Научно-исследовательском военном комитете. На этот раз его решение было отрицательным. Во-первых, проект не с чем было сравнивать — зарубежных аналогов тогда не существовало. Во-вторых, уж очень сложным показался экспертам процесс подготовки к погружению и всплытию. Трудно судить, насколько справедливы были эти замечания, но так или иначе проект «ЛПЛ» оказался в архиве.

Уподобившись птицам

К сожалению, никому не известно, когда человек впервые поднял голову к небу и обратил внимание на его пугающие размеры и вместе с тем фантастическую красоту. Не известно нам и то время, когда человек впервые заметил парящих в воздухе птиц и в голове его возникла мысль последовать за ними. Как любой, даже самый длинный путь начинается с…

Самолеты страны советов

Пожалуй, Российская империя пострадала в этот период сильнее остальных государств. Первая мировая война закончилась для нее социалистической революцией, которая в свою очередь переросла в кровопролитную гражданскую войну. Для страны наступило время голода, разрухи, хаоса. Не лучше обстояло дело и в области воздухоплавания и авиации. Первая попытка создания советского летательного аппарата была предпринята еще в годы…

Как и почему они летают?

Если кому-нибудь из вас приходилось стрелять в тире из винтовки, то вы знаете, что обозначает термин «отдача». Для остальных поясню. Вы, наверно, не раз видели, как ныряльщик, прыгая в воду с лодки, отталкивает ее в противоположном направлении. По такому же, но более сложному принципу летает ракета, а упрощенный вариант этого процесса как раз и представляет…

Парящие над волнами

Площадь поверхности нашей планеты равна 510,2 млн. км2, из них лишь 29,2% приходится на сушу. Вся остальная территория Земли покрыта Мировым океаном, что создает идеально ровную поверхность площадью в сотни миллионов квадратных километров. Взлетно-посадочную полосу таких гигантских размеров трудно себе даже вообразить. И самое главное — никаких препятствий: взлетай там, где тебе удобней, садись не…

Винтокрылая мощь военной Германии

В годы второй мировой войны конструкторы фашистской Германии добились неплохих результатов в области вертолетостроения. И это не случайно, ведь немецкие генералы, считая, что победа в войне во многом зависит от техники, требовали от авиаконструкторов создания самых разнообразных машин — от реактивных самолетов до ракет «U-2», от летающих монстров до загадочных винтокрылов. Перед самым началом войны…

Самый древний летательный аппарат на земле.

Готов поспорить, мало кто догадывается, что знакомый каждому воздушный змей является самым старым летательным аппаратом на Земле и, следовательно, самым первым. А построен первый воздушный змей был очень изобретательными людьми, населяющими Древний Китай. Они дали человечеству бумагу, порох, изобрели фейерверк, известный нам как салют, построили Великую китайскую стену и еще множество полезных вещей, среди которых…

Крылатая легенда

Рассказывая о летательных аппаратах, рожденных инженерной мыслью Н.Н. Поликарпова, нельзя не остановиться на самолете первоначального обучения «По-2» («У-2») — самолете-легенде. Это был самолет, на котором совершали свой первый полет практически все пилоты СССР в 20—30-х гг. XX в. О его надежности, летных характеристиках и безотказности ходят легенды, а рассказы о его применении в годы второй…

Труба, в которой лечат «болезни» самолета

В начале 20-х гг. в СССР была предпринята попытка создать первый истребитель собственной конструкции — «И-1» («Ил-400»). Проектирование нового самолета поручили авиаконструктору Н.Н. Поликарпову. Первый же полет самолета закончился неудачей — аппарат после взлета упал на хвост. Специалистам ЦАГИ после длительных исследований удалось найти «болезнь», которой болел новый самолет — у истребителя центр парусности не…

Аэродром для самолета-амфибии

«Куда мы плывем? — думали моряки, с тревогой вглядываясь в даль. — Не встретим ли мы на своем пути неожиданное препятствие — рифы, мели, неприятеля?» Но много ли увидишь с палубы качающегося на волнах корабля? Вот если бы можно было подняться повыше… Вскоре на верхушке самой высокой мачты начали устраивать наблюдательный пост. Обзор стал гораздо…

Геликоптерных дел мастера

Плечом к плечу с ведущими вертолетчиками Советского Союза Б.Н. Юрьевым, Н.К. Скржинским и И.П. Братухиным создавали свои, ставшие позже знаменитыми на весь мир винтокрылые машины конструкторы А.С. Яковлев, М.Л. Миль и Н.И. Камов. Опытно-конструкторское бюро М.Л. Миля было создано в 1947 г. К этому времени коллектив ОКБ завершил работу над проектом одновинтового летательного аппарата, первый…

Все права защищены ©2006-2023. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!