Невероятно, но факт!






купонлар.ру
Главная / Авиация / Самолет для подводной лодки и подводная лодка-самолет

Самолет для подводной лодки и подводная лодка-самолет

Двухместная летающая лодка «СПЛ-1» в подготовленном для транспортировки виде.Гидросамолеты настолько понравились морякам, что ими начали оборудовать не только надводные ко-Dpaftjivi, но даже подводные лодки. Более того, встречались такие конструкции гидросамолетов, которые сами по себе и представляли подводную лодку. Невероятно — но факт.

В начале 1935 г. пилотам авиации Военно-Морского Флота СССР удалось познакомиться с весьма оригинальной двухместной летающей лодкой «СПЛ-1», что расшифровывалось как «самолет для подводных лодок». Его конструктору И.В. Четверикову в основном удалось решить труднейшую задачу — создать гидросамолет, который в разобранном виде можно было хранить на подводной лодке, когда она находится на глубине, и быстро поднимать его в воздух после всплытия корабля.

Для своей необычной машины И.В. Четвериков избрал схему летающей лодки, в которой с помощью специальных приспособлений крылья складывались вдоль бортов самолета. Силовая установка откидывалась назад, а поплавки, расположенные под крыльями, прижимались к фюзеляжу. Частично складывалось и хвостовое оперение. Габариты «СПЛ-1» в сложенном виде были минимальными — 7,5 х 2,1 х 2,4 м. Разборка самолета занимала всего 3—4 мин, а подготовка его к полету — 4—5 мин. Контейнер для хранения самолета представлял собой трубу диаметром 2,5 м и длиной 7,5 м.
Двухместная летающая лодка «СПЛ-1» в подготовленном для транспортировки виде.

Германия еще в 1916 г. приступила к созданию гидросамолета, устанавливаемого на подводной лодке. Известный авиаконструктор Э. Хейнкель в короткий срок спроектировал небольшой по размерам разборный биплан «W.20» с мотором мощностью 80 л.с. Самолет способен был развить скорость до 720 км/ч, а дальность его полета составляла всего 40 км.
Складной самолет для подводной лодки «СПЛ-1», разработанный И.В. Четвериковым.

Идея создания подводной лодки-самолета не забыта и в наши АНИ. Так, например, американский инженер Л. Рэйл изготовил аппарат пол названием «Commander». В воздух крылатый аппарат поднимал двигатель мощностью 65 л.с, а пол водой он перемешался с помощью электромотора. Аля упрощения конструкции пилотская кабина аппарата не была герметичной.

Мысль установить самолет на подводную лодку возникла в связи со стремлением повысить ее боевую эффективность за счет Складной самолет для подводной лодки «СПЛ-1», разработанный И.В. Четвериковым.расширения поля обзора при поиске противника. Самолет мог увеличить «дальнозоркость» подлодки в несколько десятков раз. Это имело особо важное значение в таких боевых операциях, как организация морской блокады противника, поиск и уничтожение вражеских кораблей в открытом море.

Летающая лодка в основном изготавливалась из дерева и фанеры с полотняной обшивкой крыла и оперения, при этом вес пустого самолета удалось снизить до 590 кг. Несмотря на такую, казалось бы, ненадежную конструкцию, во время испытаний пилоту А.В. Кржижевскому удалось достичь на «СПЛ-1» скорости 186 км/ч и высоты 5 400 м. А еще через два года, 21 сентября 1937 г., он уже установил на этой машине три международных рекорда в классе легких гидросамолетов: скорости на дистанции 100 км — 170,2 км/ч, дальности — 480 км и высоты полета — 5 400 м. В 1936 г. самолет «СПЛ-1» с успехом демонстрировался на международной авиационной выставке в Милане. К сожалению, несмотря на все преимущества конструкции и принципа использования, гидросамолет «СПЛ-1» не заинтересовал военных, и аппарат так и не поступил в серийное производство.

В середине 30-х гг. в Советском Союзе приступили к созданию мощного военно-морского флота. Это в свою очередь стимулировало появление принципиально новых и порой необычных технических решений. Так, например, в 1934 г. курсант Высшего морского инженерного училища им. Ф.Э. Дзержинского Б.П. Ушаков предложил создать аппарат, сочетающий свойства подводной лодки и самолета.

Проект летающей подводной лодки получил название «ЛПЛ» и был передан на рассмотрение специалистам. В апреле 1936 г. в отзыве капитана 1 ранга А.П. Сурина указывалось, что идея Б.П. Ушакова интересна и заслуживает безусловной реализации. Через несколько месяцев проект «ЛПЛ» был рассмотрен в Научно-исследовательском военном комитете и получил в целом положительный отзыв.

Модель летающей подводной лодки «ЛПЛ», созданной по проекту Б. П. Ушакова.По мнению автора, летающая подводная лодка предназначалась для уничтожения кораблей противника в открытом море и в акватории морских баз, защищенных минными полями. Малая подводная скорость и ограниченный запас хода под водой для «ЛПЛ» не являлись препятствием, так как при отсутствии целей в заданном районе действия лодка могла сама находить противника. Определив с воздуха его курс, она садилась за горизонтом, что исключало возможность ее преждевременного обнаружения, и погружалась на пути корабля. До появления цели лодка оставалась на глубине. В случае отклонения неприятеля от курса «ЛПЛ» шла на сближение с ним, а при очень большом отклонении цели лодка пропускала ее, затем всплывала, взлетала и вновь готовилась к атаке. Наиболее эффективным должно было быть действие летающих подводных лодок в группе, так как теоретически три таких аппарата создавали на пути противника непроходимый барьер. Кроме этого «ЛПЛ» могла проникать в темное время суток в гавани и порты противника, погружаться, а днем вести наблюдение и при удобном случае атаковать.

Конструктивно подводная лодка-самолет была разбита на 6 отсеков. В трех размещались двигатели, в двух находились аккумуляторная батарея и гребной электромотор мощностью 10 л.с. Последний отсек был жилым, рассчитанным на команду из 3 человек. Из него же велось управление судном под водой. Кроме отсеков «ЛПЛ» имела пилотскую легкую кабину мокрого типа, которая при погружении заполнялась водой.

Процесс погружения включал четыре этапа: задраивание моторных отсеков, перекрывание воды в радиаторах, перевод управления на подводное и переход экипажа из кабины в жилой отсек.

В 1938 г. проект «ЛПЛ» вновь рассматривался в Научно-исследовательском военном комитете. На этот раз его решение было отрицательным. Во-первых, проект не с чем было сравнивать — зарубежных аналогов тогда не существовало. Во-вторых, уж очень сложным показался экспертам процесс подготовки к погружению и всплытию. Трудно судить, насколько справедливы были эти замечания, но так или иначе проект «ЛПЛ» оказался в архиве.

Почему они летают?

К концу XIX в. аэростат уже не считали ярмарочной диковинкой, служащей для увеселения толпы. Большинство людей относилось к нему как к вполне надежному средству для совершения полетов. Но почему он летает, какая сила заставляет подниматься шар в небо, ответить на эти и другие вопросы, связанные с воздухоплаванием, могли лишь немногие. Простейшим объяснением теории воздухоплавания может…

Летающие агитаторы

Для того чтобы показать всему миру, что авиация молодой Страны Советов ничем не отличается от лучших образцов летательных аппаратов и даже кое в чем превосходит их, в 30-х годах XX в. в СССР была создана целая эскадрилья специального назначения. Основная задача, возложенная на самолеты и их экипажи, входящие в состав этого авиационного отряда, заключалась в…

Фюзеляж, крылья, хвост…

Для того чтобы поближе познакомиться с устройством самолета, мы не будем сразу жеподниматься на борт сверхзвукового лайнера, а рассмотрим конструкцию попроще: например, устройство легкого тренировочного самолета. Он имеет небольшие размеры и простую конструкцию и, тем не менее, содержит все основные части современного летательного аппарата. На легких самолетах, как правило, устанавливаются поршневые двигатели воздушного охлаждения. В…

Гидросамолеты Первой Мировой войны

Если уж первая мировая война захватила сушу и воздух, естественно, не могла она обойти и воду. Не только в России, но и в других странах, участвующих в боевых действиях, в спешном порядке параллельно с выпуском обыкновенных самолетов разворачивали производство летающих лодок. Особенно в этом преуспели конструкторы Германии. В начале 1916 г. немецкая компания «Albatros Werke»…

Воинственные “стрекозы”

Если в годы второй мировой войны вертолеты не успели продемонстрировать все свои преимущества, то уже в 50-х гг., во время корейской войны, американские военные, превратив Корейский полуостров в полигон для испытания новейшей боевой техники, впервые массированно использовали винтокрылые летательные аппараты для эвакуации раненых, корректировки артиллерийского огня, разведки и переброски небольших подразделений. Вертолеты, садясь на «пятачки»…

Наперекор стихии

С изобретением воздушного шара показалось, что большего не стоит и желать. Ведь вековая мечта человека осуществилась — он хоть и не обрел крылья, но получил возможность часами парить в небе как птица. Обобщенное впечатление первых воздухоплавателей гласило: «Ничто не сравнимо с блаженством ухода от земли». Усовершенствованные аэростаты были послушны воле человека, повинуясь его приказу, они…

“Красные крылья”

Молодому советскому государству хотелось доказать всему миру, что оно достойно уважения, и в области авиации ему это удавалось: самолеты Советского Союза, осуществляя рекордные перелеты, устремлялись в самые отдаленные уголки планеты, символизируя тем самым могущество своей страны. Весь мир рукоплескал героизму советских пилотов, замешанному на самоотверженности и авантюризме. Впервые в истории советский самолет «АНТ-4» («Страна Советов»)…

Мотор – сердце самолета

Нет необходимости доказывать, что мотор для самолета является основной составной частью. И поэтому сравнение мотора самолета с основным органом человека не случайно. Сердце для человека является источником жизни, мотор для самолета является источником скорости. Из истории абсолютных мировых рекордов скорости полета. Начиная со второй половины 20-х гг. XX в. и до начала второй мировой войны…

Амфибии от Сикорского

Игорь Иванович Сикорский немало сделал в различных областях авиастроения. Кроме тяжелых бомбардировщиков, он создал в 1914—1917 гг. легкие истребители, морской разведчик, легкий разведчик-истребитель, двухмоторный истребитель-бомбардировщик и штурмовик — практически полный парк самолетов всех типов, использовавшихся в первой мировой войне. Революция круто изменила судьбу знаменитого конструктора. С приходом большевиков к власти в России И.И. Сикорский принимает…

Опираясь на воздух

Такое название для этой главы выбрано не случайно. Именно так, опираясь крыльями на воздух, как это делают птицы, взлетели в небо первые самолеты, открыв новую эру на земле — эру авиации. И не случайно слово «авиация» в переводе с латинского обозначает — птица. Ведь именно мечта людей летать, как птицы, и послужила толчком к зарождению…

Все права защищены ©2006-2019. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru