Невероятно, но факт!
Главная / Авиация / Труба, в которой лечат «болезни» самолета

Труба, в которой лечат «болезни» самолета

Современная аэродинамическая труба.В начале 20-х гг. в СССР была предпринята попытка создать первый истребитель собственной конструкции — «И-1» («Ил-400»). Проектирование нового самолета поручили авиаконструктору Н.Н. Поликарпову. Первый же полет самолета закончился неудачей — аппарат после взлета упал на хвост. Специалистам ЦАГИ после длительных исследований удалось найти «болезнь», которой болел новый самолет — у истребителя центр парусности не совпадал с центром тяжести. Сделать такой вывод ученым позволили эксперименты, проведенные при использовании аппарата, получившего название «аэродинамическая труба».

Аэродинамическая трубя — установка, в которой создается воздушный поток для экспериментального изучения явлений, возникающих при обтекании воздухом твердых тел, главным образом летательных аппаратов и их частей. В аэродинамической трубе исследуют модели, а иногда и полноразмерные объекты, определяя силы, возникающие, например, при полете самолетов, ракет, и отыскивают их оптимальные формы.

Н.Е. Жуковский родился в семье инженера путей сообщения 5 января 1847 г. В 1858 г. будущий ученый поступил в 4-ю московскую мужскую гимназию. Уже к третьему классу он зарекомендовал себя как лучший ученик по алгебре, геометрии и естественным наукам. В 1864 г. Н.Е. Жуковский окончил гимназию и в том же голу поступил на физико-математический факультет Московского университета, который окончил в 1868 г. по специальности «прикладная математика». В 1870 г. он стал преподавателем физики во 2-й московской женской гимназии, а с 1872 г. — преподавателем математики Московского технического училища — позднее МВТУ, где проработал до конца жизни (сейчас Московский государственный технический университет им. Н.Ю. Баумана).

Из истории абсолютных мировых рекордов высоты полета. 1910 г. стал в истории авиации самым «урожайным» на рекорды высоты полета. 3 сентября 1910 г. франиуз Леон Моран на своем «Bleriot» поднялся на 2 582 м. Через пять дней другой французский пилот Ж. Шавез увеличил этот рекорд еще на пять метров. Следующее повышение рекорда было более существенным. 1 октября 1910 г. француз А. Винмалан, управляя самолетом фирмы «Farman», поднялся на 2 780 м.

Первая в России аэродинамическая труба была,изготовлена еще в 1902 г. при механическом кабинете Московского университета. Работа над ее созданием шла под руководством известного российского ученого, основоположника современной аэродинамики Николая Егоровича Жуковского.

Кстати, создание аэродинамической трубы — не единственная заслуга Н.Е. Жуковского в области авиации. В 1914 г. под его руководством в поселке Кучино под Москвой был создан первый в Европе аэродинамический институт. В том же году Н.Е. Жуковский организовал воздухоплавательную секцию при Московском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. А в 1910 г. при его непосредственном участии была открыта аэродинамическая лаборатория в Московском техническом училище.

После Октябрьской революции 1917 г. Н.Е. Жуковский вместе с руководимыми им молодыми учеными активно включился в Конструкиия аэродинамической трубы, разработанной российским ученым Н.Е. Жуковским в начале XX в.работу по созданию новой советской авиации. В декабре 1918 г. правительственным постановлением был учрежден Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), руководителем которого и был назначен Н.Е. Жуковский. Созданные им теоретические курсы для военных летчиков были реорганизованы в Московский авиационный техникум, на базе которого в 1920 г. был создан Институт инженеров Красного Воздушного Флота, преобразованный в 1922 г. в Военно-воздушную инженерную академию им. Н.Е. Жуковского.

Аэродинамическая труба представляла собой длинный короб прямоугольного сечения. В одном конце короба был установлен мощный вентилятор, винт которого при работе высасывал из трубы воздух. Другой конец короба был открыт и воздух беспрепятственно проникал внутрь трубы. Говоря привычным для нас языком, при включенном вентиляторе в коробе создавался жуткий сквозняк.

Примерно посередине короба было сделано отверстие, которое закрывалось герметичным люком. Через него в аэродинамическую трубу опускали исследуемую часть летательного аппарата, например крыло. При включении вентилятора воздушные массы в коробе проносятся с огромной скоростью и обтекают исследуемый предмет. Таким образом, в лаборатории создаются условия как бы полета наоборот — не самолет пролетает сквозь неподвижный воздух, а воздушные массы проносятся мимо неподвижного крыла. Однако измерительные приборы, установленные на неподвижном исследуемом объекте, регистрируют те же показания, как если бы предмет находился в полете.

Преимущества такого прибора очевидны. Нет необходимости выстраивать дорогостоящий аппарат, поднимать его в воздух, рисковать жизнью пилота-испытателя для того, чтобы убедиться в правильности расчетов и надежности конструкции того или иного узла летательного аппарата. Получив в свое распоряжение такой универсальный инструмент, Н.Е. Жуковский приступил к исследованиям. Многие из перечисленных выше трудов ученого были написаны на основе результатов экспериментов и измерений, проведенных с использованием аэродинамической трубы. И это несмотря на то, что первая в России аэродинамическая труба имела довольно скромные размеры.

Современные трубы вместе с исследовательскими лабораториями занимают целое здание, по размерам превышающее пятиэтажный жилой дом, и позволяют разместить в коробе не только отдельные части летательного аппарата, но и весь аппарат целиком. Есть даже трубы, позволяющие развивать очень большую скорость воздушного потока, при этом измерительные приборы дают возможность быстро и точно измерить силы, которые действуют на модель. Обтекание предмета воздушными массами можно даже сфотографировать. При этом используют изменение оптических свойств воздуха при изменении давления. А можно поступить еще проще — нанести на поверхность исследуемого предмета легкие ленточки, которые будут струиться вместе с потоком воздуха.

Из истории абсолютных мировых рекордов высоты полета. 8 июля 1911 г. французский пилот М. Лорилан на самолете «Farman» поднялся на отметку 3 177 м. Очередные рекорды были установлены под флагами Франции и фирмы «Bleriot». 9 августа 1911 г. капитан Феликс достиг высоты 3 190 м. А пилот Ролан Гарро дважды, с интервалом в год, практически на целый километр увеличивал рекордную высоту: 4 сентября 1911 г. — 3910 м., 6сентября 1912 г.—4900 м.

Пионеры авиации

Не все энтузиасты небесных полетов поступали так, как это делали X. Максим и К. Адер — вначале строили, а затем пытались поднять в небо сконструированный ими аппарат. Был среди них Отто Лилиенталь, который сначала проверял все свои идеи на моделях, а затем перешел на изготовление планеров. На американском континенте нашлось еще два человека, которые, подобно…

Первые сражение Второй Мировой войны

Польша стала государством, которое первым ощутило на себе всю мощь вооруженных сил фашистской Германии. Польским пилотам пришлось сражаться в небе второй мировой войны с самого ее начала с 1 сентября 1939 г., и для некоторых из них она закончилась лишь в мае 1945 г. Значительную часть польских ВВС составляли ближние бомбардировщики «PZL Р-23». Они наносили…

Рабочая лошадка по имени «ТУ»

Опытно-конструкторское бюро А.Н. Туполева, созданное в рамках Центрального аэродинамического института в 1922 г., за прошедшие десятилетия превратилось в крупный научно-конструкторский авиастроительный центр. С 1922 по 1972 гг. бессменным руководителем ОКБ был академик А.Н. Туполев. Отсюда вышли такие замечательные советские авиаконструкторы, как П.О. Сухой, В.М. Петляков, А.А. Архангельский, В.М. Мясищев, А.И. Путилов, В.Н. Беляев и другие….

В небе «невидимки»

В 30-х гг. в Советском Союзе была предпринята попытка изготовить невидимый самолет. Естественно, в те годы ни о каких радиолокационных станциях речи еще не было, и поэтому «невидимость» самолета подразумевала незаметность его для человеческого глаза. Экспериментальный самолет выглядел как обыкновенный пассажирский самолет средних размеров, но особенно обращала на себя внимание его ярко блестевшая на солнце…

Российские соколы

Не отставали от мирового авиационного движения, охватившего в первые десятилетия XX в. мир, и российские энтузиасты воздушных полетов. Журнал «Русский спорт» за 1910 г. информировал своих подписчиков: «Идея устройства в Москве аэроклуба, зародившаяся еще в начале зимы и не раз обсуждавшаяся с тех пор в различных частных кружках, нашла, наконец, свою форму осуществления. Теперь мы…

В небе Великой Отечественной

На рассвете 22 июня 1941 г. фашистская Германия вероломно напала на СССР. Создав на направлении ударов подавляющее превосходство, агрессор прорвал оборону советских войск, захватил стратегическую инициативу и господство на земле и в воздухе. Так началась Великая Отечественная война. «Авиация противника безраздельно господствовала в воздухе, поэтому все перегруппировки, передвижения и наступательные действия пришлось производить ночью, так…

Легендарные «ИЛ»-ы

Огромную роль в развитии советской авиационной науки и техники сыграло Опытно-конструкторское бюро, созданное в 1933 г. под руководством С.В. Ильюшина. Первые созданные ОКБ боевые самолеты — дальний бомбардировщик «Ил-4» и бронированный штурмовик «Ил-2» — навсегда вписаны в историю второй мировой войны. В послевоенные годы деятельность ОКБ С.В. Ильюшина была сосредоточена на разработках в области реактивной…

Обгоняя звук

Еще в апреле 1961 г. Кларенс Л. «Келли» Джонсон (Clarence L. «Kelly» Johnson) (1910—1990), директор одного из подразделений компании «Lockheed», предложил использовать один из проектируемых им самолетов в качестве перехватчика советских сверхзвуковых бомбардировщиков «Ту-22» и «М-50/52». После рассмотрения проекта ВВС США заключили контракт на постройку 3 истребителей-перехватчиков, получивших название «YF-12A» («Blackbird»). Уже 7 августа 1963…

В воздухе летающие «Богатыри»

Конец первого десятилетия XX в. явился рубежом, разделяющим два периода в истории авиации. Если в первый период основной целью являлось осуществление полета на аппаратах тяжелее воздуха, то задачей второго периода являлось создание самолетов, способных уверенно выполнять возложенные на него задачи. Один из первых публичных показов самолета, соответствующего требованиям времени, был организован в 1913 г. на…

Аппараты, «рожденные» войной

В годы Великой Отечественной войны было создано еще несколько интересных моделей самолетов, оставивших немалый след в военной истории. Среди них не последнее место занимают машины, созданные С.А Лавочкиным и В.М. Петляковым. Легендарный истребитель «Ла-5» был разработан под руководством С.А. Лавочкина весной 1942 г. Этот самолет явился результатом модификации самолета «ЛаГГ-3». После установки на него более…

Все права защищены ©2006-2025. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!