Невероятно, но факт!
Главная / Авиация / Труба, в которой лечат “болезни” самолета

Труба, в которой лечат “болезни” самолета

Современная аэродинамическая труба.В начале 20-х гг. в СССР была предпринята попытка создать первый истребитель собственной конструкции — «И-1» («Ил-400»). Проектирование нового самолета поручили авиаконструктору Н.Н. Поликарпову. Первый же полет самолета закончился неудачей — аппарат после взлета упал на хвост. Специалистам ЦАГИ после длительных исследований удалось найти «болезнь», которой болел новый самолет — у истребителя центр парусности не совпадал с центром тяжести. Сделать такой вывод ученым позволили эксперименты, проведенные при использовании аппарата, получившего название «аэродинамическая труба».

Аэродинамическая трубя — установка, в которой создается воздушный поток для экспериментального изучения явлений, возникающих при обтекании воздухом твердых тел, главным образом летательных аппаратов и их частей. В аэродинамической трубе исследуют модели, а иногда и полноразмерные объекты, определяя силы, возникающие, например, при полете самолетов, ракет, и отыскивают их оптимальные формы.

Н.Е. Жуковский родился в семье инженера путей сообщения 5 января 1847 г. В 1858 г. будущий ученый поступил в 4-ю московскую мужскую гимназию. Уже к третьему классу он зарекомендовал себя как лучший ученик по алгебре, геометрии и естественным наукам. В 1864 г. Н.Е. Жуковский окончил гимназию и в том же голу поступил на физико-математический факультет Московского университета, который окончил в 1868 г. по специальности «прикладная математика». В 1870 г. он стал преподавателем физики во 2-й московской женской гимназии, а с 1872 г. — преподавателем математики Московского технического училища — позднее МВТУ, где проработал до конца жизни (сейчас Московский государственный технический университет им. Н.Ю. Баумана).

Из истории абсолютных мировых рекордов высоты полета. 1910 г. стал в истории авиации самым «урожайным» на рекорды высоты полета. 3 сентября 1910 г. франиуз Леон Моран на своем «Bleriot» поднялся на 2 582 м. Через пять дней другой французский пилот Ж. Шавез увеличил этот рекорд еще на пять метров. Следующее повышение рекорда было более существенным. 1 октября 1910 г. француз А. Винмалан, управляя самолетом фирмы «Farman», поднялся на 2 780 м.

Первая в России аэродинамическая труба была,изготовлена еще в 1902 г. при механическом кабинете Московского университета. Работа над ее созданием шла под руководством известного российского ученого, основоположника современной аэродинамики Николая Егоровича Жуковского.

Кстати, создание аэродинамической трубы — не единственная заслуга Н.Е. Жуковского в области авиации. В 1914 г. под его руководством в поселке Кучино под Москвой был создан первый в Европе аэродинамический институт. В том же году Н.Е. Жуковский организовал воздухоплавательную секцию при Московском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. А в 1910 г. при его непосредственном участии была открыта аэродинамическая лаборатория в Московском техническом училище.

После Октябрьской революции 1917 г. Н.Е. Жуковский вместе с руководимыми им молодыми учеными активно включился в Конструкиия аэродинамической трубы, разработанной российским ученым Н.Е. Жуковским в начале XX в.работу по созданию новой советской авиации. В декабре 1918 г. правительственным постановлением был учрежден Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), руководителем которого и был назначен Н.Е. Жуковский. Созданные им теоретические курсы для военных летчиков были реорганизованы в Московский авиационный техникум, на базе которого в 1920 г. был создан Институт инженеров Красного Воздушного Флота, преобразованный в 1922 г. в Военно-воздушную инженерную академию им. Н.Е. Жуковского.

Аэродинамическая труба представляла собой длинный короб прямоугольного сечения. В одном конце короба был установлен мощный вентилятор, винт которого при работе высасывал из трубы воздух. Другой конец короба был открыт и воздух беспрепятственно проникал внутрь трубы. Говоря привычным для нас языком, при включенном вентиляторе в коробе создавался жуткий сквозняк.

Примерно посередине короба было сделано отверстие, которое закрывалось герметичным люком. Через него в аэродинамическую трубу опускали исследуемую часть летательного аппарата, например крыло. При включении вентилятора воздушные массы в коробе проносятся с огромной скоростью и обтекают исследуемый предмет. Таким образом, в лаборатории создаются условия как бы полета наоборот — не самолет пролетает сквозь неподвижный воздух, а воздушные массы проносятся мимо неподвижного крыла. Однако измерительные приборы, установленные на неподвижном исследуемом объекте, регистрируют те же показания, как если бы предмет находился в полете.

Преимущества такого прибора очевидны. Нет необходимости выстраивать дорогостоящий аппарат, поднимать его в воздух, рисковать жизнью пилота-испытателя для того, чтобы убедиться в правильности расчетов и надежности конструкции того или иного узла летательного аппарата. Получив в свое распоряжение такой универсальный инструмент, Н.Е. Жуковский приступил к исследованиям. Многие из перечисленных выше трудов ученого были написаны на основе результатов экспериментов и измерений, проведенных с использованием аэродинамической трубы. И это несмотря на то, что первая в России аэродинамическая труба имела довольно скромные размеры.

Современные трубы вместе с исследовательскими лабораториями занимают целое здание, по размерам превышающее пятиэтажный жилой дом, и позволяют разместить в коробе не только отдельные части летательного аппарата, но и весь аппарат целиком. Есть даже трубы, позволяющие развивать очень большую скорость воздушного потока, при этом измерительные приборы дают возможность быстро и точно измерить силы, которые действуют на модель. Обтекание предмета воздушными массами можно даже сфотографировать. При этом используют изменение оптических свойств воздуха при изменении давления. А можно поступить еще проще — нанести на поверхность исследуемого предмета легкие ленточки, которые будут струиться вместе с потоком воздуха.

Из истории абсолютных мировых рекордов высоты полета. 8 июля 1911 г. французский пилот М. Лорилан на самолете «Farman» поднялся на отметку 3 177 м. Очередные рекорды были установлены под флагами Франции и фирмы «Bleriot». 9 августа 1911 г. капитан Феликс достиг высоты 3 190 м. А пилот Ролан Гарро дважды, с интервалом в год, практически на целый километр увеличивал рекордную высоту: 4 сентября 1911 г. — 3910 м., 6сентября 1912 г.—4900 м.

Еще не самолет, но уже не аэростат

Ничто в мире не случается вдруг. Каждому явлению предшествует длительная подготовка. Так и историческому полету аппарата братьев Райт предшествовали многолетние опыты и эксперименты других людей, порой весьма далеких от авиации. Об одном из таких людей, летательный аппарат которого молено считать переходной моделью между аппаратами авиации и воздухоплавания, пойдет этот рассказ. В 1897 г. в небо…

Жизнь и смерть “больших гигантов”

Пожалуй, именно в 20—40-х гг. XX в. воздухоплавание во всем мире получило наибольшее развитие. В СССР еще до появления ЦАГИ, 23 марта 1918 г. была создана «Летучая лаборатория». В ее задачи входили всесторонние экспериментальные исследования в области воздухоплавания и авиации. Летучая лаборатория, руководимая Н.Е. Жуковским, стала первым советским научным авиационным институтом. В 1919 г. было…

Самолеты гражданской авиации

Сейчас речь пойдет о самолетах гражданской авиации. Такие самолеты используются для перевозок пассажиров, багажа, почты и других грузов, а также в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны лесов, обслуживания экспедиций, оказания медицинской помощи населению и проведения санитарных мероприятий, экспериментальных и научно-исследовательских работ, учебных, культурно-просветительных и спортивных мероприятий, поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ и оказания помощи в случае…

Штормы войны

Поплавковый патрульный бомбардировщик-торпедоносец «N-3PB» стал первым серийным самолетом, разработанным американской фирмой «Northrop Aircraft Inc». Самолет строился по заказу норвежских ВМС, нуждающихся в поплавковом патрульном самолете. Работы над самолетом были начаты в 1939 г., и уже 1 ноября 1940 г. первый самолет совершил полет на озере Эльсинор в Калифорнии. Несмотря на достаточно мощное вооружение, состоящее из…

Самолет – творение Можайского или братьев Райт?

Задолго до того дня, когда в свой первый полет отправился самолет братьев Райт, «воздухоплавательный снаряд», построенный российским изобретателем Александром Федоровичем Можайским (1825—1890), оторвался от поверхности земли. Этот аппарат, на который конструктором был получен патент, имел все основные черты современного самолета. Как же случилось, что американские, а не российские изобретатели стали «крестными отцами» авиации? Александр Федорович…

Самолет снова призывают в армию

Война — это всегда горе и слезы, но люди слишком быстро забывают об этом. Прошло каких-нибудь два десятка лет со времени окончания первой мировой, а на пороге уже стояла новая война — вторая мировая. 1 сентября 1939 г. немецкие войска вторглись в Польшу, и весь мир оказался втянутым в новую кровопролитную войну. В 1937 г….

“Ди-2” – “Douglas” по-советски

В 1935 г. в США фирмой «Douglas» был разработан пассажирский самолет, получивший название «DC-3». Конструкция самолета оказалась необычайно удачной. Она отличалась хорошими пилотажными качествами, высоким уровнем комфорта, совершенным комплексом связного и пилотажно-навигационного оборудования. Хотя по максимальной скорости, которая достигала 330 км/ч, «DC-3» уступал некоторым пассажирским самолетам того времени, но благодаря исключительно высоким экономическим показателям, простоте…

Настоящее и будущее воздушных кораблей

Несмотря на окончание второй мировой войны, работы над созданием летающих лодок не остановились. В 1945 г. в конструкторском бюро Г.М. Бериева был создан дальний морской разведчик «Бе-6». Этот самолет представлял собой двухмоторную цельнометаллическую летающую лодку со звездообразными двигателями воздушного охлаждения, двухкилевым оперением и подкрыльными поплавками. Самолет имел экипаж из 8 человек, был вооружен 3 пушечными…

Ступени в небо

Россияне были не единственными, кто, добившись некоторых результатов в области авиастроения, не стал лидером в этой области. В последние десятилетия XIX в. практически во всех странах мира находились люди, каждому из которых можно присвоить титул создателя первого самолета. Но несмотря на неудачи, постигшие их творения, после каждой, даже самой неудачной попытки подняться в небо, человек…

“Разминка” перед большой схваткой

За несколько лет до начала этой самой кровопролитной войны произошло несколько «репетиций» — локальных войн, которые охватывали относительно небольшое число государств и ограниченный географический район и в которых будущие участники второй мировой войны демонстрировали мощь своих вооруженных сил и испытывали боеспособность вооружения. Возможность для первой «пробы сил» предоставилась в 1936 г., когда в Испании в…

Все права защищены ©2006-2020. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru