Невероятно, но факт!
Главная / Авиация / Труба, в которой лечат “болезни” самолета

Труба, в которой лечат “болезни” самолета

Современная аэродинамическая труба.В начале 20-х гг. в СССР была предпринята попытка создать первый истребитель собственной конструкции — «И-1» («Ил-400»). Проектирование нового самолета поручили авиаконструктору Н.Н. Поликарпову. Первый же полет самолета закончился неудачей — аппарат после взлета упал на хвост. Специалистам ЦАГИ после длительных исследований удалось найти «болезнь», которой болел новый самолет — у истребителя центр парусности не совпадал с центром тяжести. Сделать такой вывод ученым позволили эксперименты, проведенные при использовании аппарата, получившего название «аэродинамическая труба».

Аэродинамическая трубя — установка, в которой создается воздушный поток для экспериментального изучения явлений, возникающих при обтекании воздухом твердых тел, главным образом летательных аппаратов и их частей. В аэродинамической трубе исследуют модели, а иногда и полноразмерные объекты, определяя силы, возникающие, например, при полете самолетов, ракет, и отыскивают их оптимальные формы.

Н.Е. Жуковский родился в семье инженера путей сообщения 5 января 1847 г. В 1858 г. будущий ученый поступил в 4-ю московскую мужскую гимназию. Уже к третьему классу он зарекомендовал себя как лучший ученик по алгебре, геометрии и естественным наукам. В 1864 г. Н.Е. Жуковский окончил гимназию и в том же голу поступил на физико-математический факультет Московского университета, который окончил в 1868 г. по специальности «прикладная математика». В 1870 г. он стал преподавателем физики во 2-й московской женской гимназии, а с 1872 г. — преподавателем математики Московского технического училища — позднее МВТУ, где проработал до конца жизни (сейчас Московский государственный технический университет им. Н.Ю. Баумана).

Из истории абсолютных мировых рекордов высоты полета. 1910 г. стал в истории авиации самым «урожайным» на рекорды высоты полета. 3 сентября 1910 г. франиуз Леон Моран на своем «Bleriot» поднялся на 2 582 м. Через пять дней другой французский пилот Ж. Шавез увеличил этот рекорд еще на пять метров. Следующее повышение рекорда было более существенным. 1 октября 1910 г. француз А. Винмалан, управляя самолетом фирмы «Farman», поднялся на 2 780 м.

Первая в России аэродинамическая труба была,изготовлена еще в 1902 г. при механическом кабинете Московского университета. Работа над ее созданием шла под руководством известного российского ученого, основоположника современной аэродинамики Николая Егоровича Жуковского.

Кстати, создание аэродинамической трубы — не единственная заслуга Н.Е. Жуковского в области авиации. В 1914 г. под его руководством в поселке Кучино под Москвой был создан первый в Европе аэродинамический институт. В том же году Н.Е. Жуковский организовал воздухоплавательную секцию при Московском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. А в 1910 г. при его непосредственном участии была открыта аэродинамическая лаборатория в Московском техническом училище.

После Октябрьской революции 1917 г. Н.Е. Жуковский вместе с руководимыми им молодыми учеными активно включился в Конструкиия аэродинамической трубы, разработанной российским ученым Н.Е. Жуковским в начале XX в.работу по созданию новой советской авиации. В декабре 1918 г. правительственным постановлением был учрежден Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), руководителем которого и был назначен Н.Е. Жуковский. Созданные им теоретические курсы для военных летчиков были реорганизованы в Московский авиационный техникум, на базе которого в 1920 г. был создан Институт инженеров Красного Воздушного Флота, преобразованный в 1922 г. в Военно-воздушную инженерную академию им. Н.Е. Жуковского.

Аэродинамическая труба представляла собой длинный короб прямоугольного сечения. В одном конце короба был установлен мощный вентилятор, винт которого при работе высасывал из трубы воздух. Другой конец короба был открыт и воздух беспрепятственно проникал внутрь трубы. Говоря привычным для нас языком, при включенном вентиляторе в коробе создавался жуткий сквозняк.

Примерно посередине короба было сделано отверстие, которое закрывалось герметичным люком. Через него в аэродинамическую трубу опускали исследуемую часть летательного аппарата, например крыло. При включении вентилятора воздушные массы в коробе проносятся с огромной скоростью и обтекают исследуемый предмет. Таким образом, в лаборатории создаются условия как бы полета наоборот — не самолет пролетает сквозь неподвижный воздух, а воздушные массы проносятся мимо неподвижного крыла. Однако измерительные приборы, установленные на неподвижном исследуемом объекте, регистрируют те же показания, как если бы предмет находился в полете.

Преимущества такого прибора очевидны. Нет необходимости выстраивать дорогостоящий аппарат, поднимать его в воздух, рисковать жизнью пилота-испытателя для того, чтобы убедиться в правильности расчетов и надежности конструкции того или иного узла летательного аппарата. Получив в свое распоряжение такой универсальный инструмент, Н.Е. Жуковский приступил к исследованиям. Многие из перечисленных выше трудов ученого были написаны на основе результатов экспериментов и измерений, проведенных с использованием аэродинамической трубы. И это несмотря на то, что первая в России аэродинамическая труба имела довольно скромные размеры.

Современные трубы вместе с исследовательскими лабораториями занимают целое здание, по размерам превышающее пятиэтажный жилой дом, и позволяют разместить в коробе не только отдельные части летательного аппарата, но и весь аппарат целиком. Есть даже трубы, позволяющие развивать очень большую скорость воздушного потока, при этом измерительные приборы дают возможность быстро и точно измерить силы, которые действуют на модель. Обтекание предмета воздушными массами можно даже сфотографировать. При этом используют изменение оптических свойств воздуха при изменении давления. А можно поступить еще проще — нанести на поверхность исследуемого предмета легкие ленточки, которые будут струиться вместе с потоком воздуха.

Из истории абсолютных мировых рекордов высоты полета. 8 июля 1911 г. французский пилот М. Лорилан на самолете «Farman» поднялся на отметку 3 177 м. Очередные рекорды были установлены под флагами Франции и фирмы «Bleriot». 9 августа 1911 г. капитан Феликс достиг высоты 3 190 м. А пилот Ролан Гарро дважды, с интервалом в год, практически на целый километр увеличивал рекордную высоту: 4 сентября 1911 г. — 3910 м., 6сентября 1912 г.—4900 м.

Военно-воздушный флот Российской империи

Российские военные стратеги долгое время скептически оценивали появление новых летательных аппаратов — самолетов, предпочитая им ставшие привычными аэростаты. В 1910 г. во всей императорской армии имелось всего семь самолетов, купленных казной у частных лиц, среди них всего один — российской постройки. Боевой путь авиации начался в период итало-турецкой и двух балканских войн (1911—1913). В болгарской…

Крылья Люфтваффе

Первым немецким самолетом, с которым советским пилотам довелось встретиться еще в небе Испании, был новейший истребитель «Messerschmitt Bf-109». Когда 30 июля 1926 г. министерство транспорта баварского правительства и банкирский дом «Merk, Fink & С°» создали компанию «Bauerische Flugzeugwerke» («Баварские авиазаводы»), сокращенно — «BFW», совершенно невозможно было предположить, что эта фирма выпустит 40 000 боевых самолетов…

Воздушные тяжеловозы

Эти самолеты поражают своими размерами, и не зря. Ведь вес грузов, которые они поднимают в воздух исчисляется сотнями тонн. Одним из первых аппаратов-тяжеловозов стал созданный в ОКБ С.В. Ильюшина транспортный самолет «Ил-76», оснащенный турбореактивными двигателями. Первый полет «Ил-76» совершил в 1971 г., и уже в 1974 г. он начал поступать в авиаотряды. Отличительными особенностями этого…

Как создавались первые геликоптеры

Среди проектов летательных аппаратов, разработанных Леонардо да Винчи, можно встретить модель геликоптера со спиральным ротором из накрахмаленного льняного полотна. Предполагалось, что ротор будет приводиться в действие пилотом, который обмотает вокруг мачты веревку и, рванув за нее, приведет ротор во вращение, как это делали раньше, запуская в воздух игрушки. К сожалению, не сохранилось свидетельств современников о…

ВВС ее Величества королевы

К концу первого десятилетия XX в. англичане значительно отставали в области авиастроения от своих французских коллег. К моменту объявления мобилизации в 1914 г. большая часть авиационного парка страны состояла из самолетов иностранного производства, в основном французских. Однако такое отставание было недолгим. Большой экономический, технический и научный потенциал страны позволил уже к середине первой мировой войны…

Первые реактивные

Еще в начале XX в. российский ученый К.Э. Циолковский предсказал, что вслед за эрой винтовых аэропланов наступит эра аэропланов реактивных. Он считал, что только с реактивным двигателем можно достичь сверхзвуковых скоростей. В 1937 г. молодой и талантливый конструктор A.M. Люлька предложил проект первого советского турбореактивного двигателя. По его расчетам, такой двигатель мог разогнать самолет до…

Небесные “спортсмены” и “учителя”

Летчиков всего мира кроме любви к полетам объединяет еще одно обстоятельство — вне зависимости от того, служат они сейчас в военной или гражданской авиации, начинался их путь в небо с управления небольшим тренировочным самолетом-учителем. Самолет «АИР-14» был создан под руководством А.С. Яковлева в 1937 г. Это был одноместный учебно-тренировочный и спортивный самолет, который пошел в…

Вертолет “шагает” по планете

Дальнейшее развитие вертолетостроения было прервано первой мировой войной. Так как этот удивительный аппарат не успел до ее начала доказать свою «полезность» для военных, про винтокрылые машины на время забыли и все силы бросили на развитие самолетостроения. Но едва человечество покончило с кровопролитной войной, из разных стран мира все чаще и чаще стали поступать сведения о…

От икара до сверхзвукового лайнера

«Человек полетит, опираясьне на силу своих мускулов,а на силу своего разума». Н.Е. Жуковский Термин «воздухоплавание» обозначал таюке и летание на аппаратах тяжелее воздуха (самолетах, планерах). Однако мечтать о полетах человек начал гораздо раньше. Построив машины, способные передвигаться по суше, обгоняя самых быстрых животных, и корабли, спорящие с жителями водной стихии, он длительное время продолжал с…

Выше, дальше, быстрее…

Пережив ужасы кровавой первой мировой войны люди считали, что теперь-то мир на земле установится надолго, ведь очень большая цена была заплачена за него. Но это была лишь попытка выдать желаемое за действительное. Историки, политики, военные понимали, что это еще не мир, а, скорее всего, передышка между двумя войнами. И на это были свои причины. Вначале…

Все права защищены ©2006-2020. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru