Винтокрылая мощь военной Германии
В годы второй мировой войны конструкторы фашистской Германии добились неплохих результатов в области вертолетостроения. И это не случайно, ведь немецкие генералы, считая, что победа в войне во многом зависит от техники, требовали от авиаконструкторов создания самых разнообразных машин — от реактивных самолетов до ракет «U-2», от летающих монстров до загадочных винтокрылов.
Перед самым началом войны немецкий конструктор Генрих Фокке разработал новую модель вертолета — «Focke Achgelis Fa-266». Внешне этот аппарат напоминал сильно увеличенный вертолет «Fw-61». Немецкая авиакомпания «Lufthansa» планировала использовать «Fa-266» в качестве шестиместного пассажирского вертолета. Однако едва закончились испытания аппарата — началась война, и опытный образец срочно был переделан в боевой вертолет, получивший обозначение «Fa-223» («Drache»).
Фюзеляж вертолета был сварен из стальных труб и обшит тканью и листами легкого сплава в области двигателя. В его носовой части размещалась большая остекленная кабина, обеспечивающая отличный обзор для пилота и наблюдателя. «Fa-223» имел классическое «самолетное» хвостовое оперение, однако стабилизатор имел подвижный руль, который использовался только для управления курсом. На основных стойках шасси колеса были с тормозами, а носовое колесо — свободноориентирующимся и могло поворачиваться на 360°.
Оборудование вертолета менялось в зависимости от решаемых задач. Почти все варианты, за исключением учебного, должны были нести пулемет в носовой части, радиостанцию и высотомер. Кроме этого вертолет-спасатель нес электролебедку, а разведчик — фотокамеру. В противолодочном варианте под фюзеляж вертолета можно было подвесить две глубинные бомбы весом по 250 кг. Транспортный вариант «Fa-223» мог перевозить груз на внешней подвеске, а в хвостовой части вертолета можно было также установить спасательную лодку.
Немецкие генералы планировали использовать вертолет «Fa-223» в качестве противолодочного, разведывательного, спасательного, транспортного и учебного аппарата. Это позволило специалистам завела «Focke Achgelis», расположенного в Бремене, получить военный заказ сразу на 30 опытных вертолетов.
В 1931 г. немецкий конструктор Генрих Фокке — один из основателей авиастроительной фирмы «Focke-Wulf» — создал лабораторию по исследованию винтокрылых аппаратов, которая в 1936 г. выпустила вертолет «Fw-61». 6 следующем году он ушел из фирмы и основал свою собственную «вертолетную»компанию «Focke Achgelis GmbH».
Хотя «Fa-223» был особенно эффективен для проведения спасательных операций, он никогда не использовался в этом качестве — его лишь иногда применяли для транспортных перевозок. На апрель 1945 г. у Германии имелось 3 работоспособных «Fa-223». Один из них к концу войны был сбит, а два других достались американизм. Один из них позже был перегнан в Англию, став первым вертолетом, пересекшим Ла-Манш.
В начале 1942г. флот Германии активно использовал вертолет «Fl-282», в том числе и в штормовых условиях. Для этого на одной из башен крейсера «Кц1п» была смонтирована вертолетная площадка. Хотя о боевой карьере вертолетов известно мало, точно установлено, что, по крайней мере, несколько «FI-282» и «Fa-223» в апреле 1945 г. использовались в авиатранспортной эскадрилье. Кстати, именно один из «FI-282» вывез из осажденного Бреслау его бургомистра Ханке незадолго до паления города.
Из заказанных военным министерством «Fa-223» завод в Бремене успел до бомбежек союзников выпустить только 10 машин — остальные были уничтожены на разной степени готовности. Успешные испытания вертолета, начавшиеся в середине 1942 г., и особенно его транспортный потенциал для снабжения сухопутных войск, позволили получить заказ еще на 100 машин. Однако успели произвести в десять раз меньше — в июле 1944 г. заводы вновь подверглись бомбардировкам.
Менее известная немецкая фирма «Flettner» в годы второй мировой войны построила довольно удачный одноместный вертолет «Fl-282» («Kolibri») с открытой кабиной.
Вертолет оказался очень маневренным и устойчивым в полете — на скорости 60 км/ч пилот мог далее позволить себе отпустить ручку управления. Хотя конструкция ряда узлов «F1-282» была излишне сложной и тяжелой, в целом она оказалась очень хорошо продуманной — во время испытаний одна из машин надетала 95 ч без замены каких-либо узлов.
Было заказано 1 000 вертолетов, но бомбежки выделенных под производство заводов «BMW» и «Flettner» в Йохаништале позволили выпустить только 24 опытных машины. Из них к концу войны действующими оставались только 3. Два из них достались американцам, а третий — Советскому Союзу. В течение некоторого времени он использовался в качестве учебного пособия на кафедре вертолетостроения в МАИ.
Итак, человек получил в свое распоряжение летательный аппарат в виде воздушного змея. Теперь можно было оторваться от земли и всем телом почувствовать захватывающую прелесть полета. Казалось бы, мечта человека осуществилась… Однако через некоторое время люди, поднимающиеся в воздух при помощи такого аппарата, ощутили некоторую ограниченность подобного полета. Не очень приятно болтаться на привязи и подчиняться…
Не менее интересна судьба другого известного авиационного конструктора СССР — Андрея Николаевича Туполева. Начало его конструкторской деятельности в авиации напрямую связано с работой в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). В 1921 г., после смерти Н.Е. Жуковского, руководство институтом перешло к С.А. Чаплыгину. Вскоре ему удалось собрать в стенах ЦАГИ группу талантливых молодых конструкторов, в число которых…
Примерно через пятьдесят лет после своего рождения авиация отметила еще одно знаменательное событие — самолет смог преодолеть звуковой барьер. Это означает, что с этого момента скорость некоторых видов специальных летательных аппаратов (сверхзвуковых самолетов) стала больше скорости звука, которая в зависимости от высоты полета равна 300—340 м/с. Преодолеть этот барьер оказалось не таким уж легким делом….
Строительство лодочных гидросамолетов в России началось в 1913 г. под руководством Д.П. Григоровича, который, последовательно совершенствуя схему однодвигательного лодочного гидросамолета, разработал вполне работоспособную модель. На основе этой модели, построенной по схеме многостоечного биплана с толкающим воздушным винтом, весной 1915 г. конструктор создал очень удачную двухместную летающую лодку «М-5». Летающая лодка «М-5» значительно отличалась от своего…
В начале 50-х гг. в Советском Союзе была начата разработка тяжелого транспортного вертолета, и занялись ей специалисты авиастроительного ОКБ А.С. Яковлева. Всего год понадобился на то, чтобы создать двухвинтовой вертолет-гигант «Як-24», опытный образец которого поднялся в воздух 3 июля 1952 г. В апреле 1955 г. началось его серийное производство, было произведено около 100 вертолетов с…
К концу XIX в. аэростат уже не считали ярмарочной диковинкой, служащей для увеселения толпы. Большинство людей относилось к нему как к вполне надежному средству для совершения полетов. Но почему он летает, какая сила заставляет подниматься шар в небо, ответить на эти и другие вопросы, связанные с воздухоплаванием, могли лишь немногие. Простейшим объяснением теории воздухоплавания может…
Для того чтобы показать всему миру, что авиация молодой Страны Советов ничем не отличается от лучших образцов летательных аппаратов и даже кое в чем превосходит их, в 30-х годах XX в. в СССР была создана целая эскадрилья специального назначения. Основная задача, возложенная на самолеты и их экипажи, входящие в состав этого авиационного отряда, заключалась в…
Для того чтобы поближе познакомиться с устройством самолета, мы не будем сразу жеподниматься на борт сверхзвукового лайнера, а рассмотрим конструкцию попроще: например, устройство легкого тренировочного самолета. Он имеет небольшие размеры и простую конструкцию и, тем не менее, содержит все основные части современного летательного аппарата. На легких самолетах, как правило, устанавливаются поршневые двигатели воздушного охлаждения. В…
Если уж первая мировая война захватила сушу и воздух, естественно, не могла она обойти и воду. Не только в России, но и в других странах, участвующих в боевых действиях, в спешном порядке параллельно с выпуском обыкновенных самолетов разворачивали производство летающих лодок. Особенно в этом преуспели конструкторы Германии. В начале 1916 г. немецкая компания «Albatros Werke»…
Если в годы второй мировой войны вертолеты не успели продемонстрировать все свои преимущества, то уже в 50-х гг., во время корейской войны, американские военные, превратив Корейский полуостров в полигон для испытания новейшей боевой техники, впервые массированно использовали винтокрылые летательные аппараты для эвакуации раненых, корректировки артиллерийского огня, разведки и переброски небольших подразделений. Вертолеты, садясь на «пятачки»…