Невероятно, но факт!






купонлар.ру
Главная / Авиация / Первые самолеты Страны Советов

Первые самолеты Страны Советов

Первый вертолет Страны Советов «ЦАГИ 1-ЭА».Первый советский вертолет был построен в стенах ЦАГИ под руководством A.M. Черемухина в августе 1930 г. Там же в присутствии пожарного А.М. Черемухин — по совместительству пилот экспериментального аппарата «ЦАГИ 1-ЭА» — провел первые, наземные, испытания. После этого аппарат был перевезен на один из подмосковных военных аэродромов.

Весной 1925 г. один из старейших вертолетчиков России Б.Н. Юрьев, выступая перед молодыми сотрудниками центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), сказал: «Имейте в виду, что проблема создания геликоптера — одна из труднейших в авиации. Перед вами откроется интересная, увлекательная область авиационной науки и техники, но путь этот длинный и очень трудный. Нужно только глубоко верить в возможность решить эту проблему, уметь заразить этой верой всех сотрудников, бороться со скептицизмом многих и очень многих…»

Перед второй мировой войной вертолет «НАГИ 5-ЭА» модернизировали. Вместо 2 бензиновых двигателей аппарат оснастили парой облегченных электромоторов общей мощностью 200 л.с. Источником энергии служила передвижная наземная электростанция, питающая вертолет через гибкий кабель.

Ужев сентябре 1930 г. «ЦАГИ 1-ЭА» свободно маневрировал на высоте 10—15 м, а поздней осенью высота его полета достигла 50 м. Еще два года понадобилось на то, чтобы «научить» первый советский вертолет подниматься на высоту 605 м.

К сожалению, «ЦАГИ 1-ЭА» не суждено было стать прототипом для советских серийных вертолетов, но зато его создание явилось хорошей школой для многих выдающихся ученых и конструкторов, таких, как К.А. Бункин, А.Ф. Маурин, Г.И. Солнцев и И.П. Братухин. Кстати, именно под руководством последнего были построены еще несколько вертолетов марки «ЦАГИ».

Вертолет «ЦАГИ 5-ЭА», построенный в 1933 г., внешне был похож на своего предшественника «1-ЭА», но, в отличие от него, имел несущий винт новой конструкции. Он состоял из 2 трехлопастных винтов разного диаметра. Большой винт, лопасти которого меняли угол наклона все вместе, применялся для вертикального подъема. Винт меньшего диаметра, используемый для управления вертолетом, имел лопасти, каждая из которых могла поворачиваться независимо от других.

В 1934 г. под руководством И.П. Братухина началась работа над вертолетом необычной конструкции, получившим название «ЦАГИ 11-ЭА». Внешне он напоминал обыкновенный самолет, но вместо тянущего винта над его пилотской кабиной возвышался большой четырехлопастный горизонтальный винт. Еще 2 небольших пропеллера были установлены на концах самолетного крыла.

Летные испытания машины начались только в начале 1940 г. Однако вскоре их пришлось остановить — Германия напала на СССР, началась Великая Отечественная война.

Но и в тяжелые годы войны И.П. Братухин продолжал работать. Создание вертолета «Омега» стало результатомВертолет «ЦАГИ 11-ЭА». Его экипаж состоял из 2 пилотов, а мощность двигателя достигала 630 л. с. многомесячного труда изобретателя. Эта машина имела фюзеляж, изготовленный из труб и обшитый полотном. В носовой части располагалась двухместная кабина с фонарем — летчик и пассажир сидели друг за другом. К фюзеляжу крепились фермы, на концах которых стояли мотогондолы с двигателями мощностью 220 л.с. Эти двигатели через редукторы вращали в разные стороны трехлопастные винты диаметром 7 м.

Заводские летные испытания «Омеги» начались в августе 1941 г., но были прерваны в связи с эвакуацией МАИ. Экспериментальные полеты аппарата удалось возобновить только в 1943 г. «Омега» показала себя достаточно устойчивой машиной, а ее конструкция и система управления — работоспособными и надежными. Более того, после необходимых доработок, как указывалось в акте государственной комиссии, «Омегу» можно было использовать как для военных, так и для народнохозяйственных нужд.

В 1944 г. ОКБ И.П. Братухина построило модернизированную машину, и вскоре на заводском аэродроме начались испытания «Омеги-II». На этом вертолете установили новые, более мощные двигатели, в результате чего значительно увеличились ее летные характеристики. Следует добавить, что «Омега» стала родоначальницей целого семейства винтокрылых машин. Следом за ней из ОКБ

И.П. Братухина вышли цельнометаллические вертолеты «Г-3», «Г-4» и пассажирский 6-местный аппарат «Б-5». В 1946 г. эти модели впервые приняли участие в параде, состоявшемся в День авиации.

В 1946—1948 гг. под руководством конструктора были спроектированы еще несколько машин, в том числе вертолеты «Б-9» и «Б-10».

На вертолете «Омега» было установлено 2 двигателя мощностью 220л.с., что позволяло аппарату достигать скорости полета 186 км/ч и подниматься на высоту до 700 м.Вертолет «ЦАГИ 5-ЭА» конструкции И.П. Братухина. На нем было установлено 2 двигателя мощностью 120 л.с., которые раскручивали несущие винты диаметром 72 и 7,8 м. Максимальная скорость, которую развил вертолет на испытаниях, достигла 20 км/ч.

В январе 1940 г. при Московском авиационном институте (МАИ) было организовано опытное конструкторское бюро, во главе которого сначала встал профессор Б. Н. Юрьев, а затем И. П. Братухин, пришедший сюда из НАГИ.

Испытания вертолета «Омега» проходили в два этапа. Первоначально этот аппарат поднимался в воздух, удерживаемый тросами, чтобы без лишнего риска по мере приобретения опыта пилотирования можно было постепенно усложнять испытания. На втором этапе от «привязи» отказались, и «Омега» начала совершать свободные полеты.

В конце 40-х гг. в СССР взгляды на практическое применение вертолетов изменились. Было решено дальнейшие работы по усовершенствованию «Б-5», «Б-9» и «Б-10» прекратить и создать на их базе новый аппарат, который получил название «Б-11». На этом вертолете установили 2 более мощных двигателя, что позволило увеличить его взлетную массу до 4 200 кг. Однако во время испытаний нового вертолета была выявлена его предрасположенность к повышенным вибрациям. 13 декабря 1948 г. это стало причиной аварии — из-за отрыва лопасти разбился один из «Б-11». Погибли летчик-испытатель К.И. Пономарев и бортрадист И.Г. Нилус. И хотя вскоре вибрации удалось устранить, в 1950 г. предложения о дальнейших модификациях «Б-11» поддержки не получили, и все работы по этому аппарату были прекращены.

Грозное небо Первой Мировой войны

В первых десятилетиях XX в. самолет научился быстро разгоняться, уверенно взлетать, делать в воздухе простейшие фигуры пилотажа, перевозить людей и грузы. Это была эпоха авиационной романтики и появления новой профессии — пилот. Глазами людей, поднявшихся в небо, человечество с огромной, по тем меркам, высоты увидало всю красоту окружающей его природы, и нетрудно представить, какие чувства…

Союзническая помощь из-за океана

В ответ на создание агрессивного блока Германии, Италии, Японии, развязавшего вторую мировую войну, летом 1941 г., была создана антигитлеровская коалиция. Этот военный блок включал СССР, США, Великобританию, Францию и Китай, а также Югославию, Польшу, Чехословакию и др. страны, участвовавшие в военных действиях или оказывавшие помощь союзникам. К концу войны в состав антигитлеровской коалиции входило более…

“ЯК” – комфорт международных трасс для всех

В 1924 г. 18-летний Александр Яковлев вместе с друзьями построил планер «АВФ-10». Полеты на слете планеристов в Крыму определили судьбу будущего конструктора. В 1927 г. А.С. Яковлев спроектировал и построил в мастерских Академии воздушного флота в Москве свой первый легкий двухместный самолет «АИР-1». Уже тогда вокруг молодого энтузиаста стал складываться костяк будущего конструкторского коллектива. Официальное рождение…

В полет без разбега

Вертикально взлетающие аппараты и самолеты с переменной стреловидностью крыла – попытка разными средствами решить одну и ту же проблему противоречия между скоростными и взлетно-посадочными режимами. И если конструкторы-«геометры» стремятся улучшить привычные для самолета взлет и посадку, то «вертикалыцики» полностью от них отказываются. Одно из решений проблемы точечного старта – взлет с рампы. С мощным двигателем,…

Военно-воздушный флот Российской империи

Российские военные стратеги долгое время скептически оценивали появление новых летательных аппаратов — самолетов, предпочитая им ставшие привычными аэростаты. В 1910 г. во всей императорской армии имелось всего семь самолетов, купленных казной у частных лиц, среди них всего один — российской постройки. Боевой путь авиации начался в период итало-турецкой и двух балканских войн (1911—1913). В болгарской…

Крылья Люфтваффе

Первым немецким самолетом, с которым советским пилотам довелось встретиться еще в небе Испании, был новейший истребитель «Messerschmitt Bf-109». Когда 30 июля 1926 г. министерство транспорта баварского правительства и банкирский дом «Merk, Fink & С°» создали компанию «Bauerische Flugzeugwerke» («Баварские авиазаводы»), сокращенно — «BFW», совершенно невозможно было предположить, что эта фирма выпустит 40 000 боевых самолетов…

Сверхзвуковые путешественники

Успехи в создании в 50-х гг. сверхзвуковых боевых самолетов, в том числе и тяжелого класса, способствовали изучению возможности создания сверхзвукового пассажирского самолета. Во второй половине 50-х гг. по обе стороны «железного занавеса» появляются сначала опытные, а затем и серийные сверхзвуковые тяжелые самолеты военного назначения, и практически сразу на их базе ведущие мировые авиационные фирмы подготавливают…

Механическая стрекоза

Пожалуй, трудно отыскать человека, который бы никогда не наблюдал за полетом стрекозы. Это удивительное существо способно мгновенно, без разбега взмывать в воздух, подолгу зависать на одном месте, а затем продолжать полет в любом направлении, даже не разворачиваясь. Вот бы изобрести летательный аппарат, владеющий искусством такого полета. Вероятно, подобная мысль в разные годы неоднократно возникала в…

ВВС ее Величества королевы

К концу первого десятилетия XX в. англичане значительно отставали в области авиастроения от своих французских коллег. К моменту объявления мобилизации в 1914 г. большая часть авиационного парка страны состояла из самолетов иностранного производства, в основном французских. Однако такое отставание было недолгим. Большой экономический, технический и научный потенциал страны позволил уже к середине первой мировой войны…

Первые реактивные

Еще в начале XX в. российский ученый К.Э. Циолковский предсказал, что вслед за эрой винтовых аэропланов наступит эра аэропланов реактивных. Он считал, что только с реактивным двигателем можно достичь сверхзвуковых скоростей. В 1937 г. молодой и талантливый конструктор A.M. Люлька предложил проект первого советского турбореактивного двигателя. По его расчетам, такой двигатель мог разогнать самолет до…

Все права защищены ©2006-2019. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru