Невероятно, но факт!






купонлар.ру
Главная / Авиация / Первые самолеты Страны Советов

Первые самолеты Страны Советов

Первый вертолет Страны Советов «ЦАГИ 1-ЭА».Первый советский вертолет был построен в стенах ЦАГИ под руководством A.M. Черемухина в августе 1930 г. Там же в присутствии пожарного А.М. Черемухин — по совместительству пилот экспериментального аппарата «ЦАГИ 1-ЭА» — провел первые, наземные, испытания. После этого аппарат был перевезен на один из подмосковных военных аэродромов.

Весной 1925 г. один из старейших вертолетчиков России Б.Н. Юрьев, выступая перед молодыми сотрудниками центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), сказал: «Имейте в виду, что проблема создания геликоптера — одна из труднейших в авиации. Перед вами откроется интересная, увлекательная область авиационной науки и техники, но путь этот длинный и очень трудный. Нужно только глубоко верить в возможность решить эту проблему, уметь заразить этой верой всех сотрудников, бороться со скептицизмом многих и очень многих…»

Перед второй мировой войной вертолет «НАГИ 5-ЭА» модернизировали. Вместо 2 бензиновых двигателей аппарат оснастили парой облегченных электромоторов общей мощностью 200 л.с. Источником энергии служила передвижная наземная электростанция, питающая вертолет через гибкий кабель.

Ужев сентябре 1930 г. «ЦАГИ 1-ЭА» свободно маневрировал на высоте 10—15 м, а поздней осенью высота его полета достигла 50 м. Еще два года понадобилось на то, чтобы «научить» первый советский вертолет подниматься на высоту 605 м.

К сожалению, «ЦАГИ 1-ЭА» не суждено было стать прототипом для советских серийных вертолетов, но зато его создание явилось хорошей школой для многих выдающихся ученых и конструкторов, таких, как К.А. Бункин, А.Ф. Маурин, Г.И. Солнцев и И.П. Братухин. Кстати, именно под руководством последнего были построены еще несколько вертолетов марки «ЦАГИ».

Вертолет «ЦАГИ 5-ЭА», построенный в 1933 г., внешне был похож на своего предшественника «1-ЭА», но, в отличие от него, имел несущий винт новой конструкции. Он состоял из 2 трехлопастных винтов разного диаметра. Большой винт, лопасти которого меняли угол наклона все вместе, применялся для вертикального подъема. Винт меньшего диаметра, используемый для управления вертолетом, имел лопасти, каждая из которых могла поворачиваться независимо от других.

В 1934 г. под руководством И.П. Братухина началась работа над вертолетом необычной конструкции, получившим название «ЦАГИ 11-ЭА». Внешне он напоминал обыкновенный самолет, но вместо тянущего винта над его пилотской кабиной возвышался большой четырехлопастный горизонтальный винт. Еще 2 небольших пропеллера были установлены на концах самолетного крыла.

Летные испытания машины начались только в начале 1940 г. Однако вскоре их пришлось остановить — Германия напала на СССР, началась Великая Отечественная война.

Но и в тяжелые годы войны И.П. Братухин продолжал работать. Создание вертолета «Омега» стало результатомВертолет «ЦАГИ 11-ЭА». Его экипаж состоял из 2 пилотов, а мощность двигателя достигала 630 л. с. многомесячного труда изобретателя. Эта машина имела фюзеляж, изготовленный из труб и обшитый полотном. В носовой части располагалась двухместная кабина с фонарем — летчик и пассажир сидели друг за другом. К фюзеляжу крепились фермы, на концах которых стояли мотогондолы с двигателями мощностью 220 л.с. Эти двигатели через редукторы вращали в разные стороны трехлопастные винты диаметром 7 м.

Заводские летные испытания «Омеги» начались в августе 1941 г., но были прерваны в связи с эвакуацией МАИ. Экспериментальные полеты аппарата удалось возобновить только в 1943 г. «Омега» показала себя достаточно устойчивой машиной, а ее конструкция и система управления — работоспособными и надежными. Более того, после необходимых доработок, как указывалось в акте государственной комиссии, «Омегу» можно было использовать как для военных, так и для народнохозяйственных нужд.

В 1944 г. ОКБ И.П. Братухина построило модернизированную машину, и вскоре на заводском аэродроме начались испытания «Омеги-II». На этом вертолете установили новые, более мощные двигатели, в результате чего значительно увеличились ее летные характеристики. Следует добавить, что «Омега» стала родоначальницей целого семейства винтокрылых машин. Следом за ней из ОКБ

И.П. Братухина вышли цельнометаллические вертолеты «Г-3», «Г-4» и пассажирский 6-местный аппарат «Б-5». В 1946 г. эти модели впервые приняли участие в параде, состоявшемся в День авиации.

В 1946—1948 гг. под руководством конструктора были спроектированы еще несколько машин, в том числе вертолеты «Б-9» и «Б-10».

На вертолете «Омега» было установлено 2 двигателя мощностью 220л.с., что позволяло аппарату достигать скорости полета 186 км/ч и подниматься на высоту до 700 м.Вертолет «ЦАГИ 5-ЭА» конструкции И.П. Братухина. На нем было установлено 2 двигателя мощностью 120 л.с., которые раскручивали несущие винты диаметром 72 и 7,8 м. Максимальная скорость, которую развил вертолет на испытаниях, достигла 20 км/ч.

В январе 1940 г. при Московском авиационном институте (МАИ) было организовано опытное конструкторское бюро, во главе которого сначала встал профессор Б. Н. Юрьев, а затем И. П. Братухин, пришедший сюда из НАГИ.

Испытания вертолета «Омега» проходили в два этапа. Первоначально этот аппарат поднимался в воздух, удерживаемый тросами, чтобы без лишнего риска по мере приобретения опыта пилотирования можно было постепенно усложнять испытания. На втором этапе от «привязи» отказались, и «Омега» начала совершать свободные полеты.

В конце 40-х гг. в СССР взгляды на практическое применение вертолетов изменились. Было решено дальнейшие работы по усовершенствованию «Б-5», «Б-9» и «Б-10» прекратить и создать на их базе новый аппарат, который получил название «Б-11». На этом вертолете установили 2 более мощных двигателя, что позволило увеличить его взлетную массу до 4 200 кг. Однако во время испытаний нового вертолета была выявлена его предрасположенность к повышенным вибрациям. 13 декабря 1948 г. это стало причиной аварии — из-за отрыва лопасти разбился один из «Б-11». Погибли летчик-испытатель К.И. Пономарев и бортрадист И.Г. Нилус. И хотя вскоре вибрации удалось устранить, в 1950 г. предложения о дальнейших модификациях «Б-11» поддержки не получили, и все работы по этому аппарату были прекращены.

Последователи Делала

Итак, человек получил в свое распоряжение летательный аппарат в виде воздушного змея. Теперь можно было оторваться от земли и всем телом почувствовать захватывающую прелесть полета. Казалось бы, мечта человека осуществилась… Однако через некоторое время люди, поднимающиеся в воздух при помощи такого аппарата, ощутили некоторую ограниченность подобного полета. Не очень приятно болтаться на привязи и подчиняться…

Эра Туполева в авиации ССР

Не менее интересна судьба другого известного авиационного конструктора СССР — Андрея Николаевича Туполева. Начало его конструкторской деятельности в авиации напрямую связано с работой в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). В 1921 г., после смерти Н.Е. Жуковского, руководство институтом перешло к С.А. Чаплыгину. Вскоре ему удалось собрать в стенах ЦАГИ группу талантливых молодых конструкторов, в число которых…

Как обогнать звук?

Примерно через пятьдесят лет после своего рождения авиация отметила еще одно знаменательное событие — самолет смог преодолеть звуковой барьер. Это означает, что с этого момента скорость некоторых видов специальных летательных аппаратов (сверхзвуковых самолетов) стала больше скорости звука, которая в зависимости от высоты полета равна 300—340 м/с. Преодолеть этот барьер оказалось не таким уж легким делом….

Летающие корабли Григоровича

Строительство лодочных гидросамолетов в России началось в 1913 г. под руководством Д.П. Григоровича, который, последовательно совершенствуя схему однодвигательного лодочного гидросамолета, разработал вполне работоспособную модель. На основе этой модели, построенной по схеме многостоечного биплана с толкающим воздушным винтом, весной 1915 г. конструктор создал очень удачную двухместную летающую лодку «М-5». Летающая лодка «М-5» значительно отличалась от своего…

Летающие труженики

В начале 50-х гг. в Советском Союзе была начата разработка тяжелого транспортного вертолета, и занялись ей специалисты авиастроительного ОКБ А.С. Яковлева. Всего год понадобился на то, чтобы создать двухвинтовой вертолет-гигант «Як-24», опытный образец которого поднялся в воздух 3 июля 1952 г. В апреле 1955 г. началось его серийное производство, было произведено около 100 вертолетов с…

Почему они летают?

К концу XIX в. аэростат уже не считали ярмарочной диковинкой, служащей для увеселения толпы. Большинство людей относилось к нему как к вполне надежному средству для совершения полетов. Но почему он летает, какая сила заставляет подниматься шар в небо, ответить на эти и другие вопросы, связанные с воздухоплаванием, могли лишь немногие. Простейшим объяснением теории воздухоплавания может…

Летающие агитаторы

Для того чтобы показать всему миру, что авиация молодой Страны Советов ничем не отличается от лучших образцов летательных аппаратов и даже кое в чем превосходит их, в 30-х годах XX в. в СССР была создана целая эскадрилья специального назначения. Основная задача, возложенная на самолеты и их экипажи, входящие в состав этого авиационного отряда, заключалась в…

Фюзеляж, крылья, хвост…

Для того чтобы поближе познакомиться с устройством самолета, мы не будем сразу жеподниматься на борт сверхзвукового лайнера, а рассмотрим конструкцию попроще: например, устройство легкого тренировочного самолета. Он имеет небольшие размеры и простую конструкцию и, тем не менее, содержит все основные части современного летательного аппарата. На легких самолетах, как правило, устанавливаются поршневые двигатели воздушного охлаждения. В…

Гидросамолеты Первой Мировой войны

Если уж первая мировая война захватила сушу и воздух, естественно, не могла она обойти и воду. Не только в России, но и в других странах, участвующих в боевых действиях, в спешном порядке параллельно с выпуском обыкновенных самолетов разворачивали производство летающих лодок. Особенно в этом преуспели конструкторы Германии. В начале 1916 г. немецкая компания «Albatros Werke»…

Воинственные “стрекозы”

Если в годы второй мировой войны вертолеты не успели продемонстрировать все свои преимущества, то уже в 50-х гг., во время корейской войны, американские военные, превратив Корейский полуостров в полигон для испытания новейшей боевой техники, впервые массированно использовали винтокрылые летательные аппараты для эвакуации раненых, корректировки артиллерийского огня, разведки и переброски небольших подразделений. Вертолеты, садясь на «пятачки»…

Все права защищены ©2006-2019. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru