В небе «невидимки»
В 30-х гг. в Советском Союзе была предпринята попытка изготовить невидимый самолет. Естественно, в те годы ни о каких радиолокационных станциях речи еще не было, и поэтому «невидимость» самолета подразумевала незаметность его для человеческого глаза.
Экспериментальный самолет выглядел как обыкновенный пассажирский самолет средних размеров, но особенно обращала на себя внимание его ярко блестевшая на солнце обшивка. После запуска двигателя, одновременно с нарастанием оборотов, самолет начал исчезать из вида, словно растворяться в воздухе. Проводившаяся с земли и с воздуха киносъемка ничего не дала. Операторы наводили объективы на звук, все небо, говорят, обшарили, но ни в одном кадре потом не обнаружилось ничего, кроме облаков. Даже тени самолета не оказалось.
Широко известные в наши дни «невидимки» «6-2» и «F-117A» имеют покрытие, не отражающее, а поглощающее радиоволны. Металлический корпус обшивается специальным материалом, взаимодействуя с которым электромагнитная волна радиолокатора теряет значительную часть своей энергии, «увязая» в обшивке, как пуля в полушке. К тому же и форму самолета подбирают такую, чтобы падающие радиоволны отражались в сторону от приемных антенн радаров.
История «самолетов-невидимок» давняя. Еще в первую мировую войну печать обсуждала дерзкий полет немецких летчиков. Пол покровом ночи они сумели проскользнуть чуть ли не до пролива Ла-Манш и вернулись обратно, так и не замеченные французскими наблюдателями. При этом газеты писали: «Скрытности полета в немалой степени способствовала обшивка аэроплана, выполненная из материала высокой прозрачности».
Секрет «самолета-невидимки» был прост. Обшивку стандартного самолета заменили на прозрачный материал типа целлулоид, а точнее — оргстекло французского производства. Стенки силовых балок и других несущих большую нагрузку металлических элементов конструкции тоже оклеили подобным материалом. Капот, кабины, колеса и прочие части машины покрасили белой краской, смешанной с алюминиевым порошком, и отлакировали. Специально обработанные поверхности — прозрачные, зеркальные, белые, лакированные — должны были породить оптические погрешности, искажающие вид самолета.
Неизвестно, часто ли использовался в те годы такой самолет, но одно можно сказать определенно — в наши дни «невидимкой» его уже никто не назовет. Ведь современные средства ПВО ведут стрельбу, ориентируясь не на визуальные наблюдения, а по данным радара. Тут требуются иные критерии видимости. Кстати, первые радиолокаторы появились почти одновременно с появлением прозрачных самолетов.
Однако, как известно, на любую хитрость можно придумать другую. Для того чтобы ввести в заблуждение радары систем ПВО, американцами была разработана технология «стеле» (от английского слова «stealth» — скрытность). В рамках этой программы были созданы летательные аппараты, обшивка которых имеет покрытие, поглощающее лучи радаров, а сама форма аппарата разработана так, чтобы отраженные волны не попадали на приемную антенну радиолокационной станции ПВО.
В конце 1981 г. командование ВВС США издало специальную директиву по дальнейшему усилению режима секретности для техники с малой заметностью. В январе 1982 г. впервые в полет отправился первый серийный истребитель-невидимка «F-117A», а в феврале полетел малозаметный самолет «Whale» фирмы «Northrop», опыт работы над которым пригодился фирме для создания бомбардировщика «В-2».
Серийное производство самолетов «F-117A» было закончено в 1990 г. Полностью программа постройки «F-117A» включала 5 самолетов опытной и доводочной партии и 59 серийных машин. Министерство обороны США официально признало, что общая стоимость самолетов «F-117A» с учетом всей программы составила 6,56 млрд. долларов.
«Сама идея создания самолета-невидимки «F- 117А» принадлежит русскому, — самокритично признаем Бен Рич, бывший главный конструктор авиастроительной корпорации «Lockheed». — Однажды в мой офис ввалился 36-летний математик и специалист по радарам нашей фирмы Денис Оверхольиер, который и преподнес мне подарок — прорыв в технологии самолета-невидимки. Он открыл этот «самородок» в недрах большой сугубо технической статьи по радарам, опубликованной в Москве несколькими голами раньше. Автором ее был Петр Уфимцев, ведущий сотрудник одного из московских институтов».
В некоторых источниках можно встретить информацию, что во время войны в Персидском заливе один самолет-невидимка «F-117A» был сбит иракским зенитно-ракетным комплексом «Игла». Самолет упал в пустыне, в Саудовской Аравии, откуда некоторые образцы его оборудования и материалов были вынесены на плечах офицерами одной из групп российского спецназа. Американцы потерю самолета отрицали и предприняли определенные меры дезинформационного характера для того, чтобы скрыть это событие.
Последняя потеря самолета «F-117A» произошла в ночь с 27 на 28 марта 1999 г. во время налетов авиации стран НАТО на Югославию. Это была первая, официально подтвержденная американцами потеря такого самолета во время ведения боевых действий. Деваться было некуда: фотографии сбитого самолета «F- 117A» (бортовой номер 806), который при всем желании нельзя спутать с машинами других типов, облетела все информационные агентства мира. Попытки официальных представителей Министерства обороны США сослаться на определенные технические неисправности систем оказались столь неубедительными, что их даже не пытались повторять.
За период с 7 956 по май 7 999 гг. с летной эксплуатации были сняты около 10 самолетов «F-117A». Некоторые самолеты были потеряны в холе аварий, а другие, отслужив свой срок, заняли почетные места на пьедестале авиабазы Неллис и в музее ВВС США на базе Райт-Паттерсен.
В наши дни «В-2» уже не является «невидимкой», потому что существуют системы, способные его обнаружить. Но все же малая заметность самолета обеспечивает высокую вероятность его выживания в боевых условиях.
Другим, не менее известным «самолетом-невидимкой» является стратегический бомбардировщик «В-2». Сведения об этой «летающей буханке хлеба с крыльями», как называли «В-2», появились только в 1996 г. Он относится к третьему поколению американских малозаметных самолетов. Первое представляет самолет-разведчик «SR-71» фирмы «Lockheed», второе — истребитель этой же фирмы «F-117A», четвертое — истребитель «А-12» фирмы «McDonnal-Douglas», пятое — истребители «YF-23» и «YF-22» фирм «Northrop» и «Lockheed».
Бомбардировщик выполнен по схеме «летающее крыло» и не имеет вертикального оперения. Функцию рулей направления выполняют расщепляющиеся щитки, установленные на концах крыла. Форма «В-2» образована 12 прямыми линиями, что позволяет сконцентрировать все отражения сигнала радара в горизонтальной плоскости в нескольких узких секторах. Используется «четырехлепестковая» схема: параллельные передние и задние кромки корпуса и кромки люков, створок ниш шасси, отсеков двигателей и воздухозаборников формируют Х-образно расположенные четыре основных сектора отражения. С боковых и фронтальных ракурсов самолет практически не имеет прямых линий и плоских поверхностей.
4 двигателя самолета «В-2» установлены попарно по обеим сторонам центральной части корпуса рядом с бомбоотсеками. Для уменьшения радиолокационной заметности сопла двигателей выполнены плоскими. Щели на внешних поверхностях тщательно заделываются, а двигатели и вооружение имеют внутреннее расположение. Экипаж — 2 человека, размещающихся в герметической кабине. Остекление кабины из 4 многослойных панелей обеспечивает обзор в горизонтальной плоскости 200°. Панели имеют слой с фотореакционной способностью и становятся светонепроницаемыми при световом воздействии ядерного взрыва. Золотосодержащее покрытие остекления не дает пройти через него радиолокационному излучению.
Многоцелевой истребитель «YF-23» относится к 5-му поколению американских малозаметных самолетов. Требования к новому самолету заключались в том, что он должен быть способен проникать в воздушное пространство, хорошо защищенное средствами ПВО, и осуществлять поддержку воздушно-наземной операции, первым обнаруживая противника в воздухе и поражая воздушные цели с первого выстрела. ВВС США стремились к «революционному изменению» облика истребителя. На «YF-23» применены малоотражающие формы и радиопоглощающие материалы. Фюзеляж самолета шестигранного сечения. Кроме этого применено плавное сопряжение крыла и фюзеляжа, т.е. присутствуют все элементы технологии «стеле». Первый полет демонстрационного истребителя «YF-23» состоялся 27 августа 1990г.
Для обнаружения радиолокационных целей обычно используют дециметровые и сантиметровые волны. Это и понятно: чем короче волна, посылаемая радаром, тем с большей точностью она позволяет установить координаты «мишени». Специалисты СССР попробовали увеличить рабочую длину волны локатора. Используя современную вычислительную технику, они подобрали оптимальные режимы излучения и обработки сигнала. Погрешности таких измерений практически не увеличились, но зато отраженный сигнал от «невидимки» был не хуже, чем и от обычного, не покрытого защитной пленкой самолета. Таким образом, американские самолеты-невидимки перестали быть таковыми.
Кроме этого летчики должны пилотировать самолет в противолазерных очках. В комплекс бортового оборудования входит навигационная подсистема и в 8 многофункциональных цветных мониторов — по 4 для каждого летчика. Вооружение самолета состоит из 20 бомб «В-61» общей массой 6 360 кг или 16 «В-83» общей массой 17 420 кг.
Ничто в мире не случается вдруг. Каждому явлению предшествует длительная подготовка. Так и историческому полету аппарата братьев Райт предшествовали многолетние опыты и эксперименты других людей, порой весьма далеких от авиации. Об одном из таких людей, летательный аппарат которого молено считать переходной моделью между аппаратами авиации и воздухоплавания, пойдет этот рассказ. В 1897 г. в небо…
Пожалуй, именно в 20—40-х гг. XX в. воздухоплавание во всем мире получило наибольшее развитие. В СССР еще до появления ЦАГИ, 23 марта 1918 г. была создана «Летучая лаборатория». В ее задачи входили всесторонние экспериментальные исследования в области воздухоплавания и авиации. Летучая лаборатория, руководимая Н.Е. Жуковским, стала первым советским научным авиационным институтом. В 1919 г. было…
В один из осенних дней 1797 г. французский воздухоплаватель Жак Гарнерен поднялся на воздушном шаре над парком Монсо близ Парижа, затем оставил шар и опустился на землю на парашюте собственной конструкции. Считается, что именно в этот день впервые в истории человек доверил этому необычному приспособлению свою жизнь. Возможно, это так, но сама идея спуска с…
Летом 1936 г. технический департамент Германии подготовил задание на новый двухместный гидросамолет. Заказ на его разработку осенью 1936 г. получили две немецкие авиастроительные компании «Arado» и «Focke-Wulf». Традиционно считалось, что для создания небольшого поплавкового самолета требуется использование схемы биплана. По такому пути пошел и Курт Танк при разработке своего «Fw-62». Конструкторское бюро «Arado», не отличавшееся…
Задолго до того дня, когда в свой первый полет отправился самолет братьев Райт, «воздухоплавательный снаряд», построенный российским изобретателем Александром Федоровичем Можайским (1825—1890), оторвался от поверхности земли. Этот аппарат, на который конструктором был получен патент, имел все основные черты современного самолета. Как же случилось, что американские, а не российские изобретатели стали «крестными отцами» авиации? Александр Федорович…
Война — это всегда горе и слезы, но люди слишком быстро забывают об этом. Прошло каких-нибудь два десятка лет со времени окончания первой мировой, а на пороге уже стояла новая война — вторая мировая. 1 сентября 1939 г. немецкие войска вторглись в Польшу, и весь мир оказался втянутым в новую кровопролитную войну. В 1937 г….
Сейчас речь пойдет о самолетах гражданской авиации. Такие самолеты используются для перевозок пассажиров, багажа, почты и других грузов, а также в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны лесов, обслуживания экспедиций, оказания медицинской помощи населению и проведения санитарных мероприятий, экспериментальных и научно-исследовательских работ, учебных, культурно-просветительных и спортивных мероприятий, поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ и оказания помощи в случае…
Поплавковый патрульный бомбардировщик-торпедоносец «N-3PB» стал первым серийным самолетом, разработанным американской фирмой «Northrop Aircraft Inc». Самолет строился по заказу норвежских ВМС, нуждающихся в поплавковом патрульном самолете. Работы над самолетом были начаты в 1939 г., и уже 1 ноября 1940 г. первый самолет совершил полет на озере Эльсинор в Калифорнии. Несмотря на достаточно мощное вооружение, состоящее из…
Россияне были не единственными, кто, добившись некоторых результатов в области авиастроения, не стал лидером в этой области. В последние десятилетия XIX в. практически во всех странах мира находились люди, каждому из которых можно присвоить титул создателя первого самолета. Но несмотря на неудачи, постигшие их творения, после каждой, даже самой неудачной попытки подняться в небо, человек…
За несколько лет до начала этой самой кровопролитной войны произошло несколько «репетиций» — локальных войн, которые охватывали относительно небольшое число государств и ограниченный географический район и в которых будущие участники второй мировой войны демонстрировали мощь своих вооруженных сил и испытывали боеспособность вооружения. Возможность для первой «пробы сил» предоставилась в 1936 г., когда в Испании в…