Невероятно, но факт!
Главная / Авиация / Еще не самолет, но уже не аэростат

Еще не самолет, но уже не аэростат

Ничто в мире не случается вдруг. Каждому явлению предшествует длительная подготовка. Так и историческому полету аппарата братьев Райт предшествовали многолетние опыты и эксперименты других людей, порой весьма далеких от авиации. Об одном из таких людей, летательный аппарат которого молено считать переходной моделью между аппаратами авиации и воздухоплавания, пойдет этот рассказ.

В 1897 г. в небо поднялся необычный летательный аппарат. Случайные прохожие останавливались и удивленно поднимали головы вверх. «Человек-птица», учащенно махая крыльями, плыл над поляной. Над ним парил огромный резиновый шар. Внимательно присмотревшись, можно было заметить, что «крылатый» человек и воздушный шар были накрепко связаны веревками и составляли одно целое.

Звали человека, создавшего подобный фантастический аппарат, Василий Яковлевич Данилевский (1852—1939), и по профессии он был врачом.

Сам изобретатель относил свою конструкцию к махолетам и ставил перед собой цель подняться в воздух, используя лишь силу мускулов. На подобной конструкции, но лишенной поддержки воздушного шара, мы останавливались, рассказывая об изобретениях, сделанных Леонардо да Винчи. Вероятно, конструкция махолета этого великого итальянца эпохи Возрождения и послужила Данилевскому прототипом.

Как известно, да Винчи, осознав слабость человеческого тела для полетов на махолете, начал применять во время старта катапульту. В.Я. Данилевский пошел по иному пути — использовал в качестве помощи пилоту уже хорошо зарекомендовавший себя к этому времени шар, наполняемый газом легче воздуха, — шарльер. Это позволило изобретателю как бы подвесить пилота в воздухе, а дальнейшее перемещение производилось за счет использования крыльев.

Возможно, так выглялел «человек-птица» — летательный аппарат, построенный В.Я. Ланилевским в 1897 г.К концу XIX в. люли уже уверенно поднимались в воздух на аэростатах, испытывали первые планеры и лаже делали попытки построить самолет. Но В.Я. Ланилевского увлекала другая идея — он собирался подняться в небо, подобно птице, используя лишь силу своих мускулов.

Один из полетов аппарата В.Я. Данилевского едва не закончился трагедией. Оболочка начала выпускать водород, что привело к сильному взрыву. Только по чистой случайности ни сам изобретатель, ни зрители не пострадали.

Однако вскоре оказалось, что ни у 45-летнего В.Я. Данилевского, ни даже у его более молодого помощника недостаточно сил, чтобы обеспечить длительный полет. Их хватало лишь на несколько минут интенсивных взмахов трехметровыми крыльями. Решение этой проблемы уже было найдено в прошлом: «Не хватает силы рук — добавь силу ног».

Через несколько месяцев новый аппарат был закончен. На этот раз помощник В.Я. Данилевского отправился в путешествие по воздуху на велосипеде, только вместо колес усилие передавалось по-прежнему на крылья.

Дальнейшее усовершенствование махолета заставило изобретателя отказаться от его главного атрибута — крыльев. В новом аппарате усилие пилота передавалось на крыльчатку, напоминающую гребной винт первых пароходов. Это позволило летательному аппарату подниматься на почти километровую высоту. Однако в одном из таких полетов улучшенные летные характеристики едва не стоили пилоту жизни. Воздушный шар нагрелся на Солнце, увеличился в размерах и потянул аппарат за собой в небо. Еще немного — и произошла бы катастрофа. К счастью, небо заволокло тучами, газ в шаре спустя некоторое время остыл и позволил совершить посадку.

Рассматривая полеты махолета В. Я. Данилевского, еще нельзя говорить о рождении авиации, но уже молено заявить о переходе воздухоплавания на последнюю ступень своего развития, ведь воздушный шар использовался только в качестве противовеса силе притяжения. Впрочем, как уже было сказано, летательный аппарат В.Я. Данилевского и был переходной моделью.

Почему они летают?

К концу XIX в. аэростат уже не считали ярмарочной диковинкой, служащей для увеселения толпы. Большинство людей относилось к нему как к вполне надежному средству для совершения полетов. Но почему он летает, какая сила заставляет подниматься шар в небо, ответить на эти и другие вопросы, связанные с воздухоплаванием, могли лишь немногие. Простейшим объяснением теории воздухоплавания может…

«Красные крылья»

Молодому советскому государству хотелось доказать всему миру, что оно достойно уважения, и в области авиации ему это удавалось: самолеты Советского Союза, осуществляя рекордные перелеты, устремлялись в самые отдаленные уголки планеты, символизируя тем самым могущество своей страны. Весь мир рукоплескал героизму советских пилотов, замешанному на самоотверженности и авантюризме. Впервые в истории советский самолет «АНТ-4» («Страна Советов»)…

Мотор — сердце самолета

Нет необходимости доказывать, что мотор для самолета является основной составной частью. И поэтому сравнение мотора самолета с основным органом человека не случайно. Сердце для человека является источником жизни, мотор для самолета является источником скорости. Из истории абсолютных мировых рекордов скорости полета. Начиная со второй половины 20-х гг. XX в. и до начала второй мировой войны…

Амфибии от Сикорского

Игорь Иванович Сикорский немало сделал в различных областях авиастроения. Кроме тяжелых бомбардировщиков, он создал в 1914—1917 гг. легкие истребители, морской разведчик, легкий разведчик-истребитель, двухмоторный истребитель-бомбардировщик и штурмовик — практически полный парк самолетов всех типов, использовавшихся в первой мировой войне. Революция круто изменила судьбу знаменитого конструктора. С приходом большевиков к власти в России И.И. Сикорский принимает…

Воинственные «стрекозы»

Если в годы второй мировой войны вертолеты не успели продемонстрировать все свои преимущества, то уже в 50-х гг., во время корейской войны, американские военные, превратив Корейский полуостров в полигон для испытания новейшей боевой техники, впервые массированно использовали винтокрылые летательные аппараты для эвакуации раненых, корректировки артиллерийского огня, разведки и переброски небольших подразделений. Вертолеты, садясь на «пятачки»…

Наперекор стихии

С изобретением воздушного шара показалось, что большего не стоит и желать. Ведь вековая мечта человека осуществилась — он хоть и не обрел крылья, но получил возможность часами парить в небе как птица. Обобщенное впечатление первых воздухоплавателей гласило: «Ничто не сравнимо с блаженством ухода от земли». Усовершенствованные аэростаты были послушны воле человека, повинуясь его приказу, они…

Покорение ледяного царства

Еще в 1914 г. норвежский исследователь Фритьоф Нансен в своей книге «В страну будущего» высказался о том, что авиация будет играть важную роль в освоении Севера, в частности в развитии судоходства через Карское море и устья рек Обь и Енисей. Почти в то же время русскими летчиками были предприняты первые попытки пролететь над Северным морским…

Глаза, уши и мускулы пилота

В наши дни самолеты способны летать на огромные расстояния и подниматься на большие высоты. В любое время года, днем и ночью, при любой погоде они пересекают океаны и континенты, летают с околозвуковой и сверхзвуковой скоростью. Но все эти успехи современной авиации были бы невозможны, если бы вместе с развитием самолетов не происходило развитие техники, которая…

Самолет для подводной лодки и подводная лодка-самолет

Гидросамолеты настолько понравились морякам, что ими начали оборудовать не только надводные ко-Dpaftjivi, но даже подводные лодки. Более того, встречались такие конструкции гидросамолетов, которые сами по себе и представляли подводную лодку. Невероятно — но факт. В начале 1935 г. пилотам авиации Военно-Морского Флота СССР удалось познакомиться с весьма оригинальной двухместной летающей лодкой «СПЛ-1», что расшифровывалось как…

Опираясь на воздух

Такое название для этой главы выбрано не случайно. Именно так, опираясь крыльями на воздух, как это делают птицы, взлетели в небо первые самолеты, открыв новую эру на земле — эру авиации. И не случайно слово «авиация» в переводе с латинского обозначает — птица. Ведь именно мечта людей летать, как птицы, и послужила толчком к зарождению…

Все права защищены ©2006-2025. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!