Еще не самолет, но уже не аэростат
Ничто в мире не случается вдруг. Каждому явлению предшествует длительная подготовка. Так и историческому полету аппарата братьев Райт предшествовали многолетние опыты и эксперименты других людей, порой весьма далеких от авиации. Об одном из таких людей, летательный аппарат которого молено считать переходной моделью между аппаратами авиации и воздухоплавания, пойдет этот рассказ.
В 1897 г. в небо поднялся необычный летательный аппарат. Случайные прохожие останавливались и удивленно поднимали головы вверх. «Человек-птица», учащенно махая крыльями, плыл над поляной. Над ним парил огромный резиновый шар. Внимательно присмотревшись, можно было заметить, что «крылатый» человек и воздушный шар были накрепко связаны веревками и составляли одно целое.
Звали человека, создавшего подобный фантастический аппарат, Василий Яковлевич Данилевский (1852—1939), и по профессии он был врачом.
Сам изобретатель относил свою конструкцию к махолетам и ставил перед собой цель подняться в воздух, используя лишь силу мускулов. На подобной конструкции, но лишенной поддержки воздушного шара, мы останавливались, рассказывая об изобретениях, сделанных Леонардо да Винчи. Вероятно, конструкция махолета этого великого итальянца эпохи Возрождения и послужила Данилевскому прототипом.
Как известно, да Винчи, осознав слабость человеческого тела для полетов на махолете, начал применять во время старта катапульту. В.Я. Данилевский пошел по иному пути — использовал в качестве помощи пилоту уже хорошо зарекомендовавший себя к этому времени шар, наполняемый газом легче воздуха, — шарльер. Это позволило изобретателю как бы подвесить пилота в воздухе, а дальнейшее перемещение производилось за счет использования крыльев.
К концу XIX в. люли уже уверенно поднимались в воздух на аэростатах, испытывали первые планеры и лаже делали попытки построить самолет. Но В.Я. Ланилевского увлекала другая идея — он собирался подняться в небо, подобно птице, используя лишь силу своих мускулов.
Один из полетов аппарата В.Я. Данилевского едва не закончился трагедией. Оболочка начала выпускать водород, что привело к сильному взрыву. Только по чистой случайности ни сам изобретатель, ни зрители не пострадали.
Однако вскоре оказалось, что ни у 45-летнего В.Я. Данилевского, ни даже у его более молодого помощника недостаточно сил, чтобы обеспечить длительный полет. Их хватало лишь на несколько минут интенсивных взмахов трехметровыми крыльями. Решение этой проблемы уже было найдено в прошлом: «Не хватает силы рук — добавь силу ног».
Через несколько месяцев новый аппарат был закончен. На этот раз помощник В.Я. Данилевского отправился в путешествие по воздуху на велосипеде, только вместо колес усилие передавалось по-прежнему на крылья.
Дальнейшее усовершенствование махолета заставило изобретателя отказаться от его главного атрибута — крыльев. В новом аппарате усилие пилота передавалось на крыльчатку, напоминающую гребной винт первых пароходов. Это позволило летательному аппарату подниматься на почти километровую высоту. Однако в одном из таких полетов улучшенные летные характеристики едва не стоили пилоту жизни. Воздушный шар нагрелся на Солнце, увеличился в размерах и потянул аппарат за собой в небо. Еще немного — и произошла бы катастрофа. К счастью, небо заволокло тучами, газ в шаре спустя некоторое время остыл и позволил совершить посадку.
Рассматривая полеты махолета В. Я. Данилевского, еще нельзя говорить о рождении авиации, но уже молено заявить о переходе воздухоплавания на последнюю ступень своего развития, ведь воздушный шар использовался только в качестве противовеса силе притяжения. Впрочем, как уже было сказано, летательный аппарат В.Я. Данилевского и был переходной моделью.
Итак, человек получил в свое распоряжение летательный аппарат в виде воздушного змея. Теперь можно было оторваться от земли и всем телом почувствовать захватывающую прелесть полета. Казалось бы, мечта человека осуществилась… Однако через некоторое время люди, поднимающиеся в воздух при помощи такого аппарата, ощутили некоторую ограниченность подобного полета. Не очень приятно болтаться на привязи и подчиняться…
Для того чтобы показать всему миру, что авиация молодой Страны Советов ничем не отличается от лучших образцов летательных аппаратов и даже кое в чем превосходит их, в 30-х годах XX в. в СССР была создана целая эскадрилья специального назначения. Основная задача, возложенная на самолеты и их экипажи, входящие в состав этого авиационного отряда, заключалась в…
Для того чтобы поближе познакомиться с устройством самолета, мы не будем сразу жеподниматься на борт сверхзвукового лайнера, а рассмотрим конструкцию попроще: например, устройство легкого тренировочного самолета. Он имеет небольшие размеры и простую конструкцию и, тем не менее, содержит все основные части современного летательного аппарата. На легких самолетах, как правило, устанавливаются поршневые двигатели воздушного охлаждения. В…
Если уж первая мировая война захватила сушу и воздух, естественно, не могла она обойти и воду. Не только в России, но и в других странах, участвующих в боевых действиях, в спешном порядке параллельно с выпуском обыкновенных самолетов разворачивали производство летающих лодок. Особенно в этом преуспели конструкторы Германии. В начале 1916 г. немецкая компания «Albatros Werke»…
В начале 50-х гг. в Советском Союзе была начата разработка тяжелого транспортного вертолета, и занялись ей специалисты авиастроительного ОКБ А.С. Яковлева. Всего год понадобился на то, чтобы создать двухвинтовой вертолет-гигант «Як-24», опытный образец которого поднялся в воздух 3 июля 1952 г. В апреле 1955 г. началось его серийное производство, было произведено около 100 вертолетов с…
К концу XIX в. аэростат уже не считали ярмарочной диковинкой, служащей для увеселения толпы. Большинство людей относилось к нему как к вполне надежному средству для совершения полетов. Но почему он летает, какая сила заставляет подниматься шар в небо, ответить на эти и другие вопросы, связанные с воздухоплаванием, могли лишь немногие. Простейшим объяснением теории воздухоплавания может…
Молодому советскому государству хотелось доказать всему миру, что оно достойно уважения, и в области авиации ему это удавалось: самолеты Советского Союза, осуществляя рекордные перелеты, устремлялись в самые отдаленные уголки планеты, символизируя тем самым могущество своей страны. Весь мир рукоплескал героизму советских пилотов, замешанному на самоотверженности и авантюризме. Впервые в истории советский самолет «АНТ-4» («Страна Советов»)…
Нет необходимости доказывать, что мотор для самолета является основной составной частью. И поэтому сравнение мотора самолета с основным органом человека не случайно. Сердце для человека является источником жизни, мотор для самолета является источником скорости. Из истории абсолютных мировых рекордов скорости полета. Начиная со второй половины 20-х гг. XX в. и до начала второй мировой войны…
Игорь Иванович Сикорский немало сделал в различных областях авиастроения. Кроме тяжелых бомбардировщиков, он создал в 1914—1917 гг. легкие истребители, морской разведчик, легкий разведчик-истребитель, двухмоторный истребитель-бомбардировщик и штурмовик — практически полный парк самолетов всех типов, использовавшихся в первой мировой войне. Революция круто изменила судьбу знаменитого конструктора. С приходом большевиков к власти в России И.И. Сикорский принимает…
Если в годы второй мировой войны вертолеты не успели продемонстрировать все свои преимущества, то уже в 50-х гг., во время корейской войны, американские военные, превратив Корейский полуостров в полигон для испытания новейшей боевой техники, впервые массированно использовали винтокрылые летательные аппараты для эвакуации раненых, корректировки артиллерийского огня, разведки и переброски небольших подразделений. Вертолеты, садясь на «пятачки»…