Невероятно, но факт!
Главная / Авиация / Еще не самолет, но уже не аэростат

Еще не самолет, но уже не аэростат

Ничто в мире не случается вдруг. Каждому явлению предшествует длительная подготовка. Так и историческому полету аппарата братьев Райт предшествовали многолетние опыты и эксперименты других людей, порой весьма далеких от авиации. Об одном из таких людей, летательный аппарат которого молено считать переходной моделью между аппаратами авиации и воздухоплавания, пойдет этот рассказ.

В 1897 г. в небо поднялся необычный летательный аппарат. Случайные прохожие останавливались и удивленно поднимали головы вверх. «Человек-птица», учащенно махая крыльями, плыл над поляной. Над ним парил огромный резиновый шар. Внимательно присмотревшись, можно было заметить, что «крылатый» человек и воздушный шар были накрепко связаны веревками и составляли одно целое.

Звали человека, создавшего подобный фантастический аппарат, Василий Яковлевич Данилевский (1852—1939), и по профессии он был врачом.

Сам изобретатель относил свою конструкцию к махолетам и ставил перед собой цель подняться в воздух, используя лишь силу мускулов. На подобной конструкции, но лишенной поддержки воздушного шара, мы останавливались, рассказывая об изобретениях, сделанных Леонардо да Винчи. Вероятно, конструкция махолета этого великого итальянца эпохи Возрождения и послужила Данилевскому прототипом.

Как известно, да Винчи, осознав слабость человеческого тела для полетов на махолете, начал применять во время старта катапульту. В.Я. Данилевский пошел по иному пути — использовал в качестве помощи пилоту уже хорошо зарекомендовавший себя к этому времени шар, наполняемый газом легче воздуха, — шарльер. Это позволило изобретателю как бы подвесить пилота в воздухе, а дальнейшее перемещение производилось за счет использования крыльев.

Возможно, так выглялел «человек-птица» — летательный аппарат, построенный В.Я. Ланилевским в 1897 г.К концу XIX в. люли уже уверенно поднимались в воздух на аэростатах, испытывали первые планеры и лаже делали попытки построить самолет. Но В.Я. Ланилевского увлекала другая идея — он собирался подняться в небо, подобно птице, используя лишь силу своих мускулов.

Один из полетов аппарата В.Я. Данилевского едва не закончился трагедией. Оболочка начала выпускать водород, что привело к сильному взрыву. Только по чистой случайности ни сам изобретатель, ни зрители не пострадали.

Однако вскоре оказалось, что ни у 45-летнего В.Я. Данилевского, ни даже у его более молодого помощника недостаточно сил, чтобы обеспечить длительный полет. Их хватало лишь на несколько минут интенсивных взмахов трехметровыми крыльями. Решение этой проблемы уже было найдено в прошлом: «Не хватает силы рук — добавь силу ног».

Через несколько месяцев новый аппарат был закончен. На этот раз помощник В.Я. Данилевского отправился в путешествие по воздуху на велосипеде, только вместо колес усилие передавалось по-прежнему на крылья.

Дальнейшее усовершенствование махолета заставило изобретателя отказаться от его главного атрибута — крыльев. В новом аппарате усилие пилота передавалось на крыльчатку, напоминающую гребной винт первых пароходов. Это позволило летательному аппарату подниматься на почти километровую высоту. Однако в одном из таких полетов улучшенные летные характеристики едва не стоили пилоту жизни. Воздушный шар нагрелся на Солнце, увеличился в размерах и потянул аппарат за собой в небо. Еще немного — и произошла бы катастрофа. К счастью, небо заволокло тучами, газ в шаре спустя некоторое время остыл и позволил совершить посадку.

Рассматривая полеты махолета В. Я. Данилевского, еще нельзя говорить о рождении авиации, но уже молено заявить о переходе воздухоплавания на последнюю ступень своего развития, ведь воздушный шар использовался только в качестве противовеса силе притяжения. Впрочем, как уже было сказано, летательный аппарат В.Я. Данилевского и был переходной моделью.

Самый древний летательный аппарат на земле.

Готов поспорить, мало кто догадывается, что знакомый каждому воздушный змей является самым старым летательным аппаратом на Земле и, следовательно, самым первым. А построен первый воздушный змей был очень изобретательными людьми, населяющими Древний Китай. Они дали человечеству бумагу, порох, изобрели фейерверк, известный нам как салют, построили Великую китайскую стену и еще множество полезных вещей, среди которых…

Эра Туполева в авиации ССР

Не менее интересна судьба другого известного авиационного конструктора СССР — Андрея Николаевича Туполева. Начало его конструкторской деятельности в авиации напрямую связано с работой в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). В 1921 г., после смерти Н.Е. Жуковского, руководство институтом перешло к С.А. Чаплыгину. Вскоре ему удалось собрать в стенах ЦАГИ группу талантливых молодых конструкторов, в число которых…

Как обогнать звук?

Примерно через пятьдесят лет после своего рождения авиация отметила еще одно знаменательное событие — самолет смог преодолеть звуковой барьер. Это означает, что с этого момента скорость некоторых видов специальных летательных аппаратов (сверхзвуковых самолетов) стала больше скорости звука, которая в зависимости от высоты полета равна 300—340 м/с. Преодолеть этот барьер оказалось не таким уж легким делом….

Летающие корабли Григоровича

Строительство лодочных гидросамолетов в России началось в 1913 г. под руководством Д.П. Григоровича, который, последовательно совершенствуя схему однодвигательного лодочного гидросамолета, разработал вполне работоспособную модель. На основе этой модели, построенной по схеме многостоечного биплана с толкающим воздушным винтом, весной 1915 г. конструктор создал очень удачную двухместную летающую лодку «М-5». Летающая лодка «М-5» значительно отличалась от своего…

Геликоптерных дел мастера

Плечом к плечу с ведущими вертолетчиками Советского Союза Б.Н. Юрьевым, Н.К. Скржинским и И.П. Братухиным создавали свои, ставшие позже знаменитыми на весь мир винтокрылые машины конструкторы А.С. Яковлев, М.Л. Миль и Н.И. Камов. Опытно-конструкторское бюро М.Л. Миля было создано в 1947 г. К этому времени коллектив ОКБ завершил работу над проектом одновинтового летательного аппарата, первый…

Последователи Делала

Итак, человек получил в свое распоряжение летательный аппарат в виде воздушного змея. Теперь можно было оторваться от земли и всем телом почувствовать захватывающую прелесть полета. Казалось бы, мечта человека осуществилась… Однако через некоторое время люди, поднимающиеся в воздух при помощи такого аппарата, ощутили некоторую ограниченность подобного полета. Не очень приятно болтаться на привязи и подчиняться…

Летающие агитаторы

Для того чтобы показать всему миру, что авиация молодой Страны Советов ничем не отличается от лучших образцов летательных аппаратов и даже кое в чем превосходит их, в 30-х годах XX в. в СССР была создана целая эскадрилья специального назначения. Основная задача, возложенная на самолеты и их экипажи, входящие в состав этого авиационного отряда, заключалась в…

Фюзеляж, крылья, хвост…

Для того чтобы поближе познакомиться с устройством самолета, мы не будем сразу жеподниматься на борт сверхзвукового лайнера, а рассмотрим конструкцию попроще: например, устройство легкого тренировочного самолета. Он имеет небольшие размеры и простую конструкцию и, тем не менее, содержит все основные части современного летательного аппарата. На легких самолетах, как правило, устанавливаются поршневые двигатели воздушного охлаждения. В…

Гидросамолеты Первой Мировой войны

Если уж первая мировая война захватила сушу и воздух, естественно, не могла она обойти и воду. Не только в России, но и в других странах, участвующих в боевых действиях, в спешном порядке параллельно с выпуском обыкновенных самолетов разворачивали производство летающих лодок. Особенно в этом преуспели конструкторы Германии. В начале 1916 г. немецкая компания «Albatros Werke»…

Летающие труженики

В начале 50-х гг. в Советском Союзе была начата разработка тяжелого транспортного вертолета, и занялись ей специалисты авиастроительного ОКБ А.С. Яковлева. Всего год понадобился на то, чтобы создать двухвинтовой вертолет-гигант «Як-24», опытный образец которого поднялся в воздух 3 июля 1952 г. В апреле 1955 г. началось его серийное производство, было произведено около 100 вертолетов с…

Все права защищены ©2006-2022. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!