Невероятно, но факт!
Главная / Авиация / Рабочая лошадка по имени “ТУ”

Рабочая лошадка по имени “ТУ”

Первый в мире серийный реактивный пассажирский самолет «Ту-104».Опытно-конструкторское бюро А.Н. Туполева, созданное в рамках Центрального аэродинамического института в 1922 г., за прошедшие десятилетия превратилось в крупный научно-конструкторский авиастроительный центр.

С 1922 по 1972 гг. бессменным руководителем ОКБ был академик А.Н. Туполев. Отсюда вышли такие замечательные советские авиаконструкторы, как П.О. Сухой, В.М. Петляков, А.А. Архангельский, В.М. Мясищев, А.И. Путилов, В.Н. Беляев и другие. В 1955 г. коллектив ОКБ создал первый в мире серийный реактивный пассажирский самолет «Ту-104», который стал родоначальником семейства реактивных самолетов «Ту-124», «Ту-134», «Ту-154» и «Ту-204».

15 сентября 1956 г. самолет «Ту-104» совершил первый регулярный рейс с пассажирами по трассе Москва — Иркутск. Через 7 ч 10 мин, преодолев с посадкой в Омске 4 570 км, самолет благополучно приземлился в конечной точке своего маршрута. Время в пути, по сравнению с полетом на поршневых самолетах, сократилось почти втрое. В том же году реактивные самолеты стали летать на линиях Москва — Тбилиси, Москва — Ташкент, Москва — Хабаровск. А 13 февраля 1958 г. самолет «Ту-104» совершил первый рейс по авиалинии Москва — Владивосток — одной из самых протяженных в СССР. Новые стоместные скоростные воздушные корабли «Ту-104» быстро завоевали популярность, объем пассажирских перевозок на них из года в год возрастал. Опыт освоения новых реактивных самолетов был распространен в Дальневосточном, Восточно-Сибирском, Узбекском и Грузинском авиационных отрядах, которые в 1957 г. приступили к эксплуатации самолетов «Ту-104». В том же году подразделения реактивных самолетов были созданы в Иркутске, Хабаровске, Ташкенте, Киеве.

С первых лет своего существования ОКБ А.Н. Туполева стало пионером советской авиационной промышленности по созданию цельнометаллических самолетов. В разное время на самолетах марки «АНТ» и «Ту» установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных дальних перелетов, в том числе перелет из СССР в США через Северный полюс, осуществлены высадка на Северный полюс полярной станции СП-1 экспедиции И.А. Папанина, операция по спасению экипажа парохода «Челюскин», затертого полярными льдами.

Начав регулярную перевозку пассажиров на реактивных самолетах, Советский Союз на два года опередил США, Англию и Стосемилесятиместный пассажирский самолет «Ту-114».другие западные страны по массовой эксплуатации пассажирских турбореактивных самолетов. Американский реактивный самолет «Boeing-707» и английская «Comet IV» вышли на воздушные линии только в конце 1958 г., а французский «Caravella» — в 1959 году.

На Всемирной авиационной выставке в Брюсселе в 1958 г. самолет «Ту-114» был удостоен высшей награды — «Гран-при». И уже в мае 1959 г. «Ту-114 » совершил первый полет с пассажирами на борту по маршруту Москва — Хабаровск — Москва. Расстояние в 14 000 км самолет преодолел за 18 ч 50 мин со средней скоростью 730 км/ч. В течение 1959—1960 гг. «Ту-114» совершил ряд рейсов в США, Англию, Францию, КНР и другие государства.

В марте 1955 г. было принято решение о создании нового магистрального турбовинтового самолета, предназначенного для беспосадочных полетов на большие расстояния. За короткий срок были рассмотрены эскизный проект и макет самолета «Ту-114», созданного конструкторским бюро А.Н. Туполева, проведены заводские, государственные и эксплуатационные испытания.

Благодаря хорошим аэродинамическим качествам, четырем турбовинтовым двигателям мощностью по 15 тыс. л.с. самолет «Ту-114» имел высокие летно-технические характеристики — скорость 800 км/ч, дальность полета 7000—8000 км — и мог взять на борт до 170 пассажиров.

«Ту-114» оказался самым экономичным самолетом на беспосадочных трассах большой протяженности. Более шести лет он был единственным дальним магистральным самолетом, выполнявшим межконтинентальные рейсы с пассажирами, почтой и грузами в США, на Кубу, в Канаду и Японию. В дальнейшем самолет успешно применялся на внутренних линиях с увеличенным до 200 мест пассажирским салоном и с общей коммерческой загрузкой 22,5 тт.

В июле 1958 г. в конструкторском бюро А.Н. Туполева начал создаваться пассажирский реактивный самолет «Ту-124». Он был рассчитан на перевозку 56 человек с небывалой для пассажирских самолетов скоростью 900 км/ч. Самолет длительное время эффективно эксплуатировался на линиях средней протяженности.

Начиная с 1963 г. на смену самолету «Ту-124» пришла усовершенствованная модель «Ту-134». Как и предшественник, «Ту-134» предназначался для эксплуатации на линиях средней протяженности. На самолете были установлены 2 турбореактивных двигателя. Дальность полета нового самолета составляла 1 900 км со скоростью 850 км/ч.В 1963 г. в ОКБ А.Н. Туполева началась разработка аппарата «Ту-154». Новый самолет был предназначен для замены в гражданской авиации СССР самолетов «Ту-104», «Ил-18» и «Ан-10». Опытный самолет поднялся в воздух 4 октября 1968 г., а его эксплуатация на авиалиниях началась в 1972 г.

Конструктивно самолет «Ту-154» напоминает американский самолет «Boeing-727», но больше его по размерам и с более мощными двигателями. Кроме этого «Ту-154» оснащен трехопорным шасси с шестиколесной тележкой на каждой главной стойке, которые убираются в характерные гондолы, расположенные на задней кромке крыла.

Начиная с 1963 г. на смену самолету «Ту-124» пришла усовершенствованная модель «Ту-134». Как и предшественник, «Ту-134» предназначался для эксплуатации на линиях средней протяженности. На самолете были установлены 2 турбореактивных двигателя. Дальность полета нового самолета составляла 1 900 км со скоростью 850 км/ч.

28 мая 1959 г. на 52-й Генеральной конференции Международной авиационной федерации (ФАИ), проходившей в Москве, создателю самолетов «Ту-104» и «Ту-114», выдающемуся советскому авиаконструктору А.Н. Туполеву была вручена высшая награда Федерации — золотая медаль.

За годы серийного производства было построено около 900 самолетов «Ту-154». К 1995 г. в России на авиатрассах Пассажирский самолет «Ту-334» — одна из последних моделей, спроектированных в ОКБ им. А.Н. Туполева.эксплуатировалось около 540 «Ту-154». Еще 11 самолетов имелось в правительственном авиаотряде и 32 — в ВВС. В 14 странах мира находится в эксплуатации около 150 экземпляров «Ту-154». Кстати, в государствах, входящих в блок НАТО, этот самолет получил кодовое название «Careless».

В 1986 г. в ОКБ им. А.Н. Туполева начато проектирование самолета «Ту-334», который был предназначен для замены «Ту-134». Однако проект на долгие годы был положен «под сукно» и первый полет опытный самолет совершил только 8 февраля 1999 г.

В воздухе летающие “Богатыри”

Конец первого десятилетия XX в. явился рубежом, разделяющим два периода в истории авиации. Если в первый период основной целью являлось осуществление полета на аппаратах тяжелее воздуха, то задачей второго периода являлось создание самолетов, способных уверенно выполнять возложенные на него задачи. Один из первых публичных показов самолета, соответствующего требованиям времени, был организован в 1913 г. на…

Аппараты, “рожденные” войной

В годы Великой Отечественной войны было создано еще несколько интересных моделей самолетов, оставивших немалый след в военной истории. Среди них не последнее место занимают машины, созданные С.А Лавочкиным и В.М. Петляковым. Легендарный истребитель «Ла-5» был разработан под руководством С.А. Лавочкина весной 1942 г. Этот самолет явился результатом модификации самолета «ЛаГГ-3». После установки на него более…

“ЯК” – комфорт международных трасс для всех

В 1924 г. 18-летний Александр Яковлев вместе с друзьями построил планер «АВФ-10». Полеты на слете планеристов в Крыму определили судьбу будущего конструктора. В 1927 г. А.С. Яковлев спроектировал и построил в мастерских Академии воздушного флота в Москве свой первый легкий двухместный самолет «АИР-1». Уже тогда вокруг молодого энтузиаста стал складываться костяк будущего конструкторского коллектива. Официальное рождение…

В полет без разбега

Вертикально взлетающие аппараты и самолеты с переменной стреловидностью крыла – попытка разными средствами решить одну и ту же проблему противоречия между скоростными и взлетно-посадочными режимами. И если конструкторы-«геометры» стремятся улучшить привычные для самолета взлет и посадку, то «вертикалыцики» полностью от них отказываются. Одно из решений проблемы точечного старта – взлет с рампы. С мощным двигателем,…

Грозное небо Первой Мировой войны

В первых десятилетиях XX в. самолет научился быстро разгоняться, уверенно взлетать, делать в воздухе простейшие фигуры пилотажа, перевозить людей и грузы. Это была эпоха авиационной романтики и появления новой профессии — пилот. Глазами людей, поднявшихся в небо, человечество с огромной, по тем меркам, высоты увидало всю красоту окружающей его природы, и нетрудно представить, какие чувства…

Союзническая помощь из-за океана

В ответ на создание агрессивного блока Германии, Италии, Японии, развязавшего вторую мировую войну, летом 1941 г., была создана антигитлеровская коалиция. Этот военный блок включал СССР, США, Великобританию, Францию и Китай, а также Югославию, Польшу, Чехословакию и др. страны, участвовавшие в военных действиях или оказывавшие помощь союзникам. К концу войны в состав антигитлеровской коалиции входило более…

Сверхзвуковые путешественники

Успехи в создании в 50-х гг. сверхзвуковых боевых самолетов, в том числе и тяжелого класса, способствовали изучению возможности создания сверхзвукового пассажирского самолета. Во второй половине 50-х гг. по обе стороны «железного занавеса» появляются сначала опытные, а затем и серийные сверхзвуковые тяжелые самолеты военного назначения, и практически сразу на их базе ведущие мировые авиационные фирмы подготавливают…

Механическая стрекоза

Пожалуй, трудно отыскать человека, который бы никогда не наблюдал за полетом стрекозы. Это удивительное существо способно мгновенно, без разбега взмывать в воздух, подолгу зависать на одном месте, а затем продолжать полет в любом направлении, даже не разворачиваясь. Вот бы изобрести летательный аппарат, владеющий искусством такого полета. Вероятно, подобная мысль в разные годы неоднократно возникала в…

Военно-воздушный флот Российской империи

Российские военные стратеги долгое время скептически оценивали появление новых летательных аппаратов — самолетов, предпочитая им ставшие привычными аэростаты. В 1910 г. во всей императорской армии имелось всего семь самолетов, купленных казной у частных лиц, среди них всего один — российской постройки. Боевой путь авиации начался в период итало-турецкой и двух балканских войн (1911—1913). В болгарской…

Крылья Люфтваффе

Первым немецким самолетом, с которым советским пилотам довелось встретиться еще в небе Испании, был новейший истребитель «Messerschmitt Bf-109». Когда 30 июля 1926 г. министерство транспорта баварского правительства и банкирский дом «Merk, Fink & С°» создали компанию «Bauerische Flugzeugwerke» («Баварские авиазаводы»), сокращенно — «BFW», совершенно невозможно было предположить, что эта фирма выпустит 40 000 боевых самолетов…

Все права защищены ©2006-2020. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru