Невероятно, но факт!






купонлар.ру
Главная / Авиация / Рабочая лошадка по имени “ТУ”

Рабочая лошадка по имени “ТУ”

Первый в мире серийный реактивный пассажирский самолет «Ту-104».Опытно-конструкторское бюро А.Н. Туполева, созданное в рамках Центрального аэродинамического института в 1922 г., за прошедшие десятилетия превратилось в крупный научно-конструкторский авиастроительный центр.

С 1922 по 1972 гг. бессменным руководителем ОКБ был академик А.Н. Туполев. Отсюда вышли такие замечательные советские авиаконструкторы, как П.О. Сухой, В.М. Петляков, А.А. Архангельский, В.М. Мясищев, А.И. Путилов, В.Н. Беляев и другие. В 1955 г. коллектив ОКБ создал первый в мире серийный реактивный пассажирский самолет «Ту-104», который стал родоначальником семейства реактивных самолетов «Ту-124», «Ту-134», «Ту-154» и «Ту-204».

15 сентября 1956 г. самолет «Ту-104» совершил первый регулярный рейс с пассажирами по трассе Москва — Иркутск. Через 7 ч 10 мин, преодолев с посадкой в Омске 4 570 км, самолет благополучно приземлился в конечной точке своего маршрута. Время в пути, по сравнению с полетом на поршневых самолетах, сократилось почти втрое. В том же году реактивные самолеты стали летать на линиях Москва — Тбилиси, Москва — Ташкент, Москва — Хабаровск. А 13 февраля 1958 г. самолет «Ту-104» совершил первый рейс по авиалинии Москва — Владивосток — одной из самых протяженных в СССР. Новые стоместные скоростные воздушные корабли «Ту-104» быстро завоевали популярность, объем пассажирских перевозок на них из года в год возрастал. Опыт освоения новых реактивных самолетов был распространен в Дальневосточном, Восточно-Сибирском, Узбекском и Грузинском авиационных отрядах, которые в 1957 г. приступили к эксплуатации самолетов «Ту-104». В том же году подразделения реактивных самолетов были созданы в Иркутске, Хабаровске, Ташкенте, Киеве.

С первых лет своего существования ОКБ А.Н. Туполева стало пионером советской авиационной промышленности по созданию цельнометаллических самолетов. В разное время на самолетах марки «АНТ» и «Ту» установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных дальних перелетов, в том числе перелет из СССР в США через Северный полюс, осуществлены высадка на Северный полюс полярной станции СП-1 экспедиции И.А. Папанина, операция по спасению экипажа парохода «Челюскин», затертого полярными льдами.

Начав регулярную перевозку пассажиров на реактивных самолетах, Советский Союз на два года опередил США, Англию и Стосемилесятиместный пассажирский самолет «Ту-114».другие западные страны по массовой эксплуатации пассажирских турбореактивных самолетов. Американский реактивный самолет «Boeing-707» и английская «Comet IV» вышли на воздушные линии только в конце 1958 г., а французский «Caravella» — в 1959 году.

На Всемирной авиационной выставке в Брюсселе в 1958 г. самолет «Ту-114» был удостоен высшей награды — «Гран-при». И уже в мае 1959 г. «Ту-114 » совершил первый полет с пассажирами на борту по маршруту Москва — Хабаровск — Москва. Расстояние в 14 000 км самолет преодолел за 18 ч 50 мин со средней скоростью 730 км/ч. В течение 1959—1960 гг. «Ту-114» совершил ряд рейсов в США, Англию, Францию, КНР и другие государства.

В марте 1955 г. было принято решение о создании нового магистрального турбовинтового самолета, предназначенного для беспосадочных полетов на большие расстояния. За короткий срок были рассмотрены эскизный проект и макет самолета «Ту-114», созданного конструкторским бюро А.Н. Туполева, проведены заводские, государственные и эксплуатационные испытания.

Благодаря хорошим аэродинамическим качествам, четырем турбовинтовым двигателям мощностью по 15 тыс. л.с. самолет «Ту-114» имел высокие летно-технические характеристики — скорость 800 км/ч, дальность полета 7000—8000 км — и мог взять на борт до 170 пассажиров.

«Ту-114» оказался самым экономичным самолетом на беспосадочных трассах большой протяженности. Более шести лет он был единственным дальним магистральным самолетом, выполнявшим межконтинентальные рейсы с пассажирами, почтой и грузами в США, на Кубу, в Канаду и Японию. В дальнейшем самолет успешно применялся на внутренних линиях с увеличенным до 200 мест пассажирским салоном и с общей коммерческой загрузкой 22,5 тт.

В июле 1958 г. в конструкторском бюро А.Н. Туполева начал создаваться пассажирский реактивный самолет «Ту-124». Он был рассчитан на перевозку 56 человек с небывалой для пассажирских самолетов скоростью 900 км/ч. Самолет длительное время эффективно эксплуатировался на линиях средней протяженности.

Начиная с 1963 г. на смену самолету «Ту-124» пришла усовершенствованная модель «Ту-134». Как и предшественник, «Ту-134» предназначался для эксплуатации на линиях средней протяженности. На самолете были установлены 2 турбореактивных двигателя. Дальность полета нового самолета составляла 1 900 км со скоростью 850 км/ч.В 1963 г. в ОКБ А.Н. Туполева началась разработка аппарата «Ту-154». Новый самолет был предназначен для замены в гражданской авиации СССР самолетов «Ту-104», «Ил-18» и «Ан-10». Опытный самолет поднялся в воздух 4 октября 1968 г., а его эксплуатация на авиалиниях началась в 1972 г.

Конструктивно самолет «Ту-154» напоминает американский самолет «Boeing-727», но больше его по размерам и с более мощными двигателями. Кроме этого «Ту-154» оснащен трехопорным шасси с шестиколесной тележкой на каждой главной стойке, которые убираются в характерные гондолы, расположенные на задней кромке крыла.

Начиная с 1963 г. на смену самолету «Ту-124» пришла усовершенствованная модель «Ту-134». Как и предшественник, «Ту-134» предназначался для эксплуатации на линиях средней протяженности. На самолете были установлены 2 турбореактивных двигателя. Дальность полета нового самолета составляла 1 900 км со скоростью 850 км/ч.

28 мая 1959 г. на 52-й Генеральной конференции Международной авиационной федерации (ФАИ), проходившей в Москве, создателю самолетов «Ту-104» и «Ту-114», выдающемуся советскому авиаконструктору А.Н. Туполеву была вручена высшая награда Федерации — золотая медаль.

За годы серийного производства было построено около 900 самолетов «Ту-154». К 1995 г. в России на авиатрассах Пассажирский самолет «Ту-334» — одна из последних моделей, спроектированных в ОКБ им. А.Н. Туполева.эксплуатировалось около 540 «Ту-154». Еще 11 самолетов имелось в правительственном авиаотряде и 32 — в ВВС. В 14 странах мира находится в эксплуатации около 150 экземпляров «Ту-154». Кстати, в государствах, входящих в блок НАТО, этот самолет получил кодовое название «Careless».

В 1986 г. в ОКБ им. А.Н. Туполева начато проектирование самолета «Ту-334», который был предназначен для замены «Ту-134». Однако проект на долгие годы был положен «под сукно» и первый полет опытный самолет совершил только 8 февраля 1999 г.

Пионеры авиации

Не все энтузиасты небесных полетов поступали так, как это делали X. Максим и К. Адер — вначале строили, а затем пытались поднять в небо сконструированный ими аппарат. Был среди них Отто Лилиенталь, который сначала проверял все свои идеи на моделях, а затем перешел на изготовление планеров. На американском континенте нашлось еще два человека, которые, подобно…

Первые сражение Второй Мировой войны

Польша стала государством, которое первым ощутило на себе всю мощь вооруженных сил фашистской Германии. Польским пилотам пришлось сражаться в небе второй мировой войны с самого ее начала с 1 сентября 1939 г., и для некоторых из них она закончилась лишь в мае 1945 г. Значительную часть польских ВВС составляли ближние бомбардировщики «PZL Р-23». Они наносили…

“АН” – самолет для любых аэродромов

Конструкторское бюро под руководством O.K. Антонова (1906—1984), созданное в 1946 г., специализируется главным образом на создании транспортных самолетов. Родоначальником многочисленного семейства самолетов с маркой «Ан» по праву можно назвать широко известный легкий транспортный самолет «Ан-2». Самолет «Ан-2» выпускался в различных модификациях Вот наиболее интересные из них: «Ан-2В» — двухпоплавковая модель с укороченными лопастями воздушного винта;…

В небе “невидимки”

В 30-х гг. в Советском Союзе была предпринята попытка изготовить невидимый самолет. Естественно, в те годы ни о каких радиолокационных станциях речи еще не было, и поэтому «невидимость» самолета подразумевала незаметность его для человеческого глаза. Экспериментальный самолет выглядел как обыкновенный пассажирский самолет средних размеров, но особенно обращала на себя внимание его ярко блестевшая на солнце…

Российские соколы

Не отставали от мирового авиационного движения, охватившего в первые десятилетия XX в. мир, и российские энтузиасты воздушных полетов. Журнал «Русский спорт» за 1910 г. информировал своих подписчиков: «Идея устройства в Москве аэроклуба, зародившаяся еще в начале зимы и не раз обсуждавшаяся с тех пор в различных частных кружках, нашла, наконец, свою форму осуществления. Теперь мы…

В небе Великой Отечественной

На рассвете 22 июня 1941 г. фашистская Германия вероломно напала на СССР. Создав на направлении ударов подавляющее превосходство, агрессор прорвал оборону советских войск, захватил стратегическую инициативу и господство на земле и в воздухе. Так началась Великая Отечественная война. «Авиация противника безраздельно господствовала в воздухе, поэтому все перегруппировки, передвижения и наступательные действия пришлось производить ночью, так…

Легендарные “ИЛ”-ы

Огромную роль в развитии советской авиационной науки и техники сыграло Опытно-конструкторское бюро, созданное в 1933 г. под руководством С.В. Ильюшина. Первые созданные ОКБ боевые самолеты — дальний бомбардировщик «Ил-4» и бронированный штурмовик «Ил-2» — навсегда вписаны в историю второй мировой войны. В послевоенные годы деятельность ОКБ С.В. Ильюшина была сосредоточена на разработках в области реактивной…

Обгоняя звук

Еще в апреле 1961 г. Кларенс Л. «Келли» Джонсон (Clarence L. «Kelly» Johnson) (1910—1990), директор одного из подразделений компании «Lockheed», предложил использовать один из проектируемых им самолетов в качестве перехватчика советских сверхзвуковых бомбардировщиков «Ту-22» и «М-50/52». После рассмотрения проекта ВВС США заключили контракт на постройку 3 истребителей-перехватчиков, получивших название «YF-12A» («Blackbird»). Уже 7 августа 1963…

В воздухе летающие “Богатыри”

Конец первого десятилетия XX в. явился рубежом, разделяющим два периода в истории авиации. Если в первый период основной целью являлось осуществление полета на аппаратах тяжелее воздуха, то задачей второго периода являлось создание самолетов, способных уверенно выполнять возложенные на него задачи. Один из первых публичных показов самолета, соответствующего требованиям времени, был организован в 1913 г. на…

Аппараты, “рожденные” войной

В годы Великой Отечественной войны было создано еще несколько интересных моделей самолетов, оставивших немалый след в военной истории. Среди них не последнее место занимают машины, созданные С.А Лавочкиным и В.М. Петляковым. Легендарный истребитель «Ла-5» был разработан под руководством С.А. Лавочкина весной 1942 г. Этот самолет явился результатом модификации самолета «ЛаГГ-3». После установки на него более…

Все права защищены ©2006-2019. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru