Рабочая лошадка по имени «ТУ»
Опытно-конструкторское бюро А.Н. Туполева, созданное в рамках Центрального аэродинамического института в 1922 г., за прошедшие десятилетия превратилось в крупный научно-конструкторский авиастроительный центр.
С 1922 по 1972 гг. бессменным руководителем ОКБ был академик А.Н. Туполев. Отсюда вышли такие замечательные советские авиаконструкторы, как П.О. Сухой, В.М. Петляков, А.А. Архангельский, В.М. Мясищев, А.И. Путилов, В.Н. Беляев и другие. В 1955 г. коллектив ОКБ создал первый в мире серийный реактивный пассажирский самолет «Ту-104», который стал родоначальником семейства реактивных самолетов «Ту-124», «Ту-134», «Ту-154» и «Ту-204».
15 сентября 1956 г. самолет «Ту-104» совершил первый регулярный рейс с пассажирами по трассе Москва — Иркутск. Через 7 ч 10 мин, преодолев с посадкой в Омске 4 570 км, самолет благополучно приземлился в конечной точке своего маршрута. Время в пути, по сравнению с полетом на поршневых самолетах, сократилось почти втрое. В том же году реактивные самолеты стали летать на линиях Москва — Тбилиси, Москва — Ташкент, Москва — Хабаровск. А 13 февраля 1958 г. самолет «Ту-104» совершил первый рейс по авиалинии Москва — Владивосток — одной из самых протяженных в СССР. Новые стоместные скоростные воздушные корабли «Ту-104» быстро завоевали популярность, объем пассажирских перевозок на них из года в год возрастал. Опыт освоения новых реактивных самолетов был распространен в Дальневосточном, Восточно-Сибирском, Узбекском и Грузинском авиационных отрядах, которые в 1957 г. приступили к эксплуатации самолетов «Ту-104». В том же году подразделения реактивных самолетов были созданы в Иркутске, Хабаровске, Ташкенте, Киеве.
С первых лет своего существования ОКБ А.Н. Туполева стало пионером советской авиационной промышленности по созданию цельнометаллических самолетов. В разное время на самолетах марки «АНТ» и «Ту» установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных дальних перелетов, в том числе перелет из СССР в США через Северный полюс, осуществлены высадка на Северный полюс полярной станции СП-1 экспедиции И.А. Папанина, операция по спасению экипажа парохода «Челюскин», затертого полярными льдами.
Начав регулярную перевозку пассажиров на реактивных самолетах, Советский Союз на два года опередил США, Англию и другие западные страны по массовой эксплуатации пассажирских турбореактивных самолетов. Американский реактивный самолет «Boeing-707» и английская «Comet IV» вышли на воздушные линии только в конце 1958 г., а французский «Caravella» — в 1959 году.
На Всемирной авиационной выставке в Брюсселе в 1958 г. самолет «Ту-114» был удостоен высшей награды — «Гран-при». И уже в мае 1959 г. «Ту-114 » совершил первый полет с пассажирами на борту по маршруту Москва — Хабаровск — Москва. Расстояние в 14 000 км самолет преодолел за 18 ч 50 мин со средней скоростью 730 км/ч. В течение 1959—1960 гг. «Ту-114» совершил ряд рейсов в США, Англию, Францию, КНР и другие государства.
В марте 1955 г. было принято решение о создании нового магистрального турбовинтового самолета, предназначенного для беспосадочных полетов на большие расстояния. За короткий срок были рассмотрены эскизный проект и макет самолета «Ту-114», созданного конструкторским бюро А.Н. Туполева, проведены заводские, государственные и эксплуатационные испытания.
Благодаря хорошим аэродинамическим качествам, четырем турбовинтовым двигателям мощностью по 15 тыс. л.с. самолет «Ту-114» имел высокие летно-технические характеристики — скорость 800 км/ч, дальность полета 7000—8000 км — и мог взять на борт до 170 пассажиров.
«Ту-114» оказался самым экономичным самолетом на беспосадочных трассах большой протяженности. Более шести лет он был единственным дальним магистральным самолетом, выполнявшим межконтинентальные рейсы с пассажирами, почтой и грузами в США, на Кубу, в Канаду и Японию. В дальнейшем самолет успешно применялся на внутренних линиях с увеличенным до 200 мест пассажирским салоном и с общей коммерческой загрузкой 22,5 тт.
В июле 1958 г. в конструкторском бюро А.Н. Туполева начал создаваться пассажирский реактивный самолет «Ту-124». Он был рассчитан на перевозку 56 человек с небывалой для пассажирских самолетов скоростью 900 км/ч. Самолет длительное время эффективно эксплуатировался на линиях средней протяженности.
В 1963 г. в ОКБ А.Н. Туполева началась разработка аппарата «Ту-154». Новый самолет был предназначен для замены в гражданской авиации СССР самолетов «Ту-104», «Ил-18» и «Ан-10». Опытный самолет поднялся в воздух 4 октября 1968 г., а его эксплуатация на авиалиниях началась в 1972 г.
Конструктивно самолет «Ту-154» напоминает американский самолет «Boeing-727», но больше его по размерам и с более мощными двигателями. Кроме этого «Ту-154» оснащен трехопорным шасси с шестиколесной тележкой на каждой главной стойке, которые убираются в характерные гондолы, расположенные на задней кромке крыла.
Начиная с 1963 г. на смену самолету «Ту-124» пришла усовершенствованная модель «Ту-134». Как и предшественник, «Ту-134» предназначался для эксплуатации на линиях средней протяженности. На самолете были установлены 2 турбореактивных двигателя. Дальность полета нового самолета составляла 1 900 км со скоростью 850 км/ч.
28 мая 1959 г. на 52-й Генеральной конференции Международной авиационной федерации (ФАИ), проходившей в Москве, создателю самолетов «Ту-104» и «Ту-114», выдающемуся советскому авиаконструктору А.Н. Туполеву была вручена высшая награда Федерации — золотая медаль.
За годы серийного производства было построено около 900 самолетов «Ту-154». К 1995 г. в России на авиатрассах эксплуатировалось около 540 «Ту-154». Еще 11 самолетов имелось в правительственном авиаотряде и 32 — в ВВС. В 14 странах мира находится в эксплуатации около 150 экземпляров «Ту-154». Кстати, в государствах, входящих в блок НАТО, этот самолет получил кодовое название «Careless».
В 1986 г. в ОКБ им. А.Н. Туполева начато проектирование самолета «Ту-334», который был предназначен для замены «Ту-134». Однако проект на долгие годы был положен «под сукно» и первый полет опытный самолет совершил только 8 февраля 1999 г.
К концу XIX в. аэростат уже не считали ярмарочной диковинкой, служащей для увеселения толпы. Большинство людей относилось к нему как к вполне надежному средству для совершения полетов. Но почему он летает, какая сила заставляет подниматься шар в небо, ответить на эти и другие вопросы, связанные с воздухоплаванием, могли лишь немногие. Простейшим объяснением теории воздухоплавания может…
Для того чтобы показать всему миру, что авиация молодой Страны Советов ничем не отличается от лучших образцов летательных аппаратов и даже кое в чем превосходит их, в 30-х годах XX в. в СССР была создана целая эскадрилья специального назначения. Основная задача, возложенная на самолеты и их экипажи, входящие в состав этого авиационного отряда, заключалась в…
Для того чтобы поближе познакомиться с устройством самолета, мы не будем сразу жеподниматься на борт сверхзвукового лайнера, а рассмотрим конструкцию попроще: например, устройство легкого тренировочного самолета. Он имеет небольшие размеры и простую конструкцию и, тем не менее, содержит все основные части современного летательного аппарата. На легких самолетах, как правило, устанавливаются поршневые двигатели воздушного охлаждения. В…
Игорь Иванович Сикорский немало сделал в различных областях авиастроения. Кроме тяжелых бомбардировщиков, он создал в 1914—1917 гг. легкие истребители, морской разведчик, легкий разведчик-истребитель, двухмоторный истребитель-бомбардировщик и штурмовик — практически полный парк самолетов всех типов, использовавшихся в первой мировой войне. Революция круто изменила судьбу знаменитого конструктора. С приходом большевиков к власти в России И.И. Сикорский принимает…
Если в годы второй мировой войны вертолеты не успели продемонстрировать все свои преимущества, то уже в 50-х гг., во время корейской войны, американские военные, превратив Корейский полуостров в полигон для испытания новейшей боевой техники, впервые массированно использовали винтокрылые летательные аппараты для эвакуации раненых, корректировки артиллерийского огня, разведки и переброски небольших подразделений. Вертолеты, садясь на «пятачки»…
С изобретением воздушного шара показалось, что большего не стоит и желать. Ведь вековая мечта человека осуществилась — он хоть и не обрел крылья, но получил возможность часами парить в небе как птица. Обобщенное впечатление первых воздухоплавателей гласило: «Ничто не сравнимо с блаженством ухода от земли». Усовершенствованные аэростаты были послушны воле человека, повинуясь его приказу, они…
Молодому советскому государству хотелось доказать всему миру, что оно достойно уважения, и в области авиации ему это удавалось: самолеты Советского Союза, осуществляя рекордные перелеты, устремлялись в самые отдаленные уголки планеты, символизируя тем самым могущество своей страны. Весь мир рукоплескал героизму советских пилотов, замешанному на самоотверженности и авантюризме. Впервые в истории советский самолет «АНТ-4» («Страна Советов»)…
Нет необходимости доказывать, что мотор для самолета является основной составной частью. И поэтому сравнение мотора самолета с основным органом человека не случайно. Сердце для человека является источником жизни, мотор для самолета является источником скорости. Из истории абсолютных мировых рекордов скорости полета. Начиная со второй половины 20-х гг. XX в. и до начала второй мировой войны…
Гидросамолеты настолько понравились морякам, что ими начали оборудовать не только надводные ко-Dpaftjivi, но даже подводные лодки. Более того, встречались такие конструкции гидросамолетов, которые сами по себе и представляли подводную лодку. Невероятно — но факт. В начале 1935 г. пилотам авиации Военно-Морского Флота СССР удалось познакомиться с весьма оригинальной двухместной летающей лодкой «СПЛ-1», что расшифровывалось как…
Такое название для этой главы выбрано не случайно. Именно так, опираясь крыльями на воздух, как это делают птицы, взлетели в небо первые самолеты, открыв новую эру на земле — эру авиации. И не случайно слово «авиация» в переводе с латинского обозначает — птица. Ведь именно мечта людей летать, как птицы, и послужила толчком к зарождению…