Невероятно, но факт!






купонлар.ру
Главная / Авиация / Рабочая лошадка по имени “ТУ”

Рабочая лошадка по имени “ТУ”

Первый в мире серийный реактивный пассажирский самолет «Ту-104».Опытно-конструкторское бюро А.Н. Туполева, созданное в рамках Центрального аэродинамического института в 1922 г., за прошедшие десятилетия превратилось в крупный научно-конструкторский авиастроительный центр.

С 1922 по 1972 гг. бессменным руководителем ОКБ был академик А.Н. Туполев. Отсюда вышли такие замечательные советские авиаконструкторы, как П.О. Сухой, В.М. Петляков, А.А. Архангельский, В.М. Мясищев, А.И. Путилов, В.Н. Беляев и другие. В 1955 г. коллектив ОКБ создал первый в мире серийный реактивный пассажирский самолет «Ту-104», который стал родоначальником семейства реактивных самолетов «Ту-124», «Ту-134», «Ту-154» и «Ту-204».

15 сентября 1956 г. самолет «Ту-104» совершил первый регулярный рейс с пассажирами по трассе Москва — Иркутск. Через 7 ч 10 мин, преодолев с посадкой в Омске 4 570 км, самолет благополучно приземлился в конечной точке своего маршрута. Время в пути, по сравнению с полетом на поршневых самолетах, сократилось почти втрое. В том же году реактивные самолеты стали летать на линиях Москва — Тбилиси, Москва — Ташкент, Москва — Хабаровск. А 13 февраля 1958 г. самолет «Ту-104» совершил первый рейс по авиалинии Москва — Владивосток — одной из самых протяженных в СССР. Новые стоместные скоростные воздушные корабли «Ту-104» быстро завоевали популярность, объем пассажирских перевозок на них из года в год возрастал. Опыт освоения новых реактивных самолетов был распространен в Дальневосточном, Восточно-Сибирском, Узбекском и Грузинском авиационных отрядах, которые в 1957 г. приступили к эксплуатации самолетов «Ту-104». В том же году подразделения реактивных самолетов были созданы в Иркутске, Хабаровске, Ташкенте, Киеве.

С первых лет своего существования ОКБ А.Н. Туполева стало пионером советской авиационной промышленности по созданию цельнометаллических самолетов. В разное время на самолетах марки «АНТ» и «Ту» установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных дальних перелетов, в том числе перелет из СССР в США через Северный полюс, осуществлены высадка на Северный полюс полярной станции СП-1 экспедиции И.А. Папанина, операция по спасению экипажа парохода «Челюскин», затертого полярными льдами.

Начав регулярную перевозку пассажиров на реактивных самолетах, Советский Союз на два года опередил США, Англию и Стосемилесятиместный пассажирский самолет «Ту-114».другие западные страны по массовой эксплуатации пассажирских турбореактивных самолетов. Американский реактивный самолет «Boeing-707» и английская «Comet IV» вышли на воздушные линии только в конце 1958 г., а французский «Caravella» — в 1959 году.

На Всемирной авиационной выставке в Брюсселе в 1958 г. самолет «Ту-114» был удостоен высшей награды — «Гран-при». И уже в мае 1959 г. «Ту-114 » совершил первый полет с пассажирами на борту по маршруту Москва — Хабаровск — Москва. Расстояние в 14 000 км самолет преодолел за 18 ч 50 мин со средней скоростью 730 км/ч. В течение 1959—1960 гг. «Ту-114» совершил ряд рейсов в США, Англию, Францию, КНР и другие государства.

В марте 1955 г. было принято решение о создании нового магистрального турбовинтового самолета, предназначенного для беспосадочных полетов на большие расстояния. За короткий срок были рассмотрены эскизный проект и макет самолета «Ту-114», созданного конструкторским бюро А.Н. Туполева, проведены заводские, государственные и эксплуатационные испытания.

Благодаря хорошим аэродинамическим качествам, четырем турбовинтовым двигателям мощностью по 15 тыс. л.с. самолет «Ту-114» имел высокие летно-технические характеристики — скорость 800 км/ч, дальность полета 7000—8000 км — и мог взять на борт до 170 пассажиров.

«Ту-114» оказался самым экономичным самолетом на беспосадочных трассах большой протяженности. Более шести лет он был единственным дальним магистральным самолетом, выполнявшим межконтинентальные рейсы с пассажирами, почтой и грузами в США, на Кубу, в Канаду и Японию. В дальнейшем самолет успешно применялся на внутренних линиях с увеличенным до 200 мест пассажирским салоном и с общей коммерческой загрузкой 22,5 тт.

В июле 1958 г. в конструкторском бюро А.Н. Туполева начал создаваться пассажирский реактивный самолет «Ту-124». Он был рассчитан на перевозку 56 человек с небывалой для пассажирских самолетов скоростью 900 км/ч. Самолет длительное время эффективно эксплуатировался на линиях средней протяженности.

Начиная с 1963 г. на смену самолету «Ту-124» пришла усовершенствованная модель «Ту-134». Как и предшественник, «Ту-134» предназначался для эксплуатации на линиях средней протяженности. На самолете были установлены 2 турбореактивных двигателя. Дальность полета нового самолета составляла 1 900 км со скоростью 850 км/ч.В 1963 г. в ОКБ А.Н. Туполева началась разработка аппарата «Ту-154». Новый самолет был предназначен для замены в гражданской авиации СССР самолетов «Ту-104», «Ил-18» и «Ан-10». Опытный самолет поднялся в воздух 4 октября 1968 г., а его эксплуатация на авиалиниях началась в 1972 г.

Конструктивно самолет «Ту-154» напоминает американский самолет «Boeing-727», но больше его по размерам и с более мощными двигателями. Кроме этого «Ту-154» оснащен трехопорным шасси с шестиколесной тележкой на каждой главной стойке, которые убираются в характерные гондолы, расположенные на задней кромке крыла.

Начиная с 1963 г. на смену самолету «Ту-124» пришла усовершенствованная модель «Ту-134». Как и предшественник, «Ту-134» предназначался для эксплуатации на линиях средней протяженности. На самолете были установлены 2 турбореактивных двигателя. Дальность полета нового самолета составляла 1 900 км со скоростью 850 км/ч.

28 мая 1959 г. на 52-й Генеральной конференции Международной авиационной федерации (ФАИ), проходившей в Москве, создателю самолетов «Ту-104» и «Ту-114», выдающемуся советскому авиаконструктору А.Н. Туполеву была вручена высшая награда Федерации — золотая медаль.

За годы серийного производства было построено около 900 самолетов «Ту-154». К 1995 г. в России на авиатрассах Пассажирский самолет «Ту-334» — одна из последних моделей, спроектированных в ОКБ им. А.Н. Туполева.эксплуатировалось около 540 «Ту-154». Еще 11 самолетов имелось в правительственном авиаотряде и 32 — в ВВС. В 14 странах мира находится в эксплуатации около 150 экземпляров «Ту-154». Кстати, в государствах, входящих в блок НАТО, этот самолет получил кодовое название «Careless».

В 1986 г. в ОКБ им. А.Н. Туполева начато проектирование самолета «Ту-334», который был предназначен для замены «Ту-134». Однако проект на долгие годы был положен «под сукно» и первый полет опытный самолет совершил только 8 февраля 1999 г.

Почему они летают?

К концу XIX в. аэростат уже не считали ярмарочной диковинкой, служащей для увеселения толпы. Большинство людей относилось к нему как к вполне надежному средству для совершения полетов. Но почему он летает, какая сила заставляет подниматься шар в небо, ответить на эти и другие вопросы, связанные с воздухоплаванием, могли лишь немногие. Простейшим объяснением теории воздухоплавания может…

Летающие агитаторы

Для того чтобы показать всему миру, что авиация молодой Страны Советов ничем не отличается от лучших образцов летательных аппаратов и даже кое в чем превосходит их, в 30-х годах XX в. в СССР была создана целая эскадрилья специального назначения. Основная задача, возложенная на самолеты и их экипажи, входящие в состав этого авиационного отряда, заключалась в…

Фюзеляж, крылья, хвост…

Для того чтобы поближе познакомиться с устройством самолета, мы не будем сразу жеподниматься на борт сверхзвукового лайнера, а рассмотрим конструкцию попроще: например, устройство легкого тренировочного самолета. Он имеет небольшие размеры и простую конструкцию и, тем не менее, содержит все основные части современного летательного аппарата. На легких самолетах, как правило, устанавливаются поршневые двигатели воздушного охлаждения. В…

Амфибии от Сикорского

Игорь Иванович Сикорский немало сделал в различных областях авиастроения. Кроме тяжелых бомбардировщиков, он создал в 1914—1917 гг. легкие истребители, морской разведчик, легкий разведчик-истребитель, двухмоторный истребитель-бомбардировщик и штурмовик — практически полный парк самолетов всех типов, использовавшихся в первой мировой войне. Революция круто изменила судьбу знаменитого конструктора. С приходом большевиков к власти в России И.И. Сикорский принимает…

Воинственные “стрекозы”

Если в годы второй мировой войны вертолеты не успели продемонстрировать все свои преимущества, то уже в 50-х гг., во время корейской войны, американские военные, превратив Корейский полуостров в полигон для испытания новейшей боевой техники, впервые массированно использовали винтокрылые летательные аппараты для эвакуации раненых, корректировки артиллерийского огня, разведки и переброски небольших подразделений. Вертолеты, садясь на «пятачки»…

Наперекор стихии

С изобретением воздушного шара показалось, что большего не стоит и желать. Ведь вековая мечта человека осуществилась — он хоть и не обрел крылья, но получил возможность часами парить в небе как птица. Обобщенное впечатление первых воздухоплавателей гласило: «Ничто не сравнимо с блаженством ухода от земли». Усовершенствованные аэростаты были послушны воле человека, повинуясь его приказу, они…

“Красные крылья”

Молодому советскому государству хотелось доказать всему миру, что оно достойно уважения, и в области авиации ему это удавалось: самолеты Советского Союза, осуществляя рекордные перелеты, устремлялись в самые отдаленные уголки планеты, символизируя тем самым могущество своей страны. Весь мир рукоплескал героизму советских пилотов, замешанному на самоотверженности и авантюризме. Впервые в истории советский самолет «АНТ-4» («Страна Советов»)…

Мотор – сердце самолета

Нет необходимости доказывать, что мотор для самолета является основной составной частью. И поэтому сравнение мотора самолета с основным органом человека не случайно. Сердце для человека является источником жизни, мотор для самолета является источником скорости. Из истории абсолютных мировых рекордов скорости полета. Начиная со второй половины 20-х гг. XX в. и до начала второй мировой войны…

Самолет для подводной лодки и подводная лодка-самолет

Гидросамолеты настолько понравились морякам, что ими начали оборудовать не только надводные ко-Dpaftjivi, но даже подводные лодки. Более того, встречались такие конструкции гидросамолетов, которые сами по себе и представляли подводную лодку. Невероятно — но факт. В начале 1935 г. пилотам авиации Военно-Морского Флота СССР удалось познакомиться с весьма оригинальной двухместной летающей лодкой «СПЛ-1», что расшифровывалось как…

Опираясь на воздух

Такое название для этой главы выбрано не случайно. Именно так, опираясь крыльями на воздух, как это делают птицы, взлетели в небо первые самолеты, открыв новую эру на земле — эру авиации. И не случайно слово «авиация» в переводе с латинского обозначает — птица. Ведь именно мечта людей летать, как птицы, и послужила толчком к зарождению…

Все права защищены ©2006-2019. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru