Невероятно, но факт!
Главная / Авиация / Штормы войны

Штормы войны

Двухмоторная патрульно-бомбардировочная летающая лодка «РВY-1».Поплавковый патрульный бомбардировщик-торпедоносец «N-3PB» стал первым серийным самолетом, разработанным американской фирмой «Northrop Aircraft Inc». Самолет строился по заказу норвежских ВМС, нуждающихся в поплавковом патрульном самолете. Работы над самолетом были начаты в 1939 г., и уже 1 ноября 1940 г. первый самолет совершил полет на озере Эльсинор в Калифорнии. Несмотря на достаточно мощное вооружение, состоящее из 2 пулеметов, бомбовой или торпедной нагрузки в 2 000 кг, «N-3PB» стал самым быстрым военным морским самолетом того времени.

Накануне второй мировой войны в конструкторском бюро под управлением Г.М. Бериева был создан новый корабельный разведчик «КОР-2» («Бе-4»). Этот самолет по своей конструкции был намного совершеннее, чем его предшественник «КОР-1» («Бе-2»). Самолет представлял собой двухместный цельнометаллический однопоплавковый биплан-лодку.

По габаритам и по весу «КОР-2» был близок к своему прототипу, однако при почти такой жедальности полета и лучшей мореходности имел намного большую скорость полета. В феврале 1941 г. летающая лодка «КОР-2» успешно прошла испытания и была рекомендована в серийное производство. Однако после нападения Германии на СССР последовала эвакуация многих авиазаводов на восток. Это замедлило работы по внедрению «КОР-2» в производство, и за период с 1941 по 1945 гг. успели выпустить всего 44 самолета.

В 1936 г. известный советский летчик Сигизмунд Леваневский, находясь в США, посетил фирму «Consolidated», где за год до этого под руководством инженера Исаака Ладдона была создана и испытана новейшая двухмоторная патрульно-бомбардировочная летающая лодка «PBY-1». C.A. Леваневскому удалось договориться о закупке 3 летающих лодок этого типа, и в 1937 г. они были доставлены в СССР.

Многоцелевой морской разведчик «OS2U Kingfisher» стал первым самолетом, при изготовлении которого использовались новые технологии производства, например, точечная сварка. Проект прошел предварительную оценку, затем последовал заказ от ВМС США на опытный самолет с двигателем мощностью 450 л.с. Он поднялся в воздух в марте 1938 г., а еще через два месяца был выпушен вариант этого самолета, оснащенный поплавковым шасси. «OS2U Kingfisher» стали поступать в воинские части с августа 1940 г. и были первыми наблюдательными самолетами в составе ВМС США, которые запускались с борта корабля при помощи катапульты.

В морских сражениях второй мировой войны помимо «Catalina» советские вооруженные силы применяли летающую лодку «Че-2» («МАР-6») конструкции И.В. Четверикова. Хотя самолет «Че-2» несколько проигрывал в дальности и грузоподъемности другим аналогичным гидросамолетам, но в отличие от них имел предельно малые размеры, большую скорость полета, пушечное вооружение, что позволяло использовать его лаже в качестве истребителя против вражеских торпедоносцев. Однако последовавшие за «Че-2» скоростные гидросамолеты И. б. Четверикова серийно не выпускались.

В годы второй мировой воины большую часть военной техники, поставлявшейся в Советский Союз по ленд-лизу, союзники направляли морским путем через незамерзающие порты Баренцева моря. Караваны транспортных судов постоянно подвергались атакам вражеского флота и авиации. Для прикрытия конвоев кораблей с воздуха в составе авиации Северного флота была сформирована авиагруппа, оснащенная гидросамолетами «Че-2» и «Catalina», обладавшими большой дальностью и продолжительностью полета свыше 20 ч.

Американская летающая лодка оказалась настолько совершенным аппаратом, что вскоре Советский Союз приобрел лицензию Летающая лодка «Че-2» («МАР-6») конструкции И.В. Четверикова. на ее изготовление, и уже в 1939 г. был налажен выпуск «PBY-1». В СССР этот гидросамолет получил название «ГСТ» (гидросамолет транспортный). В мирное время их в основном использовали для транспортных полетов в Арктике, а с началом второй мировой войны «переквалифицировали» в дальний морской разведчик-бомбардировщик. В этом качестве самолет использовался на Севере и на Тихом океане для патрульных полетов в районах военно-морских баз, для поиска и уничтожения подводных лодок противника.

Благодаря хорошим летным данным и большой продолжительности полета «PBY-1» считался одним из лучших в мире самолетов для выслеживания неприятельских подводных лодок. Это мнение разделяли и в британских военно-морских силах, ведь именно в Англии в 1939 г. летающая лодка и получила название «Catalina», признанное впоследствии и американцами. Как считают англичане, именно «Catalina» поставили точку в морской войне с Германией, потопив 7 мая 1945 г. последнюю немецкую подводную лодку. В годы войны «Catalina» была не единственной американской летающей лодкой. Фирмы «Boeing», «Martin», «Sikorsky», «Grumman» и «Consolidated» строили подобные гидросамолеты, которые сыграли заметную роль в войне на Тихом океане. Многие из них по ряду характеристик — скорости, грузоподъемности — превосходили «Catalina», но ни одна не могла соперничать с ней в популярности.

Российские соколы

Не отставали от мирового авиационного движения, охватившего в первые десятилетия XX в. мир, и российские энтузиасты воздушных полетов. Журнал «Русский спорт» за 1910 г. информировал своих подписчиков: «Идея устройства в Москве аэроклуба, зародившаяся еще в начале зимы и не раз обсуждавшаяся с тех пор в различных частных кружках, нашла, наконец, свою форму осуществления. Теперь мы…

В небе Великой Отечественной

На рассвете 22 июня 1941 г. фашистская Германия вероломно напала на СССР. Создав на направлении ударов подавляющее превосходство, агрессор прорвал оборону советских войск, захватил стратегическую инициативу и господство на земле и в воздухе. Так началась Великая Отечественная война. «Авиация противника безраздельно господствовала в воздухе, поэтому все перегруппировки, передвижения и наступательные действия пришлось производить ночью, так…

Рабочая лошадка по имени “ТУ”

Опытно-конструкторское бюро А.Н. Туполева, созданное в рамках Центрального аэродинамического института в 1922 г., за прошедшие десятилетия превратилось в крупный научно-конструкторский авиастроительный центр. С 1922 по 1972 гг. бессменным руководителем ОКБ был академик А.Н. Туполев. Отсюда вышли такие замечательные советские авиаконструкторы, как П.О. Сухой, В.М. Петляков, А.А. Архангельский, В.М. Мясищев, А.И. Путилов, В.Н. Беляев и другие….

Обгоняя звук

Еще в апреле 1961 г. Кларенс Л. «Келли» Джонсон (Clarence L. «Kelly» Johnson) (1910—1990), директор одного из подразделений компании «Lockheed», предложил использовать один из проектируемых им самолетов в качестве перехватчика советских сверхзвуковых бомбардировщиков «Ту-22» и «М-50/52». После рассмотрения проекта ВВС США заключили контракт на постройку 3 истребителей-перехватчиков, получивших название «YF-12A» («Blackbird»). Уже 7 августа 1963…

В воздухе летающие “Богатыри”

Конец первого десятилетия XX в. явился рубежом, разделяющим два периода в истории авиации. Если в первый период основной целью являлось осуществление полета на аппаратах тяжелее воздуха, то задачей второго периода являлось создание самолетов, способных уверенно выполнять возложенные на него задачи. Один из первых публичных показов самолета, соответствующего требованиям времени, был организован в 1913 г. на…

Аппараты, “рожденные” войной

В годы Великой Отечественной войны было создано еще несколько интересных моделей самолетов, оставивших немалый след в военной истории. Среди них не последнее место занимают машины, созданные С.А Лавочкиным и В.М. Петляковым. Легендарный истребитель «Ла-5» был разработан под руководством С.А. Лавочкина весной 1942 г. Этот самолет явился результатом модификации самолета «ЛаГГ-3». После установки на него более…

Легендарные “ИЛ”-ы

Огромную роль в развитии советской авиационной науки и техники сыграло Опытно-конструкторское бюро, созданное в 1933 г. под руководством С.В. Ильюшина. Первые созданные ОКБ боевые самолеты — дальний бомбардировщик «Ил-4» и бронированный штурмовик «Ил-2» — навсегда вписаны в историю второй мировой войны. В послевоенные годы деятельность ОКБ С.В. Ильюшина была сосредоточена на разработках в области реактивной…

В полет без разбега

Вертикально взлетающие аппараты и самолеты с переменной стреловидностью крыла – попытка разными средствами решить одну и ту же проблему противоречия между скоростными и взлетно-посадочными режимами. И если конструкторы-«геометры» стремятся улучшить привычные для самолета взлет и посадку, то «вертикалыцики» полностью от них отказываются. Одно из решений проблемы точечного старта – взлет с рампы. С мощным двигателем,…

Грозное небо Первой Мировой войны

В первых десятилетиях XX в. самолет научился быстро разгоняться, уверенно взлетать, делать в воздухе простейшие фигуры пилотажа, перевозить людей и грузы. Это была эпоха авиационной романтики и появления новой профессии — пилот. Глазами людей, поднявшихся в небо, человечество с огромной, по тем меркам, высоты увидало всю красоту окружающей его природы, и нетрудно представить, какие чувства…

Союзническая помощь из-за океана

В ответ на создание агрессивного блока Германии, Италии, Японии, развязавшего вторую мировую войну, летом 1941 г., была создана антигитлеровская коалиция. Этот военный блок включал СССР, США, Великобританию, Францию и Китай, а также Югославию, Польшу, Чехословакию и др. страны, участвовавшие в военных действиях или оказывавшие помощь союзникам. К концу войны в состав антигитлеровской коалиции входило более…

Все права защищены ©2006-2020. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru