Невероятно, но факт!
Главная / Авиация / Аппараты, “рожденные” войной

Аппараты, “рожденные” войной

Фронтовой бомбардировщик «Ту-2». Начиная с 1942 г. было произведено около 2500 самолетов этой марки.В годы Великой Отечественной войны было создано еще несколько интересных моделей самолетов, оставивших немалый след в военной истории. Среди них не последнее место занимают машины, созданные С.А Лавочкиным и В.М. Петляковым. Легендарный истребитель «Ла-5» был разработан под руководством С.А. Лавочкина весной 1942 г. Этот самолет явился результатом модификации самолета «ЛаГГ-3». После установки на него более мощного мотора истребитель «ЛаГГ-3» приобрел те качества, которых ему так недоставало: существенно возросли скорость и скороподъемность, улучшилась вертикальная маневренность. Этот самолет был запущен в серию под маркой «Ла-5», и первые авиационные полки, имевшие на вооружении этот истребитель, появились на фронте уже осенью 1942 г., под Сталинградом.

Вооружение самолета состояло из двух пушек, а мотор «М-82» воздушного охлаждения имел большую живучесть, чем мотор жидкостного охлаждения, и одновременно являлся передней защитой экипажа от огня противника.

Весной 1943 г. на фронт начал поступать уже улучшенный вариант этого истребителя — «Ла-5Ф», имевший более мощный мотор и улучшенный обзор из кабины летчика. В том же году в серию пошла самая совершенная модификация истребителя — «Ла-5ФН». При создании этого самолета конструкторы учли рекомендации специалистов ЦАГИ, что позволило усовершенствовать аэродинамические характеристики машины и снизить ее вес. В результате этого «Ла-5ФН» стал одним из самых легкоуправляемых истребителей, отлично держался в глубоком вираже и обладал не только высокой скоростью и скороподъемностью, но и исключительно хорошими маневренными данными.

«Ла-5ФН» начал поступать в летные подразделения летом 1943 г. и участвовал в сражении на Курской дуге. Воздушные бои показали его превосходство над лучшими модификациями немецких истребителей. По своей боеспособности «Ла-5ФН» в 1943 г. стал сильнейшим истребителем воздушного боя на советско-германском фронте.

Владимир Михайлович ПетляковВладимир Михайлович Петляков (1891—1942) — советский авиаконструктор. Участник разработки первых тяжелых бомбардировщиков «ТБ-1» и «ТБ-3». Создал бомбардировщики «Пе-8» и «Пе-2». Погиб в авиационной катастрофе.

 «Ла-11» — дальний истребитель сопровождения — стал продолжением развития идей, заложенных в «Ла-5». Это был последний советский истребитель, оснащенный поршневым двигателем.

Среди самолетов, созданных советскими конструкторами во время Великой Отечественной войны, видное место занимал скоростной пикирующий бомбардировщик «Пе-2». Первоначально самолет был спроектирован в 1940 г. коллективом конструкторов, возглавляемым В.М. Петляковым, как двухмоторный высотный истребитель дальнего действия — проект «100». Но после визита группы советских авиаконструкторов в Германию было признано, что такой истребитель будет малоэффективным. Требования к самолету изменились, и вскоре он был переделан в пикирующий бомбардировщик. После быстро проведенных испытаний и небольших доделок самолет под маркой «Пе-2» был запущен в серийное производство.

«Пе-2» представлял собой цельнометаллический моноплан с двумя двигателями «М-105Р» по 1100 л.с. Это был первый в СССР максимально электрифицированный самолет. Отклонение закрылков, тормозных щитков, рулей высоты и направления, управление насосом гидросистемы, уборкой и выпуском шасси осуществлялось с помощью электродвигателей. Для облегчения ввода в пикирование и вывода из него после сброса бомб на самолете был установлен специальный электромеханический автомат. Кроме этого самолет имел герметичную кабину, в которой размещались летчик и штурман-бомбардир. Стрелок-радист располагался в фюзеляже.

Модифицированный истребитель «ЛаГГ-3» получил название «Ла-5». По сравнению с прототипом у него существенно возросла скорость полета и быстрота набора высоты, улучшилась вертикальная маневренность.

В начале 1944 г. пол руководством конструктора СЛ. Лавочкина был разработан истребитель «Ла-7». На фронтах этот самолет неоднократно продемонстрировал полное превосходство над немецкими истребителями. Трижды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб на «Ла-7» сбил 17 самолетов противника (в том числе реактивный истребитель «Messerschmitt Me-262») из 62 сбитых им за время войны на истребителях марки «Ла».

Вооружение «Пе-2» состояло из двух неподвижных пулеметов для стрельбы вперед, одного в верхней и одного в нижней «Ла-11» — дальний истребитель сопровождения установках — для стрельбы назад. Кроме того, еще один пулемет находился в распоряжении стрелка-радиста. В зависимости от задания самолет брал до 1500 кг бомб различного калибра. Четыре бомбы по 100 кг размещались на внутренней подвеске в фюзеляже, две — в мотогондолах. Более крупные подвешивались под фюзеляжем. Хорошие пилотажные качества, большая скорость (до 540 км/ч) и значительная высота полета (8800 м) позволяли использовать «Пе-2» для решения многих боевых задач. В годы Великой Отечественной войны этот самолет стал основным фронтовым бомбардировщиком.

Между тем авиаконструкторы не останавливались на достигнутом. Шла работа над созданием новых аппаратов. Под руководством В.М. Петлякова был создан новый самолет — дальний тяжелый бомбардировщик «Пе-8» («ТБ-7»).

Оснащенный четырьмя двигателями мощностью по 1850 л.с., самолет-гигант имел размах крыльев 39 м и длину 23 м. Максимальный взлетный вес бомбардировщика составлял 35 т, при этом «Пе-8» развивал скорость до 405 км/ч. Неся на борту 2 000 кг бомбовой нагрузки, бомбардировщик способен был отразить атаки истребителей противника огнем пушек и пулеметов.

Мало кому известно, что в 1942 г., в разгар второй мировой войны, именно «Пе-8» доставил советскую правительственную делегацию в Соединенные Штаты Америки. При этом большую часть полета самолету пришлось пройти над территорией, оккупированной врагом. Кроме этого, в ночь на 8 августа 1941 г. авиационная группа дальних бомбардировщиков под командованием командира 1-го минно-торпедного полка ВВС Краснознаменного Балтийского флота Е.Н. Преображенского совершила первый бомбовый налет на Берлин. Всего до 4 сентября 1941 г. советские летчики совершили 1.0 налетов на Берлин небольшими группами тяжелых бомбардировщиков. На военные объекты столицы фашизма было сброшено несколько сот крупнокалиберных фугасных бомб. 

Первоначально самолет носил название «ТБ-7». В 1942 г. после существенной модернизации бомбардировщик получил название «Пе-8». Это было связано также с гибелью его конструктора В.М. Петлякова.

Пикирующий бомбардировщик «Пе-2».Еще в 1939 г. под руководством А.Н. Туполева была разработана конструкция фронтового бомбардировщика, получившего название «Ту-2». В мае 1941 г. начались испытания экспериментального самолета, экипаж которого состоял из летчика, штурмана (мог в случае необходимости быть стрелком), стрелка-радиста и стрелка. Первые же полеты нового самолета показали его выдающиеся летные качества. По скорости на средних и больших высотах, дальности полета, бомбовой нагрузке и мощи оборонительного вооружения они существенно превосходили «Пе-2». На высотах более 6 км они летали быстрее практически всех серийных истребителей, как советских, так и немецких, уступая только отечественному истребителю «МиГ-3».

В 1942 г. с конвейера завода сошли первые серийные «Ту-2». Завод произвел уже 80 бомбардировщиков, когда вышло правительственное решение о замене его на истребитель «Як-9». Ошибочность этого решения стала очевидна очень скоро, и производство «Ту-2» возобновили на другом заводе, который дал фронту первые машины уже в 1943 г.

На самолете «Пе-8» («ТБ-7») впервые, раньше чем в США и Англии, были подняты 5-тонные бомбы, хотя действия самолета в наших условиях часто бывали скорее тактическими, чем стратегическими. В мае 1943 г. «Пе-8» бомбили Кенигсберг, а на Курской дуге в июле 1943 г. сбрасывали 5-тонные бомбы на немецкую ударную группировку.

Уподобившись птицам

К сожалению, никому не известно, когда человек впервые поднял голову к небу и обратил внимание на его пугающие размеры и вместе с тем фантастическую красоту. Не известно нам и то время, когда человек впервые заметил парящих в воздухе птиц и в голове его возникла мысль последовать за ними. Как любой, даже самый длинный путь начинается с…

Самолеты страны советов

Пожалуй, Российская империя пострадала в этот период сильнее остальных государств. Первая мировая война закончилась для нее социалистической революцией, которая в свою очередь переросла в кровопролитную гражданскую войну. Для страны наступило время голода, разрухи, хаоса. Не лучше обстояло дело и в области воздухоплавания и авиации. Первая попытка создания советского летательного аппарата была предпринята еще в годы…

Труба, в которой лечат “болезни” самолета

В начале 20-х гг. в СССР была предпринята попытка создать первый истребитель собственной конструкции — «И-1» («Ил-400»). Проектирование нового самолета поручили авиаконструктору Н.Н. Поликарпову. Первый же полет самолета закончился неудачей — аппарат после взлета упал на хвост. Специалистам ЦАГИ после длительных исследований удалось найти «болезнь», которой болел новый самолет — у истребителя центр парусности не…

Аэродром для самолета-амфибии

«Куда мы плывем? — думали моряки, с тревогой вглядываясь в даль. — Не встретим ли мы на своем пути неожиданное препятствие — рифы, мели, неприятеля?» Но много ли увидишь с палубы качающегося на волнах корабля? Вот если бы можно было подняться повыше… Вскоре на верхушке самой высокой мачты начали устраивать наблюдательный пост. Обзор стал гораздо…

Винтокрылая мощь военной Германии

В годы второй мировой войны конструкторы фашистской Германии добились неплохих результатов в области вертолетостроения. И это не случайно, ведь немецкие генералы, считая, что победа в войне во многом зависит от техники, требовали от авиаконструкторов создания самых разнообразных машин — от реактивных самолетов до ракет «U-2», от летающих монстров до загадочных винтокрылов. Перед самым началом войны…

Самый древний летательный аппарат на земле.

Готов поспорить, мало кто догадывается, что знакомый каждому воздушный змей является самым старым летательным аппаратом на Земле и, следовательно, самым первым. А построен первый воздушный змей был очень изобретательными людьми, населяющими Древний Китай. Они дали человечеству бумагу, порох, изобрели фейерверк, известный нам как салют, построили Великую китайскую стену и еще множество полезных вещей, среди которых…

Крылатая легенда

Рассказывая о летательных аппаратах, рожденных инженерной мыслью Н.Н. Поликарпова, нельзя не остановиться на самолете первоначального обучения «По-2» («У-2») — самолете-легенде. Это был самолет, на котором совершали свой первый полет практически все пилоты СССР в 20—30-х гг. XX в. О его надежности, летных характеристиках и безотказности ходят легенды, а рассказы о его применении в годы второй…

Как обогнать звук?

Примерно через пятьдесят лет после своего рождения авиация отметила еще одно знаменательное событие — самолет смог преодолеть звуковой барьер. Это означает, что с этого момента скорость некоторых видов специальных летательных аппаратов (сверхзвуковых самолетов) стала больше скорости звука, которая в зависимости от высоты полета равна 300—340 м/с. Преодолеть этот барьер оказалось не таким уж легким делом….

Летающие корабли Григоровича

Строительство лодочных гидросамолетов в России началось в 1913 г. под руководством Д.П. Григоровича, который, последовательно совершенствуя схему однодвигательного лодочного гидросамолета, разработал вполне работоспособную модель. На основе этой модели, построенной по схеме многостоечного биплана с толкающим воздушным винтом, весной 1915 г. конструктор создал очень удачную двухместную летающую лодку «М-5». Летающая лодка «М-5» значительно отличалась от своего…

Геликоптерных дел мастера

Плечом к плечу с ведущими вертолетчиками Советского Союза Б.Н. Юрьевым, Н.К. Скржинским и И.П. Братухиным создавали свои, ставшие позже знаменитыми на весь мир винтокрылые машины конструкторы А.С. Яковлев, М.Л. Миль и Н.И. Камов. Опытно-конструкторское бюро М.Л. Миля было создано в 1947 г. К этому времени коллектив ОКБ завершил работу над проектом одновинтового летательного аппарата, первый…

Все права защищены ©2006-2021. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!