Невероятно, но факт!
Главная / Авиация / Аппараты, «рожденные» войной

Аппараты, «рожденные» войной

Фронтовой бомбардировщик «Ту-2». Начиная с 1942 г. было произведено около 2500 самолетов этой марки.В годы Великой Отечественной войны было создано еще несколько интересных моделей самолетов, оставивших немалый след в военной истории. Среди них не последнее место занимают машины, созданные С.А Лавочкиным и В.М. Петляковым. Легендарный истребитель «Ла-5» был разработан под руководством С.А. Лавочкина весной 1942 г. Этот самолет явился результатом модификации самолета «ЛаГГ-3». После установки на него более мощного мотора истребитель «ЛаГГ-3» приобрел те качества, которых ему так недоставало: существенно возросли скорость и скороподъемность, улучшилась вертикальная маневренность. Этот самолет был запущен в серию под маркой «Ла-5», и первые авиационные полки, имевшие на вооружении этот истребитель, появились на фронте уже осенью 1942 г., под Сталинградом.

Вооружение самолета состояло из двух пушек, а мотор «М-82» воздушного охлаждения имел большую живучесть, чем мотор жидкостного охлаждения, и одновременно являлся передней защитой экипажа от огня противника.

Весной 1943 г. на фронт начал поступать уже улучшенный вариант этого истребителя — «Ла-5Ф», имевший более мощный мотор и улучшенный обзор из кабины летчика. В том же году в серию пошла самая совершенная модификация истребителя — «Ла-5ФН». При создании этого самолета конструкторы учли рекомендации специалистов ЦАГИ, что позволило усовершенствовать аэродинамические характеристики машины и снизить ее вес. В результате этого «Ла-5ФН» стал одним из самых легкоуправляемых истребителей, отлично держался в глубоком вираже и обладал не только высокой скоростью и скороподъемностью, но и исключительно хорошими маневренными данными.

«Ла-5ФН» начал поступать в летные подразделения летом 1943 г. и участвовал в сражении на Курской дуге. Воздушные бои показали его превосходство над лучшими модификациями немецких истребителей. По своей боеспособности «Ла-5ФН» в 1943 г. стал сильнейшим истребителем воздушного боя на советско-германском фронте.

Владимир Михайлович ПетляковВладимир Михайлович Петляков (1891—1942) — советский авиаконструктор. Участник разработки первых тяжелых бомбардировщиков «ТБ-1» и «ТБ-3». Создал бомбардировщики «Пе-8» и «Пе-2». Погиб в авиационной катастрофе.

 «Ла-11» — дальний истребитель сопровождения — стал продолжением развития идей, заложенных в «Ла-5». Это был последний советский истребитель, оснащенный поршневым двигателем.

Среди самолетов, созданных советскими конструкторами во время Великой Отечественной войны, видное место занимал скоростной пикирующий бомбардировщик «Пе-2». Первоначально самолет был спроектирован в 1940 г. коллективом конструкторов, возглавляемым В.М. Петляковым, как двухмоторный высотный истребитель дальнего действия — проект «100». Но после визита группы советских авиаконструкторов в Германию было признано, что такой истребитель будет малоэффективным. Требования к самолету изменились, и вскоре он был переделан в пикирующий бомбардировщик. После быстро проведенных испытаний и небольших доделок самолет под маркой «Пе-2» был запущен в серийное производство.

«Пе-2» представлял собой цельнометаллический моноплан с двумя двигателями «М-105Р» по 1100 л.с. Это был первый в СССР максимально электрифицированный самолет. Отклонение закрылков, тормозных щитков, рулей высоты и направления, управление насосом гидросистемы, уборкой и выпуском шасси осуществлялось с помощью электродвигателей. Для облегчения ввода в пикирование и вывода из него после сброса бомб на самолете был установлен специальный электромеханический автомат. Кроме этого самолет имел герметичную кабину, в которой размещались летчик и штурман-бомбардир. Стрелок-радист располагался в фюзеляже.

Модифицированный истребитель «ЛаГГ-3» получил название «Ла-5». По сравнению с прототипом у него существенно возросла скорость полета и быстрота набора высоты, улучшилась вертикальная маневренность.

В начале 1944 г. пол руководством конструктора СЛ. Лавочкина был разработан истребитель «Ла-7». На фронтах этот самолет неоднократно продемонстрировал полное превосходство над немецкими истребителями. Трижды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб на «Ла-7» сбил 17 самолетов противника (в том числе реактивный истребитель «Messerschmitt Me-262») из 62 сбитых им за время войны на истребителях марки «Ла».

Вооружение «Пе-2» состояло из двух неподвижных пулеметов для стрельбы вперед, одного в верхней и одного в нижней «Ла-11» — дальний истребитель сопровождения установках — для стрельбы назад. Кроме того, еще один пулемет находился в распоряжении стрелка-радиста. В зависимости от задания самолет брал до 1500 кг бомб различного калибра. Четыре бомбы по 100 кг размещались на внутренней подвеске в фюзеляже, две — в мотогондолах. Более крупные подвешивались под фюзеляжем. Хорошие пилотажные качества, большая скорость (до 540 км/ч) и значительная высота полета (8800 м) позволяли использовать «Пе-2» для решения многих боевых задач. В годы Великой Отечественной войны этот самолет стал основным фронтовым бомбардировщиком.

Между тем авиаконструкторы не останавливались на достигнутом. Шла работа над созданием новых аппаратов. Под руководством В.М. Петлякова был создан новый самолет — дальний тяжелый бомбардировщик «Пе-8» («ТБ-7»).

Оснащенный четырьмя двигателями мощностью по 1850 л.с., самолет-гигант имел размах крыльев 39 м и длину 23 м. Максимальный взлетный вес бомбардировщика составлял 35 т, при этом «Пе-8» развивал скорость до 405 км/ч. Неся на борту 2 000 кг бомбовой нагрузки, бомбардировщик способен был отразить атаки истребителей противника огнем пушек и пулеметов.

Мало кому известно, что в 1942 г., в разгар второй мировой войны, именно «Пе-8» доставил советскую правительственную делегацию в Соединенные Штаты Америки. При этом большую часть полета самолету пришлось пройти над территорией, оккупированной врагом. Кроме этого, в ночь на 8 августа 1941 г. авиационная группа дальних бомбардировщиков под командованием командира 1-го минно-торпедного полка ВВС Краснознаменного Балтийского флота Е.Н. Преображенского совершила первый бомбовый налет на Берлин. Всего до 4 сентября 1941 г. советские летчики совершили 1.0 налетов на Берлин небольшими группами тяжелых бомбардировщиков. На военные объекты столицы фашизма было сброшено несколько сот крупнокалиберных фугасных бомб. 

Первоначально самолет носил название «ТБ-7». В 1942 г. после существенной модернизации бомбардировщик получил название «Пе-8». Это было связано также с гибелью его конструктора В.М. Петлякова.

Пикирующий бомбардировщик «Пе-2».Еще в 1939 г. под руководством А.Н. Туполева была разработана конструкция фронтового бомбардировщика, получившего название «Ту-2». В мае 1941 г. начались испытания экспериментального самолета, экипаж которого состоял из летчика, штурмана (мог в случае необходимости быть стрелком), стрелка-радиста и стрелка. Первые же полеты нового самолета показали его выдающиеся летные качества. По скорости на средних и больших высотах, дальности полета, бомбовой нагрузке и мощи оборонительного вооружения они существенно превосходили «Пе-2». На высотах более 6 км они летали быстрее практически всех серийных истребителей, как советских, так и немецких, уступая только отечественному истребителю «МиГ-3».

В 1942 г. с конвейера завода сошли первые серийные «Ту-2». Завод произвел уже 80 бомбардировщиков, когда вышло правительственное решение о замене его на истребитель «Як-9». Ошибочность этого решения стала очевидна очень скоро, и производство «Ту-2» возобновили на другом заводе, который дал фронту первые машины уже в 1943 г.

На самолете «Пе-8» («ТБ-7») впервые, раньше чем в США и Англии, были подняты 5-тонные бомбы, хотя действия самолета в наших условиях часто бывали скорее тактическими, чем стратегическими. В мае 1943 г. «Пе-8» бомбили Кенигсберг, а на Курской дуге в июле 1943 г. сбрасывали 5-тонные бомбы на немецкую ударную группировку.

Военно-воздушный флот Российской империи

Российские военные стратеги долгое время скептически оценивали появление новых летательных аппаратов — самолетов, предпочитая им ставшие привычными аэростаты. В 1910 г. во всей императорской армии имелось всего семь самолетов, купленных казной у частных лиц, среди них всего один — российской постройки. Боевой путь авиации начался в период итало-турецкой и двух балканских войн (1911—1913). В болгарской…

Первые реактивные

Еще в начале XX в. российский ученый К.Э. Циолковский предсказал, что вслед за эрой винтовых аэропланов наступит эра аэропланов реактивных. Он считал, что только с реактивным двигателем можно достичь сверхзвуковых скоростей. В 1937 г. молодой и талантливый конструктор A.M. Люлька предложил проект первого советского турбореактивного двигателя. По его расчетам, такой двигатель мог разогнать самолет до…

Воздушные тяжеловозы

Эти самолеты поражают своими размерами, и не зря. Ведь вес грузов, которые они поднимают в воздух исчисляется сотнями тонн. Одним из первых аппаратов-тяжеловозов стал созданный в ОКБ С.В. Ильюшина транспортный самолет «Ил-76», оснащенный турбореактивными двигателями. Первый полет «Ил-76» совершил в 1971 г., и уже в 1974 г. он начал поступать в авиаотряды. Отличительными особенностями этого…

Как создавались первые геликоптеры

Среди проектов летательных аппаратов, разработанных Леонардо да Винчи, можно встретить модель геликоптера со спиральным ротором из накрахмаленного льняного полотна. Предполагалось, что ротор будет приводиться в действие пилотом, который обмотает вокруг мачты веревку и, рванув за нее, приведет ротор во вращение, как это делали раньше, запуская в воздух игрушки. К сожалению, не сохранилось свидетельств современников о…

ВВС ее Величества королевы

К концу первого десятилетия XX в. англичане значительно отставали в области авиастроения от своих французских коллег. К моменту объявления мобилизации в 1914 г. большая часть авиационного парка страны состояла из самолетов иностранного производства, в основном французских. Однако такое отставание было недолгим. Большой экономический, технический и научный потенциал страны позволил уже к середине первой мировой войны…

Самолет — аппарат ХХ века

Наступила вторая половина XX в. Конструкция самолета, претерпев множество изменений, приобрела наконец привычный для нас вид. Ушли в небытие квадропланы, трипланы и практически не используются аппараты, построенные по схеме биплана. И поэтому, если в тексте встретится термин «крыло», мы не будем рисовать в своем воображении фантастические «этажерки», поднимавшиеся в небо в начале XX в., а…

Небесные «спортсмены» и «учителя»

Летчиков всего мира кроме любви к полетам объединяет еще одно обстоятельство — вне зависимости от того, служат они сейчас в военной или гражданской авиации, начинался их путь в небо с управления небольшим тренировочным самолетом-учителем. Самолет «АИР-14» был создан под руководством А.С. Яковлева в 1937 г. Это был одноместный учебно-тренировочный и спортивный самолет, который пошел в…

Вертолет «шагает» по планете

Дальнейшее развитие вертолетостроения было прервано первой мировой войной. Так как этот удивительный аппарат не успел до ее начала доказать свою «полезность» для военных, про винтокрылые машины на время забыли и все силы бросили на развитие самолетостроения. Но едва человечество покончило с кровопролитной войной, из разных стран мира все чаще и чаще стали поступать сведения о…

От икара до сверхзвукового лайнера

«Человек полетит, опираясьне на силу своих мускулов,а на силу своего разума». Н.Е. Жуковский Термин «воздухоплавание» обозначал таюке и летание на аппаратах тяжелее воздуха (самолетах, планерах). Однако мечтать о полетах человек начал гораздо раньше. Построив машины, способные передвигаться по суше, обгоняя самых быстрых животных, и корабли, спорящие с жителями водной стихии, он длительное время продолжал с…

Выше, дальше, быстрее…

Пережив ужасы кровавой первой мировой войны люди считали, что теперь-то мир на земле установится надолго, ведь очень большая цена была заплачена за него. Но это была лишь попытка выдать желаемое за действительное. Историки, политики, военные понимали, что это еще не мир, а, скорее всего, передышка между двумя войнами. И на это были свои причины. Вначале…

Все права защищены ©2006-2021. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!