«Ди-2» — «Douglas» по-советски
В 1935 г. в США фирмой «Douglas» был разработан пассажирский самолет, получивший название «DC-3». Конструкция самолета оказалась необычайно удачной. Она отличалась хорошими пилотажными качествами, высоким уровнем комфорта, совершенным комплексом связного и пилотажно-навигационного оборудования. Хотя по максимальной скорости, которая достигала 330 км/ч, «DC-3» уступал некоторым пассажирским самолетам того времени, но благодаря исключительно высоким экономическим показателям, простоте конструкции и надежности в эксплуатации этот аппарат нашел широкое применение во многих странах мира.
Советский Союз закупил некоторое число «DC-3», а вскоре приобрел и лицензию на его серийное производство. Выпускаемые в СССР самолеты получили сначала обозначение «ПС-84» (по номеру завода-изготовителя), а затем «Ли-2» (по фамилии главного инженера завода Б.П. Лисунова). Вскоре «Ли-2» («ПС-84») стал основным пассажирским и транспортным самолетом СССР и оставался им вплоть до середины 50-х гг., когда широкое распространение получили более совершенные аппараты «Ил-12» и «Ил-14». Самолет отлично зарекомендовал себя в самых разных условиях эксплуатации, начиная с Крайнего Севера и заканчивая самыми южными и высокогорными районами страны.
«Ли-2» представлял собой цельнометаллический моноплан. В его пассажирской кабине, оборудованной комфортабельными креслами, системой отопления и вентиляции, могло разместиться до 21 пассажира. Не меньшее распространение на воздушных трассах Советского Союза получил и транспортный вариант «Ли-2». Кроме этого в годы второй мировой войны этот самолет переоборудовали в бомбардировщик, который снабжался оборонительным вооружением и оснащался подвеской для бомб общим весом до 2 000 кг. Часто этот самолет использовали для связи с партизанскими отрядами и для десантирования небольших групп в тыл врага.
В 1943 г. прошли летные испытания «Ли-2» с гусеничными шасси, однако, они не были успешными. Вскоре появилась высотная модификация «Ли-2В». Моторы этого самолета были оснащены специальными нагнетателями воздуха, что позволило им бесперебойно работать на высоте до 8 000 м. Самолеты с такими моторами использовались для полетов в горных районах и в Арктике.
Легкий транспортный самолет «DC-2», разработанный американским авиапромышленником Дональдом У. Дугласом. Этот самолет, являясь предшественником «DC-3», стал в 1934 г. побелителем в категории грузовых самолетов на авиагонках Мак Робертсон по маршруту Англия — Австралия.
По 11—12 часов в сутки проводили в воздухе гражданские авиаторы во время второй мировой войны в период боев на подступах к Сухуми. Доставляя срочные военные грузы для наземных войск и флота, они в течение ряда дней выполняли по несколько сотен самолето-вылетов. Полеты в горах стали серьезной проверкой профессиональной выучки гражданских авиаторов и одновременно большой школой летного мастерства. Порывистые ветры, низкая облачность, внезапно наплывающие туманы часто закрывали ущелья и долины. От пилотов требовалось летальное знание местности, для того чтобы даже ночью не потерять ориентировку, точно выйти в заданный пункт, нередко расположенный вблизи вражеских позиций.
«Ли-2» можно смело назвать самолетом-«долгожителем». Отдельные экземпляры «Ли-2» продолжают летать до наших дней. Таким долгожительством могут похвастаться разве что такие самолеты-«легенды», как «Ан-2» и «По-2». Всего за время серийного производства в Советском Союзе было выпущено около 4 900 экземпляров самолета «Ли-2».
Такое название для этой главы выбрано не случайно. Именно так, опираясь крыльями на воздух, как это делают птицы, взлетели в небо первые самолеты, открыв новую эру на земле — эру авиации. И не случайно слово «авиация» в переводе с латинского обозначает — птица. Ведь именно мечта людей летать, как птицы, и послужила толчком к зарождению…
Еще в 1914 г. норвежский исследователь Фритьоф Нансен в своей книге «В страну будущего» высказался о том, что авиация будет играть важную роль в освоении Севера, в частности в развитии судоходства через Карское море и устья рек Обь и Енисей. Почти в то же время русскими летчиками были предприняты первые попытки пролететь над Северным морским…
В наши дни самолеты способны летать на огромные расстояния и подниматься на большие высоты. В любое время года, днем и ночью, при любой погоде они пересекают океаны и континенты, летают с околозвуковой и сверхзвуковой скоростью. Но все эти успехи современной авиации были бы невозможны, если бы вместе с развитием самолетов не происходило развитие техники, которая…
Летом 1936 г. технический департамент Германии подготовил задание на новый двухместный гидросамолет. Заказ на его разработку осенью 1936 г. получили две немецкие авиастроительные компании «Arado» и «Focke-Wulf». Традиционно считалось, что для создания небольшого поплавкового самолета требуется использование схемы биплана. По такому пути пошел и Курт Танк при разработке своего «Fw-62». Конструкторское бюро «Arado», не отличавшееся…
Ничто в мире не случается вдруг. Каждому явлению предшествует длительная подготовка. Так и историческому полету аппарата братьев Райт предшествовали многолетние опыты и эксперименты других людей, порой весьма далеких от авиации. Об одном из таких людей, летательный аппарат которого молено считать переходной моделью между аппаратами авиации и воздухоплавания, пойдет этот рассказ. В 1897 г. в небо…
Пожалуй, именно в 20—40-х гг. XX в. воздухоплавание во всем мире получило наибольшее развитие. В СССР еще до появления ЦАГИ, 23 марта 1918 г. была создана «Летучая лаборатория». В ее задачи входили всесторонние экспериментальные исследования в области воздухоплавания и авиации. Летучая лаборатория, руководимая Н.Е. Жуковским, стала первым советским научным авиационным институтом. В 1919 г. было…
В один из осенних дней 1797 г. французский воздухоплаватель Жак Гарнерен поднялся на воздушном шаре над парком Монсо близ Парижа, затем оставил шар и опустился на землю на парашюте собственной конструкции. Считается, что именно в этот день впервые в истории человек доверил этому необычному приспособлению свою жизнь. Возможно, это так, но сама идея спуска с…
Поплавковый патрульный бомбардировщик-торпедоносец «N-3PB» стал первым серийным самолетом, разработанным американской фирмой «Northrop Aircraft Inc». Самолет строился по заказу норвежских ВМС, нуждающихся в поплавковом патрульном самолете. Работы над самолетом были начаты в 1939 г., и уже 1 ноября 1940 г. первый самолет совершил полет на озере Эльсинор в Калифорнии. Несмотря на достаточно мощное вооружение, состоящее из…
Задолго до того дня, когда в свой первый полет отправился самолет братьев Райт, «воздухоплавательный снаряд», построенный российским изобретателем Александром Федоровичем Можайским (1825—1890), оторвался от поверхности земли. Этот аппарат, на который конструктором был получен патент, имел все основные черты современного самолета. Как же случилось, что американские, а не российские изобретатели стали «крестными отцами» авиации? Александр Федорович…
Война — это всегда горе и слезы, но люди слишком быстро забывают об этом. Прошло каких-нибудь два десятка лет со времени окончания первой мировой, а на пороге уже стояла новая война — вторая мировая. 1 сентября 1939 г. немецкие войска вторглись в Польшу, и весь мир оказался втянутым в новую кровопролитную войну. В 1937 г….