Невероятно, но факт!
Главная / Авиация / Ступени в небо

Ступени в небо

Россияне были не единственными, кто, добившись некоторых результатов в области авиастроения, не стал лидером в этой области. В последние десятилетия XIX в. практически во всех странах мира находились люди, каждому из которых можно присвоить титул создателя первого самолета. Но несмотря на неудачи, постигшие их творения, после каждой, даже самой неудачной попытки подняться в небо, человек на одну ступень становился ближе к осуществлению своей мечты.

Практически в одно время с россиянином А.Ф. Можайским созданием самолета занимался известный английский изобретатель Хайрем Максим (1840—1916). Этот человек, «пушечный король», увековечивший свое имя созданием одного из самых популярных пулеметов первой мировой войны, был владельцем многих военных заводов, и значит, человеком обеспеченным. В отличие от А.Ф. Можайского X. Максиму не пришлось выпрашивать денег на постройку летательного аппарата собственной конструкции.

Возможно, именно отсутствие финансовых затруднений сыграло с X. Максимом жестокую шутку. Ведь вместо многолетних продолжительных опытов самоуверенный англичанин сразу же приступил к строительству своего самолета. Появившаяся в результате его деятельности конструкция поражала своими размерами. По свидетельству очевидцев, этот летательный аппарат, на котором изобретатель разместил паровую машину мощностью 360 л.с., скорее напоминал двухэтажный дом, а не самолет, предназначенный для полетов.

По замыслу X. Максима, для того чтобы поднять подобную конструкцию в воздух, ее предварительно необходимо было разогнать до необходимой скорости. Вскоре по его распоряжению было выстроено железнодорожное полотно длиной 500 м. Такой длины «взлетной полосы», по мнению изобретателя, было вполне достаточно.

Наступил день испытаний. Механик-пилот разжег горелку парового котла и после того, как паровая машина набрала нужные обороты, распорядился отсоединить устройство, удерживающее летательный аппарат. Самолет, словно гигантский паровоз, набирая скорость, помчался по рельсам. Однако конца полотна ему достичь не удалось. Встречный порыв ветра подбросил 3,5-тонное чудовище в воздух, после чего оно тут же упало на землю и превратилось в груду обломков.

Самолет конструкции английского изобретателя Хайрема МаксимаОгромный, как двухэтажный дом, самолет конструкции английского изобретателя Хайрема Максима. Во время первого испытания он превратился в груду обломков.

Хайрем Максим сильно переживал неудачу, постигшую его первый летательный аппарат, но от идеи подняться в воздух не отказался. Вскоре им был разработан второй самолет, размерами не намного отличающийся от первого. Однако ему было суждено так и остаться на бумаге. Бизнесмен-Максим победил Максима-авантюриста. Потратив более 500 тысяч фунтов на постройку одного неудачного летательного аппарата, изобретатель не решился повторить попытку еще раз. Вскоре Хайрем Максим вернулся к производству наземного вооружения, предоставив другим возможность заниматься авиастроением.

Безусловно, Максим был прав, отказавшись от идеи «с ходу» покорить небеса. Без знаний и кропотливой исследовательской работы это привело бы его лишь к дополнительным финансовым затратам. Таким, например, на которые обрек себя французский инженер Клеман Адер.

Не один и не два летательных аппарата были построены этим человеком. И ни один из них так и не поднялся в небо. Несомненно, неудачи Адера позволили в дальнейшем многим авиастроителям не повторять ошибки этого французского инженера, однако для него самого итог деятельности был неутешителен — почти десяток неудачных аппаратов и более чем полтора миллиона франков убытка.

Клеман Адер пытался брать не качеством, а количеством. Едва потерпев неудачу с очередным самолетом, он тут же принимался за строительство следующего, внося в его конструкцию небольшие изменения.

Наибольшего внимания, по свидетельству очевидцев, заслуживала модель, получившая название «Avion III». Сам инженер тоже делал на нее ставку и даже собирался продать эту конструкцию министерству обороны Франции, для чего и пригласил на первые летные испытания представителей правительства. Уверенность в успехе была столь велика, что подогреваемый соблазном получить большой военный заказ, Адер игнорировал предостережения помощников о сильном ветре в день испытаний. Результат оказался плачевным как для аппарата, так и для его создателя.

Дан старт! «Avion» начал уверенный разгон по полю. Еще мгновение — и он оторвется от земли, состоится первый полет Летательный аппарат «Avion» французского изобретателя Клемана Адера. Ни олин из подобных аппаратов так и не поднялся в воздух. человека на летательном аппарате тяжелее воздуха… Внезапный порыв ветра поднял самолет в воздух, и он далее пролетел несколько метров, но после этого рухнул на землю. Взору государственной комиссии предстало жалкое зрелище деревянных обломков и обрывков обшивки. Изобретатель пришел в такую ярость, что приказал прямо на месте падения сжечь обломки «Avion». Вслед за этим огню были преданы еще два аппарата, уже готовые для летных испытаний.

Подобно английскому изобретателю Максиму, К. Адер вскоре оставил попытки завоевать лидерство в авиастроении и вернулся к своему обычному делу — конструированию автомобилей.

Несмотря на все неудачи А.Ф. Можайского, Ф. Максима, К. Адера, человечество не оставило попытки завоевать небо на аппарате тяжелее воздуха, и в конце концов одна из них оказалась удачной.

Клеман Адер дожил до глубокой старости, но никогда больше не делал попытки построить летательный аппарат. Он лишь имел возможность наблюдать за тем, как самолеты, построенные другими, завоевывают воздушное пространство.

Последователи Делала

Итак, человек получил в свое распоряжение летательный аппарат в виде воздушного змея. Теперь можно было оторваться от земли и всем телом почувствовать захватывающую прелесть полета. Казалось бы, мечта человека осуществилась… Однако через некоторое время люди, поднимающиеся в воздух при помощи такого аппарата, ощутили некоторую ограниченность подобного полета. Не очень приятно болтаться на привязи и подчиняться…

Летающие агитаторы

Для того чтобы показать всему миру, что авиация молодой Страны Советов ничем не отличается от лучших образцов летательных аппаратов и даже кое в чем превосходит их, в 30-х годах XX в. в СССР была создана целая эскадрилья специального назначения. Основная задача, возложенная на самолеты и их экипажи, входящие в состав этого авиационного отряда, заключалась в…

Фюзеляж, крылья, хвост…

Для того чтобы поближе познакомиться с устройством самолета, мы не будем сразу жеподниматься на борт сверхзвукового лайнера, а рассмотрим конструкцию попроще: например, устройство легкого тренировочного самолета. Он имеет небольшие размеры и простую конструкцию и, тем не менее, содержит все основные части современного летательного аппарата. На легких самолетах, как правило, устанавливаются поршневые двигатели воздушного охлаждения. В…

Гидросамолеты Первой Мировой войны

Если уж первая мировая война захватила сушу и воздух, естественно, не могла она обойти и воду. Не только в России, но и в других странах, участвующих в боевых действиях, в спешном порядке параллельно с выпуском обыкновенных самолетов разворачивали производство летающих лодок. Особенно в этом преуспели конструкторы Германии. В начале 1916 г. немецкая компания «Albatros Werke»…

Летающие труженики

В начале 50-х гг. в Советском Союзе была начата разработка тяжелого транспортного вертолета, и занялись ей специалисты авиастроительного ОКБ А.С. Яковлева. Всего год понадобился на то, чтобы создать двухвинтовой вертолет-гигант «Як-24», опытный образец которого поднялся в воздух 3 июля 1952 г. В апреле 1955 г. началось его серийное производство, было произведено около 100 вертолетов с…

Почему они летают?

К концу XIX в. аэростат уже не считали ярмарочной диковинкой, служащей для увеселения толпы. Большинство людей относилось к нему как к вполне надежному средству для совершения полетов. Но почему он летает, какая сила заставляет подниматься шар в небо, ответить на эти и другие вопросы, связанные с воздухоплаванием, могли лишь немногие. Простейшим объяснением теории воздухоплавания может…

«Красные крылья»

Молодому советскому государству хотелось доказать всему миру, что оно достойно уважения, и в области авиации ему это удавалось: самолеты Советского Союза, осуществляя рекордные перелеты, устремлялись в самые отдаленные уголки планеты, символизируя тем самым могущество своей страны. Весь мир рукоплескал героизму советских пилотов, замешанному на самоотверженности и авантюризме. Впервые в истории советский самолет «АНТ-4» («Страна Советов»)…

Мотор — сердце самолета

Нет необходимости доказывать, что мотор для самолета является основной составной частью. И поэтому сравнение мотора самолета с основным органом человека не случайно. Сердце для человека является источником жизни, мотор для самолета является источником скорости. Из истории абсолютных мировых рекордов скорости полета. Начиная со второй половины 20-х гг. XX в. и до начала второй мировой войны…

Амфибии от Сикорского

Игорь Иванович Сикорский немало сделал в различных областях авиастроения. Кроме тяжелых бомбардировщиков, он создал в 1914—1917 гг. легкие истребители, морской разведчик, легкий разведчик-истребитель, двухмоторный истребитель-бомбардировщик и штурмовик — практически полный парк самолетов всех типов, использовавшихся в первой мировой войне. Революция круто изменила судьбу знаменитого конструктора. С приходом большевиков к власти в России И.И. Сикорский принимает…

Воинственные «стрекозы»

Если в годы второй мировой войны вертолеты не успели продемонстрировать все свои преимущества, то уже в 50-х гг., во время корейской войны, американские военные, превратив Корейский полуостров в полигон для испытания новейшей боевой техники, впервые массированно использовали винтокрылые летательные аппараты для эвакуации раненых, корректировки артиллерийского огня, разведки и переброски небольших подразделений. Вертолеты, садясь на «пятачки»…

Все права защищены ©2006-2022. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!